Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Цель рабочей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»: создание условий для формирования финансово грамотного поведения граждан.
Программа направлена на:
- развитие мотивации личности к познанию в сфере экономики семьи;
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofg_3_gotovo.doc | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Цель рабочей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»: создание условий для формирования финансово грамотного поведения граждан.
Программа направлена на:
- развитие мотивации личности к познанию в сфере экономики семьи;
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.
Программа разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность», рассчитана на один год обучения (34 часа в год - 1 час в неделю). Занятия будут проводиться в 3 классе.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы, а также проектную деятельность; теоретические и практические занятия, участие воспитанников в мероприятиях различного уровня, с использованием следующих методов:
Обучения:
- активные
- самоопределение в выборе деятельности в рамках занятия
- работа с технологической картой
- практика (проектная деятельность)
- пассивные
- рассказ (объяснение)
- демонстрация
- презентация.
Стимулирования активности детей:
- создание эмоционально окрашенных ситуаций
- поощрение и похвала
- чередование видов деятельности.
Воспитания и развития:
- самостоятельная работа
- коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.
Контроля:
- самооценка
- педагогический отзыв (устный или письменный)
- тест.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
Продукты реализации программы:
1.Выпуск тематической газеты (буклета).
2.Коллективный проект на предложенную тему.
3.Участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
Планируемые результаты освоения
программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Организация деятельности предполагает уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Результативность освоения программы отслеживается в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется с помощью диагностики (Приложение 1) и отбора творческих работ, проектов, участия в различных конкурсах.
Содержание программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных (игровых и реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
-понимание, что ребенок – это член семьи, общества и государства;
-развитие самостоятельности и осознание ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
-составлять простые планы;
-проявлять инициативу;
-оценивать правильность выполнения действий;
-правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
- решению проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
- составлять текст;
- вести диалог;
- излагать свое мнение;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
-понимать экономические термины;
-иметь представление о роли денег в семье и обществе;
-знать источники доходов и расходов семьи;
-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
-проводить элементарные финансовые расчеты.
Календарно–тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Тема, количество часов | Базовые понятия | Базовые знания | Личностные характеристики и установки | Умения | Компетенции | Формы учебной деятельности |
Обмен и деньги (16 часов) | ||||||||
1-4 | Что такое деньги и откуда они взялись | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. | Виды денег: наличные, безналичные. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Различать виды денег | Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. | Общее обсуждение. Игровая деятельность. | |
5-8 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. | Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. | Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. | Отличать деньги от фальшивых денег. | Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. | |
9-12 | Какие деньги были раньше в России. | «Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. | Понимание происхождения денег. | Называть старинные деньги. | Называть и описывать старинные деньги. | Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. | |
13-16 | Современные деньги России и других стран. | Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. | Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет. | Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. | |
Семейный бюджет (20 часов) | ||||||||
17-21 | Откуда в семье деньги | Доходы. Заработная плата. Пенсия. | Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия | Понимание того, от чего зависят доходы семьи. | Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. | Различать виды доходов семьи. | Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. | |
22-25 | На что тратятся деньги. | Расходы. Сбережения. Долги. | Расходы. Непредвиденные расходы. | Понимание происхождения расходов. | Считать общую сумму расходов. | Различать планируемые и непредвиденные расходы. | Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. | |
26-29 | Как умно управлять своими деньгами. | Расходы и доходы. Семейный бюджет. | Бюджет: доходы и расходы. | Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. | Умение составлять бюджет семьи. | Составлять семейный бюджет на условных примерах. | Общее обсуждение, Творческая работа. | |
30-32 | Как делать сбережения.
| Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. | Виды сбережений. | Понимание того, из чего складываются сбережения. | Сравнивать разные виды сбережений. | Различать виды сбережений. | Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность. | |
33-34 | Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» | Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность. | ||||||
35-36 | Повторение изученного по теме «Семейный бюджет». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс
Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс...
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Внеурочная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности" 1-4 класс....