Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.
Тема урока: "Семейный бюджет».
Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел «Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет» строится новое знание «семейный бюджет».
Урок состоит из нескольких частей: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, конкретная работа по теме урока, выполнение проекта и рефлексия. После повторения составляющих частей государственного бюджета учащиеся самостоятельно определяют тему и цели данного урока. В основной его части обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет" и выясняют составляющие семейного бюджета.
Для выработки первичных умений планирования своего бюджета учащиеся выполняют проект, который проходит в виде групповой работы. Учащиеся разбиваются на 4 группы и распределяют бюджет своей семьи из предложенного списка расходов. Учащиеся выясняют наилучшую формулу распределения расходной и доходной частей бюджета и какие товары или услуги являются обязательными для оплаты. Проверка выполнения проекта проходит мобильно, затем проходит обсуждение, на чём можно сэкономить, если в бюджете образовался дефицит. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают продуктивность своей работы.
Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
Задачи:
- Знакомство с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар.
- Выявление основных источников семейного бюджета
- Раскрытие содержательной стороны экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
- Развитие экономической и финансовой грамотности по ведению семейного бюджета;
- Совершенствование навыка работы в группах по заданиям на выявление признаков экономических понятий «доходы» и «расходы».
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока окружающего мира 3 класс
по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы».
УМК «Школа России»
Номинация: «Финансовый абсолют».
Выполнила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Братанова Тамара Александровна
Пояснительная записка
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.
Тема урока: "Семейный бюджет».
Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел «Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет» строится новое знание «семейный бюджет».
Урок состоит из нескольких частей: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, конкретная работа по теме урока, выполнение проекта и рефлексия. После повторения составляющих частей государственного бюджета учащиеся самостоятельно определяют тему и цели данного урока. В основной его части обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет" и выясняют составляющие семейного бюджета.
Для выработки первичных умений планирования своего бюджета учащиеся выполняют проект, который проходит в виде групповой работы. Учащиеся разбиваются на 4 группы и распределяют бюджет своей семьи из предложенного списка расходов. Учащиеся выясняют наилучшую формулу распределения расходной и доходной частей бюджета и какие товары или услуги являются обязательными для оплаты. Проверка выполнения проекта проходит мобильно, затем проходит обсуждение, на чём можно сэкономить, если в бюджете образовался дефицит. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают продуктивность своей работы.
Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
Задачи:
- Знакомство с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар.
- Выявление основных источников семейного бюджета
- Раскрытие содержательной стороны экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
- Развитие экономической и финансовой грамотности по ведению семейного бюджета;
- Совершенствование навыка работы в группах по заданиям на выявление признаков экономических понятий «доходы» и «расходы».
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Используемые технологии. На уроке использованы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (проблемное обучение, проектные технологии).
Оборудование:
Интерактивная доска, маршрутные листы, карточки, схемы, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса, листы самооценки.
Сценарий урока
Компоненты урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Организационный этап (1 мин.) Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока. | Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга. | - Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка. Прочитайте слова немецкого писателя Авербаха Бертольда, которые я выбрала эпиграфом к уроку. “Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства”. Вторая и третья часть этого высказывания красной линией пройдёт через наш урок. О рассудительности и искусстве траты денег мы будем сегодня говорить. | Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок. | |||
II. Этап проверки домашнего задания (3–4 мин.) Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы. | Личностные УУД: учащиеся высказывают мнение, свою позицию; установление личностного смысла знания. | - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. -Что такое государственный бюджет? -Что такое доход? -Что такое расход? -Зачем, для чего, нужен бюджет? -Откуда государство получает доходы? -Что такое налоги? -На что государство расходует денежные средства? | Работа с толковым словарём. (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов. План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год) Деньги, поступающие в бюджет. Деньги, которые тратят. Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить. Большую часть из налогов. Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату заработной платы, пенсий и пособий. | |||
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала (1–2 мин.). Цель – постановка учебной задачи. | Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.. | Почему происходит так: одни люди работают, получают приличный доход, но живут так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие люди вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? | - Не умеют планировать свой семейный бюджет | |||
IV. Этап изучения новых знаний (5–6 мин.). Цель – самостоятельно добывать информацию с последующим обсуждением в группе; уметь анализировать информацию. | . Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя | - На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы. - Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? - Так что такое доход семьи? Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет. | Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений. Сумма, заработанная членами семьи за месяц. | |||
V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся (17–22 мин.). Цель – учить применять знания,, для решения конкретных задач. Игра «Доходы семей» VI. Гимнастика для глаз. Цель – снятие напряжения глаз. | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать | Сегодня мы с вами попробуем рассчитать бюджеты семей героев известных нам мультфильмов. Это семья Барбоскиных и семья свинки Пепе. Конверт с листками доходов и расходов .Доходы и расходы семей мы будем считать в колобках. Семья Барбоскиных: мама- заработная плата 15 колобков; папа- заработная плата 25 колобков; дедушка-пенсия 10 колобков; Генка-ученик , детское пособие 2 колобка. Дружок- ученик , детское пособие2 колобка. Лиза- ученица , детское пособие 2 колобка. Роза- ученица , детское пособие 2 колобка. Малыш- дошкольник, детское пособие 2 колобка. Итого: 60 колобков Семья свинки Пепе: мама- заработная плата 14 колобков; папа- заработная плата 27 колобков дедушка - пенсия 10 колобков; бабушка - пенсия 10 колобков; свинка Пепе - дошкольник, детское пособие 2 колобка. братик Джорж - дошкольник, детское пособие 2 колобка. Итого: 65 колобков Достаньте из конверта первый лист, на котором указаны составы ваших семей, какие доходы вы имеете. (У каждой группы разное количество членов семьи, разные источники доходов и разные суммы.) Ознакомьтесь с ним. Вы подсчитали доходы ваших семей за месяц. От каждой группы по 1 представителю идут в БАНК (на столе трёхлитровая банка с деньгами, вокруг лежат “колобки” разного достоинства) за деньгами, а мы поближе познакомимся с колобками. Рассмотрите эту купюру. - Для чего? Гимнастика для глаз.
(На время зрительной гимнастики объектив проектора закрыть.) - Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Достаньте из конвертов списки расходов. На экране эти же товары. Обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги в первую очередь. - Давайте проверим, что вы выбрали - В чём едины все семьи? - Что же делать с такими большими покупками как сотовый телефон, телевизор, поездка к морю и т.д. Откуда брать деньги на них? - У кого синий цвет видно из-под красного? Что это значит? - У кого синего цвета не видно из-под красного? Что это значит? - Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? | Составление диаграммы для анализа доходов и расходов семьи - В банке. - Чтобы они приносили прибыль Ответы детей Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь. На бланке расходов дети ставят галочки в 3 колонке. Четвёртая колонка детям не видна: она загнута Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения Расходы превышают доходы Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки … Рациональное планирование расходов семьи. | |||
VII. Этап контроля и самоконтроля (5–6 мин.). Цель – контроль знаний по теме, самоконтроль. | Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Давайте составим список советов по экономии семейного бюджета. | Совет №1 Планируй семейный бюджет исходя из доходов. Совет №2 Бережно относитесь к своим вещам. Совет№3 Напоминайте родителям об оплате налогов во время. Совет №4 Уходя из дома, выключайте свет | |||
VIII. Этап рефлексии (3 мин.). Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы. | Личностные – оценка собственных знаний Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:
Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу. | ||||
IX . Этап информации о домашнем задании (1 мин.). Цель – закрепление изученного материала. | Составить с родителями бюджет своей семьи | Записывают домашнее задание |
Использованная литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.- 944стр.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.-175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс
Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...
Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"
Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью....
Сценарный план урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2-м классе на тему «Бюджет семьи»
Представляю Технологическую карту урока по теме "Бюджет семьи" 2 класс, окружающий мир, по учебнику Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов "Планета знаний". Цель урока: создать ...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы" для учащихся 1-4 классов
Формирование первоначальных представлений о семейном бюджете...
Конспект урока по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы", 2 класс
Начиная учиться в школе, ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. В своей...