Методическая разработка
методическая разработка (3 класс)

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий младших школьников.

Выполнила Джимиева Езета Алихановна

За последние десятилетия в обществе произошли кар:динальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

При организации учебного процесса в системе у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все УУД. Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осуществляется через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

  • речевая направленность (обучение через общение);
  • функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
  • новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
  • принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
  • личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Нужно строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках используются разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий организуется учебный процесс на основе деятельностного подхода. Цель уроков на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

Выпускник школы должен пройти 3 уровня сформированности устной коммуникативной компетентности:

  1. обсуждение и дискуссия;
  2. небольшие выступления;
  3. презентации.

На каждом уровне я использую следующие виды упражнений:

  • ассоциативные (на воображение)
  • мыслительные (на сравнение)
  • речевые (язык, речь героев)
  • рефлексивные (высказывание собственных мыслей)
  • интерпретация (в других видах искусства)

Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.

Она падает с небес, Ходит, бродит по коврам,
Ручейком бежит сквозь лес. Водит носом по углам.
Бьёт из под земли ключом, Где прошёл, там пыли нет
Лежит снегом под окном. Пыль и сор – его обед.
Настя Р. Женя Г.

Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).

Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?

После прохождения первого уровня, ученик умеет: слушать и понимать речь, соотносить свой высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии.

Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)

  • Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.
  • Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёстная
  • Катерина. Кот Кеша кушал кусок красной кеты. (Лиза Як.)

Придумай рассказ, используя данные слова. На уроке русского языка мы изучали слова с сочетаниями ЧК – ЧН (кирпичный, молочный,). Дома дети составляли небольшие рассказы, используя данные слова.

Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)

Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.

Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.

На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть невербальными средствами коммуникации – манера, жесты, громкость голоса.

Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.

Прочитай потешку, сопровождая ее соответствующими движениями.

Необходимым условием на уроке является высокий эмоциональный тонус. Это достигается с помощью художественных изобразительных средств. (Музыка – живопись – литература)

К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).

Третий уровень «Творческие задания»

На третьем уровне используются задания проблемного или творческого характера в групповой работе.

Речевые упражнения: упражнения в совместно – индивидуальной деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями. Это упражнение используются, когда дети составляют характеристику героев.

Упражнения в совместно-последовательной деятельности

Группа детей получает задание создать общее произведение (сочинить рассказ, сказку). Дети выполняют работу пошагово.

Составление «Цветных рассказов».

Детям предлагают 8–10 квадратов различных цветов. Ученики по очереди берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения.

На голубом небе светило желтое солнце. По синей реке плыл белый теплоход. Из коричневой трубы шел черный дым. Вдалеке виднелся зеленый луг. На нем росли фиолетовые и розовые цветы. Над цветами летали оранжевые бабочки.

Упражнение на коллективное принятие решений.

Процедура принятия решений состоит из нескольких этапов:

Учитель объясняет задание. Каждый ученик придумывает 2-3 вариантов решения проблемы.

Дети объединяются в пары и обсуждают свои предложения. Выбирают из них наиболее удачные (3–5).

Дети объединяются в группы по 4 – 6 человек. Снова обсуждение и выбор удачных предложений.

Делегат от каждой группы называет и обосновывает коллективные варианты.

Учитель записывает их на доске и проводит общее голосование.

К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; использовать язык и стиль понятный аудитории.

В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения.

  • Дать знать, если хочешь высказаться.
  • Говорить полными, законченными предложениями.
  • Говорить отчетливо и громко.
  • Аргументировать кратко и точно.
  • Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).
  • Обосновывать мнения или утверждения.
  • Внимательно слушать, когда говорит другой.
  • Когда говоришь, обращайся к аудитории.
  • Любое мнение обсуждается, но не осуждается.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
  • умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
  • умение решать конфликтные ситуации;
  • умение работать в группе.

Используя данные упражнения в системе, у учащихся формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...