Главные вкладки
Рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация Вариант 2
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования Администрации Каратузского района
МБОУ Сагайская ООШ
СОГЛАСОВАНО Пед.совет №1 ________________________ _ Протокол №1 от «29» 08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Овчинникова В.А. Приказ № 01-01-01 от «02» 09.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Вариант 2
для обучающихся 4 классов
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП НОО МБОУ Сагайская ООШ.
7. Учебный план МБОУ Сагайская ООШ на 2024-2025 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основные задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги;
- обучение умению делить предложения на слова;
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию слов, предложений по образцу;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру;
- обучению разных видов штриховок: вертикальной, горизонтальной, боковой.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Овладевать начальными навыками адаптации в классе.
Положительно относиться к учебным занятиям.
Стать более успешным в учебной деятельности.
С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Мотивировать свои действия.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу.
Сохранять учебную задачу.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
Контролировать свои эмоции.
Познавательные УУД:
Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Использовать по назначению учебные материалы.
Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.
Выполнять действия по подражанию.
Выполнять действия по словесной инструкции.
Выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),
- выполнять инструкции учителя.
Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
Стремиться к налаживанию с ними общения.
Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.
Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.
Понимать смысл узнаваемых слов.
Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавать и различать образы графем (букв).
Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова, предложения.
Знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель»;
-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
Уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» , «я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Речевые звуки:
-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар, р – рычит собака, у –воет волк);
-уметь имитировать речевые звуки с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика;
-уметь определять принадлежность имитационных речевых звуков конкретному человеку;
-уметь различать неречевые и речевые звуки.
Буквы и звуки.
- уметь узнавать, конструировать и выделять букву;
- уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки.
Слово:
- уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;
- уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью учителя.
Предложение:
- уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;
- уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
- уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
- уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью учителя.
- уметь составлять предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графически изображать с последующим «чтением» бегло и отдельными словами;
- уметь составлять предложения из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графически изображать с подстановкой различных слов- действий с последующим «чтением» предложения бегло и отдельными словами.
Слог:
- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги самостоятельно;
- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги с помощью учителя.
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
- знать и соблюдать правила письма (прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения, правописание имен собственных).
3. Содержание программы учебного курса
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | фактически | ||
1 | Речевая практика. Составление предложений по картинкам. | ||
2 | Буква «Ее». Чтение текста «Трудные примеры». Письмо слов и предложений с буквой «е». | ||
3 | Чтение текста Письмо прописной буквы «Е» по образцу. | ||
4 | Чтение текста «Повара». Письмо слов и предложений с буквой «Ее». | ||
5 | Входная контрольная работа. | ||
6 | Чтение текста «кто слабый? Кто сильный?». Письмо слов и предложений с буквой «Ее». | ||
7 | Речевая практика. Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Слушание и рассказывание сказки по опорным картинкам. | ||
8 | Знакомство с буквой «Яя». Письмо строчной буквы «я» по образцу. | ||
9 | Чтение текста «Вы узнали героев?». Письмо слогов с буквой «я». | ||
10 | Чтение текста «Наша любимая песня». Письмо прописной буквы «Я» по образцу. | ||
11 | Чтение текста «Яхта, якорь». Письмо слов с буквой «Яя». | ||
12 | Чтение текста «Яблонька». Письмо предложений с буквой «Яя». | ||
13 | Чтение текста «Гном». Письмо слов и предложений с буквой «Яя». | ||
14 | Знакомство с буквой «Юю». Письмо строчной буквы «ю» по образцу. | ||
15 | Чтение слов с буквой «ю» в конце слова. Письмо слогов с буквой «ю». | ||
16 | Чтение текста «Давай запомним». Письмо прописной буквы «Ю» по образцу. | ||
17 | Чтение текста «Прятки». Письмо слов с буквой «Юю». | ||
18 | Чтение текста «Кто кем будет?» Письмо предложений с изученными буквами. | ||
19 | Чтение текста «Добавь слово». Письмо слов и предложений. | ||
20 | Чтение текста «Разгром». Письмо предложений под диктовку. | ||
21 | Знакомство с буквой «Ёё». Письмо строчной буквы «ё» по образцу. | ||
22 | Чтение текста «Кто, где живёт?». Письмо слогов с буквой «ё». | ||
23 | Чтение текста «Давай запомним». Письмо прописной буквы «Ё» по образцу. | ||
24 | Чтение текста «Вот так Тёпа!». Письмо слов с буквой «Ёё». | ||
25 | Чтение текста «Шутка». Письмо предложений с изученными буквами. | ||
26 | Чтение текста «Зайка». Письмо слов и предложений с изученными буквами. | ||
27 | Чтение текста «Опасная работа». Списывание с печатного текста. | ||
28 | Знакомство с буквой «Чч». Письмо строчной буквы «ч» по образцу. | ||
29 | Проверочная контрольная работа за 1 полугодие. | ||
30 | Чтение текста «Жучок». Письмо слогов с буквой «ч». | ||
31 | Чтение текста « Красная Шапочка». Письмо слов и предложений с буквой «ч». | ||
32 | Чтение текста «Чучело». Письмо прописной буквы «Ч» по образцу. | ||
33 | Чтение чистоговорки «Чайка». Письмо слов с буквой «Чч». | ||
34 | Чтение текста «Хитрая лисичка». Письмо предложений с изученными буквами. | ||
35 | Чтение текста «Шутка». Письмо слов и предложений с изученными буквами. | ||
36 | Отгадай. Чтение слов с буквой «ч» в середине слова. Списывание с печатного текста. | ||
37 | Знакомство с буквой «Фф». Письмо строчной буквы «ф» по образцу. | ||
38 | Чтение текста «Лесная школа». Письмо слогов с буквой «ф». | ||
39 | Составление предложений по схемам. Письмо прописной буквы «Ф» по образцу. | ||
40 | Чтение текста «Давай запомним!». Письмо слов с буквой «Фф». | ||
41 | Чтение текста «Три поросенка». Письмо предложений с буквой «Фф». | ||
42 | Чтение текста «Кто на картинках?». Письмо слов и предложений с буквой «Фф». | ||
43 | Чтение текста «Хвастун Федя». Списывание слов с печатного текста. | ||
44 | Чтение текста «Попугай Фомка». Письмо предложений под диктовку. | ||
45 | Знакомство с буквой «Цц». Письмо строчной буквы «ц» по образцу. | ||
46 | Чтение текста «Кто где живёт?». Письмо слогов с буквой «ц». | ||
47 | Чтение текста «Ловкий заяц». Письмо прописной буквы «Ц» по образцу. | ||
48 | Чтение текста «На арене цирка». Письмо слов с буквой «Цц». | ||
49 | Чтение текста «Аленький цветочек». Письмо предложений с буквой «Цц». | ||
50 | Читай и показывай. Списывание слов и предложений с печатного текста. | ||
51 | Чтение текста «Родина - Россия». Письмо под диктовку предложений. | ||
52 | Знакомство с буквой «Ээ». Письмо строчной буквы «э» по образцу. | ||
53 | Чтение текста «Это мой класс». Письмо слогов с буквой «э». | ||
54 | Чтение текста «Эстафета». Письмо прописной буквы «Э» по образцу. | ||
55 | Чтение текста «Что хорошо? Что плохо?». Письмо слов с буквой «Ээ». | ||
56 | Чтение текста «Профессии». Письмо предложений с буквой «Ээ». | ||
57 | Знакомство с буквой «Щщ». Письмо строчной буквы «щ» по образцу. | ||
58 | Буква «Щщ». Чтение текста «Добавь быстро». Письмо слогов с буквой «щ». | ||
59 | Чтение текста «Помнишь сказку?» Письмо прописной буквы «Щ» по образцу. | ||
60 | Подбери слова к схеме. Письмо слов с буквой «Щщ». | ||
61 | Чтение текста «Назови сказку». Письмо предложений с буквой «Щщ». | ||
62 | Знакомство с буквой «ъ». Письмо строчной буквы «ъ» по образцу | ||
63 | Чтение текста «Кто это?». Письмо слов с буквой «ъ». | ||
64 | Чтение текста «Без терпенья нет ученья». Письмо предложений с буквой «ъ». | ||
65 | Чтение текста «Моя семья». Списывание слов с печатного текста. | ||
66 | Годовая проверочная контрольная работа. | ||
67 | Составление предложений. Списывание предложений с печатного текста. | ||
68 | Стихотворение «В гости к бабушке». Заучивание наизусть. | ||
Итого: 68 часов |
5. Методические материалы.
Перечень учебной литературы:
Учебники:
•Аксенова А.К., С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» в 2 ч., Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.
• Комарова С.В. «Речевая практика» 1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
• игрушки дидактические и сюжетные:
• магнитная доска;
• наборы сказочных персонажей;
• набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
• трафареты с изображением животных;
• графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
• сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
• презентации;
• книги с иллюстрациями русских народных сказок
• настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»)
• технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
• компьютерные устройства:
• информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...