Организация наставничества «ученик-ученик»
статья

Существует несколько вариаций форм наставничества, в этой статье рассматриваем модель «ученик-ученик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nastvnichestvo_uchenik-uchenik.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Беловодская Оксана Валерьевна

учитель начальных классов

 Организация наставничества «ученик-ученик»

«Лучший способ сохранить знание – это поделиться им с другими»
Карл Густов Юнг

 В настоящее время наставничество признано самым успешным инструментом, способствующим развитию профессионала.

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Существует несколько вариаций форм наставничества, мы рассмотрим модель «ученик-ученик».

Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

Целью такой формы наставничества является -  раскрытие потенциала личности каждого участника пары (наставника и наставляемого), формирование эффективной системы поддержки, временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Область применения наставничества: внеурочная деятельность, проектная деятельность, клубы, волонтерство.

Кто такой наставник в модели «ученик-ученик»?

Наставник – это учащийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни. Он участвует в данном движении с целью добиться большего в своей жизни, помогая другим. В ходе совместной деятельности он обретает уверенность в своих способностях, оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.

Наставляемый - пассивный ученик, имеющий текущие затруднения в учебе или  в личной сфере, и не знает, как с ними справиться. Он  осознает, чем хотел бы заниматься, но не знает с чего начать. Он желает найти ответы на свои вопросы; хочет правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное, нуждается в совете.

 Наставляемый может иметь хорошие достижения и хотеть узнавать новые для себя области. Он ищет способ практически реализовать свои знания, пытается сам понять, чего хочет и что может.

Куратор - педагог школы (классный руководитель), организует взаимодействие  между наставником и наставляемым,  проводит обучение наставников.

Вариации ролевых моделей «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:

• взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

• взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

• взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

• взаимодействие «адаптированный – неадаптированный» - в период адаптации  ребенка к новым условиям обучения.  

Наставничество по модели «ученик-ученик» можно и нужно применять на
практике. При правильной организации это позволяет всем участникам добиться поставленных целей и приводит к планируемым  результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творчес...

Модель "Наставничество "ученик - ученик"

Материал о модели наставничества "ученик -ученик"....

Освоение техники папье-маше для изготовления сувенирной продукции в рамках программы наставничества «Ученик - ученикам»

Методическое описание "Освоение техники папье-маше"для изготовления сувенирной продукции учащимися начальной школы в рамках программы наставничества  "Ученик - ученикам"....

Презентация "Освоение техники папье-маше для изготовления сувенирной продукции в рамках программы наставничества ""Ученик - ученикам"

Автор показывает процесс изготовления сувениров на занятиях прикладным творчеством в рамках проограммы наставничества "Ученик- ученикам."...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...

Групповая форма работы в ходе реализации программы наставничества "ученик-ученик"

Методическое описание раскрывает особенности и преимущества такой формы реализации наставничества как "группа наставников - группа наставляемых"....