Рабочая программа "Шахматы"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шашки» относится к дополнительным программам физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы «Шашки» заключается в том, что потребности современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Шашки» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.
Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, расширяют круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа построена на основе поэтапного освоения учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Программа адресована детям от 9 до 10 лет.
Количество обучающихся:
3 класс, 28 чел., 4 «А» класс-15 чел., 4 «Б» класс- 15чел.
Объем прграммы-68 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения программы физкультурно-спортивной направленности «Шашки» - очная.
Общее количество часов в год- 68 часа; количество часов и занятий в неделю- 2 час; периодичность и продолжительность занятий - 40 минут.
Уровень программы- базовый.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:
Личностные:
1.Воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести шахматную борьбу за доской.
2.Воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной работе и творчеству.
3.Формирование высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России.
4.Формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека.
1.Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного мышления, индивидуальности, самообладания, самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций.
2.Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
3.Развитие личностного потенциала.
4.Развитие коммуникативных навыков и качеств личности.
5.Формирование навыков здорового образа жизни.
6.Развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе.
Метапредметные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи, поиска средств ее осуществления.
2.Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного мышления, индивидуальности, самообладания, самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций.
3.Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
4.Развитие коммуникативных навыков и качеств личности.
5.Формирование навыков здорового образа жизни.
6.Развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе.
Образовательные (предметные):
1.Формирование универсальных учебных действий по предмету.
2.Овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры.
3.Формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики.
4.Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества с целью подготовки шахматистов – разрядников.
5.Подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях.
6.Выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.
7.Использование новейших электронных и компьютерных технологий для изучения и получения учащимися шахматного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | История развития шашек | 4 | зачет | ||||
1.1 | Различные шашечные системы. | 1 | зачет | ||||
1.2 | Древность русских шашек. | 1 | зачет | ||||
1.3 | Распространение шашечной игры в России. | 1 | зачет | ||||
1.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 1 | зачет | ||||
2. | Первоначальные понятия | 10 | зачет | ||||
2.1 | Правила игры в шашки. | зачет | |||||
2.2 | Шашечная нотация. | зачет | |||||
2.3 | Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях | зачет | |||||
2.4 | Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях | зачет | |||||
2.5 | Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях | зачет | |||||
2.6 | Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях | зачет | |||||
2.7 | Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров | зачет | |||||
2.8 | Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров | ||||||
2.9 | Игры с записью партий | зачет | |||||
2.10 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | зачет | |||||
3. | Тактика | 16 | зачет | ||||
3.1 | Различные способы выигрыша шашек | зачет | |||||
3.2 | Различные способы выигрыша шашек | зачет | |||||
3.3 | Различные способы выигрыша шашек | зачет | |||||
3.4 | Различные способы выигрыша шашек | зачет | |||||
3.5 | Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры | зачет | |||||
3.6 | Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры | зачет | |||||
3.7 | Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры | зачет | |||||
3.8 | Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры | зачет | |||||
3.9 | Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии | зачет | |||||
3.10 | Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии | зачет | |||||
3.11 | Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии | зачет | |||||
3.12 | Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии | зачет | |||||
3.13 | Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры | зачет | |||||
3.14 | Комбинационные ловушки | зачет | |||||
3.15 | Контрудары | зачет | |||||
3.16 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | зачет | |||||
4 | Стратегия | 5 | зачет | ||||
4.1 | Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра | зачет | |||||
4.2 | Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра | зачет | |||||
4.3 | Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии | зачет | |||||
4.4 | Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии. | зачет | |||||
4.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | зачет | |||||
5 | Эндшпиль | 12 | зачет | ||||
5.1 | Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой | зачет | |||||
5.2 | Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой | зачет | |||||
5.3 | Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой | зачет | |||||
5.4 | Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой | зачет | |||||
5.5 | Правило оппозиции – противостояние шашек | зачет | |||||
5.6 | Правило оппозиции – противостояние шашек | зачет | |||||
5.7 | Три дамки против одной, «треугольник» | зачет | |||||
5.8 | Три дамки против одной, «треугольник» | зачет | |||||
5.9 | Разбор специальных тематических примеров. | зачет | |||||
5.10 | Разбор специальных тематических примеров. | зачет | |||||
5.11 | Разбор специальных тематических примеров. | зачет | |||||
5.12 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | зачет | |||||
6 | Дебют | 9 | зачет | ||||
6. | Определение дебюта, его основные цели. | зачет | |||||
6.1 | Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова». | зачет | |||||
6.2 | Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова». | зачет | |||||
6.3 | Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова». | зачет | |||||
6.4 | Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. | зачет | |||||
6.5 | Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. | зачет | |||||
6.6 | Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. | зачет | |||||
6.7 | Тематические игры с разбором сыгранных партий. | зачет | |||||
6.8 | Тематические игры с разбором сыгранных партий. | зачет | |||||
6.9 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | зачет | |||||
7 | Композиция | 8 | зачет | ||||
7.1 | Концовки, задачи и этюды – произведения композиции. | зачет | |||||
7.2 | Концовки, задачи и этюды – произведения композиции. | зачет | |||||
7.3 | Концовки, задачи и этюды – произведения композиции. | зачет | |||||
7.4 | Связь композиции с практикой. | зачет | |||||
7.5 | Связь композиции с практикой. | зачет | |||||
7.6 | Связь композиции с практикой. | зачет | |||||
7.7 | Связь композиции с практикой | зачет | |||||
7.8 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | зачет | |||||
8 | Международные шашки | 6 | зачет | ||||
8.1 | Нотация доски, запись ходов и положений | зачет | |||||
8.1 | Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры | зачет | |||||
8.2 | Красота игры. Простор для творчества | зачет | |||||
8.3 | Упражнения в записи отдельных положений и записи партий |
| |||||
8.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | ||||||
8.5 | Нотация доски, запись ходов и положений | ||||||
8.6 | Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры | ||||||
9 | Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры | 7 | |||||
9.1 | Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров | ||||||
9.2 | Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров | ||||||
9.3 | Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров | ||||||
9.4 | Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров | ||||||
9.5 | Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся | ||||||
9.6 | Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий | ||||||
9.7 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | ||||||
10 | Тактика | 64 | |||||
10.1 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.2 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.3 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.4 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.4 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.5 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.6 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.7 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.8 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.9 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.10 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.11 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.12 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.13 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.14 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.15 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.16 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.17 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.18 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.19 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.20 | Различные тактические приемы. | ||||||
10.21 | Различные тактические приемы | ||||||
10.22 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.23 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.24 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.25 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.26 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.27 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.28 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.29 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.30 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.31 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.32 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.33 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.34 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.35 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.36 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.37 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.38 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.39 | Комбинации. Различные виды комбинаций. | ||||||
10.40 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.41 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.42 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.43 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.44 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.45 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.46 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.47 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.48 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.49 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.50 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.51 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.52 | Классификация комбинаций по идеям | ||||||
10.53 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.54 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.55 | Классификация комбинаций по идеям. | ||||||
10.56 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | ||||||
10.57 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | ||||||
10.58 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | ||||||
10.59 | Ловушки, жертвы контркомбинации . | ||||||
10.60 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | ||||||
10.61 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | ||||||
10.62 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | ||||||
10.63 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | ||||||
10.64 | Ловушки, жертвы контркомбинации. | 141 | |||||
11 | Практика | 11 | |||||
11.1 | Консультационные партии, сеансы одновременной игры, конкурсы решений задач. | ||||||
11.2 | Консультационные партии, сеансы одновременной игры, конкурсы решений задач. | ||||||
11.3 | Консультационные партии, сеансы одновременной игры, конкурсы решений задач. | ||||||
11.4 | Консультационные партии, сеансы одновременной игры, конкурсы решений задач. | ||||||
11.5 | Квалификационные турниры . | ||||||
11.6 | Квалификационные турниры. | ||||||
11.7 | Теоретические семинары, доклады по темам. | ||||||
11.8 | Теоретические семинары, доклады по темам. | ||||||
11.9 | Выполнение контрольных заданий. | ||||||
11.10 | Выполнение контрольных заданий. | ||||||
11.11 | Выполнение контрольных заданий. | ||||||
11.12 | Итоговое занятие. | ||||||
Итого часов: | 68 | 17 | 16 | зачет |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результататы
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному педагогом плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметные результаты
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
сентябрь | 05.09 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с шахматной доской | Точка Роста | |
сентябрь | 08.09 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Шахматная доска | Точка Роста | |
сентябрь | 12.09 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Знакомство с шахматными фигурами | Точка Роста | |
сентябрь | 15.09 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Знакомство с шахматными фигурами | Точка Роста | |
сентябрь | 19.09 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Начальное положение | Точка Роста | |
сентябрь | 22.09 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | Точка Роста | |
сентябрь | 26.09 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Ладья в игре. | Точка Роста | |
сентябрь | 29.09 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Точка Роста | |
октябрь | 03.10 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Слон в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 06.10 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Ладья против слона. | Точка Роста | |
октябрь | 13.10 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | Точка Роста | |
октябрь | 17.10 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Ферзь в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 20.10 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Ферзь против ладьи и слона. | Точка Роста | |
октябрь | 24.10 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | Точка Роста | |
октябрь | 27.10 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Конь в игре. | Точка Роста | |
ноябрь | 07.11 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Конь против ферзя, ладьи слона. | Точка Роста | |
ноябрь | 10.11 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Знакомство с пешкой. | Точка Роста | |
ноябрь | 14.11 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Пешка в игре. | Точка Роста | |
ноябрь | 17.11 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Точка Роста | |
ноябрь | 21.11 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | Точка Роста | |
ноябрь | 24.11 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Король против других фигур. | Точка Роста | |
ноябрь | 28.11 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Мои проекты «Шахматы в жизни человека» | Точка Роста | |
декабрь | 01.12 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Шах. | Точка Роста | |
декабрь | 05.12 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Мат. | Точка Роста | |
декабрь | 08.12 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Мат. | Точка Роста | |
декабрь | 12.12 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Ставим мат. | Точка Роста | |
декабрь | 15.12 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Ставим мат. | Точка Роста | |
декабрь | 19.12 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Ничья, пат. | Точка Роста | |
декабрь | 22.12 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Рокировка. | Точка Роста | |
декабрь | 26.12 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Рокировка. | Точка Роста | |
декабрь | 29.12 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
январь | 09.01 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
январь | 12.01 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
январь | 16.01 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
январь | 19.01 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Точка Роста | |
январь | 23.01 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
январь | 26.01 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Точка Роста | |
январь | 30.01 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 02.02 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Точка Роста | |
февраль | 06.02 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 10.02 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Точка Роста | |
февраль | 20.02 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 22.02 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 27.02 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 02.03 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 06.03 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
март | 09.03 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
март | 13.03 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
март | 16.03 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
март | 20.03 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
март | 21.03 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
март | 30.03 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 03.04 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 06.04 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 10.04 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Точка Роста | |
апрель | 13.04 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
апрель | 17.04 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
апрель | 20.04 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
апрель | 24.04 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Шахматный праздник | Точка Роста | |
апрель | 27.04 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Точка Роста | |
май | 04.05 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
май | 11.05 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
май | 15.05 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
май | 18.05 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Шахматный праздник | Точка Роста | |
май | 22.05 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Точка Роста | |
май | 25.05 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
май | 23.05 | 13.30-14.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста | |
май | 29.05 | 11.50-12.10 | очная | 1 | Повторение программного материала. | Точка Роста |
4 «А»»КЛАСС
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
сентябрь | 01.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Инструктаж по ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | Точка Роста | |
сентябрь | 07.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | Точка Роста | |
сентябрь | 08.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | Точка Роста | |
сентябрь | 14.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | Точка Роста | |
сентябрь | 15.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | Точка Роста | |
сентябрь | 21.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Инструктаж по ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | Точка Роста | |
сентябрь | 22.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Начальное положение | Точка Роста | |
сентябрь | 28.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Ладья | Точка Роста | |
сентябрь | 29.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ладья в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 05.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Слон в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 06.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ладья против слона. | Точка Роста | |
октябрь | 12.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Ферзь. | Точка Роста | |
октябрь | 13.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ферзь против ладьи и слона. | Точка Роста | |
октябрь | 19.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Конь. | Точка Роста | |
октябрь | 20.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Конь в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 26.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Конь против ферзя, ладьи слона. | Точка Роста | |
октябрь | 27.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Пешка. | Точка Роста | |
ноябрь | 09.11 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Пешка в игре. | Точка Роста | |
ноябрь | 10.11 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Точка Роста | |
ноябрь | 16.11 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Король. | Точка Роста | |
ноябрь | 17.11 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шах. | Точка Роста | |
ноябрь | 23.11 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шах. | Точка Роста | |
ноябрь | 24.11 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Мат. | Точка Роста | |
декабрь | 01.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Проект «Знаменитые шахматисты» | Точка Роста | |
декабрь | 07.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ставим мат. | Точка Роста | |
декабрь | 08.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Ставим мат. | Точка Роста | |
декабрь | 14.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ничья, пат. | Точка Роста | |
декабрь | 15.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Рокировка. | Точка Роста | |
декабрь | 21.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Рокировка. | Точка Роста | |
декабрь | 22.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шах. | Точка Роста | |
декабрь | 28.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
декабрь | 29.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
январь | 11.01 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
январь | 12.01 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
январь | 18.01 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Двух- и трехходовые партии. | Точка Роста | |
январь | 19.01 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение задания «Мат в 1 ход» | Точка Роста | |
январь | 25.01 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | Точка Роста | |
январь | 26.01 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя». | Точка Роста | |
февраль | 01.02 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | Точка Роста | |
февраль | 02.02 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 08.02 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 09.02 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 15.02 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 16.02 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 21.02 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 01.03 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 02.03 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 07.03 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 09.03 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 15.3 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 16.03 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 22.03 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
апрель | 05.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
апрель | 06.04 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 07.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 12.04 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 13.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 19.04 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 20.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 26.04 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 27.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 03.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 04.05 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 10.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 11.05 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
май | 17.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
май | 18.05 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
май | 24.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста |
4 «Б» класс
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
сентябрь | 02.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Инструктаж по ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | Точка Роста | |
сентябрь | 02.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | Точка Роста | |
сентябрь | 08.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | Точка Роста | |
сентябрь | 09.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | Точка Роста | |
сентябрь | 15.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | Точка Роста | |
сентябрь | 16.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Инструктаж по ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | Точка Роста | |
сентябрь | 22.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Начальное положение | Точка Роста | |
сентябрь | 23.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Ладья | Точка Роста | |
сентябрь | 29.09 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ладья в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 30.09 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Слон в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 06.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ладья против слона. | Точка Роста | |
октябрь | 07.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Ферзь. | Точка Роста | |
октябрь | 13.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ферзь против ладьи и слона. | Точка Роста | |
октябрь | 14.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Конь. | Точка Роста | |
октябрь | 20.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Конь в игре. | Точка Роста | |
октябрь | 21.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Конь против ферзя, ладьи слона. | Точка Роста | |
октябрь | 27.10 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Пешка. | Точка Роста | |
ноябрь | 28.10 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Пешка в игре. | Точка Роста | |
ноябрь | 10.11 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Точка Роста | |
ноябрь | 11.11 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Король. | Точка Роста | |
ноябрь | 17.11 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шах. | Точка Роста | |
ноябрь | 18.11 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шах. | Точка Роста | |
ноябрь | 24.11 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Мат. | Точка Роста | |
декабрь | 25.11 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Проект «Знаменитые шахматисты» | Точка Роста | |
декабрь | 01.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ставим мат. | Точка Роста | |
декабрь | 02.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Ставим мат. | Точка Роста | |
декабрь | 08.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Ничья, пат. | Точка Роста | |
декабрь | 09.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Рокировка. | Точка Роста | |
декабрь | 15.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Рокировка. | Точка Роста | |
декабрь | 16.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шах. | Точка Роста | |
декабрь | 22.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
декабрь | 23.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
январь | 29.12 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматная партия. | Точка Роста | |
январь | 30.12 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
январь | 12.01 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Двух- и трехходовые партии. | Точка Роста | |
январь | 13.01 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение задания «Мат в 1 ход» | Точка Роста | |
январь | 19.01 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | Точка Роста | |
январь | 20.01 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя». | Точка Роста | |
февраль | 26.01 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | Точка Роста | |
февраль | 27.01 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 02.02 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 03.02 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 09.02 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 10.02 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
февраль | 21.02 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 02.03 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 03.03 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 09.03 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 10.03 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 16.03 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 17.03 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
март | 22.03 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
апрель | 06.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста | |
апрель | 07.04 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 13.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 14.04 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 21.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 27.04 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 28.04 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 04.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
апрель | 05.05 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 11.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 12.05 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 18.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Точка Роста | |
май | 19.05 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
май | 22.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
май | 25.05 | 12.40-13.20 | очная | 1 | Шахматный турнир | Точка Роста | |
май | 26.05 | 14.20-15.00 | очная | 1 | Решение заданий. | Точка Роста |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
- Магнитно-демонстрацонная доска с магнитными фигурами-1шт.
- Шахматные часы- шт.
- Словарь шахматных терменов.
- Комплекты шахматных фигур с досками-12 шт.
Информационное обеспечение.
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования школьного центра образования «Точка Роста»: Славная Марина Дмитриевнаю
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Форма аттестации для определения результативности освоения программы – соревнования по шахматам.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, итоговый шахматный турнир.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: игра в шашки.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Шахматные соревнования, аналитическая справка, открытое занятие и др.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проведение промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Шашки» в форме итогового турнира не предусматривает использование оценочных материалов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса.
Программа предполагает очную форму занятий кружка по 6-8 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Методы обучения и воспитания.
При реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой; для решения воспитательных задач применяются убеждение, поощрение, мотивация.
Формы организации образовательного процесса.
Занятия кружка проводятся в групповой, парной и индивидуально-групповой форме.
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игра, совместный анализ позиции.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности.
Алгоритм учебного занятия.
Структура занятия является примерной и может меняться в зависимости от темы, цели и задач конкретного учебного занятия.
Вводная часть: организационный момент, настрой на занятие, актуализация имеющихся знаний.
Основная часть занятия.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее
входят теоретическая часть и практическая часть – игра в парах, практическое занятие с компьютерной программой, занятие на шахматном портале Lichess.org.
Заключительная часть.
Повторение ключевых положений теории, подведение итогов занятия.
Дидактические материалы
Шахматные комплекты (фигуры и доски), демонстрационная магнитная шахматная доска, компьютерное программное обеспечение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО
- Бронштейн Д.И. Самоучитель.М..-Физкультура и спорт.,2014.
- В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2012.
- Гаршин В.И. Румяные щеки. М..- Физкультура и спорт 2015.
- Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. - 224с.
- Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 224с
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М. ПОМАТУР.- 2015.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2019.
- Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы в школе».-М..Просвещение,2013.
- Сухин И.Г. Шахматы, второй год,или Играем и выигрываем. Обнинск.Духовное возрождение,2014. 3.Авербах Ю.Л.Путешествие в шахматное королевство.М..-Физкультура и спорт.,2015.
- Сухин И.Г. Шахматы.Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны .Обнинск.Духовное возрождение,2013.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
- Шахматный словарь. М. ФиС. -2020.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -2015.
- Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 2016.
- Примерная программа "Шахматы" | Рабочая программа: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ» (infourok.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...