Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка «Основы православной культуры» для 4 класса (1 год обучения) составлена учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе авторской программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М., 2010.
Программа взята за первый год обучения: часть I (начальная школа) «Роль религиозной культуры в жизни человека», раздел 1: «Мы и наша культура», так как данный курс «Основы православной культуры» изучается в данном классе впервые, а для успешного усвоения материала необходимо постепенное его усложнение с учетом возрастных особенностей учащихся.
Цель курса «Мы и наша культура» в рамках программ «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры»
- формирование начальных и наиболее общих представлений о культуре России российского народа и важности сохранения культурно-национального единства. с целью подготовки младших школьников к последующему получению религиозно-познавательного образования. Настоящий курс изучается в рамках образовательной программы школы во внеурочное время.
Не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере,
Не включает обряды, таинства.
Сохраняется светский характер образования.
Включает: обучение, воспитание, развитие школьника.
Обучение включает знания об истории формирования православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании и т.д.
Воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т. д.,
Развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры.
Занятия проводятся на безвозмездной основе.
Преподавание организуется на обычных для государственных и муниципальных основаниях: педагогическое образование учителя, наличие программы, учебных
пособий и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Гулькевичский район
город Гулькевичи Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от « 29» августа 2014 года
Председатель педсовета
_________________Т.Н.Чупилко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок
Основы православной культуры
1 год
4 класс
Составитель: Литовченко Нина Николаевна
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Основы православной культуры» для 4 класса (1 год обучения) составлена учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе авторской программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М., 2010.
Программа взята за первый год обучения: часть I (начальная школа) «Роль религиозной культуры в жизни человека», раздел 1: «Мы и наша культура», так как данный курс «Основы православной культуры» изучается в данном классе впервые, а для успешного усвоения материала необходимо постепенное его усложнение с учетом возрастных особенностей учащихся.
Цель курса «Мы и наша культура» в рамках программ «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры»
- формирование начальных и наиболее общих представлений о культуре России российского народа и важности сохранения культурно-национального единства. с целью подготовки младших школьников к последующему получению религиозно-познавательного образования.
Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:
— изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём;
— знакомство с агиографией;
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения;
— изучение церковнославянского языка;
— ознакомление с мировыми религиями и сектами;
— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
— ознакомление с основными видами православного богослужения;
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Согласно авторской программы по основам православной культуры А. В. Бородиной «История религиозной культуры» на изучение курса в 4 классе (1-й год обучения) отводится 30 часов.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи на 2014-2015 учебный год рабочая программа кружка «Основы православной культуры» для 4 класса (1-й год обучения) рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.
В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения: для повышения уровня культуры, расширения кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, добавлено:
- 1 час – в раздел «Красота в нашем мире»
- 1 часа - в раздел «Всегда живое»
- 1 часа - в раздел «Наша Родина»
Количество часов распределено следующим образом:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа | |||
1. | Красота в нашем мире | 3 | 4 | |
2. | Хранилища культуры | 5 | 5 | |
3. | Всегда живое | 6 | 7 | |
4. | Наша Родина | 10 | 11 | |
5. | Спаситель | 3 | 3 | |
6. | Семья | 3 | 3 | |
7. | Обобщение знаний (Заключительный урок) | 1 | 1 | |
Итого | 30 | 34 |
Настоящий курс изучается в рамках образовательной программы школы во внеурочное время.
Не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере,
Не включает обряды, таинства.
Сохраняется светский характер образования.
Включает: обучение, воспитание, развитие школьника.
Обучение включает знания об истории формирования
православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании и т.д.
Воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т. д.,
Развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры.
Занятия проводятся на безвозмездной основе.
Преподавание организуется на обычных для государственных и муниципальных основаниях: педагогическое образование учителя, наличие программы, учебных
пособий и т. д.
2. Тематический план программы
1-й год обучения (34 часа: 25 аудиторный, 9 внеаудиторных)
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
Раздел 1. «Мы и наша культура» | 34 | ||||
Тема 1. «Красота в нашем мире» | 4 | 2 | 2 | ||
1 | Нерукотворная красота природы. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. | 1 | 1 | Знать понятие «нерукотворная красота». Уметь: -поддерживать беседу на заданную тему; - давать развернутые ответы на вопросы; -составлять рассказ-описание по картине | |
2 | Рукотворная красота культуры. Человек – создатель культуры. | 1 | 1 | ||
3 | Преподобный Серафим Саровский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. | 1 | 1 | ||
4 | Преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. | 1 | 1 | ||
Тема 2. «Хранилища культуры» | 5 | 3 | 2 | Знать названия основных хранилищ культуры. Уметь: -называть по экспонатам главные музеи страны; - давать развернутые ответы на вопросы; - участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. | |
5 | Музеи как хранители предметов культуры. | 1 | 1 | ||
6 | Государственная Третьяковская галерея. | 1 | 1 | ||
7 | Государственный Русский музей. | 1 | 1 | ||
8 | Библиотека – хранилища культуры. | 1 | 1 | Знать название главной библиотеки страны. Уметь поддерживать беседу на заданную тему. | |
9 | Человек – хранитель культуры. Представление о единстве культуры России. | 1 | 1 | Знать название основных хранилищ культуры. Уметь: -называть по экспонатам главные музеи страны; - давать развернутые ответы на вопросы; - участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. | |
Тема 3. «Всегда живое» | 7 | 4 | 3 | ||
10 | Евангелие. | 1 | 1 | Уметь: -поддерживать беседу на заданную тему; - давать развернутые ответы на вопросы; -составлять рассказ-описание по картине | |
11, 12 | Иконы. | 2 | 1 | 1 | Знать названия икон с познакомившимися на уроке. Уметь давать развернутые ответы на вопросы. |
13 | Храмы. | 1 | 1 | Знать понятие «храм». Уметь давать развернутые ответы на вопросы | |
14 | Особенности внешнего устроения храма. | 1 | 1 | Знать понятия: распятие, купол, барабан, держава, апсида, главка, крест Уметь давать развернутые ответы на вопросы. | |
15 | Общее представление о внутреннем устроении православного храма. | 1 | 1 | Знать понятия: иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник. Уметь давать развернутые ответы на вопросы. | |
16 | Представление о православном богослужении. | 1 | 1 | ||
Тема 4. «Наша Родина» | 11 | 11 | - | ||
17 | Россия – наша Родина. | 1 | 1 | Знать название и символику нашей страны. Уметь: -пользоваться учебником, иллюстрацией, текстом. | |
18 | Города России. | 1 | 1 | Знать основные города и их достопримечательности. Уметь: - ориентироваться в тексте; -соотносить город с его достопримечательностями. | |
19 | Москва – столица России. Поэты и художники России – о Москве. | 1 | 1 | Знать основные города и их достопримечательности. Уметь: - ориентироваться в тексте; -соотносить город с его достопримечательностями. | |
20 | Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. | 1 | 1 | Уметь осуществлять поиск необходимой литературы в библиотеке. | |
21 | Народ и культура. | 1 | 1 | Знать названия основных произведений искусства. Уметь: - связно высказать суждение по изученному материалу; -передавать содержание материала услышанного на уроке; - составлять свой текст; - быстро ориентироваться в условиях речевого общения. | |
22 | Народ как общество людей, объединенных общими целями, идеями, языком, культурой. | 1 | 1 | ||
23 | Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). | 1 | 1 | ||
24 | Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. | 1 | 1 | Знать понятия: «Отчизна», «Отечество», «Отечественная культура». Уметь связно высказать суждение по изученному материалу. | |
25 | Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». | 1 | 1 | ||
26 | Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля» | 1 | 1 | Знать понятия: «Русь», «русы», «государственный язык». Уметь - связно высказать суждение по изученному материалу; - составлять свой текст; -поддерживать беседу на заданную тему; - давать развернутые ответы на вопросы. | |
27 | Представление о православии. | 1 | 1 | ||
Тема 5. «Спаситель» | 3 | 2 | 1 | ||
28 | Богочеловек. Сын бога. Богородица. | 1 | 1 | Знать названия основных произведений искусства. Уметь различать произведения искусства по характерным признакам. | |
29 | Христос как Спаситель Мира. Икона «Всех скорбящих Радость» | 1 | 1 | ||
30 | Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. | 1 | 1 | Знать понятия: «искупление» и «Искуситель». Уметь устанавливать разницу между понятиями. | |
Тема 6. «Семья» | 3 | 2 | 1 | ||
31 | Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. | 1 | 1 | Знать представления православных основ семьи. Уметь: - связно высказать суждение по изученному материалу; -передавать содержание услышанного на уроке; - составлять свой текст; - быстро ориентироваться в условиях речевого общения | |
32 | Традиционное отношение к иконе в православных семьях. | 1 | 1 | ||
33 | Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. | 1 | 1 | ||
Заключительный урок | 1 | 1 | |||
34 | Обобщение знаний о Спасителе и православии. Знакомство с иконами «господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). | 1 | 1 | Уметь: - связно высказать суждение по изученному материалу; -передавать содержание услышанного на уроке; - составлять свой текст; - быстро ориентироваться в условиях речевого общения | |
Итого часов | 34 | 24 | 10 |
|
3. Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» (34 часа: 24 аудиторный, 10 внеаудиторных)
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» (4 часа: 2 аудиторный, 2 внеаудиторных)
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» (5 часов: 3 аудиторный, 2 внеаудиторных)
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3.«ВСЕГДА ЖИВОЕ» (7 часов: 4 аудиторный, 3 внеаудиторных)
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4.«НАША РОДИНА» (11 часов: 11 аудиторный)
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столицаРоссии. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» (3 часа: 2 аудиторный, 1 внеаудиторных)
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ» (3 часа: 2 аудиторный, 1 внеаудиторных)
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Заключительный урок (1 часа: 1 внеаудиторных)
Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).
- Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны
знать
содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета,
уметь
читать и понимать церковнославянские тексты,
знать историю, значение и традиции православных праздников,
уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
- Формы контроля
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ.
В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся).
- Методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
• единства образовательного и воспитательного процессов;
• рефлексивного обучения;
• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Предпочтительные методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
2) комментированное чтение;
3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
4) сократический урок;
5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;
7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п\п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
| ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 | Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. – М.: ОПК, 2005, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006. Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005. Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11. Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19. Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6. Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63. Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51. Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15. Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17. Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12. Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры». | 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
| ||
2.1 2.2 | Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007. Карточки по основам православной культуры | 5 комплектов По количеству учащихся |
| ||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Телевизор. Видеоплейер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп). Мультимедийный проектор | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
| ||
4.1 | Видеофильмы (в том числе в цифровой форме), видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), отражающие основные темы разделов курса. | 15 |
| ||
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | Настольные развивающие игры по тематике кружка Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, быт и др.) Наборы кукол в традиционных костюмах Кубани Подвижные игры Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | 2 комплекта 1 1 1 По количеству учащихся |
| ||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 | Ученические двухместные столы. Ученические комплекты стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для книг. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. Настенные часы. | 15 30 1 5 1 2 1 1 |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 1-3 класс
Программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» включает цель, задачи, тематическое планирование и краткое содержание каждого занятия для 1, 2, 3 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов казачьей направленности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Православное краеведение", 2 класс
В ходе занятий обучающиеся знакомятся с основными праздниками и традициями православных христиан, с житием Святых, с историей икон Божией Матери, с храмами родного города и святыми местами Курского кр...