Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Литовченко Нина Николаевна

Рабочая  программа кружка  «Основы православной культуры»  для 4  класса (1 год обучения)  составлена  учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе  авторской программы  А. В. Бородиной «История религиозной культуры», программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М., 2010.

Программа взята за первый год обучения: часть I (начальная школа) «Роль религиозной культуры в жизни человека», раздел 1: «Мы и наша культура», так как данный курс «Основы православной культуры»  изучается в данном классе впервые, а для успешного усвоения материала необходимо постепенное его усложнение с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цель курса «Мы и наша культура» в рамках программ «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры»

- формирование начальных и наиболее общих представлений о культуре России российского народа и важности сохранения культурно-национального единства. с целью подготовки младших школьников к последующему получению религиозно-познавательного образования. Настоящий курс изучается в рамках образовательной программы школы во внеурочное время.

Не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере,

Не включает обряды, таинства.

Сохраняется светский характер образования.

Включает: обучение, воспитание, развитие школьника.

Обучение включает знания об истории формирования православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании и т.д.

Воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т. д.,
Развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры.

Занятия проводятся на безвозмездной основе.

Преподавание организуется на обычных для государственных и муниципальных основаниях: педагогическое образование учителя, наличие программы, учебных

пособий и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Гулькевичский район

город Гулькевичи Краснодарского края 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 4

 

                                         УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от « 29»  августа  2014 года

Председатель педсовета

_________________Т.Н.Чупилко

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок

Основы православной культуры

1 год

4 класс

                                                               Составитель:  Литовченко Нина Николаевна

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа кружка  «Основы православной культуры»  для 4  класса (1 год обучения)  составлена  учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе  авторской программы  А. В. Бородиной «История религиозной культуры», программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М., 2010.

Программа взята за первый год обучения: часть I (начальная школа) «Роль религиозной культуры в жизни человека», раздел 1: «Мы и наша культура», так как данный курс «Основы православной культуры»  изучается в данном классе впервые, а для успешного усвоения материала необходимо постепенное его усложнение с учетом возрастных особенностей учащихся. 

Цель курса «Мы и наша культура» в рамках программ «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры»

- формирование начальных и наиболее общих представлений о культуре России российского народа и важности сохранения культурно-национального единства. с целью подготовки младших школьников к последующему получению религиозно-познавательного образования.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

—        изучение православной религиозной традиции;

—        изучение истории христианства;

—        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—        изучение православной этики;

—        ознакомление с православным календарём;

—        знакомство с агиографией;

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с особенностями православного богослужения;

—        изучение церковнославянского языка;

—        ознакомление с мировыми религиями и сектами;

—        ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

—        ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

—        ознакомление с основными видами православного богослужения;

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—        предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

—        воспитание патриотизма;

—        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—        оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

—        возрождение православных основ семьи;

—        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Согласно  авторской программы по основам православной культуры  А. В. Бородиной «История религиозной культуры» на изучение курса в 4 классе (1-й год обучения) отводится 30 часов.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи  на 2014-2015 учебный год рабочая программа кружка «Основы православной культуры» для 4 класса (1-й год обучения) рассчитана на  34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения: для повышения уровня культуры, расширения кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, добавлено:

  • 1 час – в раздел «Красота в нашем мире»
  • 1 часа - в раздел «Всегда живое»  
  • 1 часа - в раздел «Наша Родина»  

Количество часов распределено следующим образом:

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Красота в нашем мире

3

4

2.

Хранилища культуры

5

5

3.

Всегда живое

6

7

4.

Наша Родина

10

11

5.

Спаситель

3

3

6.

Семья

3

3

7.

Обобщение знаний

(Заключительный урок)

1

1

Итого

30

34

Настоящий курс изучается в рамках образовательной программы школы во внеурочное время.

Не ставит своей целью подготовку служителей Церкви или воспитания в вере,

Не включает обряды, таинства.

Сохраняется светский характер образования.

Включает: обучение, воспитание, развитие школьника.

Обучение включает знания об истории формирования

православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании и т.д.

Воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т. д.,
Развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры.

Занятия проводятся на безвозмездной основе.

Преподавание организуется на обычных для государственных и муниципальных основаниях: педагогическое образование учителя, наличие программы, учебных

пособий и т. д.

   


2.  Тематический  план программы

1-й год обучения (34 часа:  25  аудиторный, 9 внеаудиторных)

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Характеристика деятельности

обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

 Раздел 1. «Мы и наша культура»

34

Тема 1. «Красота в нашем мире»

4

2

2

1

Нерукотворная красота природы.

Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

1

1

Знать понятие «нерукотворная красота».

Уметь:

-поддерживать беседу на заданную тему;

- давать развернутые ответы на вопросы;

-составлять рассказ-описание по картине

2

Рукотворная красота культуры. Человек – создатель культуры.

1

1

3

Преподобный Серафим Саровский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

1

1

4

Преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

1

1

Тема 2. «Хранилища культуры»

5

3

2

Знать названия основных хранилищ культуры.

Уметь:

-называть по экспонатам главные музеи страны;

- давать развернутые ответы на вопросы;

- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

5

Музеи как хранители предметов культуры.

1

1

6

Государственная Третьяковская галерея.

1

1

7

Государственный Русский музей.

1

1

8

Библиотека – хранилища культуры.

1

1

Знать название главной библиотеки страны.

Уметь поддерживать беседу на заданную тему.

9

Человек – хранитель культуры.

Представление о единстве культуры России.

1

1

Знать название основных хранилищ культуры.

Уметь:

-называть по экспонатам главные музеи страны;

- давать развернутые ответы на вопросы;

- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

Тема 3. «Всегда живое»

7

4

3

10

Евангелие.

1

1

Уметь:

-поддерживать беседу на заданную тему;

- давать развернутые ответы на вопросы;

-составлять рассказ-описание по картине

11, 12

Иконы.

2

1

1

Знать названия икон с познакомившимися на уроке.

Уметь давать развернутые ответы на вопросы.

13

Храмы.

1

1

Знать понятие «храм». Уметь давать развернутые ответы на вопросы

14

Особенности внешнего устроения храма.

1

1

Знать понятия: распятие, купол, барабан, держава, апсида, главка, крест

Уметь давать развернутые ответы на вопросы.

15

Общее представление о внутреннем устроении православного храма.

1

1

Знать понятия: иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник.

Уметь давать развернутые ответы на вопросы.

16

Представление о православном богослужении.

1

1

Тема 4. «Наша Родина»

11

11

-

17

Россия – наша Родина.

1

1

Знать название и символику нашей страны.

Уметь:

-пользоваться учебником, иллюстрацией, текстом.

18

Города России.

1

1

Знать основные города и их достопримечательности.

Уметь:

- ориентироваться в тексте;

-соотносить город с его достопримечательностями.

19

Москва – столица России. Поэты и художники России – о Москве.

1

1

Знать основные города и их достопримечательности.

Уметь:

- ориентироваться в тексте;

-соотносить город с его достопримечательностями.

20

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России.

1

1

Уметь осуществлять поиск необходимой литературы в библиотеке.

21

Народ и культура.

1

1

Знать названия основных произведений искусства.

Уметь:

- связно высказать суждение по изученному материалу;

-передавать содержание материала услышанного на уроке;

- составлять свой текст;

- быстро ориентироваться в условиях речевого общения.

22

Народ как общество людей, объединенных общими целями, идеями, языком, культурой.

1

1

23

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

1

1

24

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.

1

1

Знать понятия: «Отчизна», «Отечество», «Отечественная культура».

Уметь связно высказать суждение по изученному материалу.

25

Понятия «Отечество», «Отчизна»,  «Отечественная культура».

1

1

26

Понимание  смысловой  и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ»,  «русское государство», «Русская земля»

1

1

Знать понятия: «Русь», «русы», «государственный язык».

Уметь

- связно высказать суждение по изученному материалу;

- составлять свой текст;

-поддерживать беседу на заданную тему;

- давать развернутые ответы на вопросы.

27

Представление о православии.

1

1

Тема 5. «Спаситель»

3

2

1

28

Богочеловек. Сын бога. Богородица.

1

1

Знать названия основных произведений искусства.

Уметь различать произведения искусства по характерным признакам.

29

Христос как Спаситель Мира. Икона «Всех скорбящих Радость»

1

1

30

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

1

1

Знать понятия: «искупление» и «Искуситель».

Уметь устанавливать разницу между понятиями.

 Тема 6. «Семья»

3

2

1

31

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.

1

1

Знать представления православных основ семьи.

Уметь:

- связно высказать суждение по изученному материалу;

-передавать содержание услышанного на уроке;

- составлять свой текст;

- быстро ориентироваться в условиях речевого общения

32

Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

1

1

33

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

1

1

Заключительный урок

1

1

34

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Знакомство с иконами «господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

1

1

Уметь:

- связно высказать суждение по изученному материалу;

-передавать содержание услышанного на уроке;

- составлять свой текст;

- быстро ориентироваться в условиях речевого общения

Итого часов

34

24

10

  


3. Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»  (34 часа:  24  аудиторный, 10 внеаудиторных)

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ»  (4 часа:  2 аудиторный, 2 внеаудиторных)

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ»  (5 часов:   3  аудиторный, 2 внеаудиторных)

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

Тема 3.«ВСЕГДА ЖИВОЕ» (7 часов:  4 аудиторный, 3 внеаудиторных)

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Тема 4.«НАША РОДИНА» (11 часов:  11  аудиторный)

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва – столицаРоссии. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России – о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» (3 часа:  2  аудиторный, 1 внеаудиторных)

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Тема 6. «СЕМЬЯ» (3 часа:  2 аудиторный, 1 внеаудиторных)

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок (1 часа:  1 внеаудиторных)

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).

  1. Предполагаемые результаты реализации программы

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны

знать

содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета,

уметь

читать и понимать церковнославянские тексты,

знать историю, значение и традиции православных праздников,

уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

  1. Формы контроля

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ.

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся).

  1. Методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—        учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

—        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—        учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

—        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—        основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

—        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;

2) комментированное чтение;

3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

4) сократический урок;

5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;

7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п\п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. М.: ОПК, 2005, 2007.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы

Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.

Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.

Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.

Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.

Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.

Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. М.: ОПК, 2006.

Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.

Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов

Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.

Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.

Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.

Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.

Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.

Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51.

Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.

Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.

Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.

Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры».

25

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Печатные пособия

2.1

2.2

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

Карточки по основам православной культуры

5 комплектов

По количеству учащихся

  1. Технические средства обучения

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплейер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Экранно-звуковые пособия

4.1

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме), видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи),  отражающие основные темы разделов курса.

15

  1. Игры и игрушки

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Настольные развивающие игры по тематике кружка

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, быт и др.)

Наборы кукол в традиционных костюмах Кубани

Подвижные игры

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

2 комплекта

1

1

1

По количеству учащихся

  1. Оборудование кабинета (-ов)

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

Ученические  двухместные столы.

Ученические  комплекты стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для книг.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

Настенные часы.

15

30

1

5

1

2

1

1

   

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 1-3 класс

Программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» включает цель, задачи, тематическое планирование и краткое содержание каждого занятия для 1, 2, 3 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов казачьей направленности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Православное краеведение", 2 класс

В ходе занятий обучающиеся знакомятся с основными праздниками и традициями православных христиан, с житием Святых, с историей икон Божией Матери, с храмами родного города и святыми местами Курского кр...