Сетевой семинар ГМО учителей-дефектологов г. Энгельса. Тема семинара "Формирование универсальных учебных действий".
материал по теме

Понятие УУД, виды универсальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_universalnyh_uchebnyh_deystviy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. Можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми принципами. Умение выделить нравственный аспект поведе ния) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

—        личностное, профессиональное, жизненное самоопре деление;

—- смыслообразование, т. е. установление учащимися свя зи между целью учебной деятельности и ее мотивом, други ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

—        нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо ральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся органи зацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на осно ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование — определение последовательности про межуточных целей с учетом конечного результата; составле ние плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование — предвосхищение результата и уров ня усвоения знаний, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его ре зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне ний и отличий от эталона;
  5. коррекция — внесение необходимых дополнений и кор ректив в план и способ действия в случае расхождения эта лона, реального действия и его результата;
  6. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци-онного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; приме нение методов информационного поиска, в том числе с по мощью компьютерных средств;
  3. структурирование знаний;
  1. осознанное и произвольное построение речевого вы сказывания в устной и письменной форме;
  2. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  3. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  4. смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы бор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необхо димой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной инфор мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе ственного, научного, публицистического и официально-дело вого стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  5. постановка и формулирование проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со ставляют знаково-символические действия:

  1. моделирование — преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символ ическая);
  2. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);
  2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  1. подведение под понятие, выведение следствий;
  2. установление причинно-следственных связей;
  3. построение логической цепи рассуждений;
  4. доказательство;

  1. выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:
  2. формулирование проблемы;

—        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в ди алог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интег рироваться в группу сверстников и строить продуктивное вза имодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, спо собов взаимодействия;
  2. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре шения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера — контроль, коррек ция, оценка его действий;
  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации; владение монологической и диалогической форма ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически ми нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в со ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни кативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках норматив но-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характерис тики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учеб ных действий (их уровень развития, соответствующий «высо кой норме») и их свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация по теме "Формирование универсальных учебных действий"

Презентацию по теме "Формирование УУД" можно использовать на  тематических методических обединениях  по формированию универсальных учебных действий....

Презентация на тему "Формирование универсальных учебных действий ""

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира....

Учебно-методические материалы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроке"

С 2010 года начальная школа работает по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). В связи с его введением возросло внимание к деятельностному подходу в образовании. В дан...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"

Все изменения, которые происходят в жизни  вызвали необходимость  разработки  новых  подходов  к системе обучения и воспитания. Учебный процесс  при изучении всех ра...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...