Наставничество "Ученик-ученик"
учебно-методический материал

Гущина Татьяна Николаевна

Влияние модели наставничества "Ученик-ученик" на процесс обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_uchenik-uchenik_.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество «ученик-ученик»

Ито такое «ИБД»?

Эта аббревиатура, можно встретить во многих государственных и коммерческих структурах. Случается, что вирус ИБД заражает и школу. Со стороны, кажется, что жизнь кипит, а результата нет; - если скучающий на уроке ученик при приближении учителя начинает усердно что-то писать в тетрадь – это одно из классических проявлений ИБД.

ИБД – имитация бурной деятельности.

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому. Из этого высказывания Мишеля Менталя следует, что быть наставником не так-то просто, особенно ученикам.

Попробуем разобраться, при каких условиях - форма наставничества «ученик-ученик» может быть эффективной, а не просто имитацией деятельности? Давайте определимся, как вы понимаете само понятие «наставничество».

  1. Наставник обязательно имеет педагогическое образование.
  2. Наставник обязательно проходит специальную подготовку.
  3. Наставник обязательно старше наставляемого.

Верный вариант – 2.

(слайд2)При реализации модели наставничества формы «Ученик – ученик» детей-наставников нужно учить быть наставниками, развивать их наставнические навыки. Чтобы наставничество было эффективным, общение наставника и наставляемого должно быть целеполагающим, рефлексивным и творческим. Мы развиваем творческие способности, умение ставить цель и анализировать полученный результат на уроках и во внеурочной деятельности с начальной школы. Важную роль в реализации наставничества формы «ученик – ученик» имеют использование технологии сотрудничества и развитие коммуникативных навыков, организация самоуправление.

Анализируя свой опыт наставничества модели «ученик –ученик» считаю важными следующие моменты:

  • Ребенок-наставник – это не исполняющий обязанности педагога, а лидер в учебе и труде. Он может быть личным примером.
  • Отношения наставника и наставляемого строятся по модели «творческий тандем» и «демократическое сотрудничество». Главное, чтобы роль наставников не уходила в дедовщину.
  • В реализации детского наставничества используется технология педагогики сотрудничества.
  • Наставник и наставляемый меняются ролями.

Сущность данной формы предполагает взаимодействие учащихся, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишённое, тем не менее, строгой субординации. Т.е. ребёнок, у которого какой-либо навык получается лучше, помогает справится с трудностями другому ученику под руководством педагога

Кроме ученика-наставника и ученика-наставляемого, здесь присутствует третий человек – куратор. Куратор формирует ученические пары и организует мероприятия для обучения наставников. Задача куратора – дать наставнику инструмент для работы с наставником.

(слайд 3) Они могут помогать друг другу и вместе решать следующие задачи:

  1. Образовательные.
    Наставник помогает преодолеть проблемы с учебой или, наоборот, одаренному ребенку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде.
  1. Социальные.
    Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребенка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.
  1. Индивидуальные.
    Наставник помогает решить жизненные проблемы ребенка, реализовывать его амбиции, желания, цели.

В начальной школе модель «ученик- ученик» имеет свои особенности и сложности внедрения в практику, т.к. у обучающегося начальных классов не достаточно сформирована самоорганизация, познавательная самостоятельность, обучающиеся в полной мере не владеют эффективной самостоятельностью: без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя не могут самостоятельно работать на уроке, дома, не сформировано умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом.

( слайд 4) С некоторыми особенностями организации, внедрения модели наставничества «ученик- ученик» в начальной школе я хочу вас познакомить.

Вариации ролевых моделей внутри формы:
-«ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника;
взаимодействие «сильный –слабый)», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

(слайд 5) Этапы взаимодействия наставника с наставляемым:

Я расскажу, а ты послушай;

Я расскажу, а ты попробуй;

Сделаем вместе;

Сделай сам и расскажи.

у, а ты послушай

(слайд 6) Учебная деятельность. Как это работает?

Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность циклов может быть разной. Составляет один учебный год или больше (т.к. это все-таки дети и с ними рядом куратор)

  • Отбор наставников и наставляемых,
  • обучение наставников,
  • работа наставников с наставляемыми
  • рефлексия и подведение итогов.

Работа в паре

Работу в парах я начала вводить в 1 классе. Задания можно давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «ученик - ученик». В классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Мы знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем , как нужно работать.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. Нужно научить детей – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

(слайд 7) Так постепенно учащиеся привыкают к сотрудничеству друг с другом, вырабатывается умение и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно и является подготовкой к работе в группах.

Литературное чтение

В начале урока проводим пятиминутку чтения. Ученики читают в паре «Сильный-слабый».

  1. Наставник читает 3 предложения, наставляемый – следит (задействована внутренняя речь), затем читает одно предложение. Таким образом читают в течение 5 минут.
  2. Хоровое чтение «Буксир». При этом наставник внезапно останавливается и просит показать в тексте прочитанное последнее слово.
  3. На уроках литературного чтения, при чтении стихотворений или рассказов в форме диалога, детям дается задание, ознакомиться с текстом, подготовить его выразительное чтение, после прочтения каждая пара договаривается и распределяет между собой роли
  4. Наставник заранее в незнакомом тексте подчеркивает сложные слова, Наставляемый читает каждое слово сначала по слогам, затем целыми словами.
  5. Наставник предлагает небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь.
  6. При работе в группах наставник замеряет количество слов, прочитанных за 1 мин. По итогам проверки техники чтения в конце учебного года, можно видеть хороший прирост на 10-15 слов.

(слайд 8 ) Окружающий мир

  1. Ученику трудно было заучить название месяцев, тогда наставник применил прием «Буквенный код» – образование смысловых фраз из начальных букв или использование аббревиатур. Например, осенние месяцы – это СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь), месяцы, в которых 30 дней - САНИ (сентябрь, апрель, ноябрь, июнь)

(слайд 9 )

  1. - Я расскажу, а ты послушай (Наставник рассказывает повторно по частям, наставляемый подбирает картинку или ключевое слово к части рассказа, выкладывает на парту)
  2. -Сделаем вместе (Совместный рассказ по картинному или словесному плану)
  3. -Я расскажу, а ты послушай (Наставник рассказывает повторно по частям , наставляемый слушает )

(Слайд 10) Математика

  1. Приём “ Математическое лото”, работа в парах при изучении таблицы умножения. Дети вдвоём закрывают карточку с примерами на умножение карточкой с ответом, когда все ответы перевернут другой стороной, то получится картинка (зайчик или белка).
  2. Наставник помогает выучить сложные случаи табличного умножения с помощью приема «Ассоциации». Например, 7x8=56 (56-регион Оренбургской области)
  3. Заучивание табличных случаев в виде скороговорки: 8x8=64 (8864- числа расположены в порядке убывания на 2)

На уроках идёт сотрудничество между учащимися, никто не чувствует себя ущербным, не стесняется своих ошибок. Формируется главный мотив – познавательный

Русский язык

  1. Использование карточек – проверялочек: каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя». Сначала вопрос читает наставляемый и внимательно слушает, как отвечает наставник. Потом они меняются ролями.
  2. Интересно проходит работа по разгадыванию кроссвордов, состоящих из словарных слов. Один ученик (Наставник) отгадывает, а другой проверяет написание этих слов по орфографическому словарю (Наставляемый), затем они меняются ролями.
  3. Наставники используют приём ассоциаций при изучении словарных Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.

Игра «В слове спряталось другое слово». Например, горизонт – гори, зонт, облако – на облаке лак, пловец – пловец плывет в плове.

Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь, обсуждение разных вариантов решений; ученики заинтересованы в правильном выполнении заданий.

Вывод: Деятельность каждого участника модели наставничества «ученик - ученик» имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает, каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей. В такой форме организации учебной деятельности наблюдается полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам

Выступая в роли наставника, школьники проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее и эмпатичнее. Дети, получающие поддержку от сверстников или школьников немного старше себя, чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем. Когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим, и дети становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым ценным человеком. Так закладываются основы эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе, поддерживается интерес к учебной деятельности.

Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, некоторые методические рекомендации при организации модели наставничества «Ученик-ученик».
1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
4. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
5. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
6. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

(слайд 11)
Проанализировав эффективность формы наставничества «Ученик-ученик», я поняла, что:

  • уменьшаются дисциплинарные трудности;
  • обучающиеся получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  • растет самокритичность;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
  • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • возрастает сплоченность класса;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • при умелой организации данной модели, у учителя появляется резерв свободного времени, что является большим плюсом при сегодняшней загруженности педагогов;
  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Внедрение модели наставничества «Ученик-ученик» в учебно- воспитательный процесс способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.