Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
методическая разработка (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_finansovoy_gramotnosti_pervye_shagi.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
интеллектуальной направленности
Финансовая грамотность: первые шаги
для учащихся 2- 4 классов
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Разработчики рабочей программы:
Кучина И.В., Миронова Е.Ю., Афанасьева Н.В.
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Планируемые результаты освоения курса | 5 |
3 | Основное содержание курса | 12 |
4. | Тематическое планирование | 14 |
5 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | 17 |
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности : первые шаги» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Направление программы – общеинтеллектуальное, способствующее развитию творческого потенциала младших школьников через организацию их познавательной, творческой деятельности по открытию нового знания и (или) его использованию в разных, в том числе, нестандартных ситуациях при решении практических задач.
Программа данного курса внеурочной деятельности разработана на основе учебных пособий серии «Внеурочная деятельность» издательства «Просвещение» «Основы финансовой грамоты» Н.Г. Калашниковой, Е.М. Белоруковой, Е.Н. Жарковой .
Цель пособий- познакомить детей с историей денег, сформировать элементарные финансовые умения, дать начальные представления о рекламе товаров и услуг. Дети узнают, для чего нужны деньги, что такое бесполезные и полезные покупки, как выбрать товар или услугу, как совершать умные покупки. Пособие состоит из серии небольших рассказов, каждый из которых содержит финансовый аспект. Вопросы для обсуждения и система заданий помогут младшим школьникам усвоить материал. В пособии использованы сквозные персонажи, которые попадают в различные ситуации, встречающиеся в жизни детей. Содержание пособия включает материал в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм и заданий для развития проектных и исследовательских умений.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Цели программы:
- создание основ для формирования финансовой культуры школьников;
- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.
Задачи:
- развивать экономический образ мышления;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- воспитать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье;
- сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- получить представление о роли денег в семье и обществе;
- познакомить с основными источниками доходов и направлений расходов семьи.
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности: первые шаги» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года (2–4 классы), 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут.
В результате успешного освоения программы «Секреты финансовой грамотности: первые шаги» учащиеся получат:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Предлагаются вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце года проводится итоговое занятие «День открытых дверей»
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У младшего школьника будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
элементарных финансовых задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Младший школьник получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности семейного бюджета и основные принципы его составления;
• понимания обязательных и желательных расходов;
• основ грамотного поведения покупателя;
• понимания мошенничества и основных способах защиты от него.
Регулятивные:
Младший школьник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Младший школьник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Познавательные:
Младший школьник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации в области финансов;
• использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
• осознавать нормы здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Младший школьник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
Младший школьник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Младший школьник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сорудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнерам.
2.1. Планируемые результаты 2 класс
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
- установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Предметные результаты
- знать некоторые сведения из истории денег;
- формулировать базовые финансовые понятия с помощью примеров из жизни сказочных героев и из реальных ситуаций;
- грамотно распоряжаться деньгами, объяснит взаимосвязь труда и его стоимости, ответит на вопрос: «Откуда берутся деньги?»
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы для совершения обдуманных покупок.
2.2. Планируемые результаты 2 год обучения (3 класс)
Личностные результаты
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Регулятивные УУД
- определять личные цели развития финансовой грамотности; ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД
- строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
- пользоваться различными источниками информации в области финансов;
- обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
- создавать и преобразовывать модели и схемы;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
- сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач
Коммуникативные УУД
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать собеседника, вести диалог по теме, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
Предметные УУД
- правильно использовать термины (товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
- понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
- различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- формулировать базовые финансовые понятия с помощью примеров из жизни сказочных героев и из реальных ситуаций;
2.3. Планируемые результаты 3 года обучения (4 класс)
Личностные результаты
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Регулятивные УУД
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Познавательные УУД
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Коммуникативные УУД
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты.
3. Основное содержание курса
3.1. Основное содержание 1 года обучения
Учащиеся познакомятся с понятием «Деньги», узнают об истории появления современных денег, научатся грамотно распоряжаться финансами, делать обдуманные покупки.
Раздел 1 «Честный обмен тот, который…»
Вводное занятие. О чем секреты финансовой грамоты? Как копье превратить в козу? Обмен не обман?
Раздел2 « Деньги изобрели для того, чтобы…»
Какими деньги были в прошлом? Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Предки денег. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Первые монеты разных государств. Открываем тайны монет! Какими деньги стали? Для чего нужна валюта Какими деньги станут в будущем?
Раздел3 « Все ли можно купить за деньги?»
Сколько стоит радуга? Проект «Что дороже денег?» Почему для покупок нужны деньги? Бывают ли бесполезные покупки? Самые полезные покупки. Проект «Правила «умных» покупок» Как выбрать товар или услугу? Покупаем то, что полезно для здоровья. Идем на ярмарку Проект «Правила «умных» покупок» «Умные» покупки
Раздел 4 « Чтобы хорошо жить, надо …»
Как мы покупаем? Купить нельзя не купить! Сколько денег надо на покупку?
Идем на распродажу Рекламируем товары и услуги. Продаем! Покупаем!
Когда покупки радуют?
Раздел5 « Ловушки денежных долгов»
А если денег не хватает? В долг брать нельзя брать! День открытых дверей в мир финансовой грамоты
3.2. Основное содержание 2 года обучения
Учащиеся начнут изучение понятия «Труд» и его стоимость: как зарабатываются деньги, почему у людей разная заработная плата и т. п. Обучающиеся знакомятся с основами распределения бюджета, узнают, чем отличаются жадность и бережливость.
Раздел 1 « Как деньги попадают в кошелек?»
Вводное занятие. Как подружиться с деньгами? Встаньте, деньги, встаньте в круг! Сколько стоит труд? Бывает ли богатство без труда? Приглашаем деньги в гости! Хочу купить! Могу купить? Проект «Готовим сборник советов для детей «Как купить то, что хочется»» Чем богат человек?
Раздел2 « Куда деньги исчезают из кошелька?»
Эти неуловимые деньги…Как мы тратим деньги? Что сильнее рекламы?
Как купить то, что нужно? Что купить Золушке для школы? Сколько стоит праздник? Проект «Готовим смету проведения дня рождения». Когда расходы делают нас богаче? Секреты разумных расходов
Раздел 3 « От чего надо спасать деньги?»
Чего боятся деньги? Чему деньги рады? Что значит быть экономным?
Что? Где? Сколько стоит?
Раздел4 « Как приручить деньги?»
Купить нельзя не купить! Когда деньги растут? Жадность или бережливость?
Берегитесь, деньги! Берегите деньги! День открытых дверей в мир финансовой грамоты
3.3. Основное содержание 3 года обучения
Учащимися будет более детально изучаться тема «бюджет»: понятия «доход» и «расход», их виды, правильное планирование своего личного бюджета. Заключительный раздел посвящён работе Банка: знакомство с основами банковских операций, работой банкомата и платёжного терминала, электронными деньгами
Раздел 1 «Чтобы составить бюджет, надо…»
Вводное занятие. Зачем управлять деньгами? Бюджет – это …Такие разные расходы. Доходы или расходы: что больше? Как составить личный бюджет? Как планировать расходы? Из чего состоит семейный бюджет.
Зачем копить деньги? Можно ли экономить деньги, расходуя их? Когда надо отказаться от необязательных расходов? Как управлять своими желаниями? Формула успеха. Для чего нужны банки? Проект «Готовим сборник привычек экономии на каждый день»
Раздел 2 «Как работают деньги?»
Как растут деньги в банке? Виды и формы сбережений. Виды кредитов. Сколько стоят деньги? Люди и деньги – кто кому служит? Идем в банк. Когда деньги творят благо? Проект «Готовим «умную» рекламу финансовой грамоты»
Раздел 3 «Можно ли покупать без денег в кармане?»
Идем по следу денег-невидимок. Где прячутся деньги-невидимки? Какие деньги живут в Интернете? День открытых дверей в мир финансовой грамоты
4.Тематическое планирование
4.1Тематическое планирование 1 года обучения (2 класс)
№ занятия | Тема | Форма проведения |
1 | Честный обмен тот, который… Вводное занятие | Беседа |
2 | О чем секреты финансовой грамоты? | Беседа презентация |
3 | Как копье превратить в козу? | Обсуждение Презентация |
4 | Обмен не обман? | Беседа |
5 | Деньги изобрели, чтобы… Какими деньги были в прошлом? | Беседа Презентация |
6 | Предки денег | Презентация |
7 | Открываем тайны монет! | Игра Беседа |
8 | Какими деньги стали? | Обсуждение |
9 | Для чего нужна валюта | Обсуждение, игра |
10 | Какими деньги станут в будущем? | Обсуждение |
11 | Проект «Деньги будущего» | Проект |
12 | Все ли можно купить за деньги? Сколько стоит радуга? | Обсуждение Презентация |
13 | Проект «Что дороже денег?» | Проект |
14 | Почему для покупок нужны деньги? | Обсуждение |
15 | Бывают ли бесполезные покупки? | Презентация |
16 | Самые полезные покупки | Игра |
17 | Проект «Правила «умных» покупок» | Проект |
18 | Как выбрать товар или услугу? | Обсуждение |
19 | Покупаем то, что полезно для здоровья | Игра, Беседа |
20 | Идем на ярмарку | Беседа, игра |
21 | Проект «Правила «умных» покупок» | Проект |
22 | Защита проекта «Правила «умных покупок» | Защита проекта |
23 | «Умные» покупки | Игра, Беседа |
24 | Покупки к празднику* | Презентация |
25 | Чтобы хорошо жить, надо Как мы покупаем? | Обсуждение |
26 | Купить нельзя не купить! | Беседа |
27 | Сколько денег надо на покупку? | Обсуждение |
28 | Рекламируем товары и услуги | Игра |
29 | Продаем! Покупаем! | Презентация |
30 | Когда покупки радуют? | Обсуждение |
31 | ловушки денежных долгов А если денег не хватает? | Беседа Презентация |
32 | В долг брать нельзя брать! | Обсуждение |
33 | День открытых дверей в мир финансовой грамоты | Праздник |
34 | Поиграем | Игра |
4.2. Тематическое планирование 2 года обучения (3 класс)
Тема | Форма проведения | |
Как подружиться с деньгами? | Работа в группе | |
Встаньте, деньги, встаньте в круг! | Беседа.Игра | |
Встаньте, деньги, встаньте в круг! | Практическое занятие | |
Сколько стоит труд? | Беседа | |
Бывает ли богатство без труда? | Практическое занятие | |
Приглашаем деньги в гости! | Работа в группе | |
От чего зависит доход семьи | Беседа | |
Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» | Беседа. Игра | |
Хочу купить! Могу купить? | Беседа. Презентация | |
Как правильно расходовать деньги | Практическое занятие | |
Чем богат человек? | Обсуждение | |
Эти неуловимые деньги. | Презентация | |
Как мы тратим деньги? | Работа в паре | |
Деньги надо тратить грамотно | Практическое занятие. | |
Что сильнее рекламы? | Практическое занятие | |
Как купить то, что нужно? | Практическое занятие | |
Практическое занятие «Грамотный покупатель» | Практическое занятие | |
Что купить Золушке ля школы? | Игра | |
Сколько стоит праздник? | Беседа | |
Сколько стоит праздник? | Игра | |
Когда расходы нас делают богаче? | Беседа | |
Секреты разумных расходов. | Беседа. Викторина | |
Чего боятся деньги? | Обсуждение | |
Чему рады деньги? | Обсуждение | |
Что значит быть экономным? | Презентация | |
Что? Где? Сколько стоит? | Работа в группе | |
Копить деньги-значит.. | Обсуждение | |
Когда деньги растут? | Практическое занятие | |
Жадность или бережливость? | Беседа, Тест | |
Берегитесь, деньги! Берегите деньги! | Работа в группе | |
Проект «Как купить то, что хочется» | Проект | |
Защита проектов «Как купить то, что хочется» | Проект | |
Игра «Готовим смету проведения дня рождения» | Игра | |
День открытых дверей в мир финансовой грамоты. | Викторина |
4.3. Тематическое планирование 3 года обучения (4 класс)
№ занятия | Тема | Форма проведения |
Зачем управлять деньгами | Игра | |
Как управлять деньгами | Викторина | |
Что важнее –доходы или расходы | Работа в группе | |
Такие разные расходы | Беседа | |
Доходы или расходы: что больше? | Беседа | |
Как планировать расходы | Игра | |
Семейный бюджет | Работа в паре | |
Как составить личный бюджет | Беседа | |
Учимся составлять личный бюджет | Работа в паре | |
Зачем копить деньги? | Беседа | |
Как копить деньги? | Беседа | |
Можно ли экономить деньги, расходуя их? | Обсуждение | |
Когда не надо экономить? | Игра | |
Когда надо отказаться от необязательных расходов? | Обсуждение | |
Ищем необязательные расходы | Игра | |
Как управлять своими желаниями? | Обсуждение | |
Обязательные и необязательные расходы | Викторина | |
Формула успеха | Игра | |
Для чего нужны банки? | Беседа | |
Как растут деньги в банках? | Обсуждение | |
Банковские услуги | Беседа | |
Банковские вклады | Викторина | |
Делаем вклад с умом | Обсуждение | |
Финансовые решения сказочных героев | Игра | |
Сколько стоят деньги? | Беседа | |
Виды кредитов | Обсуждение | |
Финансовые решения сказочных героев | Игра | |
Люди и деньги –кто кому служит? | Обсуждение | |
Идем в банк | Работа в паре | |
Как пользоваться банкоматом? | Игра | |
Когда деньги творят добро? | Обсуждение | |
Какие деньги живут в Интернете? | Беседа | |
Проект: «Готовим сборник привычек экономии на каждый день» | Проект | |
День открытых дверей в мир финансовой грамоты | Викторина |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Калашникова Н.Г., Белорукова Е.М., Жаркова Е. Серия: Внеурочная деятельность. Цель пособия - познакомить детей с историей денег, сформировать элементарные финансовые умения, дать начальные представления о рекламе товаров и услуг. ... 2 кл.: Учебное пособие ФП(2020 г.)
2. Калашникова Н.Г., Белорукова Е.М., Жаркова Е. Серия: Внеурочная деятельность. Цель пособия - познакомить детей с историей денег, сформировать элементарные финансовые умения, дать начальные представления о рекламе товаров и услуг. ... 3 кл.: Учебное пособие ФП(2020 г.)
3. Калашникова Н.Г., Белорукова Е.М., Жаркова Е. Серия: Внеурочная деятельность. Цель пособия - познакомить детей с историей денег, сформировать элементарные финансовые умения, дать начальные представления о рекламе товаров и услуг. ... 4 кл.: Учебное пособие ФП(2020 г.)
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 58 с.
5. Моя первая сказка про финансы: сб. авт. сказок / сост. и науч. ред.
Е. П. Штогрина. — Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс
Программа по финансовой грамотности повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"4класс.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Корлюговой "Финансовая грамотность": учебная программа 2014 г., М. "ВИТА ПРЕСС"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Пояснительная записка«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 34 ч.Целью изучения курса ...