Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Занимательная логика"
рабочая программа (1 класс)

Егошина Кристина Сергеевна

Актуальность программы состоит в том, что образование детей раннего возраста является важным звеном общей системы образования.  Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, позволяет получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_logika_rabochaya_programma.docx82.31 КБ

Предварительный просмотр:

02-05

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дом детского творчества»

Знаменского муниципального района

Омской области

Принята на заседании  

Методического совета

«02» сентября 2024 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

 «Дом детского творчества»

________ О.Н. Перовская

«___» ___________2024 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Занимательная логика»

Стартовый уровень

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Егошина Кристина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

с. Знаменское, 2024 год

Раздел №1 Комплекс основных характеристик ДООП

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Актуальность программы состоит в том, что образование детей раннего возраста является важным звеном общей системы образования.  Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, позволяет получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Концепция математического развития ребенка выражает необходимость и возможность методического руководства процессом развития математического мышления и математических способностей ребенка. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Развитие математических способностей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Целесообразность состоит в развитии у ребенка интереса к математике. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Проблемное обучение и игровые технологии создают дополнительную мотивацию, развивают познавательную активность ребёнка, снижают тревожность, боязнь ошибок. Включение в занятия поисково-творческой деятельности позволяет сформировать позитивный образ процесса школьного обучения в сознании ребёнка.

Перечень документов, в соответствии с которыми разработана программа:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)
  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
  • Приказ Комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 №1-114 «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»
  • Устав МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», иные локальные нормативные акты Учреждения, регламентирующие организацию образовательного процесса.

Адресат программы

Адресат программы – дети в возрасте 7-9 лет.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.

В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

     

Условия зачисления: на обучение по программе принимаются все желающие обучающиеся.

Особенности организации образовательного процесса: программа «Занимательная логика» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 144 часа.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю, 144 часа в год.

Продолжительность 1 часа занятий – 45 минут.

Форма обучения – очная.

Уровень программы – стартовый.

Форма реализации образовательной программы – очная, в рамках учреждения. Образовательный процесс может быть реализован при помощи дистанционных образовательных технологий или с использованием электронного обучения.

Занятия проводятся в одновозрастных группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 15 человек.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие математического мышления и математических способностей обучающихся.

Задачи:

  1. Сформировать общее представление о множестве и числе, навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
  2. Научить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой, сравнивать множества, решать простейшие арифметические и логические задачи.
  3. Познакомить с математическими знаками, плоскими и объемными геометрическими фигурами, величинами и единицами измерения величин, комбинаторикой.
  4. Развить наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности, речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  5. Научить планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий, решать простейшие задачи в процессе обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач).
  6. Сформировать мыслительные операции (анализ, синтез,
    сравнение, обобщение, классификацию, аналогию).
  7. Расширить сенсорный опыт, развить крупную и мелкую моторику
  8. Предоставить возможность проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

1.3. Планируемые результаты

К концу освоения программы обучающиеся:

  • будут уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей, объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  • будут уметь выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =; использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
  • будут уметь использовать для сравнения знаки <, >, =;
  • уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
  • знать плоские и объемные геометрические фигуры;
  • уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  • уметь называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцев в году, определять и называть время по часам;
  • разовьют наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности,  речь, крупную и мелкую моторику;
  • расширят сенсорный опыт;
  • научатся аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

1.4.Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Входящий контроль: наблюдение, опрос

2.

Геометрические фигуры

16

6

10

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

3.

Свойства предметов: форма, цвет, размер

6

2

4

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

4.

Пространственные отношения

8

2

6

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

5.

Комбинаторика

8

2

6

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

6.

Числа первого десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа

16

4

12

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

7.

Числа второго десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа

16

4

12

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

8.

Действия сложения и вычитания

16

4

12

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

9.

Задача

12

2

10

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

10.

Величина

12

6

6

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

11.

Время

8

4

4

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

12.

Логические задачи и игры

20

6

14

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

13.

Итоговые занятия в конце 1-го и 2-го полугодий

4

4

Промежуточный и итоговый контроль: наблюдение, практическое задание, дидактическая игра, открытое занятие, диагностика

Итого часов

144

43

101

Содержание программы

  • Вводное занятие

Теория: Вводные занятия используются для знакомства с детьми, адаптации их в учебной группе, инструктажа по технике безопасности

Практика: игры на знакомство, введение в предмет

Форма проведения занятия – традиционная

  • Геометрические фигуры

Теория: названия и отличительные признаки плоских и объемных геометрических фигур.

Практика: задания на умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, узнавать и называть плоские и объемные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, конус, цилиндр, пирамиду. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, замкнутых и незамкнутых линиях.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Свойства предметов

Теория: форма, цвет, размер.

Практика: знакомство со свойствами предметов: цвет, форма, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы. Обучающиеся ищут и составляют закономерности, сравнивают предметы по свойствам.  

Форма проведения занятия - традиционная

  • Пространственные отношения

Теория: ориентация в пространстве. Понятия: ближе-дальше, слева-справа, впереди-сзади, выше-ниже, на-над-под-за-перед.

Практика: упражнения на ориентацию в пространстве, на листе бумаги в клетку, умение фиксировать в сознании, памяти и речи расположение предметов на плоскости, в пространстве, их расположение по отношению друг другу.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Комбинаторика

Теория: основы комбинаторики.

Практика: задания на развитие умения быстро воспринимать занимательные задачи и находить для них верные решения.  Многократное решение комбинаторных задач развивает навыки быстрого нахождения правильных ответов.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Числа первого десятка

Теория: знакомство с числами 1 десятка, порядковый счет, сравнение чисел, состав числа.

Практика: изучение прямого счета и счета в обратном порядке в пределах десяти, название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, образование следующего числа путем прибавления единицы,  состав чисел первого десятка, равенство и неравенство чисел, сравнение чисел на наглядной основе,  использование знаков сравнения  <, >, =.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Числа второго десятка

Теория: знакомство с числами 2 десятка, порядковый счет, сравнение чисел, состав числа.

Практика: изучение прямого счета и счета в обратном порядке в пределах десяти, название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20 цифрами, образование следующего числа путем прибавления единицы,  состав чисел второго десятка, равенство и неравенство чисел, сравнение чисел на наглядной основе,  использование знаков сравнения  <, >, =.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Действия сложения и вычитания

Теория: формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое, и о вычитании, как удалении части из целого.

Практика: упражнение на установление взаимосвязи между частью и целым, сложение и вычитание с помощью числовой прямой.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Задача

Теория: структура задачи: условие, вопрос, решение и ответ

Практика: решение простых задач на сложение и вычитание.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Величина

Теория: понятие величины, единицы измерения величин

Практика: упражнения на сравнение фигур по длине, массе, объему (непосредственно и с помощью мерок), установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Время

Теория: время, единицы измерения времени

Практика: упражнения на знакомство с временными понятиями,  формирование понятия о минутах, часах, сутках, неделе, месяце, годе. Задачи на установление последовательности событий, времени года. Изучение природных явлений, происходящих в разное время года и праздников, соответствующих тому или иному времени года.

Форма проведения занятия - традиционная

  • Логические задачи и игры

Теория: углубление математических представлений

Практика: логические задачи и игры на активизацию умственной деятельности, развитие интеллекта.

Форма проведения занятия – традиционная

  • Итоговые занятия

Практика: упражнения и игры на закрепление полученных знаний и умений

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Оценочные материалы

Сводный оценочный лист

№ п/п

Ф.И.О. обучающегося

уровень теоретических достижений

уровень практических достижений

общеучебные умения и навыки

Усвоение содержания ДООП (%)

знание спецтерминов

знание теоретического материала

кол-во выполненных         работ

сложность и объем выполненных работ

творческие способности

достижения               обучающегося

интеллектуальные       умения и навыки

коммуникативные    умения и навыки

организационные         умения и навыки

волевые качества

1

Иванов П.И.

в

с

с

в

в

с

с

в

с

с

100%

2

Петров А.Н.

с

в

с

с

с

с

с

в

в

в

100%

Низкий уровень-н

Средний уровень-с

Высокий уровень-в

Алгоритм оценивания результатов реализации программы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ребенок не выполняет задание; отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам; может повторить выполнение задания с образца, но это не служит доказательством понимания (уровень  различения и запоминания)

ребенок выполняет большую часть заданий; находит существенные признаки и связи явлений, предметов на основе анализа и синтеза 

(уровень понимания)

ребенок владеет простейшими умениями и навыками, умеет обобщать и применять полученные знания в новой ситуации 

(уровень переноса)

Недостаточно развиты:

- наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

- внимание, память, сенсорика;

- фантазия, воображение, творческие способности;

- речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- основные способы деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;

- крупная и мелкая моторика;

- начальные навыки работы с современным интерактивным электронным оборудованием: интерактивной доской, интерактивным столом, планшетом, микроскопом.

Достаточно развиты:

- наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

- внимание, память, сенсорика;

- фантазия, воображение, творческие способности;

- речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- основные способы деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;

- крупная и мелкая моторика;

- начальные навыки работы с современным интерактивным электронным оборудованием: интерактивной доской, интерактивным столом, планшетом, микроскопом.

Уверенно развиты:

- наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

- внимание, память, сенсорика;

- фантазия, воображение, творческие способности;

- речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- основные способы деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;

- крупная и мелкая моторика;

- начальные навыки работы с современным интерактивным электронным оборудованием: интерактивной доской, интерактивным столом, планшетом, микроскопом.

Недостаточно проявлены:

- мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства;

- умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

- умение разрешать конфликты,  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя

Достаточно проявлены:

- мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства;

- умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

- умение разрешать конфликты,  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя

Уверенно проявлены:

- мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства;

- умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

- умение разрешать конфликты,  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят педагоги-психологи.

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

2.2. Формы аттестации

Название раздела

Формы аттестации/контроля

1.

Вводное занятие – 2 часа

Входящий контроль: наблюдение, опрос

2.

Геометрические фигуры – 16 часов

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

3.

Свойства предметов: форма, цвет, размер – 6 часа

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

4.

Пространственные отношения – 8 часа

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

5.

Комбинаторика – 8 часа

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

6.

Числа первого десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа – 16 часов

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

7.

Числа второго десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа – 16 часов

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

8.

Действия сложения и вычитания – 8 часов

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

9.

Задача – 12 часов

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

10.

Величина – 12 часов

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

11.

Время – 8 часа

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

12.

Логические задачи и игры – 20 часов

Текущий контроль: наблюдение, опрос, самооценка или рефлексия, практическое задание, дидактическая игра

13.

Итоговые занятия в конце 1-го и 2-го полугодий – 4 часа

Промежуточный и итоговый контроль: наблюдение, практическое задание, дидактическая игра, открытое занятие, диагностика

Формы аттестации / контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входящий контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития и подготовки детей, их творческих способностей

Педагогическое наблюдение, диагностика

Текущий контроль

В течение всего учебного года (по итогам занятий)

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения

Педагогическое наблюдение, устный, фронтальный, опросы, самооценка или рефлексия, взаимооценка,

практические задания, деловая, дидактическая игра, шаблоны-головоломки, кроссворды, тестирование с использованием интерактивного электронного оборудования

Тематический контроль

В течение всего учебного года (по итогам завершения каждого раздела)

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Систематизация полученных знаний

Практические задания,  презентации, соревнования, викторины, конкурсы, фестивали, участие в праздниках демонстрация устного творчества, утренники, тестирование с использованием интерактивного электронного оборудования

Промежуточная и итоговая аттестация

В конце каждого полугодия, учебного года или уровня обучения

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения.

Открытое занятие, диагностика, праздники, выставки детских работ

2.3. Методические материалы

Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный (для преподавателей).

Формы организации учебного занятия зависят от темы, но основная форма — игра, способствующая «успеху каждого ребенка», которая интегрирована с другими формами - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, концерт, КВН, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление,  кукольные спектакли, презентация, экскурсия, ярмарка.

Педагогические технологии:

-  игровая деятельность,

- группового обучения,

- дифференцированного обучения,

- разноуровневого обучения,

- развивающего обучения,  

- проблемного обучения,

- проектной деятельности,

- ИКТ,

- здоровьесберегающая.

Алгоритм учебного занятия соответствует структуре проведения комбинированного занятия и его этапов.

Блоки

Этапы

Этапы учебного занятия

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

- подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

2

Проверочный

- выявление пробелов знаний и их коррекция

Проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Основной

3

Подготовка к новому содержанию

Цель - обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей

4

Усвоение новых знаний и способов действий

 - освоение новых знаний

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

5

Первичная проверка понимания изученного

- осознанное усвоение нового учебного материала

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

6

Обобщение и систематизация знаний

- формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

7

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

- Осознанное усвоение нового материала

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

8

Контрольный

-выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, а также заданий различного уровня сложности

Итоговый

9

Итоговый

- Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10

Рефлексивный

- мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Каждое занятие в достаточной степени обеспечено дидактическими и интерактивными электронными материалами и оборудованием: наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций.

В рамках каждого занятия представлен широкий спектр заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в учебной тетради. Некоторые задания имеют несколько вариантов выполнения — по возрастанию степени сложности. Интерес к занятиям поддерживается новыми играми, а педагог в зависимости от темы занятия может выбрать наиболее подходящий вид деятельности и подобрать для каждого ребенка индивидуально тип задания.

Все задания программы представлены в виде игр, загадок, ребусов, викторин, кроссвордов и заданий с рисунками. Это позволяет в доступной форме выстраивать процесс обучения, поддерживать интерес к занятиям и легче осваивать сложные умения и навыки. С детьми проводится индивидуальная и групповая работа с использованием демонстрационного и раздаточного материала.

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир.

2.4. Условия реализации программы 

Раздел или тема программы

Методические материалы

Дидактические материалы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

1

Вводное занятие

Упражнения на знакомство. Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

 рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, раздаточный материал,

 Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие по математике, раздаточный материал

  •  dopedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

2

Геометрические фигуры

 Наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, учебное пособие , Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

 Блоки Дьенеша, набор объемных фигур, раздаточный материал «Геометрические фигуры», Геометрическое лото, плакаты  «Плоские геометрические фигуры», «Объемные геометрические фигуры» , рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, Развивающий конструктор Палидрон

 Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  •  opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

3

Свойства предметов: форма, цвет, размер

Набор методических материалов «Свойства предметов», наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Дидактические игры : игра-лото «Свойства предметов», плакат «Форма. Цвет. Размер»,

Дидактическая игра для детей «Что из чего сделано?»,  набор деревянных геометрических объёмных и плоских фигур, набор деревянных фигур по лексическим темам (фрукты, овощи, животные, игрушки), 12 карточек и фишки, 3 деревянные пластины, 3 деревянные палочки, набор лент разной ширины и длины, набор детской посуды из трёх предметов, мешочек, рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев , Развивающий конструктор Палидрон

 Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

4

Пространственные отношения

Методическое пособие «Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников»,  наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Дидактические игры: игра-лото «Что где находится», «Вокруг да около», «Направо-налево», рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, графический диктант, Развивающий конструктор Палидрон

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  •  opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

5.

Комбинаторика

Комбинаторные игры ,  пособие «Логика для дошкольников. Комбинаторика» Субботина Е.А.

Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Блоки Дьенеша, Танграм, рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

6

Числа первого десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа

методическое пособие «Счет в пределах 10»,  «Состав чисел первого десятка», «Назови соседей»,  «Сравнение чисел», наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, раздаточные карточки с заданиями «Посчитай и раскрась», «Сравни числа»

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

7

Числа второго десятка: порядковый счет, сравнение чисел, состав числа

методическое пособие «Счет в пределах 20»,  «Состав чисел второго десятка»,  «Сравнение чисел», «Назови соседей», наглядные и раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Предметные пособия:

 палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, числовая прямая;

рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

8

Действия сложения и вычитания

Методические пособия «Сложение», «Вычитание», раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Счетные палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, числовая прямая;

рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

9

Задача

Методические пособия «Задача», «Задачи на сложение», «Задачи на вычитание», «Решение задачи», раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Карточки с задачами,

числовая прямая;

рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  •  opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

10

Величина

Методические пособия «Длина», «Масса», «Объем» , раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Карточки с заданиями,

линейка;

рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

11

Время

Методические пособия «Время», «Часы», «Времена года», «Неделя», «Календарь», «Время суток», раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Карточки с заданиями,

часы, календарь;

рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  •  opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

12

Логические задачи и игры

Раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Танграм, Блоки Дьенеша, графические диктанты, Логические таблицы, Логикомалыш,  рабочая тетрадь «Краткий курс математики» К.В. Шевелев, набор карточек с заданиями по развитию логического мышления, Развивающий конструктор Палидрон

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

13

Итоговые занятия в конце 1-го и 2-го полугодий

Раздаточные материалы (таблицы, схемы, плакаты); задания, упражнения, рекомендации по проведению занятия; методические разработки, сценарии игр, Комплект игр и заданий для интерактивной доски. Учебно-игровой пакет

Карточки с заданиями , раздаточный материал

Мультимедийный компьютер, экран, интерактивная доска, программные средства, пособие  по математике, раздаточный материал

  • opedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

Методическое обеспечение программы

Содержание программы осваивается на занятиях. Для занятий предпочтительна первая половина дня.

Для работы используется раздаточный материал: задания на каточках для развития мелкой моторики руки, геометрические фигуры.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.

Первоначальной задачей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность усвоить основные математические понятия и отношения.

При знакомстве со свойствами предметов большое внимание уделяется умению выявлять эти свойства: размер, цвет, форма, фактура, материал, из которого предмет сделан. Это умение достигается в процессе практических действий с различными предметами. На занятиях используется геометрическое лото, настольные развивающие игры. На начальном этапе обучающиеся выявляют отдельные качества предметов, абстрагируют их от других, закрепляют в сознании, сопоставляют и обобщают по этим качествам другие предметы. Затем формируется умение выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств.  

При изучении темы «Геометрические фигуры» на первом занятии выясняется, знает ли ребенок геометрические фигуры. Если ребенок путает овальную форму с круглой, квадратную с прямоугольной, необходимо провести рассматривание и сравнение моделей фигур. Фигуры составляются попарно, обследуя их с помощью осязания и зрительно. Ребенок обводит контур, скользит руками по поверхности моделей — таким образом обеспечивается общее восприятие формы.

Информационное обеспечение

Использование материалов с сайтов:

  •  dopedu.ru - "Российское образование" Федеральный портал.
  • rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, Егошина Кристина Сергеевна

Материально-техническое обеспечение

Занятия проходят в учебном кабинете. В наличии наглядные пособия по математике, игры, есть раздаточный материал по различным темам для каждого обучающегося.

На занятии используется интерактивная доска, ноутбук, позволяющие с помощью изображений, презентации, воспроизведения аудио и видео файлов обеспечивать учащихся учебной информацией, а также управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, и контролировать результаты обучения. 

Календарный план воспитательной работы

на 2024/2025 учебный год

Сентябрь

Праздник Осени

Конкурс рисунков «Цвета осени»

Октябрь

Игра «Правила поведения в школе и на улице»

Игровая программа «Правила дорожные знать каждому положено!»

Ноябрь

Круглый стол «Жить в мире с другими!» ко Дню народного единства

Беседа «Мамочка любимая моя». День Матери

Декабрь

Акция «Подарок для ёлки». Изготовление елочных шаров своими руками

Изготовление новогодних плакатов

Январь

Викторина «Кто самый умный»

Акция «Покормите птиц зимой»

Февраль

Веселые старты «Сильные, смелые, ловкие, умелые» 

Конкурс рисунков «России верные сыны»;

Март

Игровая программа «Международный женский день»

Беседа «О хороших манерах в простых примерах» ко дню этикета

Апрель

Беседа – День Космонавтики

Беседа «Мы наследники Победы»

Май

Акция «Георгиевская ленточка». Рисунки, поделки

Фотоконкурс «Победу ковали вместе»

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

  • «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября1989 г.) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Национальный проект «Образование» (утвержден протоколом от 03.09.2018 № 10 президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р)[Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
  • «Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» (Утверждена постановлением Администрации Курской области от 15 октября 2013 г. № 737-па) [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Приказ Комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 №1-114 «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ» [Электронный ресурс]. Правовая система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/
  • Устав МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»http://moydvorec.ru/ustavnie-dokumenti/ustav-obou-dod-dvorec-aionerov-i-shkolnikov-goroda-kurska
  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» (принято на заседании педагогического совета,протокол № 2 от 21.01.2022, утверждено директором МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска Трубниковым А.П. 21.01.2022)
  • Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (утверждено приказом директора МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» Трубникова А.П. от 31.08.2020 № 387)
  • Воспитательная программа МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»(утверждено приказом директора МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» Трубникова А.П. от 30.08.2021 № 674)

Для учащихся

1. Шевелев, К. В. Краткий курс подготовки к школе по математике. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 64 с.

2. Шевелев, К. В. Краткий курс подготовки к школе по математике. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 64 с.

3. Шевелев, К. В. Проверочные работы по математике. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 32 с.

Для родителей

1. Патель, М. Веселая математика / М. Патель— Москва: «Клевер-Медиа-Групп», 2015. — 91с.

2. Савенков,  А.И. Готовим ребенка к школе.  Учим учиться самостоятельно /  А.И. Савенков – Ярославль: Академия развития,2008. —160с.

3. Шелдрик-Росс, К. Фигуры в математике, физике и природе. Квадраты, треугольники и круги / К. Шелдрик-Росс  — Москва:
Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 192 с.

4. Черникова, Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей /  Е. Ф. Черникова - Москва: «ДОМ XXI век», 2007. – 185 с.

Для педагога

1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений / Н.А. Арапова-Пискарева –  Москва: Мозаика-Синтез, 2013. – 210 с.

2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений./ А. В. Белошистая;  — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.

3. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников / А. В. Белошистая; Серия «Библиотека учителя» Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 256 с.

4. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева – Москва: Просвещение, 2006. – 112 с.

5. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст / В.П. Новикова – Москва: Мозаика - Синтез, 2000. – 104 с.

6. Стожарова, М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова –  Ростов/ Д: Феникс, 2008. – 203 с.

7. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников /  Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина. З.А. Серова – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 160с.7.

8. Репина,  Г.А. Математическое развитие дошкольников:современные направления /  Г.А. Репина – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

9. Шевелев, К. В. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / К. В. Шевелев. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык"

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Английский язык" разработанна для школьников первого класса, возраста 7 лет. Уровень программы ознакомител...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (возраст детей 6-6,5 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАсоциально-гуманитарной направленности«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»(возраст детей 6-6,5 лет)    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»

Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замы...

дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Юные инспекторы движения»

Программа «Юные инспекторы движения»  является программой социально-гуманитарной  направленности, предполагает базовый уровень освоения программных знаний и практических навыков....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – гуманитарной направленности «Газета +»

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Развивай-ка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа    «Развивай-ка» (далее Программа) реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности. Данная программа ...