Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы" для учащихся 1-4 классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование первоначальных представлений о семейном бюджете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_fg_konspekt.docx | 134.32 КБ |
zanyatie_po_finansovoy_gramotnosti.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
Задачи:
- Выявить основные источники семейного бюджета ;
- Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
- Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета;
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять познавательный интерес к новому материалу
- бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
- умело составлять и распределять бюджет семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
Метапредметные:
Регулятивные результаты
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.
Познавательные результаты:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные результаты:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ключевые слова. деньги, товар, цена, банковская карта.
Форма обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая.
Ход занятия
1.Оргмомент. Слайд 2.
Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах.
2.Актуализация опорных знаний
-Ребята, сегодня на занятие я принесла вам вот такой предмет.
Демонстрирую копилку.
- Что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Ребята, а какие деньги можно положить в копилку?
- Ребята, смотрите, у нас в копилке что-то лежит. Давайте достанем и посмотрим.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А как называются деньги, которые лежат у нас в копилке?
- Такие деньги называются «наличными». Ещё бывают и «безналичные» деньги. Их у нас нет в кошельке или в копилке, но на самом деле они хранятся на пластиковой карте (нужно показать пластиковые карты). Слайд 3.
- Как вы думаете, что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)?
- А в чем неудобство пластиковой карты?
3.Подведение к теме занятия.
- Ребята, где сейчас ваши родители?
- Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?
- А для чего вашей семье нужны деньги?
-Чтобы узнать, зачем же они нам нужны мы поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем? (ответы детей: да!) Слайд 4.
- Итак, игра «Зачем нам нужны деньги?». Объясняю вам, как нужно играть: я буду бросать мяч по очереди и спрашивать вас: «Зачем нам нужны деньги?», а вы будете отвечать, хорошо? Начинаем: Зачем нам нужны деньги?»:
чтобы покупать игрушки;
чтобы покупать продукты;
чтобы платить за квартиру;
чтобы сходить в игровой центр;
чтобы заплатить за проезд на транспорте;
чтобы покупать подарки и т.д.
(Если дети затрудняются, то можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. Например:
- Если мы едем на маршрутном такси, то мы платим?
- Если мы захотели подарить Маше игрушку, то мы будем платить за игрушки? И т.д.)
-Молодцы!
- Ребята, посмотрите на экран. Слайд 5. Перед вами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано? (На доску повесить 1 табличку)
Цель нашего занятия: узнать, что такое бюджет, из чего он состоит.
4.Изучение нового
- Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм, где вы точно услышите, что такое «бюджет» и из чего он состоит.
Слайд 6.
Просмотр Мультфильма
- У каждой семьи есть свой семейный бюджет. (На доску повесить 2 табличку)
- Как вы думаете, что это такое? Слайд 7.(Дети читают)
- Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи?
- Как называют заработанные ими деньги?
- Да, зарплату люди получают за свой труд.
- А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже не работают?
- А почему они получают деньги, ведь они же не работают?
- Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться какой-либо профессии и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию.
- Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет? (На доску повесить 3 табличку). Слайд 8. ( Читает учитель).
Слайд 9.
Работа со схемой: если семейный бюджет мы представим в виде тучки, то те капельки воды, которые в неё попадают, как вы думаете, как будут называться? приведите примеры
- Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)?
- А как мы назовём капельки, которые в виде дождя из неё вытекают?
- Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)? приведите примеры
- Что может произойти с тучкой (бюджетом) если наши расходы будут превышать доходы?
- Так, за чем мы должны следить в семейном бюджете?
-Что для этого надо делать?
-Теперь постараемся определить, где доходы, а где расходы. Я вам буду называть доход или расход, а вы должны определить что это и показать определенный цвет. (красный – расход, зеленый – доход ) Слайд 10.
- папа получил зарплату
- покупка телевизора
- оплата коммунальных услуг
- покупка продуктов
- детское пособие
- покупка велосипеда
- оплата школьного питания
- бабашка получила пенсию
- покупка книг
- лечение дедушки
- мама получила премию
- проезд в транспорте
Расходы - это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.
Расходы также бывают запланированные (….) и незапланированные (….).
Задание 1: Определите запланированные и незапланированные расходы семьи. Для этого соедините линией вид расхода с нужной корзиной. Слайд 11.
Оплата детского сада | Запланированные Незапланированные | Покупка новой одежды |
Оплата жилья | Оплата кружка ребёнка | |
Покупка бензина для машины | Оплата продуктов питания | |
Ремонт одежды (сломалась на куртке молния) | Лечение | |
Поход в кино | Подарок на день рождения друга | |
Оплата телефона | Поломка телевизора |
5.Практическая работа над новым материалом.
- Представьте, что вы семья Ивановых. Вам сейчас предстоит рассчитать сумму дохода вашей семьи за месяц и сумму расхода. Ответить на поставленные вопросы.
ЗАДАНИЕ для Семьи Ивановых Слайд 12-13.
ВИД ДОХОДА | СУММА (РУБ) |
ЗАРПЛАТА ПАПЫ | 40 тысяч |
ЗАРПЛАТА МАМЫ | 20 тысяч |
ПЕНСИЯ ДЕДУШКИ | 15 тысяч |
ПЕНСИЯ БАБУШКИ | 10 тысяч |
ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ | 3 тысячи |
СТИПЕНДИЯ СЫНА | 5 тысяч |
ПРЕМИЯ ПАПЫ (ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ) | 5тысяч |
БАНКОВСКИЙ % ПО ВКЛАДУ ЗА ГОД | 2 тысячи |
ИТОГО | ……….тысяч |
ВИД РАСХОДА | СУММА (РУБ) |
ПИТАНИЕ, КОРМ ДЛЯ СОБАКИ | 25 тысяч |
ОДЕЖДА , ОБУВЬ, БЫТОВАЯ ХИМИЯ | 14 тысяч |
ОПЛАТА ЖИЛЬЯ, ТЕЛЕФОНОВ, ИНТЕРНЕТА | 10 тысяч |
ОПЛАТА НАЛОГОВ | 5 тысяч |
РАСХОДЫ НА ТРАНСПОРТ | 7 тысяч |
ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ДЕДУШКИ | 3 тысячи |
ОПЛАТА УСЛУГ ОБРАЗОВАНИЯ | 6 тысяч |
ДОСУГ, ОТДЫХ | 5 тысяч |
ИТОГО | …….. тысяч |
Слайд 14.
ОПРЕДЕЛИТЕ:
1. КАКИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОСТОЯННЫМИ, А КАКИЕ - НЕПОСТОЯННЫМИ?
2.СМОЖЕТЕ ЛИ ОТЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ НА ЛЕТНИЙ ОТДЫХ?
Слайд 15.Вывод.
6.Этап контроля и самоконтроля
- Давайте вспомним понятия, которые связаны с темой занятия. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения: Слайд 16.
- Мама, папа, я – наша дружная …Семья
- Дети получают детское …Пособие
- Родители получают на работе …Зарплата
- То, что тратит семья …Расходы
- Её получают бабушки и дедушки…Пенсия
- Бывает государственный, семейный…Бюджет
- Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы
7.Рефлексия
-Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу. Слайд 17.
Нарисуйте, как, по-вашему, выглядит семейный бюджет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Класс наш светлый и уютный, Хорошо мы в нём живём. Улыбнёмся же друг другу И занятие начнём!
Банковская карта – это персональный платежный инструмент, который открывает своему владельцу доступ к его банковскому счету. С ее помощью можно совершать безналичную оплату.
Игра «Зачем нам нужны деньги?»
Б Ю Д Ж Е Т
Мультфильм
Бюджет - это учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года.
Доходы : это разные виды денежных поступлений. Расходы : это деньги, которые тратят члены семьи за определенный срок.
Игра «Доходы-расходы»
1. Задание группе «Распределяем свои расходы»
СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ
2.Задание группе «Доход вашей семьи за месяц»
БЮДЖЕТ СЕМЬИ ИВАНОВЫХ ЗА ОКТЯБРЬ ВИД РАСХОДА СУММА (РУБ) ПИТАНИЕ, КОРМ ДЛЯ СОБАКИ 25 тысяч ОДЕЖДА , ОБУВЬ, БЫТОВАЯ ХИМИЯ 14 тысяч ОПЛАТА ЖИЛЬЯ, ТЕЛЕ-ФОНОВ, ИНТЕРНЕТА 10 тысяч ОПЛАТА НАЛОГОВ 5 тысяч РАСХОДЫ НА ТРАНСПОРТ 7 тысяч ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ДЕДУШКИ 3 тысячи ОПЛАТА УСЛУГ ОБРАЗОВАНИЯ 6 тысяч ДОСУГ, ОТДЫХ 5 тысяч ИТОГО 75 тысяч ВИД ДОХОДА СУММА (РУБ) ЗАРПЛАТА ПАПЫ 40 тысяч ЗАРПЛАТА МАМЫ 20 тысяч ПЕНСИЯ ДЕДУШКИ 15 тысяч ПЕНСИЯ БАБУШКИ 10 тысяч ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ 3 тысячи СТИПЕНДИЯ СЫНА 5тысяч ПРЕМИЯ ПАПЫ (ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ) 5тысяч БАНКОВСКИЙ % ПО ВКЛАДУ ЗА ГОД 2 тысячи ИТОГО 100 тысяч
доходы расходы доходы доходы расходы расходы доходы расходы ? = > <
С емья п особие з а рплату ра с ходы пенс и я б юджет д о ходы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности, тема: «Работа. Заработная плата», 3 класс
Название внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: социальнаяКласс / возраст детей: 3 класс 9-10 летЦель: Расширение знаний о понятии ...
Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Как правильно экономить" - 2 класс
Название курса: Финансовая грамотностьНаправление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование у учащихся понимания необходимости выстраивания финансового плана и культуры обра...
Внеурочное занятие «Основы финансовой грамотности» для учащихся 4 класса по теме «День рождения Машеньки».
Данное занятие демонстрирует условия для формирования у обучающихся опыта планирования оптимального расходования семейного бюджета и составления финансового плана праздничного мероприятия – день...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности для 3 класса
Внеурочное занятие по финансовой грамотностиТема «Бюджет семьи или как накопить на мечту» (3 класс).Данный конспект предназначен для проведения внеурочного занятия в 3 классе по основам фи...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания
Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...
Гусарова Н.В. Внеурочное занятие по финансовой грамотности в 3 классе по теме «Полезный кальций».
Занятие курса внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...