дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Юные инспекторы движения»
рабочая программа
Программа «Юные инспекторы движения» является программой социально-гуманитарной направленности, предполагает базовый уровень освоения программных знаний и практических навыков.
С целью преемственности в образовании и плавному переходу на работу по новым образовательным стандартам разрабатывается программа на последующие годы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yuid.docx | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат №1
Купинского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета « ___»________202___г., протокол № _________ | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Купинская школа-интернат №1 _______________Кокарева О.В. |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Юные инспекторы движения»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Готовщик Алина Сергеевна
г. Купино, 2022
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Зам. директора ОУ по ВР _________/__________________
Руководитель ШМО _________/__________________
«____»_________202___г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения
- Пояснительная записка 2
- Цель и задачи общеразвивающей программы воспитательной
деятельности «Юные инспекторы движения» 4
- Содержание общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения». Учебный план 6
- Планируемые результаты общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения» 11
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения"
- Условия реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности 11
- Методические обеспечение общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения» 12
- Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения» 12
- Оценочные материалы 13
- Список литературы 15
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения»
1.1 Пояснительная записка.
Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социогенных и технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками либо жертвами дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.
Анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Данная программа призвана в некоторой мере уменьшить дефицит информации, необходимой для организации процесса формирования у детей и подростков устойчивых навыков (стереотипов) безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальностью данной программы и её педагогической целесообразностью является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии обучающихся.
Отличие данной программы выражается в том, что изучение Правил дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения у детей предлагается в рамках системы дополнительного образования с использованием учебно-методических и технических пособий, что существенно расширяет возможности воспитания дисциплинированного и грамотного пешехода. Данная программа предназначена дополнить и закрепить программный материал, получаемый обучащимися на уроках.
Для достижения наибольшей эффективности в работе на занятиях используются игровые методики, помогающие в более доступной форме осваивать новые знания. На занятиях разбираются различные дорожные ситуации, что способствует развитию наблюдательности, логического мышления, формированию умения предвидеть скрытые опасности на дороге.
Формы организации образовательного процесса в объединении - занятия групповые и индивидуальные. Занятия проводятся в форме практической и теоретической работы.
Программа связана с задачами основного образования по многим своим разделам: ознакомление с окружающим миром, труд, чтение, рисование. Использование различных заданий носит подготавливающий характер к отдельным дисциплинам школьной программы: геометрия, черчение и др.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста и детей с ОВЗ. Именно в этом возрасте происходит привитие и совершенствование специальных навыков и привычек. Совершаемые детьми ошибки повторяются и являются частыми. Из-за этого формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. Поэтому большая ответственность в деле формирования у подрастающего поколения знаний по Правилам дорожного движения лежит на семье и учреждениях образования. От родителей, учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования, во многом зависит сформированность у подрастающего поколения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.
Важную роль играют индивидуально-личностное развитие детей на основе их интересов и способностей, психофизиологические способности детей, которые определяют их поведение на дороге. Особенности психофизического развития, детская импульсивность, сужение восприятия, рассеянное внимание, отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий обуславливают резкие изменения в поведении ребенка. В этом возрасте большое значение имеет развитие обучающихся в коллективе. Для сплочения детей используются коллективно - творческие дела.
Новизна программы «Юные инспекторы движения» заключается в возможности обучающихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в городских конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Программа предусматривает взаимодействие с родителями в следующих формах:
-Свободные посещения занятий родителями.
-Индивидуальные беседы с родителями.
-Тематические родительские собрания.
-Привлечение родителей к посильной помощи в оснащение объединения дополнительного образования.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Продолжительность освоения программы - 1 год.
Возраст обучающихся 9-14 лет.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Целью данной программы является: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных дорожных ситуациях; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- овладение знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира.
-овладение навыками оказания первой медицинской помощи,
- привитие навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте.
Развивающие:
-развитие творческих способностей, воображения, фантазии у обучащихся
Воспитывающие:
-воспитание у детей чувства взаимопомощи, готовности помочь человеку в различных дорожных ситуациях.
- привлечение детей к углубленному изучению и практическому применению правил дорожного движения.
В начале обучения проводится первоначальная диагностика детей в форме тестирования, для выявления уровня знаний.
В ходе обучения – проверка и закрепление знаний осуществляется в игровой форме. Игра – это одна из наиболее ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правильного поведения. Используются различные типы игр: интеллектуальные, сюжетно-ролевые, подвижные.
Контрольно-срезовые занятия проводятся в форме викторины.
Итогово-контрольные мероприятия проводятся в форме творческих дел: игровые программы, конкурсы, викторины.
Темы занятий в течении года могут изменяться в зависимости от особенностей материально-технической базы, тематики, проводимых в городе, районе, учреждении конкурсов или выставок.
На занятиях создаются условия для привития обучащимся коммуникативной культуры, доброжелательных отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, дисциплинированности.
1.3 Содержание общеразвивающей программы. Учебный план
№ | Раздел | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Раздел №1 «Введение в образовательную программу кружка»(3ч) | Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. | 1.5 | ||
2 | Оформление уголка по безопасности дорожного движения. | 1.5 | |||
3 | Раздел № 2: «История правил дорожного движения».(3ч) | История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… | 1.5 | ||
4 | ПДД. Общие положения. | 1.5 | |||
5 | Раздел № 3: «Изучение правил дорожного движения». (64.5ч) | Обязанности пешеходов. | 1.5 | ||
6 | Обязанности пассажиров. | 1.5 | |||
7 | Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. | 1.5 | |||
8 | Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. | 1.5 | |||
9 | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | 1.5 | |||
10 | История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | 1.5 | |||
11 | Предупреждающие знаки. | 1.5 | |||
12 | Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | 1.5 | |||
13 | Изготовление макетов дорожных знаков. | 1.5 | |||
14 | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | 1.5 | |||
15 | Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. | 1.5 | |||
16 | Изготовление макетов дорожных знаков. | 1.5 | |||
17 | Обновление материалов на стендах по ПДД. | 1.5 | |||
18 | Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1.5 | |||
19 | Места установки дорожных знаков. | 1.5 | |||
20 | Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. | 1.5 | |||
21 | Горизонтальная разметка и ее назначение. | 1.5 | |||
22 | Вертикальная разметка и ее назначение. | 1.5 | |||
23 | Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. | 1.5 | |||
24 | Сигналы светофора. | 1.5 | |||
25 | Виды светофоров. | 1.5 | |||
26 | Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. | 1.5 | |||
27 | Сигналы регулировщика. | 1.5 | |||
28 | Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | 1.5 | |||
29 | Сигналы автомобиля. | 1.5 | |||
30 | Расположение транспортных средств на проезжей части. | 1.5 | |||
31 | Перекрестки и их виды. | 1.5 | |||
32 | Проезд перекрестков. | 1.5 | |||
33 | Обновление материалов на стендах по ПДД. | 1.5 | |||
34 | Правила перехода перекрестка. | 1.5 | |||
35 | Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. | 1.5 | |||
36 | Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. | 1.5 | |||
37 | Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. | 1.5 | |||
38 | Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. | 1.5 | |||
39 | Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. | 1.5 | |||
40 | Перевозка людей. | 1.5 | |||
41 | Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | 1.5 | |||
42 | П/З: Правила перехода для каждого пешехода. | 1.5 | |||
43 | П/З: Движение обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам. | 1.5 | |||
44 | Дорожные ловушки. Решение задач по теме. | 1.5 | |||
45 | ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. | 11.5 | |||
46 | Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | 1.5 | |||
47 | Раздел №4: «Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи».(12ч) | Основные требования при оказании ПМП при ДТП. | 1.5 | ||
48 | Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1.5 | |||
49 | Виды кровотечений. Способы наложения повязок. | 1.5 | |||
50 | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1.5 | |||
51 | Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | 1.5 | |||
52 | Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. | 1.5 | |||
53 | Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | 1.5 | |||
54 | Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | 1.5 | |||
55 | Раздел№5: «Фигурное вождение велосипеда». (16.5ч) | Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. | 1.5 | ||
56 | Правила движения велосипедистов. | 1.5 | |||
57 | Правила движения велосипедистов. | 1.5 | |||
58 | Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. | 1.5 | |||
59 | Составление буклетов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. | 1.5 | |||
60 | Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. | 1.5 | |||
61 | Составление памятки: «Юному велосипедисту». | 1.5 | |||
62 | Тренировочные занятия по катанию на велосипеде. | 1.5 | |||
63 | Тренировочные занятия по катанию на велосипеде. | 1.5 | |||
64 | Движение групп велосипедистов. | 1.5 | |||
65 | П/З: Движение групп обучающихся на проезжей части на велосипедах. | 1.5 | |||
66 | Раздел № 6: «Традиционно-массовые мероприятия» (4.5ч) | Подготовка выступления агитбригады. | 1.5 | ||
67 | Выступление агитбригады в начальной школе. | 1.5 | |||
68 | Зачет по ПДД. Тестирование. | 1.5 | |||
Всего | 51ч | 51ч | 102часов |
Раздел 1
Введение в образовательную программу кружка.
Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы.
Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Раздел 2
История правил дорожного движения.
Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о
первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Раздел 3
Изучение правил дорожного движения.
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная
полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Раздел №4:
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой
медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской
помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы
их наложения.
Раздел 5
Вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой
Раздел 6
Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов,
стихов, газет, сочинений…)
1.4 Планируемые результаты общеразвивающей программы
По окончанию курса обучающиеся должны:
- знать Правила Дорожного движения в объеме, необходимом для безопасности в качестве пешехода и пассажира;
- применять, полученные знания на дорогах города;
- уметь предвидеть опасность на дороге и ее избежать;
- следовать принципам безопасного и здорового образа жизни, быть готовыми к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
- уметь разыгрывать различные роли участников движения, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы
2.1 Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
-тематические занятия
-игровые тренинги
-разбор дорожных ситуаций на настольных играх
-экскурсии
-конкурсы, соревнования, КВН, викторины
-изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
-выпуск стенгазет
-встреча с работниками ГИБДД
-просмотр видеофильмов
2.2 Методическое обеспечение программы
-По способу организации занятия: словесные, наглядные, практические.
-По форме организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальные, индивидуально-фронтальные, коллективно-групповые.
-Игры, решение проблемных ситуаций, беседа, показ графических иллюстраций,
Практические задания.
-Дидактический материал:
-научная и специализированная литература, плакаты, раздаточный материал,
дидактические карточки.
-Техническое оснащение занятий: компьютер.
-Контрольная проверка: опрос, зачёт, викторина.
-Комплект знаков дорожного движения – 1 шт
-Комплект плакатов безопасности дорожного движения – 1 шт.
-Доска учебная – 1 шт
-Жезл - 1 шт.
-Комплект дидактических карточек по темам: Регулируемый и -нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, дорожные знаки, правила наложения транспортных шин.
-Набор цветного картона.
-Набор цветной бумаги.
-Карандаши. Простые, цветные.
-Точилки для карандашей.
-Фломастеры, маркеры.
-Резинки стирательные.
-Линейки, треугольники.
-Клей.
-Кисти для клея.
2.3 Формы подведения итогов общеразвивающей программы
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме:
-игр-состязаний;
-отчетного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах;
- тестирование
-выставки
-конкурсы
-соревнования
- Оценочные материалы:
При обучении используются следующие формы диагностик прогнозируемых
результатов:
-дорожные знаки – вопросы;
-медицина – билеты;
-знания устройства велосипеда – тестовая работа;
-соревнования;
-конкурсы;
-круглый стол;
-конкурсы рисунков;
-конкурсы стенгазет.
2.5 Список литературы:
- «Добрая дорога детства», газета.
- «Правила дорожного движения», ГУ ГИБДД СОБ МВД России, 2007 год.
- «Первая помощь детям при травмах и несчастных случаях», справочник, Редакция Митчела Дж.Эйнзига, Санкт-Петербург «Норинт». 2002 год.
- «Первая медицинская помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях», Рецензент: Ласкин С.А.- врач, экс-директор Российского клинико-диагностического центра Минздрава России. «Кострома». 2002 год.
- «Учись быть пешеходом», Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат, учебно-методическое пособие для учителей, Издательский Дом «МиМ» 2008 год.
- «Безопасность на улицах и дорогах», методическое пособие для учителя, Москва «Аст», 2017 год.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие. Под редакцией В.Н.Кирьянова. Москва, «Третий Рим», 20018 год.
- «Дорожная азбука» альбом для раскрашивания, СПб «Еврознак», 2005 год.
- «Учись быть пешеходом», Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат, для учащихся начальных классов, СПб, «МиМ», 1997 год.
- «Безопасность на улицах и дорогах», А.М. Якупов, Москва, «Аст», 1997 год.
- Набор картинок - Правила дорожного движения.
- Дорожная безопасность. Учебная книжка-тетрадь с 1-4 классы.
Под редакцией В.Н.Кирьянова. Москва, «Третий Рим», 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Отряд юных инспекторов движения»
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в...
Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»
Рабочая программапо социальному направлению внеурочной деятельности«Юные инспекторы движения»...
Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....
Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»
Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Конкурсный материал "Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения" "Фестиваль педагогического мастерства 2022"
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, от...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные инспекторы движения"
Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией В.А. Горского М....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Юные инспекторы движения"
Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией В.А. Горс...