Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для учащегося 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Кокина Светлана Владимировна

Данная программа составлена для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

   Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnye_zanyatiya_1_klass.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №81 п. Юловский

Программа коррекционно-развивающих занятий

 учителя-дефектолога

для учащегося 1 класса

______________

Составитель: учитель-дефектолог

С.В.Кокина

20__год

Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

        Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

        Основная цель программы – формирование у ребенка знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

        Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.

        Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как  о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Формы организации коррекционной работы

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностика психического развития ребенка. Заполнение дефектологической карты, документации дефектологического кабинета

15 сентября – 15 мая

Индивидуальные занятия с ребенком

15 мая – 31 мая

Итоговая диагностика психического развития ребенка. Заполнение документации.

В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

Планирование предназначено для ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), обучающихся в 1  классе. Занятия проводятся 1 раза в неделю, индивидуально.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Планирование составлено с опорой на следующую литературу:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
  2. Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996
  3. Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005
  4. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
  5. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
  6.  И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.
  7. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.
  8. Использованная литература
  9. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
  10. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  11. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
  12.  Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
  13. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  14. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  15. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
  16. Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
  17. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
  18. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 1 класс

I полугодие

Тема

Окружающий мир

Коррекция высших психических функций

(внимание, память, мышление)

Пространственная ориентировка

Мелкая моторика

Графо-моторная координация

Развитие элементарных математических представлений

Развитие связной устной речи

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

2 часа

Наша школа

 1 час

Закрепить знания детей о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов  в школе.

Дидактические игры:

«Чего не стало» [22]

«Назовем одним словом»[7]

- «Разложи и расскажи» [20]

- Пальчиковая гимнастика

-Расположение квадрата, круга, треугольника на парте

- Обводка и штриховка геометрических фигур

Цвет предметов. Количественные отношения: один-много-столько же.

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Игрушки и учебные принадлежности

1 час

Формировать знания детей об игрушках и учебных принадлежностях, формировать обобщающие понятия «игрушки», «учебные принадлежности».

Дидактические игры:

«Чего не стало» [22]

«Назовем одним словом» [7]

- «Разложи и расскажи» [20]

-Пальчиковая гимнастика

-Расположение квадрата, круга, треугольника на парте

- Обводка и штриховка геометрических фигур

Понятия большой-маленький. Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади».

- Формировать умение составлять описательные предложения, узнавать предмет по его описанию

Осень. Признаки осени

1 час

Формировать представления об осени, признаках осени.

Дидактические игры:

-«Что изменилось» [1]

-«Назовем одним словом» [7]

- Пальчиковая гимнастика

- Ориентировка в схеме собственного тела

- Штриховка геометрических фигур

 Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам.

Игра «Вверх-вниз» [61]

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Овощи

1 час

Формировать представления детей об овощах (форма, цвет, размер, вкус)

- «Разложи и расскажи» [20]

-  д/и « Назовем одним словом» [7]

-Пальчиковая гимнастика

- Составление целого из частей

-Ориентировка в схеме собственного тела.

Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте».

Игра «Сравни овощи»[66]

- Учить составлять предложение-описание.

Фрукты

1час

Формировать представления детей о фруктах (форма, цвет, размер, вкус)

- Развитие слухового внимания «Поймай звук»

(произношение  слов со звуками «а, у, о»)

-д/и «Запомни и скажи правильно»

- «Четвертый лишний»

-Пальчиковая гимнастика

- Закрепление «правая-левая рука»

- Обводка, расположение геометрических фигур на листе бумаги (вверху-внизу)

Понятия «левое», «правое». Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»)

Игра «Что где?» [68]

- Учить составлять предложение-описание.

Домашние животные

1 час

Формировать представления о домашних животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах.

-Развитие зрительного внимания и концентрации д/и «Найди отличия» [15]

- д/и «Нелепицы» [5]

- д/и «Парочки» [33]

-«Кто как голос подает» (разв. слух. вним. СD)

-Пальчиковая гимнастика

-Закрепление представлений «правая-левая рука»

-д/и «Правый глаз» усвоение понятий справа-слева. [39]

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи».

Игра «У кого какой длины хвост?» [81]

- «Кто у кого» (дом.жив. и детеныши) [27] Использование в речи глаголов звучания (мычит, мяукает, лает, хрюкает)

Дикие животные

1 час

Формировать представления о диких животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах.

- Выкладывание цветных полосок по образцу

- «Хлопни, если услышишь…» [35]

 - упр. «Где чей домик» [14]

-Пальчиковая гимнастика

- д/и «Обезьянка» усвоение понятий справа-слева. [8]

-Составление целого из частей

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов

Игра «Отсчитай столько же» [84]

- Учить составлять предложение-описание.

- «Кто у кого» (дик.жив. и детеныши) [27]

-д/и «Чья морда и чей хвост» [29]

Дом. Мебель.

1 час

Формировать представления о видах домов, назначении комнат и предметах мебели.

-Выполнение заданного действия по звуковому сигналу

- д\и «Запомни и скажи правильно» [36]

- Упр. «Раскрась вторую половину» [16]

- Пальчиковая гимнастика

- д/и «Кого загадали» [9]

- «Продолжи ряд» (ритмический рисунок)

Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат.

Игра «Назови предмет» [76]

- Учить составлять предложение-описание.

- Игра с мячом «Один-много»[26]

Посуда

1 час

Формировать представления о посуде, частях посуды, видах посуды.

 «Учимся правильно говорить»

- д/и «Парочки» [33]

- «Лото» (подбор по геом. форме, цвету)

-Пальчиковая гимнастика

- д\и «Перечисли все, что находится справа от тебя»

- д/и «Кого загадали» усвоение понятий вперед-назад, справа-слева. [9]

Цифра 1. Большой, маленький, поменьше, одинаковые. Треугольник.

Игра «Сложи чашку» [75]

- Учить составлять предложение-описание.

- Игра с мячом «Один-много» 26]

Одежда.

1 час

Формировать представления о видах одежды, выбирать одежду в соответствии со временем года.

-Развитие зрительного гнозиса «Нахождение и узнавание букв»

- «Кто лишний и почему»

- Упр. «Цифровая таблица» [17]

-Пальчиковая гимнастика

- «Перечисли все, что находится слева от тебя»

- Обводка фигур и расположение их на листе справа от центра.

Цифра 2.Образование и состав числа 2. Вчера, сегодня, завтра, далеко, близко.

Игра «Положи столько же» [80]

Учить называть предметы верхней одежды

- д/и «Скажи наобарот» [28]

Обувь.

1 час

Формировать представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви.

-«Что изменилось» Вариант-2 [1]

-«Цепочка действий» [3]

- упр. «Нелепицы» [5]

-Пальчиковая гимнастика

-д/и «Кого загадали» [9]

-Разложи одежду и обувь справа и слева от себя

Цифра 2. Короткий-длинный. Овал.

Игра «Назови предмет» [78]

- Учить называть предметы обуви

- Игра с мячом «Один-много»[26]

Зима. Признаки зимы.

1 час

Формировать представления о зиме, отличительных признаках зимы.

- «Запомни и воспроизведи» Вариант-1 [2]

- «Игра в слова» [4]

-«Хлопни, если услышишь…»[40]

-Пальчиковая гимнастика

-Составление целого из частей

-«Перечисли все, что ты видишь слева от себя»

Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов.

Игра «Назови приметы зимы» [93]

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Птицы. Зимующие птицы.

1 час

Формировать представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.

-«Запомни и воспроизведи» Вариант-2 [2]

-упр. на простейшие умозаключения [6]

- упр. «Птица – не птица» развитие внимания [18]

-Пальчиковая гимнастика

-«Лабиринт» с речевым сопровождением направлений

-д/и «Что под ладошкой»[10]

Цифры 1, 2, 3. Высокий-низкий.

Игра «Не ошибись» [97]

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

- «Назови ласково»

Жизнь животных зимой

1 час

Формировать представления о жизни животных зимой

- «Запомни и воспроизведи» В-3

-упр. на установление логических связей [2]

-д/и «Чего не стало»

-д/и «Топ-Хлоп» [19]

- Пальчиковая гимнастика

-д/и «На параде» [11]

-Продолжи  рисунок

Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3, 4.

Игра «Отсчитай столько же» [84]

 - Составление предложений по сюжетной картинке [20]

- Игра с мячом

«Один-много»[26]

II полугодие

Тема

Окружающий мир

Коррекция высших психических функций

(внимание, память, мышление)

Пространственная ориентировка

Мелкая моторика

Графо-моторная координация

Развитие элементарных математических представлений

Развитие связной устной речи

Игры и забавы детей зимой.

1 час

Формировать представления о зимних явлениях в природе, о зимних играх и забавах детей.

Дидактические игры:

-«Парочки» [33]

- «Простые аналогии» [43]

- «Где чей домик» [40]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Цифра 5. слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей.

- Составление предложения со словом зима, сани, снежки.

Транспорт. Наземный

1 час

Формировать представления о наземном транспорте.

Дидактические игры:

-«Что изменилось» [1]

- «Запомни слова»  [45]

- «Загадки»

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно.

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

- «Сосчитай до пяти» (одна белая машина, две.. один, одно…)

Транспорт. Воздушный

1 час

Формировать представления о воздушном транспорте.

Дидактические игры:

- «Найди отличия» [15]

- « Порисуем» [41]

- «На что это похоже?» [46]

- «Чего не хватает?» [23]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Порядковые числительные. Понятие «пара».

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Транспорт. Водный

1 час

Формировать представления о водном транспорте.

Дидактические игры:

- «Имена» [47]

- «Раскрась вторую половинку» [16]

- «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Порядковые числительные.  Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

- «Продолжи предложения»

Транспорт. Подземный.

1 час

Формировать представления о подземном транспорте.

Дидактические игры:

- «Найди совпадения» [47]

- «Запомни слова» [45]

-«Парочки» [33]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Числовой ряд до 6, образование числа 6. части суток, их последовательность. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий.

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

 Транспорт (обобщение).

1 час

Обобщение знаний о транспорте, видах транспорта

Дидактические игры:

- Упражнение на распределение внимания [38]

- «Вспомни картинку» [49]

- «Классификация» [50]

 

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Объёмные тела: шар, куб, цилиндр.

- «Перечисли, что может летать, ездить, плавать..»

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Прощай, зимушка-зима

1 час

Систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, сугробы, холодный ветер, метель).

Дидактические игры:

- «Цифровая таблица» [17]

- «Найди закономерность» [51]

- «Вспомни картинку» [49]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Образование числа 7. Сравнение множеств. Установление соответствия между  количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры.

- Исправление деформированных предложений

Семья.

2 часа

Формировать знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).

Дидактические игры:

- «Простые аналогии» [43]

- «Порисуем» [41]

- «Перепутанные линии» [40]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

«Найди по схеме»

Образование числа 8. равенство и неравенство. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

«Какая твоя мама?» (подбор прилагательных)

- Назови имена и отчества: свое, брата, сестры, мамы, папы.

Комнатные растения.

1 час

Формировать представления о комнатных растениях (герань, фиалка, бегония), о частях комнатных растениях.

Дидактические игры:

- «Лишний» [52]

- «Имена и настроения детей» [53]

- Упражнение на распределение внимания[38]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Образование числа 9. Числовой ряд до 9. Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

- «Назови ласково» [ 30 ]

- «Какой, какая, какие» [25]

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Птицы

1 час

Формировать представления о птицах, их образе жизни, питании.

Дидактические игры:

- «Классификация» [54]

- «Порисуем» [41]

память

Топ-Хлоп» [19]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Образование числа 10.  Числовой ряд от 1 до 10. Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

- «Какой, какая, какие» [25]

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Весна. Признаки весны

1 час

Формировать представления о весне,  о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы).

Дидактические игры:

-«Что изменилось» [1]

- «Загадки»

- «Перепутанные линии» [40]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Числовой ряд от 10 до 12. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа.

- «Скажи наоборот»

(тепло, сыро, грязно, светло, день, утро)

- Составление предложений по сюжетной картинке [20]

 Животные весной

1 час

Формировать представления о жизни животных зимой

Дидактические игры:

- «Орнамент» [55]

- «Вспомни картинку» [49]

- «Лишний» [52]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

Игра «Вратарь» [56]

Числовой ряд от 10 до 14. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

- Составление предложений с заданным словом,  с определенным количеством слов

Первые весенние цветы.

1 час

Формировать представления о первых весенних цветах (подснежник, мать-и-мачеха, медуница и т.д.)

Дидактические игры:

- «Цифровая таблица» [17]

- «Парочки» [33]

- « Классификация»  [54]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

 «Ориентировка в пространстве»

Числовой ряд от 10 до 16. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий-узкий.

- Составление рассказа по сюжетной картинке

- Игра с мячом «Один-много»[26]

Труд людей весной.

1 час

Формирование представлений о видах труда людей весной

Дидактические игры:

- «Загадки»

- «Парочки» [33]

- «Перепутанные линии» [40]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

Игра « Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» [57]

 Числовой ряд от 10 до 18. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

- «Объясни словечко» (огород, рассада, пересадка)

-«Назови ласково» (сад, огород, грядка, парник, яблоня)

Времена года (обобщение).

1 час

Обобщение знаний детей о временах года, их признаках и последовательности

Дидактические игры:

-«Парочки» [33]

- «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48]

 Запомни и воспроизведи [2]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» [58]

Числовой ряд от 10 до 20. Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

- Игра с мячом «Один-много»

[ 21]

- Исправление деформированных предложений

Повторение

2 часа

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу.

Дидактические игры:

- «Парочки» [33]

- «Простые аналогии» [43]

- «Где чей домик» [40]

Пальчиковые игры

Графические задания в тетради

Игра «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!» [59]

Повторение

- «Разложи и расскажи» (составление рассказа по серии картинок)

- «Нелепицы» (послушай и исправь предложение)

Итого: 34 часа

Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающих занятий

 учителя-дефектолога для учащихся 1-4 классов

№1 «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти, наблюдательности, удержание словесного текста.

Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось.  Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.

Вариант 2. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.

№2 «Запомни и воспроизведи»

Цель: формирование слуховой и кратковременной памяти, расширение объема памяти, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности.

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Например, «4, 1, 8…»

«3, 2, 8, 5…» ит. д.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).

Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.

Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Например, «6, 1,8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».

«8, 3,4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3,8».

Подобная работа может проводиться и со словами.

№3 «Цепочка действий»

Цель: развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции, формирование способности ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, обучение использованию приемов запоминания, развитие способность использовать эти приемы при воспроизведении. Коррекция  концентрации и переключения внимания.

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».

Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего, на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия.

№4 «Игра в слова»

Цель: развитие памяти

Вариант 1: Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.

Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.

Примечание. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.

Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.

Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.

Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.

Повтори их!

Вариант 2: Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.

Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.

Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква О, то напиши ее.

Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы О.

Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.

№5 «Нелепицы»

Цель: развитие познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, умене оперировать образами.

При проведении упражнения каждому ребенку  предлагается  рассмотреть картинку. Через некоторое время ребенку предлагается  рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- стимулирующая: помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Подбадривать, показывать свое положительное отношение к его высказываниям, задавать вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь»;

- направляющая: если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задавайте прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»,

- обучающая: вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

№6 Упражнение на простейшие умозаключения.

Цель: развитие  умения сравнивать и делать элементарные умозаключения на основе двух предложенных посылок.

Для проведения  предлагаются рисунки, содержащие разнообразные задания.

№7 «Назовем все предметы одним словом»

Цель: формирование операции обобщения

1. Рассматриваются самые разнообразные предметы, которые являются представителями одного класса или их изображения. Осуществляются описание и анализ каждого из них.

2. Предметы сравниваются между собой, выделяются общие и отличные признаки.

3. Привлекается внимание к общим существенным признакам предметов и сообщается, что именно на основе этих признаков предметы принадлежат к одному классу. Вводится новый обобщающий срок. ("Назовем все предметы одним словом".)

4. Рассматриваются дополнительные предметы, которые являются представителями этого и других классов. Ученики определяют, принадлежит ли предмет к классу, который изучается, или нет. Каждый ответ обосновывается с использованием выделенных существенных признаков.

5. Ученикам предлагают еще раз группу предметов назвать одним словом, назвать этим обобщающим сроком единичный предмет. К их сознанию придется, что тот же объект может иметь разные названия (конкретную видовую или обобщающую родовую) в зависимости от контекста.

6. Демонстрируются связки срока, который изучается, с другими понятиями. Например, выделенный класс предметов может принадлежать к более широкой группе и сам разделяться на подгруппы.

№ 8 «Обезьянки»

Вариант1.

Цель: ориентировка в схеме собственного тела

Играющие становятся напротив друг друга. Ведущий показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Наприменр, вытягивает вперед руку и говорит: «Правая». «Обезьянка» должна повторить движение той рукой, которую назвал водящий.

Вариант 2. Усложнение.

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

 Ведущий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.

№9 «Кого загадали»

Цель: усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева.

Для игры отберите несколько крупных, разных игрушек. Ребенка посадить на стульчик, а игрушки расположить вокруг него. Сказать ребенку, что загадали одну из них и ему нужно угадать, какую именно. Вы говорите: «Эта игрушка сидит за тобой (или перед тобой, справа от тебя и т.д.) Потом можно поменяться ролями. И уже ребенок будет вам сообщать «адрес» игрушки.

№10 «Что под ладошкой»

Цель:  автоматизация понятий справа-слева

Материал: картонная табличка их 4 квадратов с яркой картинкой в каждом из них.

Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички.То же с левой ладошкой. Теперь ребенок пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, можно попробовать «ошибиться»: «Я  вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?»

№11 «На параде»

Цель: усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева.

Материал: коллекция игрушек из шоколадных яиц, картонный кружочек.

В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку  отсчета. Генерал командует: «Зайчик встань передо мной! Лисёнок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! Индеец, займи место за зайчиком» и т.д.

Усложнение: игра проводится на шахматной  доске или на листе бумаги, расчерченном на крупные клетки.

№12 «Справа-слева»

Цель: автоматизация понятий справа-слева

Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.

№13 « Я робот»

Цель: ориентировка в пространстве и в собственном теле.

Просим ребенка представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Учитель подает команды:

«Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.

Руки за спину, один шаг назад.

Поворот налево, три шага вперед.

Руки вперед»

Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.

«Поворот направо, руки вниз.

2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед.

Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.»

№14 «Где чей домик»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если задание сложно для ребенка, тогда можно разрешить карандашом, но со временем необходимо отложить карандаш в сторону.

№15 «Найди отличия»

Цель: увеличение объема внимания, развитие наблюдательности

Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так.

№16 «Раскрась вторую половинку»

Цель:  развитие концентрации внимания

Ребенку предлагается несколько наполовину раскрашенных картинок. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д)

№17 «Цифровая таблица»

Цель: развитие произвольности внимания

Вариант 1.

Ребенку показывают таблицу с набором цифр от 1-9, которые располагаются в произвольном порядке. «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9»

Вариант 2.

Таблица, в которой в случайном порядке написаны цифры. Ребенок должен найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (назвать).

№18 «Птица - не птица»

Цель: развитие внимания, расширение знаний об окружающем (птицы)

Взрослый читает стишки. Задача ребенка внимательно слушать и ,если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал- топать или хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха это кто?»

Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: Голуби ,синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы, голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…

№19 «Топ-хлоп»

Цель: развитие внимания, памяти

Учитель произносит фразы-понятия- правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное- топают.

например: «Летом всегда идет снег» «Картошку едят сырую» «Корова перелетная птица»

№20 «Разложи и расскажи»

Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи.

Ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ.

«Про ежа», «Старушка», «Гнездо»

№ 21 «Один - много»

Цель: образование множественного числа имён сущ-х.

Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (это конфеты)

№22 «Чего не стало»

Цель: образование формы родительного падежа имен существительных муж. и жен. рода

На наборном полотне выставлено 5-10 картинок. Ребенку необходимо внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить. Название картинок проговаривается. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну из картинок, и спрашивает  «Чего не стало» ( не стало дивана и т.д.)

№23 «Чего не хватает?»

Цель: правильное употребление в речи родительного падежа существительного

Педагог кладет перед ребенком картинку, на которой изображен предмет без какой-либо части. И спрашивает у ребенка : Чего не хватает?

(у машины не хватает колеса и т.п.)

№24 « Нет чего»

Цель: образование формы родительного падежа имён существительных

На наборном полотне выставлено 5-10 картинок. Ребенку необходимо внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить. Название картинок проговаривается. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну из картинок, и спрашивает  : Нет чего?  – кефира.

№25 «Какой, какая, какие»

Цель: подбор прилагательных к существительным

На наборном полотне размещены картинки. Дети отбирают  картинки, и описывают предмет, который нарисован.

№26 «Один - много»

Цель:  образование множественного числа имён существительных

Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (это конфеты)

№27 «Кто у кого»

Цель: обогащение словаря

Взрослый задает вопросы, показывая картинки с изображением домашних животных и их детенышей : как зовут детеныша коровы? (жеребенок) и т.д.

№28 «Скажи наоборот»

Цель: употребление слов-антонимов

Ребенку предлагается поиграть: «Давай с тобой будем спорить. Я тебе буду говорить что-нибудь, показывая на свою картинку, а ты — не соглашайся со мной. Посмотри на картинку рядом с моей и скажи, что ты видишь — другое». Можно играть, закрывая картинки друг от друга ладонью.

№29  «Чья морда и чей хвост»

Цель: использование в речи притяжательных прилагательных.

Перед ребенком раскладываются карточки с изображением морды/хвоста какого-либо животного. Ребенок должен определить и сказать чей хвост или чья морда изображена на картинке.

№30 «Назови ласково»

Цель: Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными значениями

Вариант 1. слова: санки, коляска, кольцо, подушка, кувшин, цветок.

Вариант 2. слова: скамейка, стул, стакан, миска, пуговица, шапка

№31 «Найди и вычеркни»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания

Взрослый предлагает задание: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову.»

№32 «Кто за кем»

Цель: развитие памяти

Перед ребенком раскладываются карточки с изображением зверят (или игрушки). Ребенок должен запомнить и воспроизвести по памяти кто за кем был в ряду.

 №33 «Парочки»

Цель: развитие памяти и внимания

На столе раскладывается набор карточек из 5-10 парных картинок, лицевой стороной  вниз. Играют несколько человек, по очереди открывая карточки , дети должны найти (вспомнить где видели) пару своей карточки. Выигрывает тот игрок, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

№34 «Найди и вычеркни»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания

Взрослый предлагает задание: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову.»

№35 «Хлопни, если услышишь»

Цель: развитие  устойчивости и переключения внимания

Взрослый дает установку на запоминание 3-4 слов. Далее ребенку зачитывается ряд слов и букв, в которых встречаются эти слова. Ребенок должен хлопнуть, когда их услышит.

№36 «Запомни и скажи правильно»

Цель: развитие мышления и внимания

Ребенку зачитывается предложение, в котором нарочно допущена нелепица. Ребенок должен исправить. Например: «в холодильнике варится суп»

№37 «Что было сначала, а что потом»

Цель: установление логических  связей, развитие речи.

Ребенку предлагается серия картинок для установления их последовательности. Учитель может начать  рассказ по первой картинке, ребенок должен продолжить по своим правильно разложенным картинкам.

№38 Упражнение на распределение внимания

Цель: выработать у ребенка умение выполнять два разных действия одновременно

Вариант 1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование.

Вариант 2. Ребенок одновременно рисует двумя руками: например кружки. В конце подсчитывается количество нарисованных кружков.

№39 «Правый глаз»

Цель: ориентировка в схеме собственного тела

Просим ребенка показать правую руку, ногу, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т.д. Можно чередовать просьбы показать что-нибудь «правое» или «левое».

Усложнение: Сделай что-нибудь правой рукой или левой(сожми кулак, подними руку), подмигни правым (левым) глазом, пожми правым (левым) плечом и т.д. Правой рукой коснуться левого уха и т.п.

С увеличение темпа словесных инструкций повышается сложность игры.

№ 40 «Перепутанные линии»

Цель: развитие зрительного внимания, его устойчивости

Взрослый объясняет задание: «Перед тобой  ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца»

№41 «Порисуем»

Цель: развитие зрительной памяти

Ребенку дается для изучения несколько простых рисунков. На изучение одного рисунка дается 5-10 секунд. После чего ребенок должен самостоятельно нарисовать то, что запомнил. Рисунки должны быть просты для зарисовки, и желательно цветные- тогда ребенку нужно будет воспроизвести и цвет.

№42 «Найди по схеме»

Цель: развитие пространственного мышления, восприятия.                                                                                                                                                                                            Перед ребенком кладется рисунок, на котором изображена схема пути, который он должен совершить, чтобы добраться до цели.

№43 «Простые аналогии»

Цель: развитие мышления

Взрослый объясняет задание: «вы видите два слова: сверху — «лошадь», снизу — «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А справа тоже сверху одно слово — «корова», а снизу — 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову «лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет — «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа»

№ 45 «Запомни и воспроизведи»

Цель: формирование слуховой и кратковременной памяти, расширение объема памяти, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности.

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Например, «4, 1, 8…»,   «3, 2, 8, 5…» ит. д.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).

Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.

Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Например, «6, 1,8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».

«8, 3,4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3,8».

Подобная работа может проводиться и со словами.

№46 «На что это похоже»

Цель: развитие визуализации и наглядно-образного мышления

Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.

№47 «Имена»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ребенку называются имена: Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Диана, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.

Он должен повторить те, которые запомнил, объяснить, как он их запоминал. Попробуйте разделить эти имена на классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?

№48 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

Цель: развитие образного мышления

Дана фигура из 6 палочек. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника»

Составить два разных квадрата из 7 палочек.

Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.

№ 49 «Вспомни картинку»

Цель: развитие зрительной памяти

Детям показывают картинки, на которых изображены различные предметы. Дети стараются их запомнить. Картинки показываются с интервалом в две секунды. После того как показаны все картинки, ребенок называет то, что смог запомнить.

№ 50 «Классификация»

Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку.

Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры (предметы) на группы: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?

№51 «Найди закономерность»

Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

«Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности»

«Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок»

№ 52 «Лишний»

Цель: формирование мыслительной операции исключение.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки, и определить какая из них не подходит ко всем остальным. И объяснить почему.

№ 53 «Имена и настроения детей»

Цель: развитие внимания и памяти

Ребенок на картинке видит 6 лиц таких же, как он, детей. На изучение рисунка дается около 30 сек. По окончании изучения рисунка он должен рассказать о каждом из нарисованных ребят.

№54 «Систематизация»

Цель:  развитие умения систематизировать слова по определенному признаку, развитие слухового внимания.

«Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши»

Слова: капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам – два раза»

№55 «Орнамент»

Цель: развитие зрительного внимания

Ребенку предлагается рассмотреть изображение, в котором в шуме спрятаны буквы.

№ 56 «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: «Вратарем зовусь не зря: мяч всегда поймаю я». Дефектолог: «Раз, два, три – справа (слева, прямо) мяч, смотри!»

№ 57 «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель:  закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции дефектолога: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?»

Важно мяч удерживать на столе.

№ 58 «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве, закрепление употребления предлогов.

Дети выполняют задания по инструкции дефектолога: « В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними, И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руки смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот – не запутаться б мне.»

№ 59 «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие слухового и двигательного внимания

Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа  и слева от себя. Справа – два, а слева – три. Справа трижды повтори. Справа – раз, а слева – два: не запутался едва.

Игры по развитию элементарных математических представлений

 «Осень»:

№ 60 Игра на внимание

Учитель показывает детям различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру 1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять морковок, один цветок, один гриб, два жёлудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».

№ 61 Игра «Верх-вниз»

Перед каждым ребёнком предметные картинки: Солнце, туча, облако, дерево, гриб.

-Покажите верхнюю часть парты.

-Покажите нижнюю часть парты.

-Какие картинки можно расположить сверху? (дети выполняют соответствующее действие)

-Какая картинка расположена сверху?

-Какие картинки можно расположить снизу? (дети выполняют соответствующее действие)

-Какая картинка расположена снизу?

«Деревья»:

№ 62 Игра «Найди одинаковое по размеру»

На доске одно дерево, например, большая берёза. В коробке лежат демонстрационные картинки – вырезанные по контуру берёзы разных размеров. Дети по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают из коробки берёзу, прикладывают её к образцу на доске, сравнивают и делают вывод: «Это дерево меньше, его нужно отложить. Это дерево больше, его нужно отложить. Это дерево такого же размера, его нужно оставить на доске рядом с первым деревом».

№ 63 Игра «Подбери пару по размеру»

Перед каждым ребёнком набор одноимённых предметов разного размера: листьев, желудей, шишек. Ребёнок должен выбрать из этого набора большой и маленький предметы и объяснить, как он определил, что эти предметы – большой и маленький. Затем нужно подобрать к ним одинаковые по размеру предметы.

«Овощи»:

№ 64 Игра «Посчитай и назови»

Каждый ребёнок должен взять карточку, которая лежит у него парте «спинкой» вверх (на карточках изображено по два овоща, например: два помидора, две луковицы и т.д.) и назвать овощи.

№ 65 Игра на внимание

Учитель показывает различные цифры и даёт задание: «Покажи карточку с цифрой два, когда услышишь «два»: два огурца, три репы, пять тыкв, один помидор, один баклажан, два перца. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру два.

№ 66 Игра «Сравни овощи»

Для демонстрации используются натуральные овощи, муляжи или предметные картинки.

-Назовите овощи красного цвета.

-Назовите овощи синего цвета.

-Назовите овощи жёлтого цвета.

-Назовите овощи круглой формы.

-Назовите овощи квадратной формы. ( Овощей квадратной формы нет)

На столе учителя крупная картофелина и мелкая луковица.

-Сравните картофелину луковицу. Что у них одинакового?

-Чем они отличаются?

-Сравните помидор и картофель.

-Что у них одинаковое?

-Чем они различаются?

«Фрукты»:

№ 67 Игра «Высокий-низкий»

Учитель просит детей закрыть глаза и выставляет на доске два демонстрационных дерева (контурные изображения, вырезанные по шаблону): например, высокая груша и низкая яблоня.

-Сколько деревьев?

-Какие это деревья?

-Как вы определили?

-Одинаковой ли высоты эти деревья?

-Как это можно проверить? (наложить одно на другое)

-Яблоня – низкое дерево, груша – высокое дерево. Как можно сказать по-другому?

№ 68 Игра «Что где?»

На доске выставлены картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива).

-Назовите фрукт, который находится между яблоком и лимоном. Назовите фрукт, который находится между грушей и апельсином. Назовите фрукт, который находится между лимоном и сливой.

«Ягоды»:

№ 69 Игра «Скажи, сколько чего»

Каждый ребёнок получает карточки с изображением одной, двух, трёх ягод: клубники, малины, смородины и т.д. Он должен назвать, сколько и каких ягод изображено. («У меня одна ягода клубники,  две ягоды малины, три ягоды смородины».)

№ 70 Игра «Не ошибись»

У каждого ребёнка тарелочка с ягодами клюквы, брусники, рябины. Дети выполняют инструкции: правой рукой взять ягоду клюквы, левой рукой – ягоду брусники, левой рукой – красную ягоду, любую ягоду положить на правый край парты, ягоду клюквы положить на левый край парты и т.д.

«Инструменты»:

№ 71 Игра «Много-мало»

У каждого ребёнка карточки «Много-мало» с изображением бытовых приборов и инструментов: на одной карточке – два молотка, на другой – много молотков (гвоздей, топоров, лопат, лампочек). Ученик должен разложить карточки в два столбика: много-мало, сопровождая действия словами.

Аналогичная работа с понятиями «один-несколько».

«Продукты питания»:

№ 72 Игра «Разложи по полкам»

У каждого ребёнка альбомный лист, разделённый посередине линией по горизонтали (это «верхняя» и «нижняя» полки для хранения продуктов питания) и набор предметных картинок с изображением продуктов питания (молочных и мучных). Ученик должен разложить молочные продукты на «верхнюю полку», а мучные – на «нижнюю».

№ 73 Игра «Возьми столько, сколько я назвала»

Перед каждым ребёнком стоят тарелочки с горошинами и с фасолью. Учитель называет количество горошин или фасолин, а учащиеся должны взять нужное количество соответствующего продукта и сказать, сколько и чего он взял.

«Посуда»:

№ 74 Игра «Сколько чего?»:

У каждого ученика мешочек с предметами игрушечной посуды (например: 1 ложка, 2 вилки. 3 тарелки, 4 чашки)

-Достаньте из мешочка все вилки (тарелки, чашки). Сколько вилок вы достали?

№ 75 Игра «Сложи чашку» (тарелку, сковородку )

У детей на партах разрезные картинки  (от 2 до 6 частей)  различной посуды. Нужно собрать правильно и назвать, что получилось.

«Мебель»:

№ 76 Игра «Назови предмет»

1. Назови одноимённые предметы, разные по высоте, в классе (стол учителя и стол компьютерный; стул учителя и стул детский), на улице (машины, здания, деревья).

2. Назови предметы, разные по высоте в классе (стул ниже стола, шкаф выше стола), на улице (новый дом выше магазина, куст ниже дерева).

№ 77 Игра «Далеко, близко»

-Назовите предметы мебели, которые находятся далеко от вас. Назовите предметы мебели, которые находятся близко от вас.

-Далеко или близко от вас находится шкаф (стол учителя, стул, доска)? Слово близко можно заменить словом «около».

-Какие предметы мебели находятся около вас? Слова «близко» и «около» можно заменить словом «рядом».

-Какие предметы мебели находятся рядом с вами?

«Одежда»:

№ 78 Игра «Назови предмет»

Учащиеся должны назвать разноимённые предметы, разные по длине. (Шорты короче брюк, пальто длиннее куртки, футболка короче платья)

№ 79 Игра «Который по счёту»

На доске выставлены картинки с изображением предметов одежды: платье, брюки, юбка, кофта, рубашка.

-Которое по счёту платье? (кофта, рубашка и т.д.)

-На каком  месте юбка? (брюки, платье и т.д.)

№ 80 Игра «Положи столько же»

У каждого учащегося «Чудесный мешочек» с цифрами от 1 до 5 и набор картинок с изображением предметов одежды.

- Достань с закрытыми глазами какую-то цифру, назови её и отсчитай с закрытыми глазами соответствующее количество карточек с предметами одежды.

«Домашние животные»:

№ 81 Игра «У кого какой длины хвост?»

На доске картинки с изображением домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, коза, овца, кролик, свинья. Дети сравнивают хвосты по длине: «У коровы длинный хвост, а у козы – короткий. У коровы хвост длиннее, чем у козы. У козы хвост короче, чем у коровы.

№ 82 Игра «Внутри, снаружи»

Игра с фигурками домашних животных и их жилищами. Участок на полу или на ковре огорожен «забором» из строительного материала. Внутри «забора»: собака – около будки, кошка – в доме, свинья – в свинарнике, корова и коза – рядом с сараем.

-Где находится собака? Где находится кошка? И т.д.

-Где находятся все домашние животные?

«Дикие животные»:

№ 83 Игра «В гостях у белочки»

На доске сюжетная картинка (ствол дерева с дуплом, слева от дупла ветка с четырьмя сучками). Рядом картинки «вразброс»: 3 гриба, 1 гриб, и белка.

-Мы идём в гости к белочке. Нужно подарить ей столько грибов, сколько сучков на ветке у её дупла. Сколько сучков?

-Сколько грибов нужно подарить белочке?

-Сколько у нас грибов? (3 и 1)

-Как получить 4?

-Среди карточек с разным количеством грибов: 2, 4, 3, 1 нужно выбрать карточку с таким количеством грибов, которой можно заменить эти две карточки (3 гриба и 1 гриб).

№ 84 Игра «Отсчитай столько же»

У каждого ребёнка по несколько (больше 5 шт.) карточек с изображением диких животных.

Учитель показывает цифры от 1 до 5 вразброс и говорит: «Отсчитай столько карточек с изображением диких животных, сколько показывает цифра».

«Новый год»:

№ 85 Игра «Скажи, сколько чего»

Каждый учащийся получает карточку с изображением 1, 2, 3, 4 новогодних игрушек (сосульки, шары, хлопушки, шишки). Он должен назвать, сколько и каких игрушек изображено.

-Как можно, одним словом назвать эти предметы?

№ 86 Игра «У кого столько же?»

У каждого учащегося ёлочка с двумя видами игрушек в количестве, большем (меньшем) на 1. Детям предлагается оставить на ёлочке один вид игрушек. Учитель показывает карточку с цифрой от 1 до 4, а ученики, у которых такое же количество игрушек на ёлке, должны поднять свои ёлочки.

«Транспорт»:

№ 87 Игра «Гаражи и автомобили»

Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением 4 гаражей, а дети на партах выкладывают квадратики, заменяющие гаражи. На доске напротив каждого гаража выставляется по картинке с изображением машины. Ученики напротив квадратиков раскладывают кружки.

-Сколько гаражей?

-Сколько машин?

-Как сказать по-другому? (одинаково, поровну) Во дворе поставили ещё один гараж.

(соответствующие действия на доске и на партах)

-На сколько увеличилось число гаражей? Сколько их стало?

-Чего больше (меньше)? На сколько?

-Для всех ли гаражей есть автомобили?

-Как сделать поровну? (выполняется действие)

-Сколько у нас гаражей?

-Сколько стало машин?

-Как получили число 5?

№ 88 Игра «Водители и автобусы»

Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением автобусов, напротив каждого автобуса выставляется фигурка водителя. Учащиеся на партах выполняют соответствующие действия с геометрическими фигурами.

-Во всех ли автобусах есть водители?

-Сколько автобусов? Сколько водителей?

-По сколько автобусов и водителей?

-Как сказать по-другому? (поровну, одинаково, столько же)

-Из ремонта вышел один автобус. (Выполняется действие)

-На сколько увеличилось количество автобусов? Сколько их стало?

-Чего или кого больше? Меньше? На сколько?

-Во всех автобусах есть водители?

-Как сделать поровну?

«Профессии»:

№ 89 Игра «Назови предметы, необходимые для работы человеку указанной профессии»

Ученики раскладывают предметы: «Один предмет – водителю (автобус), два предмета – учителю (учебник, указка), три предмета – врачу (бинт, шприц, лекарства)

№ 90 Игра «Найди пару предметов»

У каждого ученика в конверте по 4 карточки с изображением предметов (от 1 до 5), необходимых для работы человеку какой-либо профессии (например: одна тарелка;  кастрюля и поварёшка;  чашка, блюдце, стакан; ложка, вилка, миска, поднос и т.д.) Нужно выбрать карточку с изображением кастрюли и поварёшки и сказать: «Кастрюля и поварёшка – это пара предметов, необходимых повару для работы»

«23 февраля»:

№ 91 Игра «Сосчитай и назови военную технику»

На доске картинки: одна пушка, один пулемёт, три самолёта, два корабля, четыре танка, пять вертолётов. Каждый ученик должен назвать количество предметов военной техники, согласовывая числительное с существительным.

«Зима»:

№ 92 Игра «Снежки»

Учитель даёт задание:

-Слепи и брось столько снежков, сколько ударов в бубен ты услышишь;

сколько  хлопков в ладоши услышишь.

№ 93 Игра «Назови приметы зимы»

На доске картинки (1 Солнце, 2 дерева, 3 птицы, 4 кормушки, 5 сугробов). Каждый учащийся должен назвать одну из примет зимы, согласовывая существительное с числительным.

«Весна»:

№ 94 Игра «Сделай столько же»

Учитель показывает картинки с признаками весны: 1 Солнце, 2 подснежника, 3 скворечника, 4 дерева.

Учащимся даётся задание: «Подпрыгните на месте (на правой ноге, на левой ноге) или хлопните в ладоши столько раз, сколько предметов на картинке».

№ 95 Игра «Назови приметы весны»

На доске картинки: 1 Солнце, 4 дерева, 5 птиц, 2 скворечника, 3 гнезда, 6 цветов, 7 сосулек. Каждый учащийся должен назвать одну из примет весны, согласовывая числительное с существительным.

«8 Марта»:

№ 96 Игра «Сложи цветок»

У детей разрезанные на 2-6 частей  весенние цветы: тюльпаны, мимоза, ландыши, подснежники.

-Сложите цветы в подарок маме.

-Чем похожи все эти цветы?

-Чем отличаются ландыши и тюльпаны? Мимоза и тюльпаны? Подснежники и ландыши?

«Птицы»:

№ 97 Игра  «Не ошибись»

На доске выставлены цифры от 1 до 9, рядом стоит «волшебный сундучок», в котором лежат картинки с изображением разного количества (от 1 до 9) птиц. Дети по очереди подходят к сундучку, с закрытыми глазами достают картинку и ставят её под соответствующую цифру на доске. Остальные дети проверяют.

№ 98 Игра «Сделай столько же»

-Подпрыгни столько раз, сколько раз услышишь голос вороны, петуха.  

-Подними руки вверх столько раз, сколько птиц нарисовано на карточке.

«Дом, улица, город»:

№ 99 Игра «Строим дома на улице»

В коробке у доски домики с номерами от 1 до 10.

Каждый учащийся с закрытыми глазами достаёт из коробки домик, называет его номер и ставит вдоль схематичного изображения улицы.

-Назовите номер дома, с которого начинается улица.

-Назовите номер дома, которым заканчивается улица.

№ 100 Игра «Посмотри и повтори на 1 больше»

Учитель выставляет на доску определённое количество домиков, детям нужно у себя на партах выложить квадратиков на 1 больше.

«Комнатные растения»:

№ 101 Игра «В какой руке сколько»

У учителя 5 листочков какого-нибудь комнатного растения.

-Сколько у меня листочков?

Учитель произвольно делит эти листочки на две группы: в правой и левой руке.

-Сколько листочков в правой руке?

-Сколько листочков должно быть в левой руке? И т.д.

«Рыбы»:

№ 102 Игра «Скажи правильно»

На доске картинки: 1 карась, 3 щуки, 2 сома, 6 золотых рыбок, 5 лещей, 4 карпа, 7 окуней, 9 судаков, 8 бычков. Каждый учащийся должен назвать рыбу, согласовывая существительное с числительным и прикрепить картинку под соответствующую цифру на доске.

«День Победы»:

№ 103 Игра «Военный парад»

У каждого ребёнка картинки с военной техникой.

-На парад вышли 5 танков, а пушек на 1 больше. (Выполняется действие с картинками)

-Сколько пушек вышло на парад?

-В воздух взлетели 7 самолётов, а вертолётов на 1 меньше. (Выполняется действие)

-Сколько взлетело вертолётов? И т.д.

«Насекомые»:

№ 104 Игра «Найди на 1 меньше»

Используются карточки с изображением насекомых.

Учитель показывает карточку с изображением, например, 6 жуков, а дети должны показать цифру 5 из своих наборов.

«Цветы»:

№ 105 Игра «Посчитай»

На доске карточки с изображением 10 разных весенних цветов, за каждым цветком – карточка с порядковым номером.

Учитель указывает на два любых цветка, например, на пятый и десятый. Один ученик считает: 5, 6, 7, 8, 9, 10. Другой ученик считает: 10, 9, 8, 7, 6, 5.

-Который по счёту тюльпан? Одуванчик? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Ц...

Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 1-2 классов с ОВЗ

Программа для коррекции выявленных нарушений и развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по курсу «Мой дружный класс»

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих  речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов...

Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая  программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость,...