Технологическая карта внеурочного занятия "Финансы в нашей жизни"
план-конспект занятия (3 класс)

Будникова Ольга Николаевна

План-конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности с элементами игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№3 г.Льгова» Курская область

Региональная образовательная акция

«Финансы в нашей жизни»

 Методическая разработка внеурочного занятия

«Единая семья – единый бюджет»

e-mail: budnikova-olga@mail.ru

телефон:8-906-691-20-29

Будникова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

e-mail: k.s.an37@mail.ru

телефон: 8-920-711-33-34

Колесникова Светлана Анатольевна,

учитель истории

Льгов 2019 г.

Введение

Актуальность: начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данные знания:

  • наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты; наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества, участника в формировании и распределении семейного бюджета.

Цель: в игровой форме познакомить учащихся с основными понятиями, учить финансовой грамотности;

Задачи :

  1. Научить пониманию личной ответственности за принимаемые решения;
  2. Формировать экономически правильное и бережное отношение к семейному бюджету;

Основная часть

Класс: 3 класс

Тема: «Единая семья –единый бюджет»

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения: интегрированное  занятие в форме квест-игры

Технология развивающего обучения

Цель занятия: формирование представления о деньгах, о том, что такое семейный бюджет, формировать умение потреблять деньги с пользой.

Задачи занятия:

-дать представление о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, познакомить с новыми понятиями: «купля – продажа», «деньги», «цена» , «семейный бюджет», «банк», «банкир», «банкомат», «ассигнация»(купюра), «товар»;

- учить детей выбирать, что на данный момент важнее и расставлять приоритеты.

Планируемы результаты:

Личностные результаты:

  • осознание того, что деньги не являются основой счастья;
  • формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям, умению расставлять приоритеты;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы; предъявлять информацию в виде устных ответов, таблиц, практической работы;
  • выделять и называть существенные признаки понятия;
  • воспроизводить новые понятия по памяти;
  • выполнять задания с применением предъявленных требований;
  • уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные:

  • определять цель урока, уметь формулировать и удерживать учебную задачу;
  • уметь планировать действия для решения учебной задачи;
  • давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные:

  • выполнять задания в сотрудничестве с одноклассниками;
  • высказывать свою точку зрения, аргументировать её с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;
  • проявлять ответственность и инициативность в достижении группового результата, результата работы в паре;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
  • уметь договариваться и распределять обязанности при работе в группе.

Предметные результаты:

  • содействовать усвоению понятий «купля – продажа», «деньги», «цена» , «семейный бюджет», «банк», «банкир», «банкомат», «ассигнация»(купюра), «товар»,  развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
  • узнают, что такое деньги, научатся понимать роль денег в жизни; познакомятся со способами рационального использования денег;
  • в результате практических действий и наблюдений  научатся решать задачи с денежными расчётами.

Основные понятия и термины:        «купля – продажа», «деньги», «цена» , «семейный бюджет», «банк», «банкир», «банкомат», «ассигнация»(купюра), «товар»;

Межпредметные связи:        окружающий мир, математика, литературное чтение, история.

Образовательные ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=gDgx2bDh3u8

https://www.youtube.com/watch?v=1coLB_H1Kgw,  

https://mirnovogo.ru/dengi,

https://www.google.com/search?sxsrf=ACYBGNTD3NRoTvihwNc03MHhcrCwBe__Xg:1576759130700&q=%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81+%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwiwxIa_3cHmAhXj-SoKHcfHCR8QsAR6BAgKEAE&biw=1920&bih=937#imgrc=7rFWPEf7dE

http://doligra.ru/

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация к занятию, словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал, старинные монеты и современные , настольная игра по финансовой грамотности «Шаги к успеху»

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Действия учителя

Действия учеников

1. Организация класса на работу. Эмоциональный настрой

- УНК (учитель нач. классов)

Все расселись по местам,

никому не тесно,

По секрету скажу вам:

 "Будет интересно!”

Слушают, настраиваются на работу

2.Постановка проблемы

 ( подводящий диалог)

- УНК Ребята, вы хотите узнать, что называют “великим изобретением человечества”? 

- Разгадайте ребус и вы ответите на этот вопрос.

- Что вы знаете о деньгах?

- Какой же будет тема нашего занятия?

- Посмотрим по словарю Ожегова , что же такое деньги?

Разгадывают ребус про деньги

Слайд 2( получается слово «деньги» далее открывается раскрытие понятия по словарю Ожегова

Слайд 3

Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

2. Актуализация

УНК - Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

 Путешествие в историю денег.

 - Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.

    Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».

- Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет)Почему?

    Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.

Отвечают на вопросы.

4 Изучение нового материала

- (УИ – учитель истории) Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас?

Предлагаю нам совершить увлекательное погружение в мир прошлого, чтобы понять, как появились деньги в таком виде, какими мы их знаем сейчас.

Мультфильм «История возникновения денег» 

-С какими новыми словами мы познакомились во время просмотра мультфильма?

А теперь все картинки перемешались. Давайте попробуем восстановить последовательность возникновения денежных единиц?

(Приложение 1 – картинки с различными денежными единицами)

- Далее рассматривают старинные и современные деньги.

- Можем мы сейчас представить свою жизнь без денег?

А откуда у нас в семье появляются деньги?

- Зачем человеку деньги?

- Где человек берёт деньги?

- Выберите из предложенных слов, что является расходами, а что доходами.

Все деньги, заработанные родителями – называются семейный бюджет.

Все покупки, совершаемые семьей, можно условно разделить на две категории: обязательные и желаемые. Обязательные траты — это траты, избежать которых не получится. Например, оплата ЖКХ и продуктов. Конечно, можно не платить за жильё и экономить на этом несколько тысяч рублей в месяц. Но в один прекрасный момент управляющая компания отключит в доме свет — и будет не до смеха. Что уж говорить про расходы на питание или врачей.

Желаемые траты — это то, что мы хотим: новая сумочка или очередные кроссовки, крутой игровой компьютер, айфон последней модели. Конечно, такие покупки приносят радость. Но вообще-то можно прекрасно прожить и без них, особенно если большая часть семейных денег уходит на обязательные траты.

- Давайте выберем из предложенного списка желаемые и обязательные траты.

Слайд 4

 смотрят мультфильм про возникновение денег

Слайд 5 с терминами

Работают в группах.

После изучения материала представители групп выходят к доске и восстанавливают в хронологической последовательности историю возникновения различных денежных единиц.

Слайд6(высказывание)

Слайд 7,8,9(доходы-расходы)

Слайд 10

( зарабатывают – семейный бюджет)

Слайд 11

( распределяют слова по группам)

5 Физминутка

УНК - А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?

Слушаете название и если это можно купить за деньги – поднимаете руки вверх, нет – приседаете (Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон, здоровье и т.д.)

Слушают, выполняют действия

6 Игра-квест

- УНК  А в сказках нам встречается понятие деньги?

- …..

-Какое «удобрение» в сказке «Приключения Буратино» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес  в Стране дураков?

-Ребята, кто это?

УИ – наши гости хотят проверить, умеете ли вы обращаться с деньгами?

-Для этого вам надо разделиться на 3 команды  и выбрать капитана.

Капитаны выходят к учителю и выбирают карточку с названием команды.  ( «Юные финансисты», «Юные банкиры», «Юные предприниматели»)

ребята! Сегодня нас ждет интересное занятие – квест-игра по финансовой грамотности.

УНК - Кто знает, что такое квест?

- Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий.

Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, делать анализ финансовых ситуаций и применять математические знания в решении финансовых задач.

Сегодня у нас в игре 3 команды. Каждая из команд совершит путешествие по 4-м станциям. На станциях учащиеся( кот Базилио и лиса Алиса) -тьюторы будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит жетоны. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя.

-Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Команды готовы? Тогда давайте представимся! (Представление команд и получение маршрутных листов).

(Задания игры в приложении №2)

  1. Станция «Торговый центр»
  2. Станция «Составь меню»

( мини-проект)

  1. Станция «Загадки, пословицы о деньгах»
  2.  Конкурс капитанов ( анализ мультфильма «Как старик корову продавал?»

- УИ Почему старик передумал продавать корову?

Называют сказки

(заклинание «Крекс

– фекс –пекс»)После заклинания появляются тьюторы  ( учащиеся старших классов в роли Лисы Алисы и кота Базилио – они в дальнейшем проводят игру и подсчитывают баллы)

( дети разделены на 3 команды, 3 игровых поля)

Слайд 12 

( мультфильм по стихотворению С.Михалкова «Как старик корову продавал»)

Капитаны команд отвечают

7 Подведение итогов игры

УИ , УНК и сказочные герои сообщают количество баллов и вручают награды.

(настольную игру «Шаги к успеху»  на золотом поле – 1 место, на серебряном поле – 2 место, на бронзовом поле – 3 место) Игра доступна для скачивания на сайте http://doligra.ru/ ( игры по финансовой грамотности )

Ребята получают награды, аплодируют.

8 Рефлексия

- УНК Наше занятие подходит к концу.

Старайтесь тратить деньги с умом!

- Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее

затратные, чем желания.

- Заведите копилку и вносите в неё сдачу от своих покупок. Так вы

сможете накопить сбережения.

-Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых

нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми

функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный

выбор. Ведь бюджет в семье единый!

- УИ Финансовая грамотность играет огромную роль в жизни каждой семьи! Стали ли вы финансово грамотнее поле сегодняшнего занятия?

 Проверим это!

Предлагаем вам синквейн

Существительное – деньги, семья, расходы

2 прилагательных – экономный полезный

3 глагола – зарабатывать, тратить, беречь

Предложение из 4 слов  - единая семья –единый бюджет.

Существительное - бюджет

 

Слайд 13 (синквейн)

Слайд 14 ( спасибо)

Слайд 15 (использованные ресурсы)

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    Приложение №1

 

Первые металлические деньги

Первые золотые монеты появились в древней Европе примерно в 685 году до н. э. Впервые их начали выпускать в Лидии. Совсем скоро это нововведение начали использовать по всему миру. Но, по утверждению историков, раньше чем в Европе, первые металлические деньги встречались в Древнем Китае. Они были разной формы и до 65 см в длину. Изготовлялись они из меди и отличались от европейских — наличием в центре отверстия, которое служило для их переноса и транспортировки. Этот способ чеканки в Китае использовали до 20 века нашей эры, и даже в наши дни можно встретить множество таких монет. Правда, применяются они сейчас только как амулеты для приворота денег, так как верят, что они обладают большой денежной энергией.

История денег

Металлические деньги в России В IX-X веках на Руси начали чеканить свои монеты, но при этом большую популярность получила татарская монета «теньга». Считается, что от нее и произошло название русских денег. При Иване III на серебряных монетах стали чеканить рисунок всадника с копьем, так возник термин «копейка». В 1704 году при Петре I монета приобрела форму правильного круга и были выпущены деньги разного номинала: от рубля до копейки.

Копейка

Как возникли бумажные деньги Есть много теорий того, как появились бумажные деньги. Одни историки утверждают, что в I веке до н.э. единицей обмена выступали кусочки кожи. В Китае применяли для этого белые шкуры оленей и кору деревьев с нанесенными универсальными метками. Согласно другой версии, первая форма банкнот возникла, как результат появления хранилищ для хранения металлов в обмен на письменную расписку. История денег приобрела новый виток развития с появлением бумажных денег. Впервые они появились в 910 году в Китае, благодаря передовым технологиям производства бумаги. С тех пор они действуют и сейчас. В России первые бумажные деньги были внедрены при Екатерине II. Они использовались наряду с медными и серебряными монетами и назывались ассигнациями. Бумажные деньги стали причиной демонетизации.

Бумажные деньги при Екатерине II

Цифровая валюта Первые пластиковые деньги возникли во Франции, их прародителем выступили картонные карточки США начала 20 века, которыми рассчитывались вначале только в ресторанах. Существует большая вероятность того, что в перспективе цифровая валюта полностью вытеснит из повседневной жизни бумажные деньги, ведь в наше время практически все значительные финансовые операции совершаются с помощью глобальной сети — интернет. История денег все время меняется в связи со многими факторами. Ввиду того, что многие страны продолжают конфликтовать между собой, то существует большой риск ослабления их денежных систем.

https://tpc.googlesyndication.com/simgad/4793368632894725273

Приложение 2

СТАНЦИЯ «Торговый центр»

(кейс-технология)

В торговом центре множество товаров. Определите те, которые нужны вам каждый день, и те, что можно приобретать время от времени и без которых вполне можно обойтись в жизни.

Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?

1) хлеб
2) сахар
3) минеральная вода
4) масло сливочное
5) футбольный мяч
6) масло растительное
7) рыба
8) спиннер
9) газированные напитки
10) молоко
11) яйцо
12) сало копченое

13) картофель

14) редис
15) роликовые коньки
16) соль
17) креветки
18) киндер-сюрприз
19) сельдь
20) чернослив в шоколаде
21) чай
22) пельмени
23) орешки соленые
24) конфеты
25) чипсы

26) мясо

Распределите все товары по кейсам (конвертам)

СТАНЦИЯ «Составь меню»

Сегодня в гости к вам придут пять человек. У вас в наличии всего 100 монет.

Придумайте, что вы приготовите им на ужин, исходя из суммы, имеющейся у вас на руках. Все продукты для вашего стола придется заказать в ресторане. Расценки на них – перед вами. Рассчитайте точно, что вы поставите на стол, чтобы все остались сыты и довольны.

Печенье – 5 монет

Сок – 3 монеты

Утка, запеченная с яблоками – 10 монет

Виноград зеленый – 4 монеты

Мясо на ребрышках – 12 монет

Торт – 8 монет

Лимонад – 2 монеты

Картофель фри – 4 монеты

Овощной салат – 3 монеты

Нарезка колбасы – 5 монет

Батон хлеба – 2 монеты

Чай черный холодный – 1 монета

Чипсы – 5 монет

Шоколадные конфеты – 8 монет

Рогалики с повидлом – 5 монет

Макароны по-флотски – 4 монеты

СТАНЦИЯ «Финансовая эрудиция»

Загадки:

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всѐ найдѐтся на прилавке

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всѐ, что в жизни продаѐтся,

Одинаково зовѐтся:

И крупа и самовар

Называются ... (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ... (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ... (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьѐт ... (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь ... (Товар).

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (Зарплату).

             Пословицы и поговорки:

1. Что делает с рублѐм копейка? ( бережѐт).

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

3. Какое животное всегда при деньгах? (поросѐнок).

4. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия: "Воплощение сказки в жизнь" 2 класс

Конспект внеурочного занятия разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО...

Технологическая карта Внеурочное занятие Книги о братьях наших меньших

Внеурочное занятие. Клуб любителей чтения.Книги о братьях наших меньших...

Технологическая карта. Внеурочное занятие. Клуб любителей чтения. Книги о братьях наших меньших

Внеурочное занятие.Клуб любителей чтения.Технологическая карта урока.Книги о братьях наших меньших. Художники- офомители....

Технологическая карта внеурочного занятия "Братья наши меньшие"

Технологическая карта по внеурочному занятию «Братья наши меньшие»...

Технологическая карта внеурочного занятия «Здоровый образ жизни»

Технологическая карта внеурочного занятия «Здоровый образ жизни» была написана для программы курса внеурочной деятельности: "Краеведение" Гинаятуллина Т. Ш. Направление внеу...

Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Ценности нашей жизни. Здоровье

Планируемые результаты:Личностные: воспитывать желание заботиться о своем здоровье, беречь его.Познавательные: развивать познавательный интерес к изучению своего здоровья.Цели:1.Сформировать представл...