Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Братанова Тамара Александровна

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.

Тема урока: "Семейный бюджет».

 Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел «Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет» строится новое знание «семейный бюджет».

Урок состоит из нескольких частей: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, конкретная работа по теме урока, выполнение проекта  и рефлексия. После повторения составляющих частей государственного бюджета учащиеся самостоятельно определяют тему и цели данного урока. В основной его части обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет" и выясняют составляющие семейного бюджета.

 Для выработки первичных умений планирования своего бюджета учащиеся выполняют проект, который  проходит в виде групповой работы. Учащиеся разбиваются на 4 группы и распределяют бюджет своей семьи из предложенного списка расходов. Учащиеся выясняют  наилучшую формулу распределения расходной и доходной частей бюджета и какие товары или услуги являются обязательными для оплаты. Проверка выполнения проекта  проходит мобильно, затем проходит обсуждение,  на чём можно сэкономить, если в бюджете образовался дефицит. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают продуктивность своей работы.

Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи:

  • Знакомство с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар.
  • Выявление основных источников семейного бюджета
  • Раскрытие содержательной стороны экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
  • Развитие экономической и финансовой грамотности по ведению семейного бюджета;
  • Совершенствование навыка работы в группах по заданиям на выявление признаков экономических понятий «доходы» и «расходы».

 

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока  окружающего мира 3 класс

по теме:  «Бюджет семьи. Доходы и расходы».

УМК «Школа России»

Номинация:  «Финансовый абсолют».

Выполнила: учитель начальных классов                                                                                                          

                                                                                                                 первой квалификационной категории

                                                                                                                  Братанова Тамара Александровна

Пояснительная записка

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.

Тема урока: "Семейный бюджет».

 Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел «Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет» строится новое знание «семейный бюджет».

Урок состоит из нескольких частей: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, конкретная работа по теме урока, выполнение проекта  и рефлексия. После повторения составляющих частей государственного бюджета учащиеся самостоятельно определяют тему и цели данного урока. В основной его части обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет" и выясняют составляющие семейного бюджета.

 Для выработки первичных умений планирования своего бюджета учащиеся выполняют проект, который  проходит в виде групповой работы. Учащиеся разбиваются на 4 группы и распределяют бюджет своей семьи из предложенного списка расходов. Учащиеся выясняют  наилучшую формулу распределения расходной и доходной частей бюджета и какие товары или услуги являются обязательными для оплаты. Проверка выполнения проекта  проходит мобильно, затем проходит обсуждение,  на чём можно сэкономить, если в бюджете образовался дефицит. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают продуктивность своей работы.

Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи:

  • Знакомство с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар.
  • Выявление основных источников семейного бюджета
  • Раскрытие содержательной стороны экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
  • Развитие экономической и финансовой грамотности по ведению семейного бюджета;
  • Совершенствование навыка работы в группах по заданиям на выявление признаков экономических понятий «доходы» и «расходы».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Тип урока. Урок получения новых знаний.

Используемые технологии. На уроке использованы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся  (проблемное обучение, проектные технологии).

Оборудование:

Интерактивная доска, маршрутные листы, карточки, схемы, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса, листы самооценки.


Сценарий урока

Компоненты урока

Формирование УУД

               Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап (1 мин.) 

Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока.

Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга.

- Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка. Прочитайте слова немецкого писателя Авербаха Бертольда, которые я выбрала эпиграфом к уроку. “Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства”. Вторая и третья часть этого высказывания красной линией пройдёт через наш урок. О рассудительности и искусстве траты денег мы будем сегодня говорить.

Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.

II. Этап проверки домашнего задания (3–4 мин.)

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы.

Личностные УУД: учащиеся высказывают мнение, свою позицию; установление личностного смысла знания.

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. 
Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? 

-Что такое государственный бюджет? 

-Что такое доход? 

-Что такое расход? 

-Зачем, для чего, нужен бюджет? 

-Откуда государство получает доходы? 

-Что такое налоги?

-На что государство расходует денежные средства? 

Работа с толковым словарём.

(Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов.

План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год)

Деньги, поступающие в бюджет.

Деньги, которые тратят.

Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.

Большую часть из налогов.

Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату заработной платы, пенсий и пособий.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала (1–2 мин.).

Цель – постановка учебной задачи.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи..

Почему происходит так: одни люди работают, получают приличный доход, но живут так, что денег порой не хватает до зарплаты.

А другие люди вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах?

- Не умеют планировать свой семейный бюджет

IV. Этап изучения новых знаний (5–6 мин.).

Цель – самостоятельно добывать информацию с последующим обсуждением в группе; уметь анализировать информацию.

.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

- На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы.

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

- Так что такое доход семьи?

Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.

Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.            

 Сумма, заработанная членами семьи за месяц.                                 

V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся (17–22 мин.). 

Цель –  учить применять знания,, для решения конкретных задач.

 Игра «Доходы семей»

VI.

Гимнастика для глаз.

Цель – снятие напряжения глаз.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

Сегодня мы с вами попробуем рассчитать бюджеты семей героев известных нам мультфильмов. Это семья Барбоскиных и семья свинки Пепе.

Конверт с листками доходов и расходов .Доходы и расходы семей мы будем считать в колобках.

Семья Барбоскиных:

мама- заработная плата 15 колобков;

папа- заработная плата 25 колобков;

дедушка-пенсия 10 колобков;

Генка-ученик , детское пособие  2 колобка.

Дружок- ученик , детское пособие2 колобка.

Лиза- ученица , детское пособие 2 колобка.

Роза- ученица , детское пособие 2 колобка.

Малыш- дошкольник, детское пособие 2 колобка.

Итого: 60 колобков

Семья свинки Пепе:

мама- заработная плата 14 колобков;

папа- заработная плата 27 колобков

дедушка - пенсия 10 колобков;

бабушка - пенсия 10 колобков;

свинка Пепе - дошкольник, детское пособие 2 колобка.

братик Джорж - дошкольник, детское пособие 2 колобка.

Итого:  65 колобков

Достаньте из конверта первый лист, на котором указаны составы ваших семей, какие доходы вы имеете. (У каждой группы разное количество членов семьи, разные источники доходов и разные суммы.) Ознакомьтесь с ним.
Сейчас мы узнаем совокупный доход ваших семей за месяц. Работать мы будем с помощью счётного материала: доходы вы будете выкладывать синим цветом, а расходы – красным. Выложите на счётной линейке ваши доходы. Каким цветом вы воспользуетесь? (синий цвет).

Вы подсчитали доходы ваших семей за месяц. От каждой группы по 1 представителю идут в БАНК (на столе трёхлитровая банка с деньгами, вокруг лежат “колобки” разного достоинства) за деньгами, а мы поближе познакомимся с колобками. Рассмотрите эту купюру.
Какого она достоинства?
- Где рекомендуют хранить деньги?

- Для чего?
У нас деньги тоже в БАНКе. Что это? (Игра слов)
Какая пословица на купюре?
Какие пословицы о деньгах вы знаете ещё?

Гимнастика для глаз.


На купюре написано “Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от вас убегу…” Действительно, деньги как вода, быстро утекают сквозь пальцы. Давайте глазками покажем движение нашего колобка:

  • Колобок катится влево/ вправо.
  • Колобок скачет вверх/ вниз.
  • Напишите “глазками” слово КОЛОБОК.

(На время зрительной гимнастики объектив проектора закрыть.)
- Проверим, правильно ли набрали необходимые суммы ребята. (Если всё верно – семья получает премию – 5 колобков. Если ошибка при подсчёте – штраф 5 колобков.)

- Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Достаньте из конвертов списки расходов. На экране эти же товары. Обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги в первую очередь.

-  Давайте проверим, что вы выбрали

-  В чём едины все семьи?

-  Что же делать с такими большими покупками как сотовый телефон, телевизор, поездка к морю и т.д. Откуда брать деньги на них?

-  У кого синий цвет видно из-под красного? Что это значит?

-  У кого синего цвета не видно из-под красного? Что это значит?

- Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?


Составление диаграммы для анализа доходов и расходов семьи

-  В банке.

- Чтобы они приносили прибыль

Ответы детей

Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь. На бланке расходов дети ставят галочки в 3 колонке. Четвёртая колонка детям не видна: она загнута

Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения

Расходы превышают доходы

Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки …

Рациональное планирование расходов семьи.

VII. Этап контроля и самоконтроля (5–6 мин.).

Цель – контроль знаний по теме, самоконтроль.

Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Давайте составим список советов  по экономии семейного бюджета.

Совет №1

Планируй семейный бюджет исходя

из доходов.

Совет №2

Бережно относитесь к своим вещам.

Совет№3

Напоминайте родителям об

 оплате налогов во время.

Совет №4

Уходя из дома, выключайте свет

VIII. Этап рефлексии (3 мин.).

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы.

Личностные – оценка собственных знаний

Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:

  • Мама, папа, я – наша дружная …Семья
  • Дети получают детское …Пособие
  • Родители получают на работе …Зарплата
  • То, что тратит семья …Расходы
  • Её получают бабушки и дедушки…Пенсия
  • Бывает государственный, семейный…Бюджет
  • Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы

Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.

 IX . Этап информации о домашнем задании (1 мин.).

Цель – закрепление изученного материала.

Составить с родителями бюджет своей семьи

 Записывают домашнее задание


Использованная литература

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.- 944стр.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.-175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"

Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью....

Сценарный план урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2-м классе на тему «Бюджет семьи»

Представляю Технологическую карту урока по теме "Бюджет семьи" 2 класс, окружающий мир,  по учебнику Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов "Планета знаний". Цель урока: создать ...

Конспект урока по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы", 2 класс

Начиная учиться в школе, ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. В своей...