Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»
рабочая программа (2 класс)

Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность». 

Целями изучения предмета «Читательская грамотность»  на ступени начального общего образования являются:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_2_klass_chitatelskaya_gramotnost_2022.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  г. Светогорска»

ПРИНЯТА:

на заседании

педагогического совета

протокол №____от __________ г.                                    

                    УТВЕРЖДАЮ:

                     приказ №                         от _____20     г.

                    Директор школы_______________

                                                            В.В. Кокоткина

Дополнительная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

«Читательская грамотность»

                                                

                                                срок реализации программы: 1 год

                                                программу разработала: Васильева Н.В., учитель                                                         начальных классов

                                        

г. Светогорск

2022 г.

Пояснительная записка

Нормативно — правовая база конструирования программы

Программа составлена в соответствии с:

•        Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

•        Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);

•        Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Современное общество является информационным обществом. Чтение — одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно возрастает. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые задачи. ФГОС НОО выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах».

Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность». 

Целями изучения предмета «Читательская грамотность»  на ступени начального общего образования являются:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Читательская грамотность » как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Читательская грамотность» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе

    Для  решения данной проблемы создана программа литературного кружка социально – гуманитарной направленности   «Читательская грамотность»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Программа адресована учащимся 8-9 лет.

Во 2 классе на реализацию курса «Читательская грамотность» отводится 1 час в неделю, всего 36 часов. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Учебно  тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность» для 2 класса

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности учащихся

Формы внеурочной деятельности

Формы контроля

Учебные книги  второклассника. Правила работы с книгой.

 Рассматривание, обсуждение новых учебных пособий.

Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

групповая

Работа с текстом И.Соколова – Микитова «В лесу».

Определение темы текста. Работа с иллюстрацией.

  Беседа

Индивидуальная

Работа с текстом В.Осеевой «Плохо»

Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы.

 Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом Л.Толстого «Два товарища»

Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий.

 Поисковые исследования

 Парная

Работа с текстом В. Бурлакова «На рассвете»

Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями.

 Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь»

Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией.

 Поисковые исследования

Парная

Работа с текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки».

Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения.

 Инсценирование

 Групповая

Работа с текстом И.Пузанова «На рыбалке».

Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Итоговая работа по тексту:

«Медведко» Д.Н.Мамина- Сибирика

Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать ошибки.

Индивидуальная

Работа над ошибками. Работа с текстом В.Бехревского «Мишка под деревом»

Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать

последовательность событий.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом И.Соколова- Микитова «На лесной дороге»

Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту.

 Поисковые исследования

 Индивидуальная

Работа с текстом Л.Яхнина

«Силачи».

Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом А.Тихонова

«Сороки».

Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом из детской

энциклопедии.

Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения.

Рассматривание, чтение, слушание

 Парная

Работа с текстом К.Ушинского

«Играющие собаки»

Находить абзац. Работать с кроссвордом.

 Творческая работа «Оформи обложку для книги»

Индивидуальная

 «Четыре желания» К.Д.Ушинского

Обобщение и систематизация полученных знаний.

  Творческая работа. Иллюстрации у тексту.

Индивидуальная

Работа с текстом И. Соколова – Микитова

«Утром в лесу»

Применять прием сравнения.

Восстанавливать предложения.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом Е.Пермяка

«Первая рыбалка»

Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией.

Рассматривание, чтение, слушание.

Индивидуальная

Работа с текстом И.Соколова– Микитова «Белка»

Определять тип текста. Списывать текст.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности».

Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному.

Инсценирование

Групповая

Работа с текстом Г.Цыферова

«Жил на свете слоненок».

Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя.

Рассматривание, чтение, слушание

Парная

Работа с текстом В.Кологрива

«Жизнь кузнечика»

Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом С.Аксакова

«Щенок».

Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом Ш.Перро

«Золушка»

Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.

Рассматривание, чтение, слушание.

 Фронтальная

Тестовая  работа

Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий.

Индивидуальная

Работа с текстом Н.Юрцевича

«Красавица русских лесов»

Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. Уметь определять стиль текста, лексическое значение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последовательность событий.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом С.Юцзунь

«Светлячок и Муравей»

Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку.

Инсценирование

Парная

Работа с текстом В.Танасийчука

«Лосось».

Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения.

Творческая работа «Оформи обложку книги»

Индивидуальная

Работа с текстом В.Коржикова

«Прогулка по лесу»

Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста. Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией.

Поисковые исследования

Индивидуальная

Работа с текстом арабской народной сказки «Хлеб и золото»

Называть героев сказки. Определять жанр произведения, лексическое значение слова, подбирать синонимы.

Слушание и рассматривание книги.

Фронтальная

Работа с текстом К.Ушинского

«Гадюка»

Определять жанр произведения, подбор синонимов.

Слушание и рассматривание книги.

Фронтальная

Работа с текстом М.Садовского

«Зима на колесах»

Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения.

Поисковые исследования

Групповая

Работа с текстом В.Осеевой «Кто хозяин?»

Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Уметь составлять диалог.

Творческая работа «Оформи обложку книги»

Групповая

Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Лоси».

Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений.

Индивидуальная

Работа с текстом И.Крылова

«Кукушка и Петух»

Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения.

Поисковые исследования

Групповая

Итоговая викторина «В мире книг»

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Игровое занятие

Групповая

Содержание программы 2 класс (36 ч)

Чтение

Чтение вслух.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Работа с текстом: оценка информации

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.

Форма обучения – очная

Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные занятия

Форма организации занятий – всем составом объединения, в группах или индивидуально

Форма аудиторных занятий – инсценировки, озвучивание, игры, диалоги, исследование (коллективные, индивидуальные), мини-конференции

Методы проведения занятий – мозговой штурм, групповая дискуссия,  ролевые игры  и т.д. Целесообразно как можно активнее использовать в практической деятельности эффективные передовые информационно – коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом о здоровье сберегающие технологии на протяжении всего процесса.

Наполняемость объединения –  состав 2 «В» класса;

Продолжительность одного занятия –  45 мин

Общая нагрузка в неделю - во 2 классе – 45 мин

Основные виды деятельности учащихся:

  • выполнение тренировочных заданий и упражнений;
  • работа с иллюстрациями, таблицами;
  • составление плана;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;

Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся по дополнительной общеразвивающей программе:

Сентябрь, декабрь, март – инсценировки, тесты

Октябрь, январь, апрель – выставка, тест.

Ноябрь, февраль, май – выставка, концерт,тесты

Участие в фестивалях дополнительного образования, выступление на школьном конкурсе чтецов «Лукоморье», участие в литературном конкурсе «Ветер перемен», участие в творческих конкурсах, в олимпиадах различного уровня; участие в конкурсах и олимпиадах на платформе Учи. Ру;

Учебно-методическое обеспечение:

компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор.

Планируемые результаты освоения  дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Список литературы

Печатные пособия

1.ТПО «Чтение. Работа с текстом». 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2022.

2.Словари по русскому языку.

3.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Проектор.

3. Персональный компьютер с принтером.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.

  1. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
  2. Газета «1 сентября» www.1september.ru
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
  4. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
  5. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
  6. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
  7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
  8. Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
  9. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
  10. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
  11. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
  12. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
  13. Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
  14. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
  15. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
  16. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
  17. Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
  18. Сеть творческих учителей www.it-n.ru
  19. Учительская газета www.ug.ru
  20. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
  21. Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
  22. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
  23. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  24. Школьный портал http://www.portalschool.ru Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От 1 до 10»

Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От 1 до 10»1.УчреждениеМуниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского тво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От звука к слову»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От звука к слову» (далее – программа) соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовате...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕйка» (подготовка детей к школе)

Программа социально-гуманитарной направленности готовит детей к обучению в  школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Созданием данной образовательн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (возраст детей 6-6,5 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАсоциально-гуманитарной направленности«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»(возраст детей 6-6,5 лет)    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – гуманитарной направленности «Газета +»

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности...