Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Комитет образования Администрации муниципального образования
«Рославльский район» Смоленской области
МБОУ «Средняя школа № 1»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол от «31» августа 2022г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Средняя школа № 1» от «01» сентября 2022г. № 358 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 3 класса А начального общего образования
на 2022- 2023учебный год
Зуськова М.В., учитель начальных классов
Рославль 2022
Содержание программы
Жила-была денежка (10 часов).
Если бы люди делали все сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремесла- умения людей изготавливать различные вещи.
Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты-металлические деньги. Две стороны монет – аверс и реверс.
Купюры – бумажные деньги. Рубли и копейки – деньги России. Валюта – иностранные деньги. Доллар – валюта США, евро – валюта стран Евросоюза. Курс валют показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
Универсальные учебные действия:
- Раскрывать причины возникновения денег;
- Различать российские и иностранные деньги.
Практическая и игровая деятельность:
- Рисование страны Натурального хозяйства;
- Рисование денег страны Экономики;
- Игра «Путешествие в страну Обмению»;
- Рассматривание коллекций разных монет.
У всякого товара есть цена (4 часа).
Деньги – средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача – это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель и ценой, купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чем может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Универсальные учебные действия:
- Объяснять, как оплачивают товары и услуги;
- Определять размер сдачи при осуществлении покупки.
Практическая и игровая деятельность:
- Экскурсия в магазин;
- Игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать? (8 часов).
Свойство товаров – цена и качество. Зависимость цена от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек. Как документ, подтверждающий покупку.
Реклама как источник информации о товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи и ее членов.
Универсальные учебные действия:
- Устанавливать зависимость между ценой и определяющими ее факторами;
- Выделять существенные характеристики товара.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
- Игры «Магазин», «Выгодно покупателю – выгодно продавцу»;
- Тема проекта «Реклама продукта»;
- Исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чем нам говорит реклама: правда и вымысел»;
- Изготовление упаковки для подарка.
Доход не бывает без хлопот (5 часов)
Доход семьи – деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсии, стипендии, пособия. Расходы семьи – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех ее членов.
Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учет доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит –это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определенный период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Универсальные учебные действия:
- Производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
- Осуществлять простейшие экономические расчеты;
- Планировать результаты экономии и бережливости.
Практическая и игровая деятельность:
- Составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
- Нарисовать свое «изобретение» для получения воды, электричества и тепла;
- Экскурсия в банк;
- Игры «Банк», «Кредит и предприниматели»;
«Дом невелик, да лежать не велит» (7 часов).
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить – значит получать возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла, использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, тепла, воды.
Универсальные учебные действия:
- Планировать результаты экономии и бережливости;
- Взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
- Путешествие в страну Минуток.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания. Продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПиН (45 минут). Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации внеурочной деятельности «Экономика – первые шаги» - кружок. Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Практические занятия составляют большую часть программы. Применяемые виды внеурочной деятельности:
- игровая;
- досугово-развлекательная;
- проблемно-целостное общение.
Промежуточная аттестация (тестирование).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, школу, город, свою страну, родной язык;
- беречь и охранять природу;
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу-время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду.
- Предметные результаты:
• овладение понятиями: экономный, щедрый, запасливый, бережливый;
• понимание необходимости бережного отношения к любой собственности;
• знакомство с различными профессиями;
• осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства;
• осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства.
Метапредметные результаты:
• способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
• умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли.
К концу обучения в 3 классе ученик узнает:
- что такое собственность;
- почему все люди трудятся;
- какие бывают профессии;
- как нужно относиться к своей и чужой собственности;
- какие бывают потребности;
- почему все потребности нельзя удовлетворить
- какие бывают товары и услуги;
- где можно приобрести товары и услуги;
- почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека;
- о деньгах и их роли в жизни человека и общества.
К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:
- самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
- соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
- различать товары и услуги;
- составлять свой бюджет;
- отличать российские деньги от иностранных.
Тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Дата изучения по плану | Дата изучения фактически |
1. | Что такое доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 02.09 | ||
2. | Что такое доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 09.09 | ||
3. | Откуда в семью приходят доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 16.09 | ||
4. | Откуда в семью приходят доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 23.09 | ||
5. | Какими бывают доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 30.09 | ||
6. | Какими бывают доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 07.10 | ||
7. | Какими бывают доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 14.10 | ||
8. | Какими бывают доходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 21.10 | ||
9. | Что такое расходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 28.10 | ||
10. | Что такое расходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 18.11 | ||
11. | Куда уходят деньги в семье? | 1 | Групповая, межгрупповая | 25.11 | ||
12. | Куда уходят деньги в семье? | 1 | Групповая, межгрупповая | 02.12 | ||
13. | Какими бывают расходы? | 1 | Групповая, межгрупповая | 09.12 | ||
14. | Как расплачиваться на кассе. | 1 | Групповая, межгрупповая | 16.12 | ||
15. | Свойство товаров- цена и качество. | 1 | Групповая, межгрупповая | 23.12 | ||
16. | Зависимость цены от качества товара. | 1 | Групповая, межгрупповая | 13.01 | ||
17. | Цена хлеба в лихую годину. 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. | 1 | Групповая, межгрупповая | 20.01 | ||
18. | Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока». | 1 | Групповая, межгрупповая | 27.01 | ||
19. | Чек, как документ, подтверждающий покупку. | 1 | Групповая, межгрупповая | 03.02 | ||
20. | Реклама как источник информации о товарах и услугах. | 1 | Групповая, межгрупповая | 10.02 | ||
21. | Разработка проектов | 1 | Групповая, межгрупповая | 17.02 | ||
22. | Защита проектов | 1 | Индивидуальная | 03.03 | ||
23. | Доходы семьи – деньги, которые поступают в семью. | 1 | Групповая, межгрупповая | 10.03 | ||
24. | Расходы семьи – деньги, которые тратит семья на нужды | 1 | Групповая, межгрупповая | 17.03 | ||
25. | Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. | 1 | Групповая, межгрупповая | 24.03 | ||
26. | Банк как место сбережения и накопления денег. | 1 | Групповая, межгрупповая | 07.04 | ||
27. | Игра банк. | 1 | Групповая, межгрупповая | 14.04 | ||
28. | Семейное хозяйство. | 1 | Групповая, межгрупповая | 21.04 | ||
29. | Экономия и бережливость. | 1 | Групповая, межгрупповая | 28.04 | ||
30. | Города Герои и другие атрибуты Великой Победы на монетах банка России. | 1 | Групповая, межгрупповая | 05.05 | ||
31. | Промежуточная аттестация (тестирование). | 1 | Групповая, межгрупповая | 12.05 | ||
32. | Игра-путешествие в страну «Минуток». | 1 | Групповая, межгрупповая | 19.05 | ||
33. | Встреча с работником банка. | 1 | Групповая, межгрупповая | 26.05 | ||
34. | Итоговое занятие. | 1 | Групповая, межгрупповая |
Приложение
к рабочей программе
по курсу внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Формы учета рабочей программы воспитания
Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на уровне основного общего образования реализуется на деятельностной основе через:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение в рабочую программукурса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания во внеурочной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях по «Основам финансовой грамотности», явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
Реализация воспитательного потенциала курса «Основы финансовой грамотности»
черезвнеурочную систему обучения и воспитания
3 класс
5 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Форма реализации воспитательного потенциала темы | Модуль рабочей программы воспитания«Основные школьные дела» | Сроки |
1. | Жила-была денюжка | 2 | Применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления. Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Коллективные и индивидуальные проекты, направленные на формирование российской идентичности, любви к своей стране, изучение ее истории. | Всемирный день экономии. День распространения грамотности. | Октябрь |
2. | У всякого товара есть цена | 1 | 27 января – день снятия блокады с Ленинграда. | Январь | |
3. | Дом невелик, да лежать не велит | 1 | 9 мая – день Победы | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс
Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....
Внеурочная деятельность "Основы финансовой грамотности"
Программавнеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»Социальное направление...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс
Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,...
Программа внеурочной деятельности "Основы финансовой деятельности"
Основы финансовой грамотности – одно из основных направлений общеразвивающих программ внеурочной деятельности, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые по...