Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ

Слепухова Надежда Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры" дл 1 - 4 классов разработана на основе учебника В.М.Меньшикова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_opk_1-4_2024.docx77.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №48 имени Р.М. Каменева»

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №48

им. Р.М. Каменева»

_______________И.П. Верютина

Приказ №___

от «___» _______________ 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации: 1 год

г.Курск 2024

 

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.

Рабочая программа составлена на основе:

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ;

-учебной рабочей программы / Курск. гос. ун-т Курск, 2010. – 93 с.  

В.М. Меньшикова, доктора педагогических наук, профессора, научного руководителя в соавторстве с :

Л.П. Гладких, кандидат педагогических наук,

протоиерей Валентин Гребеньков, преподаватель,

архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),

кандидат педагогических наук, доцент,

С.Э. Наперстникова, учитель

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Содержание курса «Основы православной культуры»

1 класс

Священная история Ветхого Завета

В добрый путь!

Мир Божий.

Мир видимый и невидимый. Ангелы в небе высоком живут.

 Бог – Творец видимого мира и человека.

Жизнь первых людей в раю. Как Адам и Ева покинули рай. Обетование Спасителя как проявление любви Божией к людям.

Тайна Пресвятой Троицы.

Священная история Нового Завета

 Рождество и детство Девы Марии. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Спаситель приходит в мир. Рождество Христово. Поклонение волхвов.

Сретение Господне. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери

Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Таинство крещения в жизни человека.

Чему учил людей Иисус Христос.

Как Иисус Христос помогал людям. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа.

Явления Воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Образование Церкви Христовой.

Православная культура

Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм?

*Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие).

Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный». *Праздник Крещение Господне

Как человек говорит с Богом. Молитва. Что такое пост?

 Православные праздники. Праздники в нашем доме: день рождения, день именин. *Праздник Сретение Господне.

Православная этика

Любовь – венец всех человеческих добродетелей.

Совесть – голос Божий в душе человека.

Добрые и злые дела человека.

Простить – исправить зло. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста

Радость послушания. Дети и родители.

Доброе отношение к животным.

Милосердие. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Зависть. *Праздник Вход Господень в Иерусалим.

*Праздник Светлого Воскресения Христова

Отношение к чужому. Не укради.

Ложь – это грех. Честность.

Трусость и  жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость.

О трудолюбии. *День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

           Содержание курса «Основы православной культуры»

2 класс

Основные религиозные понятия и представления

Наша Родина – Россия. Крещение Руси.

Откуда мы знаем о Боге. Священное Писание и Священное Предание. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий.

Свойства Божии: Всеведущий, Всемогущий, Всеблагой. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Учение о Святой Троице. *Праздник Воздвижения Креста Господня.

Священная история Ветхого Завета

Бог – Творец мира.

Жизнь первых людей в раю. Грехопадение – результат непослушания и гордыни. Зло в жизни людей от непослушания и гордыни. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство как следствие зависти.

Всемирный потоп – наказание за грех. Спасение праведного Ноя и его семьи. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери.

Дети Ноя. Отношение к родителям. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил.

Вавилонская башня. О гордости и славолюбии.

Пророк Моисей. Исход  еврейского народа из Египта.

Чудеса Божии в пустыне. Дарование Закона Божьего на горе Синай. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало Рождественского поста.

Священная история Нового Завета

Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы.

Рождество Христово. Сретенье Господне.

Детство и юность Иисуса Христа.

Как принято встречать Рождество Христово.

*Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие).

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. *Праздник Крещение Господне. Явление Святой Троицы на Иордане.

Таинство Крещения и Миропомазания. Таинство Исповеди – освобождение от грехов.

Иисус Христос в пустыне. Пост и искушение. Первые ученики Иисуса Христа.

Учение Господа Иисуса Христа. Закон Божественной любви. Нагорная проповедь. *Праздник Сретения Господня.

Чудеса Господа Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Таинство Святого Причащения.

В саду Гефсиманском. Иисус Христос на суде. Крестный путь Спасителя. Распятие, смерть, погребение и воскрешение Иисуса Христа.

Вознесение Господне. День Святой Троицы. Образование церкви Христовой. *Прощеное воскресение. Начало Великого поста.

Успение Божией Матери. Помощь Божией Матери людям.

Жизнь святых людей – пример всех людей.

Святые апостолы.

Святые великомученики – Георгий Победоносец. Любовь русского народа к этому святому. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник. Любовь русского народа к святителю Николаю. *Праздник Вход Господень в Иерусалим.

Святой великомученик Пантелеимон. *Страстная седмица. Воскресение Христово.

*Празднование Светлого Воскресения Христова.

Святой Илья Муромец.  Ратные и духовные подвиги.Великомученик Георгий Победоносец – защитник христиан. Равноапостольный князь Владимир Великий – Красное Солнышко. Святой князь Александр Невский – защитник земли русской. Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие

Святой батюшка Серафим Саровский. Простить – исправить зло

Святая блаженная Матрона Московская – великая молитвенница

 

Содержание курса «Основы православной культуры»

3 класс

Священная история Ветхого Завета.

Учеба – наш главный труд

О святой Библии. Творение ангельского мира

Творение видимого мира. Первый, второй и третий дни творения. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы 

Четвертый, пятый и шестой дни творения видимого мира. *Праздник Воздвижения Креста Господня

Сотворение человека

Первый грех. Грехопадение и его последствия. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Каин и Авель. Всемирный потоп.

Дети Ноя. Вавилонская башня. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери

Появление идолопоклонства. Праведный  Авраам – отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде трех странников  

Авраам и Исаак. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил

Исаак и его сыновья. Видение Иаковом таинственной лестницы. *Начало Рождественского поста

Дети Иакова. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Жизнь Иосифа в Египте. Переселение семейства Иакова в Египет

В Египетском плену. Переход евреев через Красное море. Чудеса Божии в пустыне

Дарование десяти заповедей Закона Божия на горе Синай. Первые четыре заповеди Закона Божия. Нравственное поведение ребенка

Заповеди (5 – 7) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка

Священные истории Нового Завета

Заповеди (8 – 10) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка.  *Праздник  Рождества Христова

Скиния. Странствование израильтян по пустыне. Вступление евреев в Землю обетованную. *Праздник Крещения Господня

История царя Давида

Царствование Соломона

Царство Израильское и его падение. Пророки царства Израильского: Илия, Елисей, Иона. *Праздник Сретения Господня

Царство Иудейское и его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исаия, Иеремия.

Вавилонский плен. Пророк Даниил и его друзья

Возвращение иудеев из Вавилонского плена. Иудеи под властью греков и римлян. Всеобщее ожидание Спасителя

Православная культура

Православная церковь. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста

Молитвенная культура православия

Богослужение православной церкви

Священнослужители. Церковнослужители. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Монашество, его смысл. Монастыри. Паломничество. *Праздник Входа Господня в Иерусалим

Таинства церкви. *Страстная седмица. Воскресение Христово

Православный храм

О святых иконах

Церковное пение

Колокола и колокольный звон

 Содержание курса «Основы православной культуры»

4 класс

Священная история Нового Завета

Жизнь человека и ее плоды

Евангелие – главная книга Священного Писания

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери.

*Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения

Рождество Христово. *Праздник Воздвижения Креста Господня. Крест в жизни человека – трудности и скорби

Детство Иисуса Христа

Предтеча и Креститель Господень Иоанн, его жизнь, проповедь и служение Богу. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Святой Роман Сладкопевец

Крещение Господне. Иисус Христос в пустыне. Первые ученики Иисуса Христа

Чудеса Господни. *Праздник Казанской иконы Божией Матери.

Иисус Христос и дети

Преображение Господне. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил

Враги Иисуса Христа. Страдания и смерть Господа. Воскресение и Вознесение Господа Иисуса Христа. *Начало Рождественского поста

Нагорная проповедь. Евангельские заповеди Блаженств. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Евангельские заповеди Блаженств (продолжение)

Евангельские заповеди Блаженств (продолжение)

Евангельские заповеди Блаженств (окончание)

Молитва Господня

Евангельские притчи и их значение.  Притча о сеятеле

Притча о милосердном царе и злом рабе. *Праздник Крещения Господня

Притча о талантах. Притча о блудном сыне

Притча о милосердном самарянине

Исцеление десяти прокаженных. Благодарение Бога *Праздник Сретение Господне 

История Русской Православной Церкви

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий

Мудрая княгиня Ольга. *Начало Великого поста. Прощеное воскресенье 

Великий князь Владимир

Святые князья Борис и Глеб

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели русского монашества. *Третья неделя Великого поста. Сорок мучеников Севастийских (22 марта)

Преподобные Нестор-летописец и Алипий-иконописец. *Пост – время покаяния. Преподобная Мария Египетская

Преподобный Сергий Радонежский – великий русский святой. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Дмитрий Донской – защитник земли русской.  *Лазарева суббота. Вход Господень в Иерусалим

Патриарх Гермоген. *Страстная седмица. Воскресение Христово. Светлая седмица. Радоница 

Блаженная Ксения Петербургская

Святитель Тихон Задонский – помощник бедных

Серафим Саровский – «сей есть от рода нашего»

Иоанн Кронштадтский – великий святой России Преподобный Серафим Вырицкий – молитвенник за победу в Великой Отечественной войне

     

Планируемые результаты освоения учебного курса

«Основы православной культуры»

I. Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают  готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

1.1. Гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

1.2. Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

1. 3. Эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

1.4.А. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

1.4. Б. соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

1.5. Трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

1.6. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

1.7. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

 II.  Метапредметные результаты:

2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

  1. базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

  1. совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

  1. самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты курса «Основы православной культуры»:

  1. понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
  2. формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

З) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;

  1. формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;
  2. знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;
  3. формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;
  4. построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
  5. понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
  6. овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
  7. понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
  8. формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,

«сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

  1. умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории

России, современной жизни;

  1. открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

43.6.5. По учебному модулю «Основы религиозных культур народов России»: 1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

З) возможность осуществления обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы религиозных культур народов России;

  1. формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучений традиционных религий народов России, называть имена их основателей и основные события, связанные с историей их возникновения и развития;
  2. знание названий священных книг традиционных религий народов

России, умение кратко описывать их содержание;

  1. формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей культовых сооружений, религиозных служб, обрядов традиционных религий народов России;
  2. построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
  3. понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей;
  4. овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
  5. понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11)формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,

«сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

  1. умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозных культурах, истории

России, современной жизни;

  1. открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

Тематическое планирование  с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

1 класс

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Виды контроля

Целевые приоритеты воспитания

Электронные      (цифровые) ресурсы

1

Священная история Ветхого Завета

6

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

2

Священная история Нового Завета

9

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

3

Православная культура

5

1,3е, 4

http://window.edu.ru/window/catalog

4

Православная этика

13

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

Итого

33

Тематическое планирование  с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

2 класс

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Виды контроля

Целевые приоритеты воспитания

Электронные      (цифровые) ресурсы

1

Основные религиозные понятия и представления

4

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

2

Священная история Ветхого Завета

8

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

3

Священная история Нового Завета

14

1,3е, 4

http://window.edu.ru/window/catalog

4

Жизнь святых людей – пример всех людей

8

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

Итого

34

Тематическое планирование  с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

3 класс

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Виды контроля

Целевые приоритеты воспитания

Электронные      (цифровые) ресурсы

1

Священная история Нового Завета

16

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

2

Православная культура

8

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

3

Православная этика

10

1,3е, 4

http://window.edu.ru/window/catalog

Итого

34

Тематическое планирование  с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

4 класс

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Виды контроля

Целевые приоритеты воспитания

Электронные      (цифровые) ресурсы

1

Священная история Нового Завета

21

1, 2,         3е, 4

http://www.pravoslavie.ru/

2

История Русской Православной Церкви

13

1,3е, 4

http://window.edu.ru/window/catalog

Итого

34

Целевые приоритеты воспитания:

  1.  Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
  3. Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

  1. быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
  2. быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  3. знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
  5. проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

Календарно-тематическое планирование

курса «Основы православной культуры»

(1–4 классы)

1 класс

№ урока

Тема урока

Священная история Ветхого Завета

В добрый путь!

Мир Божий.

Мир видимый и невидимый. Ангелы в небе высоком живут.

 Бог – Творец видимого мира и человека.

Жизнь первых людей в раю. Как Адам и Ева покинули рай. Обетование Спасителя как проявление любви Божией к людям.

Тайна Пресвятой Троицы.

Священная история Нового Завета

 Рождество и детство Девы Марии. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Спаситель приходит в мир. Рождество Христово. Поклонение волхвов.

Сретение Господне. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери

Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Таинство крещения в жизни человека.

Чему учил людей Иисус Христос.

Как Иисус Христос помогал людям. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа.

Явления Воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Образование Церкви Христовой.

Православная культура

Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм?

*Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие).

Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный». *Праздник Крещение Господне

Как человек говорит с Богом. Молитва. Что такое пост?

 Православные праздники. Праздники в нашем доме: день рождения, день именин. *Праздник Сретение Господне.

Православная этика

Любовь – венец всех человеческих добродетелей.

Совесть – голос Божий в душе человека.

Добрые и злые дела человека.

Простить – исправить зло. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста

Радость послушания. Дети и родители.

Доброе отношение к животным.

Милосердие. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Зависть. *Праздник Вход Господень в Иерусалим.

*Праздник Светлого Воскресения Христова

Отношение к чужому. Не укради.

Ложь – это грех. Честность.

Трусость и  жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость.

О трудолюбии. *День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

2 класс

№ урока

Тема урока

1

Основные религиозные понятия и представления

Наша Родина – Россия. Крещение Руси.

2

Откуда мы знаем о Боге. Священное Писание и Священное Предание. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий.

3

Свойства Божии: Всеведущий, Всемогущий, Всеблагой. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

4

Учение о Святой Троице. *Праздник Воздвижения Креста Господня.

5

Священная история Ветхого Завета

Бог – Творец мира.

6

Жизнь первых людей в раю. Грехопадение – результат непослушания и гордыни. Зло в жизни людей от непослушания и гордыни. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

7

Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство как следствие зависти.

8

Всемирный потоп – наказание за грех. Спасение праведного Ноя и его семьи. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери.

9

Дети Ноя. Отношение к родителям. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил.

10

Вавилонская башня. О гордости и славолюбии.

11

Пророк Моисей. Исход  еврейского народа из Египта.

12

Чудеса Божии в пустыне. Дарование Закона Божьего на горе Синай. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало Рождественского поста.

13

Священная история Нового Завета

Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы.

14

Рождество Христово. Сретенье Господне.

15

Детство и юность Иисуса Христа.

16

Как принято встречать Рождество Христово.

17

*Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие).

18

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. *Праздник Крещение Господне. Явление Святой Троицы на Иордане.

19

Таинство Крещения и Миропомазания. Таинство Исповеди – освобождение от грехов.

20

Иисус Христос в пустыне. Пост и искушение. Первые ученики Иисуса Христа.

21

Учение Господа Иисуса Христа. Закон Божественной любви. Нагорная проповедь. *Праздник Сретения Господня.

22

Чудеса Господа Иисуса Христа.

23

Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Таинство Святого Причащения.

24

В саду Гефсиманском. Иисус Христос на суде. Крестный путь Спасителя. Распятие, смерть, погребение и воскрешение Иисуса Христа.

25

Вознесение Господне. День Святой Троицы. Образование церкви Христовой. *Прощеное воскресение. Начало Великого поста.

26

Успение Божией Матери. Помощь Божией Матери людям.

27

Жизнь святых людей – пример всех людей.

Святые апостолы.

28

Святые великомученики – Георгий Победоносец. Любовь русского народа к этому святому. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

29

Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник. Любовь русского народа к святителю Николаю. *Праздник Вход Господень в Иерусалим.

30

Святой великомученик Пантелеимон. *Страстная седмица. Воскресение Христово.

31

*Празднование Светлого Воскресения Христова.

32

Святой Илья Муромец.  Ратные и духовные подвиги.Великомученик Георгий Победоносец – защитник христиан. Равноапостольный князь Владимир Великий – Красное Солнышко. Святой князь Александр Невский – защитник земли русской. Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие

33

Святой батюшка Серафим Саровский. Простить – исправить зло

34

Святая блаженная Матрона Московская – великая молитвенница

3 класс

№ урока

Тема урока

1

Священная история Ветхого Завета.

Учеба – наш главный труд

2

О святой Библии. Творение ангельского мира

3

Творение видимого мира. Первый, второй и третий дни творения. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы 

4

Четвертый, пятый и шестой дни творения видимого мира. *Праздник Воздвижения Креста Господня

5

Сотворение человека

6

Первый грех. Грехопадение и его последствия. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

7

Каин и Авель. Всемирный потоп.

8

Дети Ноя. Вавилонская башня. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери

9

Появление идолопоклонства. Праведный  Авраам – отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде трех странников  

10

Авраам и Исаак. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил

11

Исаак и его сыновья. Видение Иаковом таинственной лестницы. *Начало Рождественского поста

12

Дети Иакова. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

13

Жизнь Иосифа в Египте. Переселение семейства Иакова в Египет

14

В Египетском плену. Переход евреев через Красное море. Чудеса Божии в пустыне

15

Дарование десяти заповедей Закона Божия на горе Синай. Первые четыре заповеди Закона Божия. Нравственное поведение ребенка

16

Заповеди (5 – 7) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка

Священные истории Нового Завета

17

Заповеди (8 – 10) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка.  *Праздник  Рождества Христова

18

Скиния. Странствование израильтян по пустыне. Вступление евреев в Землю обетованную. *Праздник Крещения Господня

19

История царя Давида

20

Царствование Соломона

21

Царство Израильское и его падение. Пророки царства Израильского: Илия, Елисей, Иона. *Праздник Сретения Господня

22

Царство Иудейское и его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исаия, Иеремия.

23

Вавилонский плен. Пророк Даниил и его друзья

24

Возвращение иудеев из Вавилонского плена. Иудеи под властью греков и римлян. Всеобщее ожидание Спасителя

25

Православная культура

Православная церковь. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста

26

Молитвенная культура православия

27

Богослужение православной церкви

28

Священнослужители. Церковнослужители. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

29

Монашество, его смысл. Монастыри. Паломничество. *Праздник Входа Господня в Иерусалим

30

Таинства церкви. *Страстная седмица. Воскресение Христово

31

Православный храм

32

О святых иконах

33

Церковное пение

34

Колокола и колокольный звон

4 класс

№ урока

Тема урока

1

Священная история Нового Завета

Жизнь человека и ее плоды

2

Евангелие – главная книга Священного Писания

3

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери.

*Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения

4

Рождество Христово. *Праздник Воздвижения Креста Господня. Крест в жизни человека – трудности и скорби

5

Детство Иисуса Христа

6

Предтеча и Креститель Господень Иоанн, его жизнь, проповедь и служение Богу. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Святой Роман Сладкопевец

7

Крещение Господне. Иисус Христос в пустыне. Первые ученики Иисуса Христа

8

Чудеса Господни. *Праздник Казанской иконы Божией Матери.

9

Иисус Христос и дети

10

Преображение Господне. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил

11

Враги Иисуса Христа. Страдания и смерть Господа. Воскресение и Вознесение Господа Иисуса Христа. *Начало Рождественского поста

12

Нагорная проповедь. Евангельские заповеди Блаженств. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

13

Евангельские заповеди Блаженств (продолжение)

14

Евангельские заповеди Блаженств (продолжение)

15

Евангельские заповеди Блаженств (окончание)

16

Молитва Господня

17

Евангельские притчи и их значение.  Притча о сеятеле

18

Притча о милосердном царе и злом рабе. *Праздник Крещения Господня

19

Притча о талантах. Притча о блудном сыне

20

Притча о милосердном самарянине

21

Исцеление десяти прокаженных. Благодарение Бога *Праздник Сретение Господне 

22

История Русской Православной Церкви

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий

23

Мудрая княгиня Ольга. *Начало Великого поста. Прощеное воскресенье 

24

Великий князь Владимир

25

Святые князья Борис и Глеб

26

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели русского монашества. *Третья неделя Великого поста. Сорок мучеников Севастийских (22 марта)

27

Преподобные Нестор-летописец и Алипий-иконописец. *Пост – время покаяния. Преподобная Мария Египетская

28

Преподобный Сергий Радонежский – великий русский святой. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

29

Дмитрий Донской – защитник земли русской.  *Лазарева суббота. Вход Господень в Иерусалим

30

Патриарх Гермоген. *Страстная седмица. Воскресение Христово. Светлая седмица. Радоница 

31

Блаженная Ксения Петербургская

32

Святитель Тихон Задонский – помощник бедных

33

Серафим Саровский – «сей есть от рода нашего»

34

Иоанн Кронштадтский – великий святой России Преподобный Серафим Вырицкий – молитвенник за победу в Великой Отечественной войне

Список литературы

1. В.М.Меньшиков, Учебник. ., 2010г.

2. Афанасьева С.Ю. Основы христианской культуры: Занятия для детей младшего возраста: 1-й и 2-й годы обучения. – Изд-во Калининградско-Смоленской епархии РПЦ.

3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учеб.-метод. пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Православная педагогика, 2004.

4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Кн. для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.

5. Воробьев Владимир. В помощь учителю: Рекомендованный указатель православно-ориентированных книг. Вып. I. – М.: Изд. совет РПЦ, 2003.

6. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001.

7. Максим Козлов, прот. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. – М., 2001.

8. Сергий Коротких, свящ. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий //Матер. для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). – Калининград, 2001.

9. Как подготовить праздник Рождества Христова. – М.: Покров, 2001.

10. Метлик И.В. Православная культура в современной школе: методические рекомендации // Религия и школа в современной России: док., матер., выступления/ Сост. и ред. М.Н. Белогубовой, И.В. Метлика, А.В. Ситникова. – М.: Планета-2000, 2003.

11. Осень золотая: Праздничные инсценировки, матер. к урокам... (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа») – М., 2000.

12. Праздник праздников, торжество торжеств: Пасхальный сб. – Кострома, 1998.

13. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. – М., 1987.

14. Праздник Рождества Христова. – М., 2000.

15. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей: Уроки православной культуры для самых маленьких. – СПб., 2002.

16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»: Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 - 52 - 876 ИН/16. – М., 2002.

17. Протоиерей Г.С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, богослужениях, обрядах и требах. – М.: Отчий Дом, 1994.

18. Сосунцов Е., свящ. Первая книга преподавателя Священной истории. – СПб., 1994.

19. Сценарии православных праздников. Кн. 1–2. / Сост. А.В. Соколов– М.: Школьная пресса, 2003, 2004.

20. Шевченко Л.Л., Шестун Е., прот. Православная культура: Метод. комплекты: (Метод. пособие, иллюстрированный альбом, аудиокассета) для учителя: 1-й и 2-й годы обучения. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

программа внеурочной деятельности "Азбука православной культуры"

Содержание программы «Азбука православной культуры » позволяет детям узнать  о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"...

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Изучение православных традиций, истории христианства...

Рабочая программа внеурочной деятельности по православному воспитанию "К истокам духовности с песней"

Программа составлена для занятий кружка по "ОРК иСЭ" . Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, на...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" (1-3 класс)

Программа разработана на основе авторской программы  А.В. Бородиной  «Основы православной культуры»: программы культуроло­гического курса для общеобразовательных школ: начальная ...

рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" 3 класс

Модифицированная программа на оснве программы Шевченко...