Рабочая программа «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Сапогина Светлана Юрьевна

Рабочая программа  «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.ktp_po_rech_i_kommun.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

2 часа в неделю, 68 часов в год

2  класс

п/п

Тема

Дата

Формируемые представления

Содержание, виды деятельности

Интеграция с темами из методического руководства Э.В.Якубовской, С.В.Комаровой «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму альбом 1.» для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Подготовка к чтению, письму; речевые упражнения; коррекционные упражнения.

Корректировка программы

Знакомство со школой, классом.

День знаний.

«школа, класс, парта»

Формирование коммуника-тивных и речевых навыков

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Знакомство в с прописью, тетрадью.

«Здравствуй, привет!»

«Доброе утро»

(слова приветствия)

Реагирование на собственное имя, фамилию, отчество.

Знакомство со строчкой, умение ее находить.

Своё имя, фамилия, отчество

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

Знакомство со строчкой, умение ее находить.

Формирование понятия звук

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, составление предложения – приветствия)

Знакомство со строчкой, умение ее находить.

«Привет! Здравствуй!»

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением – просьбой)

Знакомство со строчкой, умение ее находить. Понятие «Штриховка» (прямая, косая палочка)

«Скажи  - чего ты хочешь?»

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

Знакомство со строчкой, умение ее находить. Понятие «Штриховка» (прямая, косая палочка)

«Скажи  - чего ты хочешь?»

Выполнение заданий по штриховке.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

Знакомство со строчкой, умение ее находить. Понятие «Штриховка» (прямая, косая палочка)

«Да. Нет.» «Ты любишь это?»  «Тебе нравится?»

Выполнение задания по штриховке.

Выражение благодарности звуком (словом, предложением).

Прямые и с наклоном палочки.

«Спасибо» Вежливые слова.

Работа в тетради в узкую линию.

Ответы на вопросы словом (предложением).

Прямые и с наклоном палочки.

«Да. Нет» «Буду – не буду» «Ещё будешь?»

Работа в тетради в узкую линию.

Задавание вопросов предложением.

Прямые и с наклоном палочки.

«Пойдём гулять?»

Работа в тетради в узкую линию.

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  

Прямые и с наклоном палочки.

«Ответь мне. А теперь говори ты».

Работа в тетради в узкую линию.

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Прямые и с наклоном палочки.

«Пока-пока. Будь здоров. До свидания»

Работа в тетради в узкую линию.

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос.

Крючки. Обводим по  очкам.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Крючки. Обводим по  очкам.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста.

Крючки. Обводим по  очкам.

Работа в тетради в узкую линию.

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Крючки. Обводим по  очкам.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Обводим по точкам.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка).

Составление предложений из 2 – 3 слов по картинке.

Штриховка.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами.

Составление предложений из 2 – 3 слов по картинке.

Штриховка.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

Ищем печатные буквы.

Штриховка.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия(неудовольствия), благодарности, своих желаний;  приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов.

Составление вопросительных предложений.

Палочки, крючочки.

Работа в тетради в узкую линию.

Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание).

Штриховка букв.

Работа в тетради в узкую линию.

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д.

Штриховка букв.

Работа в тетради в узкую линию.

Речевые упражнения

Выполнение простых (игровых) поручений по словесному заданию учителя.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Выполнение простых (игровых) поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Описание и сравнение предметов на основе словесного образца. Работа с картинкой.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Активизация и обогащение словаря по теме «Игрушки» с введением в речь обобщающего слова.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) на основе словесного образца.

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на символический план и словесный образец.

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Знакомство и заучивание стихотворения

А.Барто «Зайка».

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А. Учимся самостоятельно печатать букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Упражнения в рассказывании стихотворения «Зайка».

Звук и буква А.

Обводим по точкам букву А. Учимся самостоятельно печатать букву А.

Работа в тетради в узкую линию.

Составление по вопросу учителя предложений, включающих описание предмета.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква О.

Обводим по точкам букву О. Учимся самостоятельно печатать букву О.

Работа в тетради в узкую линию.

Активизация и обогащение словаря по теме «Овощи» с введением в речь обобщающего слова.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква О.

Обводим по точкам букву О. Учимся самостоятельно печатать букву О.

Работа в тетради в узкую линию.

Обобщение словарного запаса по теме «Овощи» по категориям: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква О.

Обводим по точкам букву О. Учимся самостоятельно печатать букву О.

Работа в тетради в узкую линию.

Активизация и обогащение словаря по теме «Птицы» с введением в речь обобщающего слова.

Звук и буква О.

Обводим по точкам букву О. Учимся самостоятельно печатать букву О.

Работа в тетради в узкую линию.

Обобщение словарного запаса по теме «Птицы» по категориям: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Звук и буква О.

Обводим по точкам букву О. Учимся самостоятельно печатать букву О.

Активизация и обогащение словаря по теме «Животные» с введением в речь обобщающего слова.

Звук и буква О.

Обводим по точкам букву О. Учимся самостоятельно печатать букву О.

Работа в тетради в узкую линию.

Обобщение словарного запаса по теме «Животные» по категориям: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

Работа в тетради в узкую линию.

Обобщение словарного запаса по теме «Дикие животные» по категориям: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

Работа в тетради в узкую линию.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь (работа над моторикой рук,  работа в тетради)

Понимание простых по звуковому составу слов.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

(мама, папа, дядя и др.).

Реагирование на собственное имя.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

Собственное имя

Имена  членов семьи, педагогов.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

Имена  членов семьи, педагогов.

Понимание слов, обозначающих предмет

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др

(Перечень см. в разделах Программы: Окружающий природный мир. Окружающий социальный мир.)

Понимание обобщающих понятий

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы, лесные , садовые ягоды, цветы, плодовые, лиственные , хвойные деревья, зимующие,  перелётные, водоплавающие птицы, насекомые…

Понимание слов, обозначающих действия предмета

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

пьёт, ест, сидит, стоит, бежит, спит, рисует, играет, гуляет, считает, поливает, открывает, закрывает, вытирает, накрывает, подметает, убирает, чистит, стирает, гладит, готовит, варит, жарит, покупает ….

Понимание слов, обозначающих признак предмета

Звук и буква У.

Обводим по точкам букву У. Учимся самостоятельно печатать букву У.

(цвет, величина, форма и др.).

Деревянный, стеклянный, пластмассовый, круглый, квадратный, треугольный..

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние

Звук и буква И.

Обводим по точкам букву И. Учимся самостоятельно печатать букву И.

громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно, справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади и др.

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак

Заучивание стихотворения (4 строки)

я, он, мой, твой, его, её, их  …

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква И.

Обводим по точкам букву И. Учимся самостоятельно печатать букву И.

пять, второй…

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква И.

Обводим по точкам букву И. Учимся самостоятельно печатать букву И.

в, на, под, из, из-за, над, под, перед, между, за….

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых)

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква И.

Обводим по точкам букву И. Учимся самостоятельно печатать букву И.

Понимание сложных предложений (с союзом и, а, если)

Звук и буква И.

Обводим по точкам букву И. Учимся самостоятельно печатать букву И.

Понимание содержания текста.

Звук и буква И.

Обводим по точкам букву И. Учимся самостоятельно печатать букву И.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.

Повторение и закрепление изученных букв и звуков.

Элементы изученных букв.

О, ау, не,…

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов

Повторение и закрепление изученных букв и звуков.

Элементы изученных букв.

мама, папа, дядя и др.

Называние собственного имени.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква М.

Обводим по точкам букву М. Учимся самостоятельно печатать букву М.

Своё имя

Называние имён членов семьи, педагогов.

Заучивание стихотворения (4 строки)

Учимся печатать и обводить по точкам изученные буквы.

имена членов семьи, педагогов класса

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет

Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква М.

Обводим по точкам букву М. Учимся самостоятельно печатать букву М.

посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др..

Называние (употребление) обобщающих понятий

 Заучивание стихотворения (4 строки)

Звук и буква М.

Обводим по точкам букву М. Учимся самостоятельно печатать букву М.

посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета

Звук и буква М.

Обводим по точкам букву М. Учимся самостоятельно печатать букву М.

пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета

Составление слогов МА, МО,МУ, МИ.

Умение их читать.

Учимся писать буквы, слоги.

цвет, величина, форма и др.

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние

 Составление слогов МА, МО,МУ, МИ.

Умение их читать.

Учимся писать буквы, слоги.

громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак

Составление слогов МА, МО,МУ, МИ.

Умение их читать.

Учимся писать буквы, слоги.

я, он, мой, твой и др.

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов

Составление слогов МА, МО,МУ, МИ.

Умение их читать.

пять, второй и др.

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

Составление слогов МА, МО,МУ, МИ.

Умение их читать.

Учимся писать буквы, слоги.

в,на, под, из, из-за и др.

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

Составление слогов МА, МО,МУ, МИ.

Умение их читать.

Учимся писать буквы, слоги.

Составление слогов МА, МО,МУ, МИ.

Умение их читать.

 Обобщение полученных знаний.

Учимся писать буквы, слоги.

ИТОГО: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс

рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО(ИН) ТМНР (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

В данной рабочей программе представлены цели, задачи учебного предмета. Раскрыто основное содержание, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 5 класс вариант 1.4

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Ва...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

      Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...

Рабочая программа " Речь и альтернативная коммуникация!

Рабочая программа " Речь и альтернативная коммуникация!...