Дефектология
картотека

Юлия Владимировна Шорохова учитель-дефектолог

Коррекционные игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_igry_i_uprazhneniya.docx51.83 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные игры и упражнения с ребенком,

имеющим трудности в обучении

Не смотря на начало совершенно другой-школьной жизни, игровая деятельность продолжает оставаться ведущей в жизни ребенка даже в школе.

Вашему вниманию я представлю подборку игр и упражнений на развитие процессов мышления и памяти.

Игры на развитие слухо-речевой памяти

  1. «Магазин»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Игрушки» и любые другие.

;Пары слов»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

;Восстанови пропущенное слово».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Ребенку зачитываются 5—7слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций.

Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.

;Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, обогащение и активизация словаря.

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.

Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» ит.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

;Запомни нужные слова».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Из предложенных фраз (рассказов)ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.

- Я прочитаю небольшой рассказ. А вам надо запомнить всех птиц.

«Тихо иду по тропе. Наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили иволги. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы».

;Зашифруй предложение» (мнемотехника)

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти.

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса» и «Дети играли во дворе» и т.д. Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например, волк •*•елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2—3 фраз.

8. «Пиктограммы»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, развитие связного речевого высказывания.

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

;Придумай, как запомнить слова»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций.

Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:

—роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор; солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

10. «Стенограф».

Цель: Развитие избирательности запоминания.

Для этого упражнения потребуется лист бумаги и карандаш. Детям читается небольшой рассказ в течение 1—2 мин. В это время они должны обозначать:

а) каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а затем указывать количество предложений в рассказе;

б) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

11. «Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Один ребенок произносит какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и добавляет свое и т.д.

;Что мы делали сегодня?»

Цель: Развитие памяти через установку на запоминание.

Каждый ребенок должен вспомнить и рассказать, что он делал с утра и до занятия.

13. «Сказка из слов».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Детям предлагают набор слов. Каждый ребенок должен составить предложение, последовательно связав эти слова. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъявленные слова.

;Запомни команды"

Цель: Научиться запоминать команды с одного раза (с постепенным увеличением количества команд от 3 до 7).

1) Взрослый даёт ребёнку задание запомнить несколько команд и называет их. Например: "Полей цветы, положи на место ножницы, найди мяч".

2) Ребёнок повторяет команды вслух и выполняет их по порядку.

3) Родители оценивают выполненное задание: за каждую запомненную и выполненную команду учреждается то или иное количество очков.

4) Игра продолжается. В новом задании количество команд увеличивается.

Игры на развитие зрительной памяти

;Шапка-невидимка»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2.«Запомни и найди»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.

;Запомни фигуры»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или величины.

#1059;пражнение "По порядку становись!"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Взрослый предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

#1059;пражнение "Конструирование фигур"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Учитель предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

6. "Чего не стало?"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

7. "Шалунишка"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Учитель пишет на доске различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

#1059;пражнение на срисовывание фигур

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Взрослый дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.

#1059;пражнение "Что где было?"

Цель: развитие восприятия положения в пространстве, развитие зрительной памяти.

В нарисованном на магнитной доске квадрате из 9 ячеек закрепляют различные магнитные картинки. Детям предлагают секунд 10 внимательно посмотреть на квадрат и запомнить расположение фигур. Учитель снимает магнитные фигуры с доски.

После некоторого времени, занятого другой деятельностью (которое постепенно увеличивают с 5 до 30 минут), логопед предлагает ребенку разложить магнитные фигуры в первоначальной последовательности.

10. "Что изменилось"

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

#1059;пражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.

12. "Найди сходство и различие"

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.

#1059;пражнение "Словарные слова на карточках"

Цель: развитие зрительной памяти, формирование механизма запоминания зрительного образа слова, облегчение процесса запоминания словарных слов.

Первый тип карточек: на карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, выделяются цветом.

Например: МЕДВЕДЬ, СУББОТА, ПЕНАЛ, МОЛОКО, ВОКРУГ.

Второй тип карточек отличается тем, что наиболее "уязвимые и ошибочные'' буквы выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми.

Например: в слове ВОСХОД буква "О" изображена в виде солнца; в слове СНЕГ буква "Г" нарисована как висящая зимой сосулька с падающими на все слово снежинками; в слове ХОРОШО буквы "О" нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове ЛОПАТА буква "О" нарисована в виде лопаты; в словах ОГУРЕЦ и ОГОРОД буквы О имеют вид огурца; в слове САПОГИ буква "А" нарисована в красных резиновых сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).

— Я сейчас покажу тебе несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые тебе слова. В каждом слове одна или несколько букв выделены цветом. Когда я буду называть слово и показывать карточку, ты это слово повтори про себя и глазами хорошенько запомни. Обрати особое внимание на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь и проговоришь про себя это слово, я попрошу тебя в своей тетради написать его. А потом мы сверим свои записи.

14. "Дорога домой"

Цель: развитие зрительной памяти и пространственных представлений.

Логопед задает ребенку направление по лабиринту. Ребенку предлагается рассмотреть картинку-схему, после чего картинку-схему закрывают, и ребенок на карте карандашом отмечает дорожку к нужному дому. Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал.

#1059;пражнение "Бордюр"

Цель: развитие зрительной памяти и графо-моторных навыков.

По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-"бордюры" по памяти, а при затруднении — с опорой на образец (приложение 7).

#1059;пражнение "Списывание без пробелов"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:

- Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.

Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.

Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.

#1059;пражнение "Списывание без ошибок"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Ребенку предлагается прочитать на доске и записать в тетрадь по памяти заведомо неверное по смыслу предложение, например:

- Медведь боится волка.

- Папа младше сына.

- Кошка спряталась от мышки в норку.

Ребенок на свое усмотрение или записывает в тетрадь сначала неправильный вариант, а потом исправляет его, или же сразу пишет исправленный вариант предложения. Время экспозиции предложения — около 10 секунд.

18. "Шифровка"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование графических образов букв.

Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении которых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:

- "д" — ↓ "б" — ↑

- "п" — // "т" — ///

- "з" — ← "е" — →

Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предложения, "проблемные" буквы в которых заменены шифром. Например:

- ↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На ↓у↑е растут желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и кроко↓ил.

- //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он //ринес ве///ки ///о//оля.

- ←автра у ←ины д→нь рожд→нья — ←ин→ исполнится д→вять л→т. ←ам→р←ший ←айчонок спрятался под →ловой в→ткой. В ←оопарк→ были ←→бры, ←убры, об→←ьяны и б→г→мот.

#1059;пражнение "Вставь пропущенные слова"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.

Ребенок читает один раз небольшой текст.

Например:Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.

После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.

Например:Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.

Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова

Игры на развитие тактильной и двигательной памяти

Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Гимнастика представляет собой серию быстрых координированных действий. А также упражнения, включающие двигательное сопровождение речи

; Двигательное запоминания букв». (кинезиотерапия)

Даются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из картон и т.д. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить ребенку изготовить буквы самому (вылепить). В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3-4 букв на основе осязания. Последующий этап тренировки – буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отображении.

#1057;кладывают большой и указательный пальцы кончиками вместе. С усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.

#1054;дновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т.д.)

;Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

;Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

;Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.. Укрепляют наружные глазные мышцы ,снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

8.«Передай предмет»

Цель:активизация работы левого и правого полушарий.

Учитель дает мяч одному из учеников, называя слово (например,«арбуз»).
Вариант 1: Ребенок называет ассоциацию на это слово, затем передает мяч другому участнику.
Вариант 2: Ребенок называет слово, начинающееся на следующую по алфавиту букву.

9"Все наоборот"

Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения. И. п.: стоя.

Дети выбирают водящего (произносят считалочку). Водящий демонстрирует разные движения, остальные должны выполнять их наоборот.

10. «Теплый—холодный, сухой—мокрый».

Подготовьте стимульный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и теплый клубок ниток»).

11. «Найди такой же».

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощупывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом одной рукой (правой, левой), а нахождение предметов — двумя руками одновременно, той же и другой рукой.

12. «Запомни форму»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

13. «Почувствуй и запомни позу».

Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается и «снимается» какая-либо поза (усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Его задача —почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

14. «Замри».

Играют несколько детей, один из них — ведущий.Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внимательно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать,ползать (по договоренности). По сигналу «Замри!» дети воспроизводят позу (позы), которую показывал ведущий.

15. «Повтори движение».

Взрослый показывает несколько движений (танцевальных, гимнастических). Ребенок должен повторить эти движения как можно точнее, желательно в той же последовательности.

Игры на развитие мышления

;Закончи предложение»

Цель: Выделение существенного и несущественного признака.

Ребенку предлагается список незавершенных предложений. Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

2. «Найди сходство и различия»

Цель: выделение признаков или свойств одного объекта (двух объектов).

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например: соловей — воробей, лето — зима, стул — диван, береза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д.

3. «От частного к общему»

Цель: Выделение существенных признаков объектов, их свойств и отношений (операция обобщения). Научить ребёнка относить предметы к общему родовому понятию.

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например, яблоки обозначает все яблоки (большие, маленькие, зеленые, красные и др.).

А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. К словам из первого набора ребенок подбирает подходящее понятие из второго набора. Можно сделать набор карточек:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона света, осадки, ягода,

водоем, птица.

4. «Чего больше?»

Ребенок должен ответить на вопрос «Чего больше: берез или яблоки, апельсины, груши и т.п.Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых,цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или суще

ствительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» и обосновать свой ответ.

5. «От общего к частному»

Задание обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например, природа, а ветвями — более частные, например,живая— наживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения— животные— люди и т.д.Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние— дикие или птицы— змеи —рыбы— насекомые и т.д.

;Подбери общее понятие»

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок,сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон— ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза,одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...; дождь, снег — ... То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

7. «Классификация по зрительному образцу».

Цель: Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие.

Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите карточки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки,на которых они изображены. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например, по форме, цвету или функциональному назначению.

;Разложи по группам»

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

9. «Классификация по обобщающему слову»

Цель: научить классифицировать предметы.

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летает, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

;Найди три числа»

Ребенку предлагается: «Напиши три следующих числа в каждом ряду».

2 4 6 8. . . (Ответ: 10 12 14)

1 4 7 (Ответ: 13 16 19)

2 1 17 (Ответ: 9 5 1)

11. «Лишнее слово»

Ребенку предлагается выделить слово или название признака, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее?

Почему?»

А) Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно,пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна,

дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто,

мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла.Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая,точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо,

грустно, старательно.

Б) Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий,молодой, пожилой, юный. Красный, синий,красивый, желтый, серый. Молчать, шептать,смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький,кислый, жареный.

;Продолжи ряд чисел»

Даны ряды чисел. Отметьте вместе с ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.

6 9 12 15 18 (Ответ: 24 27 30 33)

5 10 15 20 25 (Ответ: 35 40 45 50) ..

16 12 15 11 14 10. (Ответ: 13 9 12 8)

15 12 14 11 13 10(...)

13. Графические диктанты по клеткам, выполняемые как по словесной инструкции, так и по инструкции, поданной в кодовой системе:

1 удар правой рукой-1 клетка вправо

1 удар левой рукой-1 клетка влево

1 удар обеими руками-1 клетка вверх

Литература:

Коноваленко С. Как подготовить ребенка к школе 2004

Шевердина Н. Диктанты по русскому языку для начальной школы 2013

Семенович А. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-дефектолога

Виды документации, пояснения по заполнению...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

План ШМО учителей-дефектологов

План работы школьного методического обьединения учителей коррекционных классов VIII вида...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...