Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
рабочая программа (3 класс)

Шунина Мария Олеговна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1576).

Цель рабочей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»: создание условий для формирования финансово грамотного поведения граждан.

Программа направлена на:

  • развитие мотивации личности к познанию в сфере экономики семьи;
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ofg_3_gotovo.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1576).

Цель рабочей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»: создание условий для формирования финансово грамотного поведения граждан.

Программа направлена на:

  • развитие мотивации личности к познанию в сфере экономики семьи;
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России.  Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.

Программа разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность», рассчитана на один год обучения (34 часа в год - 1 час в неделю). Занятия будут проводиться  в  3 классе.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы, а также проектную деятельность; теоретические и практические занятия, участие воспитанников в мероприятиях различного уровня, с использованием следующих  методов: 

Обучения:

  • активные
  1. самоопределение в выборе деятельности в рамках занятия
  2. работа с технологической картой
  3. практика (проектная деятельность)
  • пассивные
  1. рассказ (объяснение)
  2. демонстрация
  3. презентация.

Стимулирования активности детей:

  • создание эмоционально окрашенных ситуаций
  • поощрение и похвала
  • чередование видов деятельности.

Воспитания и развития:

  • самостоятельная работа
  • коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.

Контроля:

  • самооценка
  • педагогический отзыв (устный или письменный)
  • тест.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

Продукты  реализации программы:

1.Выпуск тематической газеты (буклета).

2.Коллективный проект на предложенную тему.

3.Участие в предметных олимпиадах и конкурсах.

Планируемые результаты освоения

программы  внеурочной  деятельности «Основы финансовой грамотности»

Организация деятельности  предполагает  уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Результативность освоения программы отслеживается в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется с помощью диагностики (Приложение 1) и отбора творческих работ, проектов, участия в различных конкурсах.

Содержание программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных (игровых и   реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

-понимание, что ребенок  – это  член семьи, общества и государства;

-развитие самостоятельности и осознание  ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

-составлять простые планы;

-проявлять инициативу;

-оценивать правильность выполнения действий;

-правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.

 Познавательные.

Обучающийся  научится:

- решению проблем творческого и поискового характера;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

- овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.

 Коммуникативные.

Обучающийся научится:

- составлять текст;

- вести диалог;

- излагать свое мнение;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Предметные.

Обучающийся научится:

-понимать экономические термины;

-иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-знать источники доходов и расходов семьи;

-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

Календарно–тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)

п/п

Дата

Тема, количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности

Обмен и деньги (16 часов)

1-4

Что такое деньги и откуда они взялись

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

Виды денег: наличные, безналичные.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Различать виды денег

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.

5-8

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

Отличать деньги от фальшивых денег.

Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

9-12

Какие деньги были раньше в России.

«Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

Понимание происхождения денег.

Называть старинные деньги.

Называть и описывать старинные деньги.

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

13-16

Современные деньги России и других стран.

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

Семейный бюджет (20 часов)

17-21

Откуда в семье деньги

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи.

Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

22-25

На что тратятся деньги.

Расходы. Сбережения. Долги.

Расходы. Непредвиденные расходы.

Понимание происхождения расходов.

Считать общую сумму расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.

26-29

Как умно управлять своими деньгами.

Расходы и доходы. Семейный бюджет.

Бюджет: доходы и расходы.

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Общее обсуждение, Творческая работа.

30-32

Как делать сбережения.

 

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

Виды сбережений.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

33-34

Повторение изученного по теме «Обмен и деньги»

Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность.

35-36

Повторение изученного по теме «Семейный бюджет».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное  направление) 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности" 1-4 класс....