Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ
Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры" дл 1 - 4 классов разработана на основе учебника В.М.Меньшикова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48 имени Р.М. Каменева»
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №48
им. Р.М. Каменева»
_______________И.П. Верютина
Приказ №___
от «___» _______________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
для обучающихся 1-4 классов
Срок реализации: 1 год
г.Курск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.
Рабочая программа составлена на основе:
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ;
-учебной рабочей программы / Курск. гос. ун-т – Курск, 2010. – 93 с.
В.М. Меньшикова, доктора педагогических наук, профессора, научного руководителя в соавторстве с :
Л.П. Гладких, кандидат педагогических наук,
протоиерей Валентин Гребеньков, преподаватель,
архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),
кандидат педагогических наук, доцент,
С.Э. Наперстникова, учитель
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Содержание курса «Основы православной культуры»
1 класс
Священная история Ветхого ЗаветаВ добрый путь! |
Мир Божий. |
Мир видимый и невидимый. Ангелы в небе высоком живут. |
Бог – Творец видимого мира и человека. |
Жизнь первых людей в раю. Как Адам и Ева покинули рай. Обетование Спасителя как проявление любви Божией к людям. |
Тайна Пресвятой Троицы. |
Священная история Нового ЗаветаРождество и детство Девы Марии. Благовещение Пресвятой Богородицы. |
Спаситель приходит в мир. Рождество Христово. Поклонение волхвов. |
Сретение Господне. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери |
Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Таинство крещения в жизни человека. |
Чему учил людей Иисус Христос. |
Как Иисус Христос помогал людям. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. |
Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа. |
Явления Воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне. |
Сошествие Святого Духа на апостолов. Образование Церкви Христовой. |
Православная культура Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? |
*Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие). |
Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный». *Праздник Крещение Господне |
Как человек говорит с Богом. Молитва. Что такое пост? |
Православные праздники. Праздники в нашем доме: день рождения, день именин. *Праздник Сретение Господне. |
Православная этика Любовь – венец всех человеческих добродетелей. |
Совесть – голос Божий в душе человека. |
Добрые и злые дела человека. |
Простить – исправить зло. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста |
Радость послушания. Дети и родители. |
Доброе отношение к животным. |
Милосердие. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. |
Зависть. *Праздник Вход Господень в Иерусалим. |
*Праздник Светлого Воскресения Христова |
Отношение к чужому. Не укради. |
Ложь – это грех. Честность. |
Трусость и жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость. |
О трудолюбии. *День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. |
Содержание курса «Основы православной культуры»
2 класс
Основные религиозные понятия и представления Наша Родина – Россия. Крещение Руси. |
Откуда мы знаем о Боге. Священное Писание и Священное Предание. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий. |
Свойства Божии: Всеведущий, Всемогущий, Всеблагой. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. |
Учение о Святой Троице. *Праздник Воздвижения Креста Господня. |
Священная история Ветхого Завета Бог – Творец мира. |
Жизнь первых людей в раю. Грехопадение – результат непослушания и гордыни. Зло в жизни людей от непослушания и гордыни. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. |
Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство как следствие зависти. |
Всемирный потоп – наказание за грех. Спасение праведного Ноя и его семьи. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери. |
Дети Ноя. Отношение к родителям. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил. |
Вавилонская башня. О гордости и славолюбии. |
Пророк Моисей. Исход еврейского народа из Египта. |
Чудеса Божии в пустыне. Дарование Закона Божьего на горе Синай. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало Рождественского поста. |
Священная история Нового Завета Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы. |
Рождество Христово. Сретенье Господне. |
Детство и юность Иисуса Христа. |
Как принято встречать Рождество Христово. |
*Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие). |
Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. *Праздник Крещение Господне. Явление Святой Троицы на Иордане. |
Таинство Крещения и Миропомазания. Таинство Исповеди – освобождение от грехов. |
Иисус Христос в пустыне. Пост и искушение. Первые ученики Иисуса Христа. |
Учение Господа Иисуса Христа. Закон Божественной любви. Нагорная проповедь. *Праздник Сретения Господня. |
Чудеса Господа Иисуса Христа. |
Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Таинство Святого Причащения. |
В саду Гефсиманском. Иисус Христос на суде. Крестный путь Спасителя. Распятие, смерть, погребение и воскрешение Иисуса Христа. |
Вознесение Господне. День Святой Троицы. Образование церкви Христовой. *Прощеное воскресение. Начало Великого поста. |
Успение Божией Матери. Помощь Божией Матери людям. |
Жизнь святых людей – пример всех людей.Святые апостолы. |
Святые великомученики – Георгий Победоносец. Любовь русского народа к этому святому. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. |
Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник. Любовь русского народа к святителю Николаю. *Праздник Вход Господень в Иерусалим. |
Святой великомученик Пантелеимон. *Страстная седмица. Воскресение Христово. |
*Празднование Светлого Воскресения Христова. |
Святой Илья Муромец. Ратные и духовные подвиги.Великомученик Георгий Победоносец – защитник христиан. Равноапостольный князь Владимир Великий – Красное Солнышко. Святой князь Александр Невский – защитник земли русской. Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие |
Святой батюшка Серафим Саровский. Простить – исправить зло |
Святая блаженная Матрона Московская – великая молитвенница |
Содержание курса «Основы православной культуры»
3 класс
Священная история Ветхого Завета. Учеба – наш главный труд |
О святой Библии. Творение ангельского мира |
Творение видимого мира. Первый, второй и третий дни творения. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы |
Четвертый, пятый и шестой дни творения видимого мира. *Праздник Воздвижения Креста Господня |
Сотворение человека |
Первый грех. Грехопадение и его последствия. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы |
Каин и Авель. Всемирный потоп. |
Дети Ноя. Вавилонская башня. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери |
Появление идолопоклонства. Праведный Авраам – отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде трех странников |
Авраам и Исаак. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил |
Исаак и его сыновья. Видение Иаковом таинственной лестницы. *Начало Рождественского поста |
Дети Иакова. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы |
Жизнь Иосифа в Египте. Переселение семейства Иакова в Египет |
В Египетском плену. Переход евреев через Красное море. Чудеса Божии в пустыне |
Дарование десяти заповедей Закона Божия на горе Синай. Первые четыре заповеди Закона Божия. Нравственное поведение ребенка |
Заповеди (5 – 7) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка |
Священные истории Нового Завета |
Заповеди (8 – 10) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка. *Праздник Рождества Христова |
Скиния. Странствование израильтян по пустыне. Вступление евреев в Землю обетованную. *Праздник Крещения Господня |
История царя Давида |
Царствование Соломона |
Царство Израильское и его падение. Пророки царства Израильского: Илия, Елисей, Иона. *Праздник Сретения Господня |
Царство Иудейское и его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исаия, Иеремия. |
Вавилонский плен. Пророк Даниил и его друзья |
Возвращение иудеев из Вавилонского плена. Иудеи под властью греков и римлян. Всеобщее ожидание Спасителя |
Православная культураПравославная церковь. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста |
Молитвенная культура православия |
Богослужение православной церкви |
Священнослужители. Церковнослужители. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы |
Монашество, его смысл. Монастыри. Паломничество. *Праздник Входа Господня в Иерусалим |
Таинства церкви. *Страстная седмица. Воскресение Христово |
Православный храм |
О святых иконах |
Церковное пение |
Колокола и колокольный звон |
Содержание курса «Основы православной культуры»
4 класс
Священная история Нового Завета Жизнь человека и ее плоды |
Евангелие – главная книга Священного Писания |
Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения |
Рождество Христово. *Праздник Воздвижения Креста Господня. Крест в жизни человека – трудности и скорби |
Детство Иисуса Христа |
Предтеча и Креститель Господень Иоанн, его жизнь, проповедь и служение Богу. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Святой Роман Сладкопевец |
Крещение Господне. Иисус Христос в пустыне. Первые ученики Иисуса Христа |
Чудеса Господни. *Праздник Казанской иконы Божией Матери. |
Иисус Христос и дети |
Преображение Господне. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил |
Враги Иисуса Христа. Страдания и смерть Господа. Воскресение и Вознесение Господа Иисуса Христа. *Начало Рождественского поста |
Нагорная проповедь. Евангельские заповеди Блаженств. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы |
Евангельские заповеди Блаженств (продолжение) |
Евангельские заповеди Блаженств (продолжение) |
Евангельские заповеди Блаженств (окончание) |
Молитва Господня |
Евангельские притчи и их значение. Притча о сеятеле |
Притча о милосердном царе и злом рабе. *Праздник Крещения Господня |
Притча о талантах. Притча о блудном сыне |
Притча о милосердном самарянине |
Исцеление десяти прокаженных. Благодарение Бога *Праздник Сретение Господне |
История Русской Православной Церкви Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий |
Мудрая княгиня Ольга. *Начало Великого поста. Прощеное воскресенье |
Великий князь Владимир |
Святые князья Борис и Глеб |
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели русского монашества. *Третья неделя Великого поста. Сорок мучеников Севастийских (22 марта) |
Преподобные Нестор-летописец и Алипий-иконописец. *Пост – время покаяния. Преподобная Мария Египетская |
Преподобный Сергий Радонежский – великий русский святой. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы |
Дмитрий Донской – защитник земли русской. *Лазарева суббота. Вход Господень в Иерусалим |
Патриарх Гермоген. *Страстная седмица. Воскресение Христово. Светлая седмица. Радоница |
Блаженная Ксения Петербургская |
Святитель Тихон Задонский – помощник бедных |
Серафим Саровский – «сей есть от рода нашего» |
Иоанн Кронштадтский – великий святой России Преподобный Серафим Вырицкий – молитвенник за победу в Великой Отечественной войне |
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы православной культуры»
I. Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1.1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
1.2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
1. 3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
1.4.А. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
1.4. Б. соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
1.5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
1.6. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
1.7. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
II. Метапредметные результаты:
2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
- базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
- самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты курса «Основы православной культуры»:
- понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
- формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
З) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;
- формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;
- знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;
- формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;
- построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
- понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
- овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
- понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
- формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
- умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории
России, современной жизни;
- открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.
43.6.5. По учебному модулю «Основы религиозных культур народов России»: 1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
З) возможность осуществления обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы религиозных культур народов России;
- формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучений традиционных религий народов России, называть имена их основателей и основные события, связанные с историей их возникновения и развития;
- знание названий священных книг традиционных религий народов
России, умение кратко описывать их содержание;
- формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей культовых сооружений, религиозных служб, обрядов традиционных религий народов России;
- построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
- понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей;
- овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
- понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
11)формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
- умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозных культурах, истории
России, современной жизни;
- открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
1 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды контроля | Целевые приоритеты воспитания | Электронные (цифровые) ресурсы |
1 | Священная история Ветхого Завета | 6 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
2 | Священная история Нового Завета | 9 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
3 | Православная культура | 5 | 1,3е, 4 | http://window.edu.ru/window/catalog | |
4 | Православная этика | 13 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
Итого | 33 |
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
2 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды контроля | Целевые приоритеты воспитания | Электронные (цифровые) ресурсы |
1 | Основные религиозные понятия и представления | 4 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
2 | Священная история Ветхого Завета | 8 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
3 | Священная история Нового Завета | 14 | 1,3е, 4 | http://window.edu.ru/window/catalog | |
4 | Жизнь святых людей – пример всех людей | 8 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
3 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды контроля | Целевые приоритеты воспитания | Электронные (цифровые) ресурсы |
1 | Священная история Нового Завета | 16 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
2 | Православная культура | 8 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
3 | Православная этика | 10 | 1,3е, 4 | http://window.edu.ru/window/catalog | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса «Основы православной культуры» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
4 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды контроля | Целевые приоритеты воспитания | Электронные (цифровые) ресурсы |
1 | Священная история Нового Завета | 21 | 1, 2, 3е, 4 | http://www.pravoslavie.ru/ | |
2 | История Русской Православной Церкви | 13 | 1,3е, 4 | http://window.edu.ru/window/catalog | |
Итого | 34 |
Целевые приоритеты воспитания:
- Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
- Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
- Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
Календарно-тематическое планирование
курса «Основы православной культуры»
(1–4 классы)
1 класс
№ урока | Тема урока |
Священная история Ветхого ЗаветаВ добрый путь! | |
Мир Божий. | |
Мир видимый и невидимый. Ангелы в небе высоком живут. | |
Бог – Творец видимого мира и человека. | |
Жизнь первых людей в раю. Как Адам и Ева покинули рай. Обетование Спасителя как проявление любви Божией к людям. | |
Тайна Пресвятой Троицы. | |
Священная история Нового ЗаветаРождество и детство Девы Марии. Благовещение Пресвятой Богородицы. | |
Спаситель приходит в мир. Рождество Христово. Поклонение волхвов. | |
Сретение Господне. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери | |
Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Таинство крещения в жизни человека. | |
Чему учил людей Иисус Христос. | |
Как Иисус Христос помогал людям. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. | |
Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа. | |
Явления Воскресшего Господа ученикам. Вознесение Господне. | |
Сошествие Святого Духа на апостолов. Образование Церкви Христовой. | |
Православная культура Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? | |
*Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие). | |
Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный». *Праздник Крещение Господне | |
Как человек говорит с Богом. Молитва. Что такое пост? | |
Православные праздники. Праздники в нашем доме: день рождения, день именин. *Праздник Сретение Господне. | |
Православная этика Любовь – венец всех человеческих добродетелей. | |
Совесть – голос Божий в душе человека. | |
Добрые и злые дела человека. | |
Простить – исправить зло. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста | |
Радость послушания. Дети и родители. | |
Доброе отношение к животным. | |
Милосердие. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. | |
Зависть. *Праздник Вход Господень в Иерусалим. | |
*Праздник Светлого Воскресения Христова | |
Отношение к чужому. Не укради. | |
Ложь – это грех. Честность. | |
Трусость и жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость. | |
О трудолюбии. *День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. |
2 класс
№ урока | Тема урока |
1 | Основные религиозные понятия и представления Наша Родина – Россия. Крещение Руси. |
2 | Откуда мы знаем о Боге. Священное Писание и Священное Предание. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий. |
3 | Свойства Божии: Всеведущий, Всемогущий, Всеблагой. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. |
4 | Учение о Святой Троице. *Праздник Воздвижения Креста Господня. |
5 | Священная история Ветхого Завета Бог – Творец мира. |
6 | Жизнь первых людей в раю. Грехопадение – результат непослушания и гордыни. Зло в жизни людей от непослушания и гордыни. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. |
7 | Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство как следствие зависти. |
8 | Всемирный потоп – наказание за грех. Спасение праведного Ноя и его семьи. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери. |
9 | Дети Ноя. Отношение к родителям. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил. |
10 | Вавилонская башня. О гордости и славолюбии. |
11 | Пророк Моисей. Исход еврейского народа из Египта. |
12 | Чудеса Божии в пустыне. Дарование Закона Божьего на горе Синай. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало Рождественского поста. |
13 | Священная история Нового Завета Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы. |
14 | Рождество Христово. Сретенье Господне. |
15 | Детство и юность Иисуса Христа. |
16 | Как принято встречать Рождество Христово. |
17 | *Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие). |
18 | Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. *Праздник Крещение Господне. Явление Святой Троицы на Иордане. |
19 | Таинство Крещения и Миропомазания. Таинство Исповеди – освобождение от грехов. |
20 | Иисус Христос в пустыне. Пост и искушение. Первые ученики Иисуса Христа. |
21 | Учение Господа Иисуса Христа. Закон Божественной любви. Нагорная проповедь. *Праздник Сретения Господня. |
22 | Чудеса Господа Иисуса Христа. |
23 | Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Таинство Святого Причащения. |
24 | В саду Гефсиманском. Иисус Христос на суде. Крестный путь Спасителя. Распятие, смерть, погребение и воскрешение Иисуса Христа. |
25 | Вознесение Господне. День Святой Троицы. Образование церкви Христовой. *Прощеное воскресение. Начало Великого поста. |
26 | Успение Божией Матери. Помощь Божией Матери людям. |
27 | Жизнь святых людей – пример всех людей.Святые апостолы. |
28 | Святые великомученики – Георгий Победоносец. Любовь русского народа к этому святому. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. |
29 | Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник. Любовь русского народа к святителю Николаю. *Праздник Вход Господень в Иерусалим. |
30 | Святой великомученик Пантелеимон. *Страстная седмица. Воскресение Христово. |
31 | *Празднование Светлого Воскресения Христова. |
32 | Святой Илья Муромец. Ратные и духовные подвиги.Великомученик Георгий Победоносец – защитник христиан. Равноапостольный князь Владимир Великий – Красное Солнышко. Святой князь Александр Невский – защитник земли русской. Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие |
33 | Святой батюшка Серафим Саровский. Простить – исправить зло |
34 | Святая блаженная Матрона Московская – великая молитвенница |
3 класс
№ урока | Тема урока |
1 | Священная история Ветхого Завета. Учеба – наш главный труд |
2 | О святой Библии. Творение ангельского мира |
3 | Творение видимого мира. Первый, второй и третий дни творения. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы |
4 | Четвертый, пятый и шестой дни творения видимого мира. *Праздник Воздвижения Креста Господня |
5 | Сотворение человека |
6 | Первый грех. Грехопадение и его последствия. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы |
7 | Каин и Авель. Всемирный потоп. |
8 | Дети Ноя. Вавилонская башня. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери |
9 | Появление идолопоклонства. Праведный Авраам – отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде трех странников |
10 | Авраам и Исаак. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил |
11 | Исаак и его сыновья. Видение Иаковом таинственной лестницы. *Начало Рождественского поста |
12 | Дети Иакова. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы |
13 | Жизнь Иосифа в Египте. Переселение семейства Иакова в Египет |
14 | В Египетском плену. Переход евреев через Красное море. Чудеса Божии в пустыне |
15 | Дарование десяти заповедей Закона Божия на горе Синай. Первые четыре заповеди Закона Божия. Нравственное поведение ребенка |
16 | Заповеди (5 – 7) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка |
Священные истории Нового Завета | |
17 | Заповеди (8 – 10) Закона Божия. Нравственное поведение ребенка. *Праздник Рождества Христова |
18 | Скиния. Странствование израильтян по пустыне. Вступление евреев в Землю обетованную. *Праздник Крещения Господня |
19 | История царя Давида |
20 | Царствование Соломона |
21 | Царство Израильское и его падение. Пророки царства Израильского: Илия, Елисей, Иона. *Праздник Сретения Господня |
22 | Царство Иудейское и его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исаия, Иеремия. |
23 | Вавилонский плен. Пророк Даниил и его друзья |
24 | Возвращение иудеев из Вавилонского плена. Иудеи под властью греков и римлян. Всеобщее ожидание Спасителя |
25 | Православная культураПравославная церковь. *Прощеное воскресенье. Начало Великого поста |
26 | Молитвенная культура православия |
27 | Богослужение православной церкви |
28 | Священнослужители. Церковнослужители. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы |
29 | Монашество, его смысл. Монастыри. Паломничество. *Праздник Входа Господня в Иерусалим |
30 | Таинства церкви. *Страстная седмица. Воскресение Христово |
31 | Православный храм |
32 | О святых иконах |
33 | Церковное пение |
34 | Колокола и колокольный звон |
4 класс
№ урока | Тема урока |
1 | Священная история Нового Завета Жизнь человека и ее плоды |
2 | Евангелие – главная книга Священного Писания |
3 | Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения |
4 | Рождество Христово. *Праздник Воздвижения Креста Господня. Крест в жизни человека – трудности и скорби |
5 | Детство Иисуса Христа |
6 | Предтеча и Креститель Господень Иоанн, его жизнь, проповедь и служение Богу. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Святой Роман Сладкопевец |
7 | Крещение Господне. Иисус Христос в пустыне. Первые ученики Иисуса Христа |
8 | Чудеса Господни. *Праздник Казанской иконы Божией Матери. |
9 | Иисус Христос и дети |
10 | Преображение Господне. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил |
11 | Враги Иисуса Христа. Страдания и смерть Господа. Воскресение и Вознесение Господа Иисуса Христа. *Начало Рождественского поста |
12 | Нагорная проповедь. Евангельские заповеди Блаженств. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы |
13 | Евангельские заповеди Блаженств (продолжение) |
14 | Евангельские заповеди Блаженств (продолжение) |
15 | Евангельские заповеди Блаженств (окончание) |
16 | Молитва Господня |
17 | Евангельские притчи и их значение. Притча о сеятеле |
18 | Притча о милосердном царе и злом рабе. *Праздник Крещения Господня |
19 | Притча о талантах. Притча о блудном сыне |
20 | Притча о милосердном самарянине |
21 | Исцеление десяти прокаженных. Благодарение Бога *Праздник Сретение Господне |
22 | История Русской Православной Церкви Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий |
23 | Мудрая княгиня Ольга. *Начало Великого поста. Прощеное воскресенье |
24 | Великий князь Владимир |
25 | Святые князья Борис и Глеб |
26 | Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели русского монашества. *Третья неделя Великого поста. Сорок мучеников Севастийских (22 марта) |
27 | Преподобные Нестор-летописец и Алипий-иконописец. *Пост – время покаяния. Преподобная Мария Египетская |
28 | Преподобный Сергий Радонежский – великий русский святой. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы |
29 | Дмитрий Донской – защитник земли русской. *Лазарева суббота. Вход Господень в Иерусалим |
30 | Патриарх Гермоген. *Страстная седмица. Воскресение Христово. Светлая седмица. Радоница |
31 | Блаженная Ксения Петербургская |
32 | Святитель Тихон Задонский – помощник бедных |
33 | Серафим Саровский – «сей есть от рода нашего» |
34 | Иоанн Кронштадтский – великий святой России Преподобный Серафим Вырицкий – молитвенник за победу в Великой Отечественной войне |
Список литературы
1. В.М.Меньшиков, Учебник. ., 2010г.
2. Афанасьева С.Ю. Основы христианской культуры: Занятия для детей младшего возраста: 1-й и 2-й годы обучения. – Изд-во Калининградско-Смоленской епархии РПЦ.
3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учеб.-метод. пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Православная педагогика, 2004.
4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Кн. для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.
5. Воробьев Владимир. В помощь учителю: Рекомендованный указатель православно-ориентированных книг. Вып. I. – М.: Изд. совет РПЦ, 2003.
6. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001.
7. Максим Козлов, прот. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. – М., 2001.
8. Сергий Коротких, свящ. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий //Матер. для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). – Калининград, 2001.
9. Как подготовить праздник Рождества Христова. – М.: Покров, 2001.
10. Метлик И.В. Православная культура в современной школе: методические рекомендации // Религия и школа в современной России: док., матер., выступления/ Сост. и ред. М.Н. Белогубовой, И.В. Метлика, А.В. Ситникова. – М.: Планета-2000, 2003.
11. Осень золотая: Праздничные инсценировки, матер. к урокам... (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа») – М., 2000.
12. Праздник праздников, торжество торжеств: Пасхальный сб. – Кострома, 1998.
13. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. – М., 1987.
14. Праздник Рождества Христова. – М., 2000.
15. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей: Уроки православной культуры для самых маленьких. – СПб., 2002.
16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»: Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 - 52 - 876 ИН/16. – М., 2002.
17. Протоиерей Г.С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, богослужениях, обрядах и требах. – М.: Отчий Дом, 1994.
18. Сосунцов Е., свящ. Первая книга преподавателя Священной истории. – СПб., 1994.
19. Сценарии православных праздников. Кн. 1–2. / Сост. А.В. Соколов– М.: Школьная пресса, 2003, 2004.
20. Шевченко Л.Л., Шестун Е., прот. Православная культура: Метод. комплекты: (Метод. пособие, иллюстрированный альбом, аудиокассета) для учителя: 1-й и 2-й годы обучения. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/29/picture-114095-1440861847.jpg)
программа внеурочной деятельности "Азбука православной культуры"
Содержание программы «Азбука православной культуры » позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"...
Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Изучение православных традиций, истории христианства...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514638-1415091131.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по православному воспитанию "К истокам духовности с песней"
Программа составлена для занятий кружка по "ОРК иСЭ" . Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-383355-1491666450.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" (1-3 класс)
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Бородиной «Основы православной культуры»: программы культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1160670-1567793695.jpg)
рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" 3 класс
Модифицированная программа на оснве программы Шевченко...