Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Занимательная логика"
рабочая программа (1 класс)
Актуальность программы состоит в том, что образование детей раннего возраста является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, позволяет получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_logika_rabochaya_programma.docx | 82.31 КБ |
Предварительный просмотр:
02-05
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дом детского творчества»
Знаменского муниципального района
Омской области
Принята на заседании Методического совета «02» сентября 2024 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Дом детского творчества» ________ О.Н. Перовская «___» ___________2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Занимательная логика»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Егошина Кристина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
с. Знаменское, 2024 год
Раздел №1 Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы состоит в том, что образование детей раннего возраста является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, позволяет получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Концепция математического развития ребенка выражает необходимость и возможность методического руководства процессом развития математического мышления и математических способностей ребенка. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Развитие математических способностей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Целесообразность состоит в развитии у ребенка интереса к математике. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Проблемное обучение и игровые технологии создают дополнительную мотивацию, развивают познавательную активность ребёнка, снижают тревожность, боязнь ошибок. Включение в занятия поисково-творческой деятельности позволяет сформировать позитивный образ процесса школьного обучения в сознании ребёнка.
Перечень документов, в соответствии с которыми разработана программа:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Приказ Комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 №1-114 «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»
- Устав МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», иные локальные нормативные акты Учреждения, регламентирующие организацию образовательного процесса.
Адресат программы
Адресат программы – дети в возрасте 7-9 лет.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.
В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
Условия зачисления: на обучение по программе принимаются все желающие обучающиеся.
Особенности организации образовательного процесса: программа «Занимательная логика» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 144 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Продолжительность 1 часа занятий – 45 минут.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – стартовый.
Форма реализации образовательной программы – очная, в рамках учреждения. Образовательный процесс может быть реализован при помощи дистанционных образовательных технологий или с использованием электронного обучения.
Занятия проводятся в одновозрастных группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 15 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие математического мышления и математических способностей обучающихся.
Задачи:
- Сформировать общее представление о множестве и числе, навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
- Научить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой, сравнивать множества, решать простейшие арифметические и логические задачи.
- Познакомить с математическими знаками, плоскими и объемными геометрическими фигурами, величинами и единицами измерения величин, комбинаторикой.
- Развить наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности, речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Научить планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий, решать простейшие задачи в процессе обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач).
- Сформировать мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификацию, аналогию). - Расширить сенсорный опыт, развить крупную и мелкую моторику
- Предоставить возможность проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
1.3. Планируемые результаты
К концу освоения программы обучающиеся:
- будут уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей, объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- будут уметь выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =; использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- будут уметь использовать для сравнения знаки <, >, =;
- уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- знать плоские и объемные геометрические фигуры;
- уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- уметь называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцев в году, определять и называть время по часам;
- разовьют наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности, речь, крупную и мелкую моторику;
- расширят сенсорный опыт;
- научатся аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
1.4.Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Входящий контроль: наблюдение, опрос |
2. | Геометрические фигуры | 16 | 6 | 10 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
3. | Свойства предметов: форма, цвет, размер | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
4. | Пространственные отношения | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
5. | Комбинаторика | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
6. | Числа первого десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа | 16 | 4 | 12 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
7. | Числа второго десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа | 16 | 4 | 12 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
8. | Действия сложения и вычитания | 16 | 4 | 12 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
9. | Задача | 12 | 2 | 10 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
10. | Величина | 12 | 6 | 6 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
11. | Время | 8 | 4 | 4 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
12. | Логические задачи и игры | 20 | 6 | 14 | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
13. | Итоговые занятия в конце 1-го и 2-го полугодий | 4 | 4 | Промежуточный и итоговый контроль: наблюдение, практическое задание, дидактическая игра, открытое занятие, диагностика | |
Итого часов | 144 | 43 | 101 |
Содержание программы
- Вводное занятие
Теория: Вводные занятия используются для знакомства с детьми, адаптации их в учебной группе, инструктажа по технике безопасности
Практика: игры на знакомство, введение в предмет
Форма проведения занятия – традиционная
- Геометрические фигуры
Теория: названия и отличительные признаки плоских и объемных геометрических фигур.
Практика: задания на умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, узнавать и называть плоские и объемные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, конус, цилиндр, пирамиду. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, замкнутых и незамкнутых линиях.
Форма проведения занятия - традиционная
- Свойства предметов
Теория: форма, цвет, размер.
Практика: знакомство со свойствами предметов: цвет, форма, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы. Обучающиеся ищут и составляют закономерности, сравнивают предметы по свойствам.
Форма проведения занятия - традиционная
- Пространственные отношения
Теория: ориентация в пространстве. Понятия: ближе-дальше, слева-справа, впереди-сзади, выше-ниже, на-над-под-за-перед.
Практика: упражнения на ориентацию в пространстве, на листе бумаги в клетку, умение фиксировать в сознании, памяти и речи расположение предметов на плоскости, в пространстве, их расположение по отношению друг другу.
Форма проведения занятия - традиционная
- Комбинаторика
Теория: основы комбинаторики.
Практика: задания на развитие умения быстро воспринимать занимательные задачи и находить для них верные решения. Многократное решение комбинаторных задач развивает навыки быстрого нахождения правильных ответов.
Форма проведения занятия - традиционная
- Числа первого десятка
Теория: знакомство с числами 1 десятка, порядковый счет, сравнение чисел, состав числа.
Практика: изучение прямого счета и счета в обратном порядке в пределах десяти, название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, образование следующего числа путем прибавления единицы, состав чисел первого десятка, равенство и неравенство чисел, сравнение чисел на наглядной основе, использование знаков сравнения <, >, =.
Форма проведения занятия - традиционная
- Числа второго десятка
Теория: знакомство с числами 2 десятка, порядковый счет, сравнение чисел, состав числа.
Практика: изучение прямого счета и счета в обратном порядке в пределах десяти, название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20 цифрами, образование следующего числа путем прибавления единицы, состав чисел второго десятка, равенство и неравенство чисел, сравнение чисел на наглядной основе, использование знаков сравнения <, >, =.
Форма проведения занятия - традиционная
- Действия сложения и вычитания
Теория: формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое, и о вычитании, как удалении части из целого.
Практика: упражнение на установление взаимосвязи между частью и целым, сложение и вычитание с помощью числовой прямой.
Форма проведения занятия - традиционная
- Задача
Теория: структура задачи: условие, вопрос, решение и ответ
Практика: решение простых задач на сложение и вычитание.
Форма проведения занятия - традиционная
- Величина
Теория: понятие величины, единицы измерения величин
Практика: упражнения на сравнение фигур по длине, массе, объему (непосредственно и с помощью мерок), установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.
Форма проведения занятия - традиционная
- Время
Теория: время, единицы измерения времени
Практика: упражнения на знакомство с временными понятиями, формирование понятия о минутах, часах, сутках, неделе, месяце, годе. Задачи на установление последовательности событий, времени года. Изучение природных явлений, происходящих в разное время года и праздников, соответствующих тому или иному времени года.
Форма проведения занятия - традиционная
- Логические задачи и игры
Теория: углубление математических представлений
Практика: логические задачи и игры на активизацию умственной деятельности, развитие интеллекта.
Форма проведения занятия – традиционная
- Итоговые занятия
Практика: упражнения и игры на закрепление полученных знаний и умений
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Оценочные материалы
Сводный оценочный лист
№ п/п | Ф.И.О. обучающегося | уровень теоретических достижений | уровень практических достижений | общеучебные умения и навыки | Усвоение содержания ДООП (%) | |||||||
знание спецтерминов | знание теоретического материала | кол-во выполненных работ | сложность и объем выполненных работ | творческие способности | достижения обучающегося | интеллектуальные умения и навыки | коммуникативные умения и навыки | организационные умения и навыки | волевые качества | |||
1 | Иванов П.И. | в | с | с | в | в | с | с | в | с | с | 100% |
2 | Петров А.Н. | с | в | с | с | с | с | с | в | в | в | 100% |
Низкий уровень-н
Средний уровень-с
Высокий уровень-в
Алгоритм оценивания результатов реализации программы
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
ребенок не выполняет задание; отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам; может повторить выполнение задания с образца, но это не служит доказательством понимания (уровень различения и запоминания) | ребенок выполняет большую часть заданий; находит существенные признаки и связи явлений, предметов на основе анализа и синтеза (уровень понимания) | ребенок владеет простейшими умениями и навыками, умеет обобщать и применять полученные знания в новой ситуации (уровень переноса) |
Недостаточно развиты: - наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, - внимание, память, сенсорика; - фантазия, воображение, творческие способности; - речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; - основные способы деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; - крупная и мелкая моторика; - начальные навыки работы с современным интерактивным электронным оборудованием: интерактивной доской, интерактивным столом, планшетом, микроскопом. | Достаточно развиты: - наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, - внимание, память, сенсорика; - фантазия, воображение, творческие способности; - речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; - основные способы деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; - крупная и мелкая моторика; - начальные навыки работы с современным интерактивным электронным оборудованием: интерактивной доской, интерактивным столом, планшетом, микроскопом. | Уверенно развиты: - наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, - внимание, память, сенсорика; - фантазия, воображение, творческие способности; - речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; - основные способы деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; - крупная и мелкая моторика; - начальные навыки работы с современным интерактивным электронным оборудованием: интерактивной доской, интерактивным столом, планшетом, микроскопом. |
Недостаточно проявлены: - мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; - положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства; - умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих; - умение разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя | Достаточно проявлены: - мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; - положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства; - умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих; - умение разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя | Уверенно проявлены: - мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; - положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства; - умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих; - умение разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя |
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят педагоги-психологи.
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
2.2. Формы аттестации
№ | Название раздела | Формы аттестации/контроля |
1. | Вводное занятие – 2 часа | Входящий контроль: наблюдение, опрос |
2. | Геометрические фигуры – 16 часов | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
3. | Свойства предметов: форма, цвет, размер – 6 часа | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
4. | Пространственные отношения – 8 часа | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
5. | Комбинаторика – 8 часа | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
6. | Числа первого десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа – 16 часов | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
7. | Числа второго десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа – 16 часов | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
8. | Действия сложения и вычитания – 8 часов | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
9. | Задача – 12 часов | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
10. | Величина – 12 часов | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
11. | Время – 8 часа | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
12. | Логические задачи и игры – 20 часов | Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра |
13. | Итоговые занятия в конце 1-го и 2-го полугодий – 4 часа | Промежуточный и итоговый контроль: наблюдение, практическое задание, дидактическая игра, открытое занятие, диагностика |
Формы аттестации / контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входящий контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития и подготовки детей, их творческих способностей | Педагогическое наблюдение, диагностика |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года (по итогам занятий) | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, устный, фронтальный, опросы, самооценка или рефлексия, взаимооценка, практические задания, деловая, дидактическая игра, шаблоны-головоломки, кроссворды, тестирование с использованием интерактивного электронного оборудования |
Тематический контроль | ||
В течение всего учебного года (по итогам завершения каждого раздела) | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Систематизация полученных знаний | Практические задания, презентации, соревнования, викторины, конкурсы, фестивали, участие в праздниках демонстрация устного творчества, утренники, тестирование с использованием интерактивного электронного оборудования |
Промежуточная и итоговая аттестация | ||
В конце каждого полугодия, учебного года или уровня обучения | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. | Открытое занятие, диагностика, праздники, выставки детских работ |
2.3. Методические материалы
Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный (для преподавателей).
Формы организации учебного занятия зависят от темы, но основная форма — игра, способствующая «успеху каждого ребенка», которая интегрирована с другими формами - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, концерт, КВН, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление, кукольные спектакли, презентация, экскурсия, ярмарка.
Педагогические технологии:
- игровая деятельность,
- группового обучения,
- дифференцированного обучения,
- разноуровневого обучения,
- развивающего обучения,
- проблемного обучения,
- проектной деятельности,
- ИКТ,
- здоровьесберегающая.
Алгоритм учебного занятия соответствует структуре проведения комбинированного занятия и его этапов.
Блоки | Этапы | Этапы учебного занятия | Содержание деятельности |
Подготовительный | 1 | Организационный - подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
2 | Проверочный - выявление пробелов знаний и их коррекция | Проверка усвоения знаний предыдущего занятия | |
Основной | 3 | Подготовка к новому содержанию Цель - обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий - освоение новых знаний | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | |
5 | Первичная проверка понимания изученного - осознанное усвоение нового учебного материала | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | |
6 | Обобщение и систематизация знаний - формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | |
7 | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение - Осознанное усвоение нового материала | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | |
8 | Контрольный -выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование тестовых заданий, а также заданий различного уровня сложности | |
Итоговый | 9 | Итоговый - Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
10 | Рефлексивный - мобилизация детей на самооценку | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы |
Каждое занятие в достаточной степени обеспечено дидактическими и интерактивными электронными материалами и оборудованием: наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций.
В рамках каждого занятия представлен широкий спектр заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в учебной тетради. Некоторые задания имеют несколько вариантов выполнения — по возрастанию степени сложности. Интерес к занятиям поддерживается новыми играми, а педагог в зависимости от темы занятия может выбрать наиболее подходящий вид деятельности и подобрать для каждого ребенка индивидуально тип задания.
Все задания программы представлены в виде игр, загадок, ребусов, викторин, кроссвордов и заданий с рисунками. Это позволяет в доступной форме выстраивать процесс обучения, поддерживать интерес к занятиям и легче осваивать сложные умения и навыки. С детьми проводится индивидуальная и групповая работа с использованием демонстрационного и раздаточного материала.
Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир.
2.4. Условия реализации программы
№ | Раздел или тема программы | Методические материалы | Дидактические материалы | Материально-техническое обеспечение | Информационное обеспечение |
1 | Вводное занятие | Упражнения на знакомство. Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, раздаточный материал, | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
2 | Геометрические фигуры | Наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, учебное пособие , Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Блоки Дьенеша, набор объемных фигур, раздаточный материал «Геометрические фигуры», Геометрическое лото, плакаты «Плоские геометрические фигуры», «Объемные геометрические фигуры» , рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, Развивающий конструктор Палидрон | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
3 | Свойства предметов: форма, цвет, размер | Набор методических материалов «Свойства предметов», наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Дидактические игры : игра-лото «Свойства предметов», плакат «Форма. Цвет. Размер», Дидактическая игра для детей «Что из чего сделано?», набор деревянных геометрических объёмных и плоских фигур, набор деревянных фигур по лексическим темам (фрукты, овощи, животные, игрушки), 12 карточек и фишки, 3 деревянные пластины, 3 деревянные палочки, набор лент разной ширины и длины, набор детской посуды из трёх предметов, мешочек, рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев , Развивающий конструктор Палидрон | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
4 | Пространственные отношения | Методическое пособие «Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников», наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Дидактические игры: игра-лото «Что где находится», «Вокруг да около», «Направо-налево», рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, графический диктант, Развивающий конструктор Палидрон | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
5. | Комбинаторика | Комбинаторные игры , пособие «Логика для дошкольников. Комбинаторика» Субботина Е.А. Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Блоки Дьенеша, Танграм, рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
6 | Числа первого десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа | методическое пособие «Счет в пределах 10», «Состав чисел первого десятка», «Назови соседей», «Сравнение чисел», наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, раздаточные карточки с заданиями «Посчитай и раскрась», «Сравни числа» | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
7 | Числа второго десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа | методическое пособие «Счет в пределах 20», «Состав чисел второго десятка», «Сравнение чисел», «Назови соседей», наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Предметные пособия: палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, числовая прямая; рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
8 | Действия сложения и вычитания | Методические пособия «Сложение», «Вычитание», раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Счетные палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, числовая прямая; рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
9 | Задача | Методические пособия «Задача», «Задачи на сложение», «Задачи на вычитание», «Решение задачи», раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Карточки с задачами, числовая прямая; рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
10 | Величина | Методические пособия «Длина», «Масса», «Объем» , раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Карточки с заданиями, линейка; рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
11 | Время | Методические пособия «Время», «Часы», «Времена года», «Неделя», «Календарь», «Время суток», раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Карточки с заданиями, часы, календарь; рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
12 | Логические задачи и игры | Раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Танграм, Блоки Дьенеша, графические диктанты, Логические таблицы, Логикомалыш, рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, набор карточек с заданиями по развитию логического мышления, Развивающий конструктор Палидрон | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
13 | Итоговые занятия в конце 1-го и 2-го полугодий | Раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет | Карточки с заданиями , раздаточный материал | Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал |
|
Методическое обеспечение программы
Содержание программы осваивается на занятиях. Для занятий предпочтительна первая половина дня.
Для работы используется раздаточный материал: задания на каточках для развития мелкой моторики руки, геометрические фигуры.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.
Первоначальной задачей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность усвоить основные математические понятия и отношения.
При знакомстве со свойствами предметов большое внимание уделяется умению выявлять эти свойства: размер, цвет, форма, фактура, материал, из которого предмет сделан. Это умение достигается в процессе практических действий с различными предметами. На занятиях используется геометрическое лото, настольные развивающие игры. На начальном этапе обучающиеся выявляют отдельные качества предметов, абстрагируют их от других, закрепляют в сознании, сопоставляют и обобщают по этим качествам другие предметы. Затем формируется умение выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств.
При изучении темы «Геометрические фигуры» на первом занятии выясняется, знает ли ребенок геометрические фигуры. Если ребенок путает овальную форму с круглой, квадратную с прямоугольной, необходимо провести рассматривание и сравнение моделей фигур. Фигуры составляются попарно, обследуя их с помощью осязания и зрительно. Ребенок обводит контур, скользит руками по поверхности моделей — таким образом обеспечивается общее восприятие формы.
Информационное обеспечение
Использование материалов с сайтов:
- dopedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
- rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки
- http://www.twirpx.com/ Методическая литература, методические наработки
- http://1september.ru/ Издательский дом "Первое сентября"
- http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека
- http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование
- http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий). Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
- YouTube
- http://nsportal.ru/pedagogi-dopolnitelnogo-obrazovaniya
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, Егошина Кристина Сергеевна
Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в учебном кабинете. В наличии наглядные пособия по математике, игры, есть раздаточный материал по различным темам для каждого обучающегося.
На занятии используется интерактивная доска, ноутбук, позволяющие с помощью изображений, презентации, воспроизведения аудио и видео файлов обеспечивать учащихся учебной информацией, а также управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, и контролировать результаты обучения.
Календарный план воспитательной работы
на 2024/2025 учебный год
Сентябрь | Праздник Осени |
Конкурс рисунков «Цвета осени» | |
Октябрь | Игра «Правила поведения в школе и на улице» |
Игровая программа «Правила дорожные знать каждому положено!» | |
Ноябрь | Круглый стол «Жить в мире с другими!» ко Дню народного единства |
Беседа «Мамочка любимая моя». День Матери | |
Декабрь | Акция «Подарок для ёлки». Изготовление елочных шаров своими руками |
Изготовление новогодних плакатов | |
Январь | Викторина «Кто самый умный» |
Акция «Покормите птиц зимой» | |
Февраль | Веселые старты «Сильные, смелые, ловкие, умелые» |
Конкурс рисунков «России верные сыны»; | |
Март | Игровая программа «Международный женский день» |
Беседа «О хороших манерах в простых примерах» ко дню этикета | |
Апрель | Беседа – День Космонавтики |
Беседа «Мы наследники Победы» | |
Май | Акция «Георгиевская ленточка». Рисунки, поделки |
Фотоконкурс «Победу ковали вместе» |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
- «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября1989 г.) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Национальный проект «Образование» (утвержден протоколом от 03.09.2018 № 10 президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р)[Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- «Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» (Утверждена постановлением Администрации Курской области от 15 октября 2013 г. № 737-па) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Приказ Комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 №1-114 «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
- Устав МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»http://moydvorec.ru/ustavnie-dokumenti/ustav-obou-dod-dvorec-aionerov-i-shkolnikov-goroda-kurska
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» (принято на заседании педагогического совета,протокол № 2 от 21.01.2022, утверждено директором МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска Трубниковым А.П. 21.01.2022)
- Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (утверждено приказом директора МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» Трубникова А.П. от 31.08.2020 № 387)
- Воспитательная программа МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»(утверждено приказом директора МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» Трубникова А.П. от 30.08.2021 № 674)
Для учащихся
1. Шевелев, К. В. Краткий курс подготовки к школе по математике. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 64 с.
2. Шевелев, К. В. Краткий курс подготовки к школе по математике. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 64 с.
3. Шевелев, К. В. Проверочные работы по математике. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 32 с.
Для родителей
1. Патель, М. Веселая математика / М. Патель— Москва: «Клевер-Медиа-Групп», 2015. — 91с.
2. Савенков, А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно / А.И. Савенков – Ярославль: Академия развития,2008. —160с.
3. Шелдрик-Росс, К. Фигуры в математике, физике и природе. Квадраты, треугольники и круги / К. Шелдрик-Росс — Москва:
Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 192 с.
4. Черникова, Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей / Е. Ф. Черникова - Москва: «ДОМ XXI век», 2007. – 185 с.
Для педагога
1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений / Н.А. Арапова-Пискарева – Москва: Мозаика-Синтез, 2013. – 210 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений./ А. В. Белошистая; — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.
3. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников / А. В. Белошистая; Серия «Библиотека учителя» — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 256 с.
4. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева – Москва: Просвещение, 2006. – 112 с.
5. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст / В.П. Новикова – Москва: Мозаика - Синтез, 2000. – 104 с.
6. Стожарова, М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова – Ростов/ Д: Феникс, 2008. – 203 с.
7. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина. З.А. Серова – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 160с.7.
8. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников:современные направления / Г.А. Репина – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
9. Шевелев, К. В. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык"
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык" разработанна для школьников первого класса, возраста 7 лет. Уровень программы ознакомител...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (возраст детей 6-6,5 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАсоциально-гуманитарной направленности«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»(возраст детей 6-6,5 лет) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замы...
дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Юные инспекторы движения»
Программа «Юные инспекторы движения» является программой социально-гуманитарной направленности, предполагает базовый уровень освоения программных знаний и практических навыков....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – гуманитарной направленности «Газета +»
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Развивай-ка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка» (далее Программа) реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности. Данная программа ...