Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»
рабочая программа (2 класс)
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность».
Целями изучения предмета «Читательская грамотность» на ступени начального общего образования являются:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2_klass_chitatelskaya_gramotnost_2022.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол №____от __________ г. | УТВЕРЖДАЮ: приказ № от _____20 г. Директор школы_______________ В.В. Кокоткина |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Читательская грамотность»
срок реализации программы: 1 год
программу разработала: Васильева Н.В., учитель начальных классов
г. Светогорск
2022 г.
Пояснительная записка
Нормативно — правовая база конструирования программы
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Современное общество является информационным обществом. Чтение — одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно возрастает. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые задачи. ФГОС НОО выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах».
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность».
Целями изучения предмета «Читательская грамотность» на ступени начального общего образования являются:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
«Читательская грамотность » как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Читательская грамотность» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Программа адресована учащимся 8-9 лет.
Во 2 классе на реализацию курса «Читательская грамотность» отводится 1 час в неделю, всего 36 часов. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.
Учебно тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность» для 2 класса
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | Формы внеурочной деятельности | Формы контроля |
Учебные книги второклассника. Правила работы с книгой. | Рассматривание, обсуждение новых учебных пособий. | Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». | групповая | ||
Работа с текстом И.Соколова – Микитова «В лесу». | Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. | Беседа | Индивидуальная | ||
Работа с текстом В.Осеевой «Плохо» | Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом Л.Толстого «Два товарища» | Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий. | Поисковые исследования | Парная | ||
Работа с текстом В. Бурлакова «На рассвете» | Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь» | Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией. | Поисковые исследования | Парная | ||
Работа с текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки». | Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения. | Инсценирование | Групповая | ||
Работа с текстом И.Пузанова «На рыбалке». | Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Итоговая работа по тексту: «Медведко» Д.Н.Мамина- Сибирика | Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать ошибки. | Индивидуальная | |||
Работа над ошибками. Работа с текстом В.Бехревского «Мишка под деревом» | Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать последовательность событий. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом И.Соколова- Микитова «На лесной дороге» | Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом Л.Яхнина «Силачи». | Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом А.Тихонова «Сороки». | Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом из детской энциклопедии. | Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения. | Рассматривание, чтение, слушание | Парная | ||
Работа с текстом К.Ушинского «Играющие собаки» | Находить абзац. Работать с кроссвордом. | Творческая работа «Оформи обложку для книги» | Индивидуальная | ||
«Четыре желания» К.Д.Ушинского | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Творческая работа. Иллюстрации у тексту. | Индивидуальная | ||
Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу» | Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом Е.Пермяка «Первая рыбалка» | Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией. | Рассматривание, чтение, слушание. | Индивидуальная | ||
Работа с текстом И.Соколова– Микитова «Белка» | Определять тип текста. Списывать текст. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности». | Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному. | Инсценирование | Групповая | ||
Работа с текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок». | Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя. | Рассматривание, чтение, слушание | Парная | ||
Работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика» | Работать с таблицей. Ставить ударение в словах. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом С.Аксакова «Щенок». | Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом Ш.Перро «Золушка» | Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом. | Рассматривание, чтение, слушание. | Фронтальная | ||
Тестовая работа | Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий. | Индивидуальная | |||
Работа с текстом Н.Юрцевича «Красавица русских лесов» | Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. Уметь определять стиль текста, лексическое значение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последовательность событий. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом С.Юцзунь «Светлячок и Муравей» | Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. | Инсценирование | Парная | ||
Работа с текстом В.Танасийчука «Лосось». | Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения. | Творческая работа «Оформи обложку книги» | Индивидуальная | ||
Работа с текстом В.Коржикова «Прогулка по лесу» | Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста. Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией. | Поисковые исследования | Индивидуальная | ||
Работа с текстом арабской народной сказки «Хлеб и золото» | Называть героев сказки. Определять жанр произведения, лексическое значение слова, подбирать синонимы. | Слушание и рассматривание книги. | Фронтальная | ||
Работа с текстом К.Ушинского «Гадюка» | Определять жанр произведения, подбор синонимов. | Слушание и рассматривание книги. | Фронтальная | ||
Работа с текстом М.Садовского «Зима на колесах» | Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. | Поисковые исследования | Групповая | ||
Работа с текстом В.Осеевой «Кто хозяин?» | Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Уметь составлять диалог. | Творческая работа «Оформи обложку книги» | Групповая | ||
Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Лоси». | Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. | Индивидуальная | |||
Работа с текстом И.Крылова «Кукушка и Петух» | Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. | Поисковые исследования | Групповая | ||
Итоговая викторина «В мире книг» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Игровое занятие | Групповая |
Содержание программы 2 класс (36 ч)
Чтение
Чтение вслух.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.
Форма обучения – очная
Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные занятия
Форма организации занятий – всем составом объединения, в группах или индивидуально
Форма аудиторных занятий – инсценировки, озвучивание, игры, диалоги, исследование (коллективные, индивидуальные), мини-конференции
Методы проведения занятий – мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры и т.д. Целесообразно как можно активнее использовать в практической деятельности эффективные передовые информационно – коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом о здоровье сберегающие технологии на протяжении всего процесса.
Наполняемость объединения – состав 2 «В» класса;
Продолжительность одного занятия – 45 мин
Общая нагрузка в неделю - во 2 классе – 45 мин
Основные виды деятельности учащихся:
- выполнение тренировочных заданий и упражнений;
- работа с иллюстрациями, таблицами;
- составление плана;
- самопроверка;
- взаимопроверка;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся по дополнительной общеразвивающей программе:
Сентябрь, декабрь, март – инсценировки, тесты
Октябрь, январь, апрель – выставка, тест.
Ноябрь, февраль, май – выставка, концерт,тесты
Участие в фестивалях дополнительного образования, выступление на школьном конкурсе чтецов «Лукоморье», участие в литературном конкурсе «Ветер перемен», участие в творческих конкурсах, в олимпиадах различного уровня; участие в конкурсах и олимпиадах на платформе Учи. Ру;
Учебно-методическое обеспечение:
компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы
Печатные пособия
1.ТПО «Чтение. Работа с текстом». 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2022.
2.Словари по русскому языку.
3.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Проектор.
3. Персональный компьютер с принтером.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.
- Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
- Газета «1 сентября» www.1september.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
- Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
- Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
- Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
- МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
- Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
- Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
- Сеть творческих учителей www.it-n.ru
- Учительская газета www.ug.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
- Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Школьный портал http://www.portalschool.ru Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От 1 до 10»
Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От 1 до 10»1.УчреждениеМуниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского тво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От звука к слову»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От звука к слову» (далее – программа) соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовате...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕйка» (подготовка детей к школе)
Программа социально-гуманитарной направленности готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Созданием данной образовательн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (возраст детей 6-6,5 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАсоциально-гуманитарной направленности«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»(возраст детей 6-6,5 лет) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – гуманитарной направленности «Газета +»
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности...