РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 2-4 классы
рабочая программа (2 класс)

На изучение курса «Основы финансовой грамотности» во 2-4 классах начальной школы отводится 102 часа: 2класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4класс-34 часа(1час в неделю в каждой параллели).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»2-4 классы

Составители: Лемтюгова Л.А.,

учителя начальных классов

Содержание

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности… 3

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности ……………………………………….5

III. Тематическое планирование…………………………………………….12

     I. Планируемые результаты освоения курса    внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности отражают:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и  доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности отражают:

1) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

5) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

На изучение курса «Основы финансовой грамотности» во 2-4 классах начальной школы отводится 102 часа: 2класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4класс-34 часа(1час в неделю в каждой параллели).

  1. класс

Тема I. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег-товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена.
  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства товарных денег.
  • Приводить примеры товарных денег.
  • Приводить примеры первых монет

Форма организации: ситуационная игра ,образно-ролевые игры,

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Тема II. Защита от подделок.

Устройствомонеты.Изобретениебумажныхденег.Защитамонетотподделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшиво монетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.

–Объяснять,        почему        изготовление        фальшивых        денег        является преступлением.

Форма организации: ситуационная игра,

Вид деятельности:  игровая

Тема III. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,

«копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.

Форма организации:  урок-практикум

Вид деятельности:  познавательная

3 класс

Тема I. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.

Форма организации: ситуационная игра

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Тема II. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство  помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов  семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Форма организации: урок-игра

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Тема III. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредныепривычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

 Форма организации:  заочные путешествия, презентации.

Вид деятельности: игровая,  познавательная

IV. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет-план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.

Форма организации: урок-практикум

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Тема V.  Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
  • Сравнивать разные виды сбережений.

Форма организации: исследовательская деятельность,

Вид деятельности: игровая,  познавательная

4 класс

Тема I. Что такое деньги и какими они бывают

Появление обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег–товаров с  высокой ликвидностью. Свойства  драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и монеты разных государств.

Изобретение бумажных денег, способы защиты от подделок бумажных денег. Древнерусские товарные деньги, о происхождении слов «деньги», «рубль»,

«копейка», о первых русских монетах. Современные деньги России, мировые деньги. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Основные понятия

Деньги. Ликвидность. Бартер. Безналичные деньги. Мировые деньги.

Компетенции

  • Описывать свойства драгоценных металлов.
  • Объяснять способы защиты от подделок.
  • Сравнивать валюту разных стран.

Форма организации: урок-практикум,

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Тема II. Откуда в семье деньги

Получение  денег  в наследство, выигрыш в лотерею, клад. Основные источники дохода  - заработная плата. Зависимость  размера  заработной платы от профессии.  Доходы собственников - арендная плата и проценты. Поддержка государства пожилых людей, инвалидов, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Заработная плата, премия, гонорар, арендная плата, проценты, безработные

Компетенции

  • Описывать источники доходов в семьях.
  • Объяснять доходы от собственности.
  • Сравнивать заработную плату различных профессий.

Форма организации: дискуссия, обсуждение.

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Тема III. На что тратятся деньги

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,

автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.  Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки. Основные понятия

Необходимые расходы, обязательные расходы, престижные расходы, сезонные расходы. Сбережения. Хобби.

Компетенции

–Описывать виды расходов.

–Объяснять, где брать деньги при их нехватке.

  • Сравнивать расходы между собой.

Форма организации: исследовательская деятельность, урок-практикум,

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Тема IV. Как умно управлять своими деньгами

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банки ли ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Бюджет, дефицит, избыток. Ценные бумаги, акции.

Компетенции

  • Описывать из чего состоит бюджет семьи.
  • Объяснять вложение сбережений.
  • Сравнивать доходы и расходы.

Форма организации: исследовательская деятельность, урок-практикум,

Вид деятельности: игровая,  познавательная

Основные содержательные линии программы:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы, окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини–исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а так  же поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Реализация программы позволит сформировать начальную обучающую базу по финансово-грамотному поведению людей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта авторов С.Н. Федина для 2-3 классов; Г. Гловели для 4класса «Финансовая грамотность».

III. Тематическое планирование

                                                     2 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

1

Введение в курс внеурочной

деятельности

1

I

Что такое деньги и откуда

Они взялись

11

II

Защита  денег от  подделок

9

III

Какие деньги были раньше в  России

13

Итого:

34

                                                          3 класс

п/п

Наименование  раздела

Кол-во

часов

I

Современные деньги России

И других стран

6

II

Откуда в семье деньги

8

III

На что тратятся деньги

6

IV

Как  управлять  своими  деньгами

10

V

Как  делать сбережения

4

Итого:

34

4класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

I

Что такое деньги и какими они бывают

10

II

Из чего складываются доходы в семье

7

III

Почему семьям часто не хватает на жизнь и как этого  избежать

6

IV

Как правильно управлять кошельком,  чтобы он не пустовал

11

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование 2класс

№ урока

Тема                        

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение в курс внеурочной деятельности

1

I

Что такое деньги и откуда они взялись

11

2-3

Появление обмена товаров

2

4-5

Первые деньги

2

6-8

Монеты

3

9-10

Бумажные деньги

2

11-12

Карманные деньги

2

II

Защита денег от подделок

9

13-15

Гурт. Подделка монет

3

16-18

«Орел» и «решка». Аверс и реверс. Номинал

3

19-21

Номинал банкнот. Защита от подделок.

3

III

Какие деньги были раньше в России

13

22-23

Древнерусские товарные деньги.

2

24-25

Клады. «Меховые деньги»

2

26-27

Первые русские монеты. Деньга и копейка.

2

28-29

Рубль, гривенник и полтинник

2

30-31

Что мы узнали о деньгах

2

32-33

Зачем люди придумали банки?

2

34

Как банки сделали деньги невидимыми.

1

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ урока

Тема                        

Тема занятия

Кол-во часов

дата

I

Современные деньги России и других стран

6

1-2

Современные деньги России

2

3-4

Доллары и евро –самые

Известные иностранные деньги

2

5-6

Банки. Электронные деньги

2

II

Откуда в семье деньги

8

7-8

Клады, лотереи, наследство

2

9-10

Заработная плата

2

11-12

Пенсии, пособия, стипендии

2

13-14

Аренда и % в банке, кредиты

2

III

На что тратятся деньги

6

15-16

Расходы на самое необходимое

2

17-18

Откладывание денег на непредвиденные расходы

2

19-20

Хобби. Вредные привычки

2

IV

Как управлять своими деньгами

10

21-22

Расходы и доходы. Считаем деньги

2

23-24

Семейный бюджет

2

25-26

Как откладывать деньги

2

27-28

Личный финансовый план

2

29-30

Банки. История их  возникновения

2

V

Как делать сбережения

4

31

Копилки. Коллекционирование

1

  32

Недвижимость. Ценные бумаги

1

33-34

Фондовый рынок

2

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема раздела и урока

Кол-во

часов

  Дата

I

Что такое деньги и какими они бывают

10

1-2

Как появились деньги

2

3-4

Истории монет

2

5-6

Бумажные деньги

2

7-8

Безналичные деньги. Банковские карты

2

9-10

Валюты

2

II

Из чего складываются доходы в семье

7

11-12

Заработная плата. Доход

2

13-14

Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар

2

15-17

Прожиточный минимум. МРОТ

3

III

Почему семьям часто не хватает на жизнь и как этого избежать

6

18-19

Необходимые расходы

2

20-21

Обязательные расходы

2

22-23

Желательные и престижные расходы

2

IV

Как правильно управлять

кошельком, чтобы он не пустовал

11

24-26

Как правильно планировать семейный бюджет

3

27-29

БюджетРФ

3

30-32

Соотношение доходов и расходов. Долги.

3

33-34

Кассовые чеки. Распродажа.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс

Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой,  Е. Гоппе  «Финансовая грамотность»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс

Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 2-4 класс.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...