Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (1 класс)

Хасанова Татьяна Алексеевна

        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью     предметной области «Язык и речевая практика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_1-4_kl_2_var_23-24.docx70.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании Методического объединения ОП-2

Протокол №___

от____ августа 2023г

«Согласовано»

Заместитель директора ________

Н.О. Камелева

«___» августа 2023 г

«Утверждаю»

директор ГКОУ  СКОШИ № 52

г. Москвы

____________ / А.В.Лебедева

«____» _____________2023г.

                        Рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

1 - 4класс


Содержание

1.Пояснительная записка .…………………………………………………...............3

2.Содержание учебного предмета. ………………………………………………….4

3.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………………….................8

4.Тематическое планирование.

  1(дополнительный) ………………………………………………………………...13

  1 класс……………………………………………………………………………….17

  2 класс………………………………………………………………….....................20

  3 класс……………………………………………………………………………….23

  4 класс……………………………………………………………………………….25

Пояснительная записка.

          Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

            В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

           Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

          2.  Содержание учебного предмета.

          Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".

        Раздел "Коммуникация".

       Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

          Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

          Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

          Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

            Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

          Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

          Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

           Чтение и письмо.

           Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

          Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

          Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

         

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- Коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия.

- Интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником. Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.

- Знать свое имя и ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой).

Предметные:

Коммуникация с использованием вербальных средств:

- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

- Умение приветствовать и прощаться с собеседником словом, предложением. Умение выразить свои желания, просьбу словом, предложением. Умение ответить на вопрос, поддержать диалог. Умение задать вопрос словом, предложением.

- Умение использовать в речи доступные этикетные выражения и жесты- заменители («спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»).

- Умение выразить эмоции с помощью мимических и пантомимических средств и речи.

Коммуникация с использованием невербальных средств:

- Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.

- Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.

- Умение пользоваться системой мануальных знаков

- Умение пользоваться системой графических символов.

Импрессивная речь:

- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- Понимание обращенной речи, понимание        смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.

- Умение выделять основу сюжета предметно-бытовой картинки.

- Выкладывание серии сюжетных картинок в соответствии с текстом.

- Умение выделять главных персонажей прочитанного текста, отслеживать их               действия.

- Умение        показывать движениями, мимикой,        жестами заданные действия («Покажи, как..»).

- Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.

- Выполнение словесных инструкций из двух частей.

-Выполнение действий в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа.

- Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Понимание текста.

Экспрессивная речь:

- Умение самостоятельно использовать усвоенный        лексико-грамматический               материал в учебных и коммуникативных целях.

- Умение употреблять слова, обозначающие предмет, обобщающие понятия, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние; слова, обозначающие число, количество предметов.

-Называние (употребление) простых предложений. Повторение предложения вслед за учителем с правильным интонированием.

- Называние (употребление) сложных предложений.

- Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

- Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) при помощи вспомогательных устройств или без них.

- Использование графического символа для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия, состояния для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).

- Составление простых предложений, ответы на вопросы по содержанию текста, составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям, составление рассказа по одной сюжетной картинке, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического символа. Составление рассказа о себе с использованием графического, предметного символа или мануального знака.

Чтение и письмо. Элементы глобального чтения.

-Умение использовать карточки с напечатанными словами как дополнительное средства коммуникации.

-Чтение собственного имени и фамилии.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

-Умение узнавать (различать) образы графем (букв).

-Умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка. Умение штриховать изображения простых предметов.

-Умение составлять буквы из палочек, полосок, проволоки.

Начальные навыки чтения и письма.

-Нахождение заданной буквы, символа, пиктограммы среди других.

-Узнавание звука в слоге (слове). Называние буквы.

-Определение первого звука в слове (в сильной позиции).

-Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

-Чтение слога (слова). Чтение предложения из 2-3 слов.

-Составление предложения из двух слов по картинке с помощью вопросов.

-Составление слогов из букв разрезной азбуки.

-Умение штриховать контур изучаемой буквы.

-Умение изображать графически буквы, слоги, сигнальные слова по трафарету, по обводке, по образцу (печатный вариант).

-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

-Написание буквы (слога, слова, предложения).

Формирование базовых учебных действий:

   Восприятие внимания к себе. Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит. Восприятие присутствия другого человека. Восприятие обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. Ответ на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.). Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт. Побуждение к выражению желания общаться со взрослым с помощью жестов, вокализаций.

  Накопление речевого опыта. Распознавание, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально). Восприятие речевого обращения к себе как приятного. Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.). Получение вербальных ответов на свои сообщения (в том числе невербальные). Привлечение внимания к себе. Имитация звуков. Умение произносить лепетные слова, имеющие предметную соотнесенность («ма», «па», «ба» и т.д.).

   Понимание речевых сигналов. Различение голоса и шума. Узнавание голосов знакомых людей. Реагирование на имя. Реагирование на просьбу. Реагирование на запрет. Понимание похвалы. Понимание простых формул вежливости. Понимание простой словесной инструкции. Выполнение действий по словесной инструкции («дай»,

«на», «покажи»). Предметно-речевые образовательные ситуации для усвоения значений слов в их ситуативной и предметной соотнесенности. Упражнения на обучение умениям соотносить предметы с их словесным и графическим обозначением.

  Коммуникация. Понимание простых жестов. Повтор простых жестов по подражанию. Целенаправленное использование простых жестов для взаимодействия со взрослыми. Использование указательного жеста в различных ситуациях (выбор желаемого, привлечение внимания, ответ на вопрос).

Тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 дополнительный класс (первый год обучения)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1-2

Выявления знаний и умений учащихся

2

3-4

Привитие умения правильно сидеть за партой во время урока

2

5-6

Привитие умения слушать объяснения        и указания                   учителя

2

7-8

Привитие умения                            поднимать руку        при желании что-то сказать

2

9-10

Привитие умения просить   разрешения выйти        из класса

2

11-12

Привитие умения                   правильно располагать на                парте учебные

принадлежности.

2

13-14

Привитие умения                     правильно пользоваться                 учебными

принадлежностями.

2

15

Различение звуков                            окружающей  действительности        (звон, стук)

1

16

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

1

17

Различение звуков окружающей действительности (звон,

стук, гудение, жужжание)

1

   18-20

Приветствие        взрослого        с помощью альтернативных

средств коммуникации.

3

21

Я        и        мое        имя, моя фотография.

1

22

Моя        любимая        игрушка, игра.

1

23

Моя        любимая        сказка, драматизация сказки.

1

24

Приветствие сверстника взрослого с помощью альтернативных средств коммуникации. Имена сверстников.

1

25

Игрушки нашего класса.

1

26

Вместе слушаем сказки.

1

   27-28

Я и         учитель играем со  сверстником (игры с правилами).

2

29

Наш        класс.        Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии с помощью альтернативных средств коммуникации.).

1

   30-31

Приглашение к взаимодействию с                                помощью альтернативных средств коммуникации. Лепим вместе.

2

   32-33

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Строим вместе.

2

34-35

Приглашение к взаимодействию с                                     помощью альтернативных                             средств коммуникации. Рисуем вместе.

2

36-37

Приглашение к взаимодействию с                           помощью альтернативных средств коммуникации. Играем вместе (настольно- печатные,    подвижные и др.)

2

38-39

Приглашение к взаимодействию с                  помощью альтернативных средств коммуникации. Помоги другу.

2

40

Правильное произношение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у, а-а)

1

41

Правильное произношение двух звуков (ау, ау)

1

42

Правильное произношение двух звуков (ам, ом)

1

43

Правильное произношение слов из трех звуков (дом, сом, кот)

1

44

Правильное произношение слов        из        четырех        звуков

(мама, папа, дядя, баба)

1

45-46

Называние слов по предъявленным картинкам

2

47

Правильное произношение двух звуков (му, ум)

1

48-49

Составление предложений из двух слов. Обведение фигур по трафарету.

2

50-51

Деление        составленных предложений        на        слова. Закраска фигур.

2

52-53

Понимание учащимися слов и выполнение за ними действий. Закраска фигур.

2

   54-55

Выделение в устной речи звука А в начале слова. Штриховка простейших фигур.

2

56-57

Выделение в устной речи                 звука У в начале слова. Рисование простейших фигур.

2

58

Изображение действий  детьми по предложенной картинке и вопросам учителя. Рисование   несложных предметов.

1

59-60

Закрепление у учащихся     умения        показывать изображения (слева- направо, в горизонтальном положении)

2

61-62

Правильное и отчетливое произнесение звука А в изолированной позиции.   Письмо заглавной буквы А.

2

63-64

Произнесение        звука        А        в начале        слова. Письмо

строчной буквы а.

2

65-66

Произнесение звука А в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы А, а.

2

67-68

Правильное и отчетливое произнесение звука У в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы У.

2

69-70

Произнесение        звука        У        в начале слова. Письмо  строчной буквы у.

2

71-72

Произнесение        звука        У в конце        слова. Письмо заглавной и строчной буквы У,у

2

73-74

Правильное и отчетливое произнесение звука О в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы О.

2

75-76

Произнесение        звука        О        в начале        слова.        Письмо строчной буквы о.

2

   77-78

Произнесение звука О в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы О, о.

2

   79-80

Образование и чтение слов АУ,        УА.        Письмо        по

обводке.

2

81-82

Образование и чтение слов АУ,        УА.        Письмо        по

образцу.

2

83-84

Правильное и отчетливое произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы  М.

2

85-86

Произнесение звука М в начале        слова. Письмо   строчной буквы м.

2

87-88

Образование        и        чтение прямых слогов с буквой М. Письмо по обводке.

2

89-90

Образование        и        чтение обратных слогов с буквой М. Письмо по образцу.

2

91

Образование из усвоенных   звуков и букв слов ау, уа. Письмо по обводке и образцу слогов ау, уа.

1

92

Образование и чтение прямых и обратных слогов  ау, уа. Письмо по обводке слогов ау,уа.

1

93

Образование        и        чтение   прямых и обратных слогов

ам, ма. Письмо по обводке и образцу слогов ам, ма.

1

94

Образование и чтение прямых и обратных слогов ум, му. Письмо по обводке слогов ум, му.

1

95

Составление слогов ум, му из букв разрезной азбуки, письмо по образцу.

1

96

Образование и чтение прямых и обратных слогов ом, мо. Письмо по обводке и образцу слогов ом, мо.

1

97

Составление слогов ом, мо из букв разрезной азбуки, письмо по образцу.

1

   98-99

Повторение и закрепление пройденного за год.

2

Всего:

    99

Тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс

(второй год обучения)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Приветствие    детей        с учителем в    классе. Приветствие детей друг с другом.

2

3-4

Воспоминания о лете.

2

5-6

Мои одноклассники.

2

7

Вместе слушаем сказку «Репка».

1

8-10

Узнаем        сказку «Репка» по    персонажам.

3

11-12

Составление        сказки        по        серии                     сюжетных картинок «Репка»

2

13-14

Составление        рассказа        по        серии                        сюжетных картинок.

2

15-16

Играем вместе (детское лото)

2

17-18

Играем вместе (игры с правилами).

2

19

Речевое        сопровождение                действий                      или        пиктограмма с предметом «Любимая игрушка»

1

20

Любимые мультфильмы.

1

21-22

Игры        в        мяч        с        речевым               сопровождением.

2

23-24

Использование речевых шаблонов в        ситуации общения со сверстником «Подарок для друга».

2

25-26

Прослушивание сказок        в устном   изложении «Кто сказал мяу?»

2

27-28

Составление        сказки        по        серии                             карточек «Кто сказал мяу?»

2

29-30

Прослушивание сказок        в устном                     изложении «Курочка ряба?»

2

31-32

Составление        сказки        по        серии                      карточек «Курочка ряба?»

2

33-34

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай              и нарисуй.

2

35-36

Ярмарка игрушек.

2

37

Путешествие по Москве. Звук А.

1

38-39

Правильное и отчетливое произнесение        звука        А в изолированной позиции.

2

40-41

Письмо        по        обводке        строчной        и

заглавной буквы А.

2

42

Путешествие в зоопарк. Звук У.

1

43-44

Правильное и отчетливое                        произнесение         звука У в

изолированной позиции.

2

45-46

Письмо        по        обводке        строчной        и заглавной буквы У.

2

47

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

1

48-49

Правильное и отчетливое произнесение        звука        О в изолированной позиции.

 2

50-51

Письмо        по        обводке        строчной        и заглавной буквы О.

2

52

Поездка на дачу. Звук М.

1

53-54

Правильное и отчетливое произнесение        звук М в                        изолированной позиции.

2

55-56

Письмо        по        обводке        строчной        и                                 заглавной буквы М.

2

57-58

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

2

59-60

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

2

61-62

Образование        слогов        АУ,УА.                              Письмо слогов.

2

63-64

Письмо        слогов        по        обводке        и образцу АУ, УА.

2

65-66

Образование слогов АМ, МА.

2

67-68

Письмо        слогов        по        обводке        и образцу АМ, МА.

2

69-70

Образование слогов УМ, МУ.

2

71-72

Письмо        слогов        по        обводке        и образцу УМ, МУ.

2

73-74

Образование слогов УМ, МУ.

2

75-76

Письмо        слогов        по        обводке        и образцу        ОМ, МО. Образование                         слогов ОМ, МО.

2

77-78

Изучение буквы С. Письмо по обводке буквы С.

2

78-79

Образование и чтение прямых слогов с буквой С. Письмо по обводке буквы с.

2

80-81

Образование и чтение обратных слогов с буквой С. Письмо по обводке буквы С с.

2

82-83

Изучение буквы Х. Письмо по обводке буквы Х

2

84-85

Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Х. Письмо по обводке буквы Х.

2

86-87

Составление простых предложений из двух, трех слов. Выделение в устной речи звука А в начале и конце слова.

2

88-89

Составление простых предложений из двух, трех слов. Выделение в устной речи звука У в начале и конце слова.

2

90-91

Составление простых предложений из двух, трех слов. Выделение в устной речи звука О в начале и конце слова.

2

92-93

Составление простых предложений из двух, трех слов. Выделение в устной речи звука М в начале и конце слова.

2

94-95

Составление простых предложений из двух, трех слов. Выделение в устной речи звука С в начале и конце слова.

2

96-97

«В театре». Активизация устной речи

2

98-99

Повторение и закрепление пройденного материала

2

Всего:

99

Тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс

(третий год обучения)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Приветствие    детей        с учителем в    классе. Приветствие детей друг с другом.

1

2-3

Воспоминания о лете.

2

4

Вместе слушаем сказку «Колобок».

1

5-6

Узнаем сказку «Колобок» по  персонажам.

2

7

Вместе        слушаем        сказку «Курочка Ряба».

1

8-9

Узнаем        сказку «Курочка Ряба» по                        персонажам.

2

10

Составление сказки по серии сюжетных картинок «Колобок», «курочка Ряба».

1

11

Играем        вместе (дидактическая        игра «Герои сказок»).

1

12

Вместе слушаем сказку «Волк и семеро козлят».

1

13-14

Узнаем сказку «Волк и семеро козлят» по персонажам.

2

15

Правильное и отчетливое произнесение звуков А, У, О, М в изолированной                   позиции.

1

16-19

Письмо        по        обводке и образцу                                  строчных и заглавных букв А, У, О, М.

4

20-21

Составление и чтение слов с буквами: А, О, У, М. Письмо слогов и слов по обводке и образцу.

2

22-23

Правильное и отчетливое произнесение                       звука С в изолированной позиции.

2

24-25

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы С.

2

26-28

Образование        и        чтение        прямых        и     обратных слогов с буквой С.

3

29-30

Составление и чтение слов со слогами

АС,        СА.        Письмо        слогов        и        слов        по                          обводке и образцу.

2

31-32

Составление и чтение слов со слогами  УС, СУ.        Письмо слогов и слов по обводке и образцу.

2

33-34

Составление и чтение слов со слогами  ОС,        СО.        Письмо слогов        и        слов        по    обводке и образцу.

2

35-36

Правильное и отчетливое произнесение звука Х в изолированной позиции.

2

  37-38

Письмо по обводке и образцу заглавной буквы Х.

2

 39-40

Письмо по обводке и образцу строчной буквы Х.

2

41-43

Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Х. Письмо слогов по обводке и образцу.

3

44-45

Составление и чтение слов со слогами АХ,        ХА.        Письмо слогов и         слов        по                          обводке и образцу.

2

46-47

Составление и чтение слов со слогами ОХ,        ХО.        Письмо слогов и слов по                   обводке и образцу.

2

48-50

Составление и чтение слов со слогами

УХ,        ХУ.        Письмо        слогов        и        слов        по   обводке и образцу.

2

51-52

Правильное и отчетливое произнесение звука Ш в изолированной позиции.

2

53-54

Письмо по обводке и образцу заглавной буквы Ш.

2

55-56

Письмо по обводке и образцу строчной  буквы Ш.

2

57-59

Образование        и        чтение        прямых        и обратных слогов с буквой Ш. Письмо слогов по обводке и образцу.

3

60-62

Составление и чтение слов со слогами АШ,        ША.        Письмо слогов и         слов        по                          обводке и образцу.

2

63-64

Составление и чтение слов со слогами ОШ, ШО        Письмо слогов и  слов        по                          обводке и образцу.

2

65-66

Составление и чтение слов со слогами УШ,        ШУ.        Письмо слогов и         слов        по                          обводке и образцу.

2

67-69

Составление и чтение слов с буквой Ш. Письмо слогов и слов по обводке и образцу.

3

70-71

Правильное и отчетливое произнесение звука Л в изолированной позиции.

2

72-73

Письмо по обводке и образцу заглавной буквы Л.

2

74-75

Письмо по обводке и образцу строчной буквы л.

2

76-78

Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Л. Письмо слогов по обводке и образцу.

3

79-80

Составление и чтение слов со слогами АЛ,        ЛА.        Письмо слогов и         слов        по                          обводке и образцу.

2

81-82

Составление и чтение слов со слогами ОЛ, ЛО.        Письмо слогов и         слов        по                          обводке и образцу.

2

83-84

Составление и чтение слов со слогами УЛ, ЛУ.        Письмо слогов и         слов        по                          обводке и образцу.

2

85-87

Составление и чтение слов с буквой Л. Письмо слогов и слов по обводке и образцу.

3

88-89

Правильное и отчетливое произнесение звука Ы   в изолированной позиции.

2

90-91

Письмо по обводке и образцу строчной буквы Ы.

2

92-94

Образование и чтение слогов с буквой   Ы. Письмо слогов по обводке и образцу.

3

33    

95-96

Изучение буквы Н. Письмо по обводке буквы Н.

2

97-98

Правильное и отчетливое произнесение звука Н   в изолированной позиции.

2

99-100

Письмо по обводке строчной и заглавной буквы Н.

2

101-102

Повторение пройденного материала за                                              год.

2

Всего:

102

Тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 3 класс

(четвертый год обучения)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Воспоминания о лете.

2

3

Вместе слушаем сказку «Три поросенка»

1

4-5

 Узнаем сказку «Три поросёнка» по персонажам.

2

6

Вместе слушаем сказку «Теремок».

1

9

Составление сказки по серии сюжетных картинок «Теремок», «Три поросёнка».

1

10

Играем        вместе (дидактическая        игра «Герои сказок»).

1

11

Вместе        слушаем        сказку «Петушок        и

бобовое зернышко».

1

12-13

Узнаем        сказку «Петушок        и        бобовое зернышко» по персонажам.

2

Составление и чтение предложений из двух слов с буквами:

17-19

А, О, У, М, С, Х, Ш, Л, Ы . Письмо предложений по обводке и образцу.

3

20

Правильное и отчетливое произнесение звука Н в изолированной позиции.

1

21-22

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Н.

2

23-24

Образование        и        чтение        прямых        и обратных слогов с буквой Н. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

25-26

Составление и чтение предложений из двух        слов        с буквой Н. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

27-28

Правильное и отчетливое произнесение звука Р в изолированной позиции

2

33-35

Составление и чтение предложений из двух        слов        с буквой Р. Письмо предложений по обводке и образцу.

3

36

Правильное и отчетливое произнесение звука К в изолированной позиции.

1

37-38

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы К.

2

  39-40

Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой К. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

43

Правильное и отчетливое произнесение звука П в изолированной позиции.

1

44-45

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы П.

2

46-47

Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой П. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

48-49

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой П.

2

50

Правильное и отчетливое произнесение звука Т в изолированной позиции.

1

51-52

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Т.

2

53-54

Образование        и        чтение        прямых        и обратных слогов с буквой Т. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

55-56

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой Т. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

57

Правильное и отчетливое произнесение звука И в изолированной позиции.

1

58

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы И.

1

59-60

Образование        и        чтение        прямых        и обратных слогов с буквой И. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

61-62

Составление и чтение предложений из двух        слов        с  буквой И. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

63-64

Правильное и отчетливое произнесение звука З в изолированной позиции.

2

65

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы З.

1

66

Образование        и        чтение        прямых        и обратных слогов с буквой З. Письмо слогов по обводке и образцу.

1

67-68

Повторение пройденного материала за год.

2

Всего:

68

Тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»  4 класс

(пятый год обучения)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Составление и чтение слов с буквами, изученными за прошлые года обучения. Письмо слогов и слов по

обводке и образцу.

2

3-4

Составление и чтение предложений из двух слов с буквами, изученными за прошлые года обучения. Письмо                  предложений по обводке и образцу.

2

5-6

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Б. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Б. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

7-8

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой Б. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

9-10

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы В. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой В. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

11-12

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой В. Письмо    предложений по обводке и образцу.

2

13-14

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Е. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Е. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

15-16

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой Е. Письмо  предложений по обводке и образцу.

2

17-18

Письмо по         обводке и        образцу                         строчной и заглавной буквы Д. Образование и чтение        прямых и обратных слогов с буквой Д.

Письмо слогов по обводке и образцу.

2

19-20

Составление и чтение предложений из        двух слов с буквой Д. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

21-22

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Ё. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Ё. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

23-24

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой Ё. Письмо                       предложений по обводке и образцу.

2

25-26

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Г. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Г.

Письмо слогов по обводке и образцу.

2

27-28

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой Г. Письмо                    предложений по обводке и образцу.

2

29-30

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Ж. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Ж. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

31-32

Составление и чтение предложений из        двух слов с буквой Ж. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

33-34

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Ф. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Ф. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

35-36

Составление и чтение предложений                           из        двух слов с буквой Ф. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

37-38

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Я. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Я. Письмо слогов по обводке и образцу.

2

39

Составление и чтение предложений из        двух слов с буквой Я. Письмо предложений по обводке и образцу.

1

40

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Й.

1

41

Составление и чтение предложений слов с буквой Й. Письмо

предложений по обводке и образцу.

1

42

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Э. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Э. Письмо слогов по обводке и образцу.

1

43

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой Э. Письмо предложений по обводке и образцу.

1

44

Буквы Ъ и Ь знак.

1

45

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Ц. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Ц. Письмо слогов по обводке и образцу.

1

46-47

Составление и чтение предложений с буквой Ц. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

48

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Ч. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Ч. Письмо слогов по обводке и образцу.

1

49-50

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой Ч. Письмо                   предложений по обводке и образцу.

2

51

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Ю. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Ю. Письмо слогов по обводке и образцу.

1

52

Составление и чтение предложений из        двух слов с буквой Ю. Письмо  предложений по обводке и образцу.

1

53

Письмо по        обводке и образцу строчной и заглавной буквы Щ. Образование и чтение прямых и обратных слогов с буквой Щ. Письмо слогов по обводке и образцу.

1

54-55

Составление и чтение предложений из        двух слов с буквой Щ. Письмо предложений по обводке и образцу.

2

56

Чтение коротких предложений

1

57-58

Выделение звука в середине и в конце слова.

2

59-60

Письмо слов печатными буквами. Составление и чтение слов из 2-х слоговых структур. Письмо слов из 2- х слоговых структур.

2

61-62

Письмо элементов прописных бук: А, О, С. Буквы строчные и заглавные.

2

63-64

Составление и чтение слов из 3-х слоговых структур. Письмо слов из 3-х слоговых структур.

2

65-66

Дифференциация гласных и согласных букв.

2

67-68

Повторение        пройденного        материала   за год.

2

Всего:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа для коррекционных школ по ФГОС УО по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...