Конспект урока по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы", 2 класс
план-конспект урока (2 класс)
Начиная учиться в школе, ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. В своей разработке внеклассного мероприятия в занимательной форме через отгадывание загадок, анализа сказки, групповой работы и игры я постаралась изложить начальные базовые понятия из мира денежных отношений и показать роль знаний о ценности вещей и товаров первой необходимости в нашей жизни; раскрыть детям, на что тратятся деньги, как с умом их тратить, и еще о многом другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_finansovoy_gramotnosti_2_klass.docx | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №51
Разработка урока по финансовой грамотности
для учащихся 2 В класса
«Бюджет семьи. Доходы и расходы»
Выполнила: учитель начальных классов
Кононова Тамара Петровна
Улан Удэ 2024 г
Аннотация.
Начиная учиться в школе, ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. В своей разработке внеклассного мероприятия в занимательной форме через отгадывание загадок, анализа сказки, групповой работы и игры я постаралась изложить начальные базовые понятия из мира денежных отношений и показать роль знаний о ценности вещей и товаров первой необходимости в нашей жизни; раскрыть детям, на что тратятся деньги, как с умом их тратить, и еще о многом другом.
Тема: «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
Задачи:
- Выявить основные источники семейного бюджета ;
- Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
- Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета;
- Совершенствовать навык работы в группах по заданиям на нетбуках по выявлению признаков экономических понятий «доходы» и «расходы».
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять познавательный интерес к новому материалу
- бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
- умело составлять и распределять бюджет семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
Метапредметные:
Регулятивные результаты
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.
Познавательные результаты:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные результаты:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ключевые слова. деньги, товар, цена, банковская карта.
Форма обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая.
Ход занятия:
Компоненты урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга | - Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах. Сегодня на уроке будете работать в группе. Вспомните правила работы в группе. Поможет вам Памятка № 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний 3.Подведение к теме занятия. 4 .Изучение нового Динамическая пауза. | Личностные УУД: учащиеся высказывают мнение, свою позицию. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | - Ребята, сегодня наши гости нашли очень интересный предмет, котёнка и принесли его к нам. Они не знают что это такое и попросили меня вместе с вами помочь узнать что же это такое. Поможем нашим гостям?! Демонстрируют копилку. - Что это такое? - Для чего же нужна эта копилка? - Ребята, а какие деньги можно положить в копилку? - Ребята, смотрите, у нас в копилке что-то лежит. Давайте достанем и посмотрим. - Как можно назвать эти деньги? - Банкноты. А какие они? - Такие деньги, которые лежат у нас в копилке называются «наличные деньги». Ещё бывают и безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке или в копилке, но на самом деле они хранятся на пластиковой карте (нужно показать пластиковые карты). - Как вы думаете, что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? - А в чем неудобство пластиковой карты? - Ребята, где сейчас ваши родители? - Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу? - А для чего вашей семье нужны деньги? -Чтобы узнать зачем же они нам нужны мы поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем? (ответы детей: да!) - Итак, игра «Зачем нам нужны деньги?». Объясняю вам как нужно играть: я буду бросать мяч по очереди и спрашивать вас: «Зачем нам нужны деньги?», а вы будете отвечать, хорошо? И конечно я вам буду немножко помогать (ответы: да!). Начинаем: Зачем нам нужны деньги?»: чтобы покупать игрушки; чтобы покупать продукты; чтобы платить за квартиру; чтобы сходить в игровой центр; чтобы заплатить за проезда на транспорте; чтобы покупать подарки и т.д. Если дети затрудняются, то можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. Например: - Если мы едим на маршрутном такси, то мы платим? - Если мы захотели подарить Маше игрушку, то мы будем платить за игрушки? И т.д. - На что ваша семья расходует деньги? - Ребята, посмотрите на экран, перед Вами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано?(Демонстрирую картинки: бегемот, юнос, дикобраз, жиряк, ехидна, тюлень.) - Как вы думаете, что означает слово « бюджет»? Работа со словарём - Сейчас вашему вниманию будет предложен фильм, где вы точно услышите, что такое «бюджет» и из чего он состоит. (През. № 1) а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?У каждой семьи есть свой семейный бюджет. Как вы думаете, что это такое? - Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи? - Как называют заработанные ими деньги? - Да, зарплату люди получают за свой труд. А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? - А почему они получают деньги, ведь они же не работают? - Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться на профессию и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию. - Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет? Работа с ИД: если семейный бюджет мы представим в виде облака, то те капельки воды, которые в неё попадают, как вы думаете, как будут называться? приведите примеры - Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)? - А как мы назовём капельки, которые в виде дождя из неё вытекают? - Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)? приведите примеры - Что может произойти с тучкой (бюджетом) если наши расходы будут превышать доходы? - Так за чем мы должны следить в семейном бюджете и что для этого надо делать? -Теперь постараемся определить, где доходы, а где расходы. Я вам буду называть доход или расход, а вы должны определить что это и показать определенный цвет. (красный – расход, зеленый- доход )
Стипендия, питание, пенсия, оплата жилья, гонорар, процент, поездка, покупка книг, лечение, зарплата Учитель называет виды доходов - все встают на носки, руки поднимают вверх; называю расходы - все приседают. (Стипендия, питание, пенсия, оплата жилья, гонорар, процент, поездка, покупка книг, лечение, зарплата) Расходы - это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. Расходы также бывают запланированные (….) и не запланированные (….). Задание 2: Определите запланированные и незапланированные расходы вашей семьи: 1 семья: Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:
2 семья: Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:
3 семья: Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:
| ответы детей: да! дети: копилка. (складывать туда деньги) (ответ: монеты). Бумажные, прямоугольные по форме, шуршат. Ответы детей - ответ детей: можно забыть пароль - На работе. - Для того, чтобы зарабатывать деньги. Ответы детей. - ответы детей Называют предмет, изображённый на картинках, и составляют слово из первых букв: «бюджет» Высказывания детей это учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года - работают - зарплата - пенсия? - за свой труд в молодости Доходы и расходы - доходы - будет увеличиваться - расходы - будет уменьшаться - она исчезнет - за тем, чтобы расходы не превышали доходы. Разумно тратить деньги, экономить. (Классификация экономических понятий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Работа над новым материалом. 6. Этап контроля и самоконтроля 7.Рефлексия | Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Регулятивные УУД: учиться высказывать свою точку зрения на основе работы с материалом игры. Личностные – оценка собственных знаний | - За партами вы сидите группами, каждая группа – это семья. - давайте познакомимся с семьями: Морозовы, Солнцевы, Петуховы, Зайцевы Каждая группа полает конверт с листками доходов и расходов. конверт с листками доходов и расходов.
Достаньте из конверта первый лист, на котором указаны составы ваших семей, какие доходы вы имеете. (У каждой группы разное количество членов семьи, разные источники доходов и разные суммы.) Ознакомьтесь с ним. Вы подсчитали доходы ваших семей за месяц. От каждой группы по 1 представителю идут в БАНК (на столе трёхлитровая банка с деньгами, вокруг лежат “колобки” разного достоинства) за деньгами, а мы поближе познакомимся с колобками. Рассмотрите эту купюру. - Для чего? Гимнастика для глаз. Цель – снятие напряжения глаз. - Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Достаньте из конвертов списки расходов. На экране эти же товары. Обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги в первую очередь. - Давайте проверим, что вы выбрали - В чём едины все семьи? - Что же делать с такими большими покупками как сотовый телефон, телевизор, поездка к морю и т.д. Откуда брать деньги на них? - У кого синий цвет видно из-под красного? Что это значит? - У кого синего цвета не видно из-под красного? Что это значит? - Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?
Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:
Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу. Нарисуй, как, по-твоему, выглядит семейный бюджет. Финансовое дерево Оцените свои знания при помощи стикеров. Мы видим, что все стикеры на верху, значит тему урока поняли Подведение итогов занятия. - Что интересного вы узнали на сегодняшнем занятии? - Для чего нужны деньги? - Только ли наличными деньгами мы можем оплатить покупку или услугу? (Можно оплатить банковской картой) - Что такое банковская карта? Банковская карта – это персональный платежный инструмент, который открывает своему владельцу доступ к его банковскому счету, дебетовому или кредитному. С ее помощью можно совершать безналичную оплату товаром и услуг, в том числе в интернете, снимать наличные в кассах банках или банкоматах. - Почему важно знать цену вещам или товару? - Какой вывод вы сделали для себя из нашего занятия? | Определение дохода семьи с помощью арифметических вычислений Составление диаграммы для анализа доходов и расходов семьи - В банке. - Чтобы они приносили прибыль Ответы детей Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь. На бланке расходов дети ставят галочки в 3 колонке. Четвёртая колонка детям не видна: она загнута Квартплата, еда, транспорт… Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения Расходы превышают доходы Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки … (Рациональное планирование расходов семьи) - «Спасибо» Каждый ученик выполняет рисунок и прикрепляет к квартире Морозовых, Зайцевых, Петуховых, Солнцевых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...
Конспект урока по финансовой грамотности "Как делать сбережения?" 3 класс
Как делать сбережения....
Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2. Научить ...
Конспект урока по финансовой грамотности "Качество и прибыль" 4 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся системных знаний о качестве товаров и прибыли.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у о...
Конспект урока по финансовой грамотности «Книга в нашей жизни" (4 класс)
Цель урока:познакомить детей с историей создания книги;развивать интерес к чтению;воспитывать чувство уважения к создателям книг.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)Расширить кругозор уч...
Конспект урока по т. Моя семья, английский язык, 2 класс
Конспект урока может быть использован учителями английского языка и студентами при подготовке урока по данной теме. На уроке используется интересный прием "Карусель" для повторения лек...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы" для учащихся 1-4 классов
Формирование первоначальных представлений о семейном бюджете...