Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по курсу «Мой дружный класс»
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Приймачук Никита Андреевич

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих  речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом интеллектуальном развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников.

Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.

Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций, интеллектуального и речевого развития была создана коррекционно-развивающая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppovyh_zanyatiy_po_psihokorrektsii_2.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Принято»

 на педагогическом совете

  Протокол №  1

от «30»    08     2017г.

«Утверждено»

                                            Приказ № 261

от «31»    08     2017  г.

директор ______ Гнездилова В.Н.      

Рабочая программа

коррекционно-развивающих  занятий по курсу  

«Мой дружный класс»  

для 3б, 4б, 4в классов

(для обучающихся задержкой психического развития)

  Срок реализации программы- 1 год

Составил:

 Приймачук Никита Андреевич .

                                                       

г. Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год


                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Коррекция развития высших познавательных функций обучающихся младшего школьного возраста» составлена на основе:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 ( с изменениям на 31.12.2015)

-  распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

- Учебным  планом Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района Санкт-Петербурга  на 2017-2018  учебный год

             Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих  речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом интеллектуальном развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников.

Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.

Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций, интеллектуального и речевого развития была создана коррекционно-развивающая программа.
            Коррекция имеющихся у детей  недостатков проводится в малой группе. Коррекционная группа для каждого ребенка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

При разработке программы учитывался контингент детей.

Цель. На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность обучающихся
  2. Формировать умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений,  и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения
  3. Формировать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации
  4. Формировать  адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств
  5. Совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность
  6. Обогащать словарный запас на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности
  7. Психологическая коррекция поведения ребёнка
  8. Социальная профилактика, формировать навыки общения, правильного поведения.


Продолжительность одного занятия в группе обучающихся  40 минут. Частота занятий  - 1  раз  в неделю.

Специфика контингента

У всех детей диагноз задержка психического развития. У учащихся снижены высшие познавательные функции. Они быстро утомляются, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Учебная мотивация недостаточно  сформирована. Ребята готовы приходить на помощь своим товарищам.

Формы работы

 В работе с используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aрт - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.

  1. Этюды (изображение различных эмоциональных состояний)
  2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
  3. Игры настольные, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры, дидактические, развивающие, конструкторы
  4. Чтение художественных произведений
  5. Беседы
  6. Импровизации
  7. Свободное и тематическое рисование
  8. Работа с пластилином
  9. Элементы аутотренинга с использованием записи звуков природы, релаксационной музыки, стихов

Принципы работы

Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Формы организации курса:

Для успешной реализации курса используются групповые занятия.

   1. Формы обучения

  • беседа
  • викторина
  • тестирования

2.Методы и приемы обучения

  • тренинговые упражнения
  • ролевые и ситуационные игры
  • занятия с использованием художественных средств выразительности
  • беседа
  • анкетирование
  • игры – шутки, игры – минутки

3.Виды деятельности

  • наблюдение
  • упражнения по подражанию, картинкам, пиктограммам
  • игры
  • имитации жестов
  • слушание, проговаривание

4. Формы текущего контроля

 

  • Выполнение промежуточных работ по темам курса

5.  Формы промежуточной аттестации

  • Выполнение коллективных работ

Ожидаемый результат

Параметрами оценки эффективности работы являются:

  • снижение уровня тревоги
  • повышение самооценки
  • развитие эмоциональной регуляции, освоение релаксационных приемов
  • развитие интереса к общению, успешным отношениям
  • обогащение словарного запаса
  • повышение уровня развития когнитивной сферы

Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

Материально-техническое оснащение

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь      
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  • Арсенал для техники арт-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Содержание программы

Распределение тем и часов

Раздел программы

Количество часов

1

Коррекция когнитивных процессов

 Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

13

2

Коррекция социальных и коммуникативных умений.  Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса обучающихся

9

3

Коррекция поведения

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки

7

4

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль

5

Итого

34

Литература

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2013
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2010 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2013.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2009.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
  7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2014.
  9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2010.
  10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2012.
  11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2015.
  12. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2011 г.
  13. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2013.
  14. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2014 г.
  15. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 2012.

Интернет-ресурсы

"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Тематическое планирование  3 б

№ п./п.

Дата

Тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся на занятии

1,2

Знакомство с учащимися

2 ч:

3

Игра: «Ты и я»

1 ч.

4,5

 Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

2 ч.

6

Хочу учится

1 ч.

7

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

1 ч:

8

 "Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов". Игра: «Найди лишнее»

1 ч.

9

 "Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"

1 ч.

10

 "Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".

1 ч.

11

 "Коррекция восприятия".

1 ч.

12

 "Релаксация - напряжение"

1 ч.

13

 "Развитие рефлексивных навыков"

1 ч.

14

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг "Среди людей":

1 ч:

15

 Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

1 ч.

16

 "Стили общения"

1 ч.

17

 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".

1 ч.

18

 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Мафия"

1 ч.

19

 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Необитаемый остров"

1 ч.

20

Коррекция поведения "Познавая себя и других"

1 ч:

21

 "Я - это я! Знаю ли я себя"

1 ч.

22

 "Я и мои чувства"

1 ч.

23

 "Добрым быть на свете веселей"

1 ч.

24

 "Учимся управлять своими эмоциями"

1 ч.

25

 "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1 ч.

26

 "Что такое ДРУЖБА? "(Занятие в технологии французской мастерской)

1 ч.

27

 "Настоящий друг". (Сказкотерапия, видеотренинг)

1 ч.

28

 "Я и Ты. Чем мы похожи".

1 ч.

29

 "Поведение и культура"

1 ч.

30

"Коррекция эмоционально-личностной сферы"

1 ч:

31

 "Я учусь владеть собой» "Агрессию - под контроль. Коммуникативность".

1 ч.

32

Выполнение общей творческой работы « Я стал жить лучше»

1 ч:

33

 Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) На конец года.

1 ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ, КУРСУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Как составить рабочую программу учителю начальных классов в соответствии ФГОС НОО, какие пункты включить в содержание....

Рабочие программы по предметам начального курса обучения. 3 класс

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, физкультуре помогут коллегам работающим в 3 классах. Рабочие программы содержат пояснительные записки и тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике на курс 1-4 классов «Школа 2100»

  Программа разработана на основе Примерной программы по математике Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и на основе авторской прогр...

Рабочая программа внеурочных занятий по курсу риторики. 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у Риторика" составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской и в соответствии с ФГОС. Направлена на достижение личностных, предметных и мета...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс....

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124&raq...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 2 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124&raq...