Организация работы по наставничеству, модель "ученик-ученик"
материал

Зубарева Анна Вячеславовна

В работе представлен опыт по организации наставничества в начальной школе по модели "ученик-ученик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_raboty.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы Зубаревой Анны Вячеславовны, учителя начальных классов по модели наставничества «Ученик–ученик» в начальной школе

 (из опыта работы)

Как будет видно из представленного ниже описания системы работы, до 31 мая 2024 года я работала учителем начальных классов в Иркутской области, в Казачинско-Ленском районе, в поселке Магистральный, в средней общеобразовательной школе № 22. С июня 2024 года я, с семьей, переехала на постоянное место жительства в Республику Коми и устроилась работать по специальности в МОУ СОШ 3 им. В.И. Лыткина города Сыктывкара, где я продолжаю активную работу по внедрению модели наставничества «ученик-ученик».

Тема наставничества в образовании является одной из актуальных. Она отражена в национальном проекте «Образование».

Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.

В целевой модели наставничества выделяют несколько форм. Я бы хотела остановиться на одной из них - «Ученик – ученик».

Сущность данной формы предполагает взаимодействие учащихся, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишённое, тем не менее, строгой субординации. Т.е. ребёнок, у которого какой-либо навык получается лучше, помогает справится с трудностями другому ученику под руководством педагога

Они могут помогать друг другу и вместе решать следующие задачи:

Образовательные.

Наставник помогает преодолеть проблемы с учебой или, наоборот, одаренному ребенку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде.

Социальные.

Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребенка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.

Индивидуальные.

Наставник помогает решить жизненные проблемы ребенка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами.

Кроме ученика-наставника и ученика-наставляемого, здесь присутствует третий человек – куратор. Куратор формирует ученические пары и организует мероприятия для обучения наставников. Задача куратора – дать наставнику инструмент для работы с наставником.

В начальной школе модель «ученик- ученик» имеет свои особенности и сложности внедрения в практику, т.к. у обучающегося начальных классов не достаточно сформирована самоорганизация, познавательная самостоятельность, обучающиеся в полной мере не владеют эффективной самостоятельностью: без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя не могут самостоятельно работать на уроке, дома, не сформировано умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом.

Процесс отбора наставников и наставляемых ведется по следующим вариантам:

Формы взаимодействия

Цель

«Успевающий — неуспевающий»

Достижение лучших образовательных результатов.

«Лидер — пассивный»

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, организационных творческих, лидерских навыков.

«Равный— равному»

Обмен навыками для достижения целей.

«Адаптированный -неадаптированный»

Адаптация к новым условиям образования.

Показатели и критерии оценки результативности внедрения модели

наставничества «ученик-ученик»

Показатель

На дату начала работы по модели

На дату подведения итогов реализации внедрения модели

(промежуточных, итоговых)

1. Наличие мотивированных запросов от представителей образовательной организации на работу

1.1 Количество обучающихся, подавших «запрос на помощь наставника»

2. Результативность взаимодействия наставнических пар

по модели «Ученик-ученик»

2.1 Количество обучающихся, у которых повысился уровень образовательных результатов в ходе взаимодействия в наставляемой па ре

2.2 Количество обучающихся, подготовленных к участию в конкурсах в наставляемой паре

2.3 Количество обучающихся, сменивших статус с наставляемого на наставника

Далее хочу познакомить вас с некоторыми особенностями организации, внедрения модели наставничества «ученик- ученик» в начальной школе.

Учебная деятельность.

Литературное чтение

В начале каждого урока мы проводим пятиминутку чтения. Ученики читают в паре «Сильный-слабый».

Наставник читает 3 предложения, наставляемый – следит (задействована внутренняя речь), затем читает одно предложение. Таким образом читают в течение 5 минут.

Хоровое чтение «Буксир». При этом наставник внезапно останавливается и просит показать в тексте прочитанное последнее слово.

Наставник заранее в незнакомом тексте подчеркивает сложные слова, Наставляемый читает каждое слово сначала по слогам, затем целыми словами.

Наставник предлагает небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь.

В пятницу наставник замеряет количество слов, прочитанных за 1 мин.

По итогам проверки техники чтения в конце учебного года, можно видеть хороший прирост. Если в 1 полугодии в норму не укладывалось 5 чел, то во 2 полугодии – 3 человека, при этом у этих учеников увеличилась техника чтения на 10-15 слов.

Математика

Приём “ Математическое лото”, работа в парах при изучении таблицы умножения. Дети вдвоём закрывают карточку с примерами на умножение карточкой с ответом, когда все ответы перевернут другой стороной, то получится картинка (зайчик или белка).

Наставник помогает выучить сложные случаи табличного умножения с помощью приема «Ассоциации». Например, 7x8=56 (56-регион Оренбургской области)

Заучивание табличных случаев в виде скороговорки: 8x8=64 (8864- числа расположены в порядке убывания на 2)

На уроках идёт сотрудничество между учащимися, никто не чувствует себя ущербным, не стесняется своих ошибок. Формируется главный мотив – познавательный

Окружающий мир

Ученику трудно было заучить название месяцев, тогда наставник применил прием «Буквенный код» – образование смысловых фраз из начальных букв или использование аббревиатур. Например, осенние месяцы – это СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь), месяцы, в которых 30 дней - САНИ (сентябрь, апрель, ноябрь, июнь)

-Я расскажу, а ты послушай (Наставник рассказывает повторно по частям , наставляемый слушает )

-Я расскажу, а ты попробуй (Наставник рассказывает повторно по частям , наставляемый подбирает картинку или ключевое слово к части рассказа, выкладывает на парту)

-Сделаем вместе (Совместный рассказ по картинному или словесному плану)

Русский язык

Использование карточек – проверялочек: каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя». Сначала вопрос читает наставляемый и внимательно слушает, как отвечает наставник. Потом они меняются ролями.

Интересно проходит работа по разгадыванию кроссвордов, состоящих из словарных слов. Один ученик (Наставник) отгадывает, а другой проверяет написание этих слов по орфографическому словарю (Наставляемый), затем они меняются ролями.

Наставники используют приём ассоциаций при изучении словарных Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.

Игра «В слове спряталось другое слово». Например, горизонт – гори, зонт, облако – на облаке лак, пловец – пловец плывет в плове.

Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь, обсуждение разных вариантов решений; ученики заинтересованы в правильном выполнении заданий.

Вывод: Деятельность каждого участника модели наставничества «ученик - ученик» имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает, каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей. В такой форме организации учебной деятельности наблюдается полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам

В моих классах были несколько учеников, у которых наблюдались проблемы социального взаимодействия.  Ребята - наставники постепенно и ненавязчиво стали помогать детям приготовиться к уроку, оказывали помощь в записи домашнего задания. Постепенно они сами научились это выполнять, наставники стали контролировать правильность записи, подготовку всего необходимого к урокам. Ученики сами могут подойти к наставникам и попросить помощи, если они что–то не успели записать, выполнить. В начале 2-й четверти я уже смогла только контролировать этот процесс без непосредственного участия в нем.

Внеурочная деятельность.

Ученики начальной школы с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – без оценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам.

В нашей школе работало большое количество кружков. Ученики моего класса в активно посещали «Квиллинг» в рамках внеурочной деятельности. В данном случае хорошо работает схема наставничества «ученик-ученик» с детьми, которые не посещают кружки. Например, Ксения имела хорошие изобразительные данные, но не посещала кружок Ребята уговорили ее начать заниматься с ними. Ксюша очень переживала, т.к. были пробелы в знаниях. Тогда ребята – наставники взяли над ней шефство. На каждой перемене они обучали Ксюшу приемам и методам квиллинга, подтянули ее до нужного уровня. В апреле 2023-2024 учебного года  Ксения приняла участие в районном фестивале декоративно-прикладного творчества «Цветочный карнавал», посвященный Году Семьи и заняла там почетное 3-е место (приложение 1).  

Кроме того, мои ученики активно посещали кружок «Юный художник» так же в рамках внеурочной деятельности. В данном случае так же хорошо работает схема наставничества «ученик-ученик» с детьми, которые не посещают кружки. Например, несколько детей так же имели хорошие изобразительные данные, но не посещали кружок Ребята - наставники уговорили их начать заниматься с ними. В результате Ксюша, Дима, Карина, Настя, Ульяна, София и Маша приняли участие в районном конкурсе рисунков «Мой питомец – моя ответственность»  и были награждены дипломами (приложение 2-8).

Исследовательская и творческая деятельность.

Формирование творческой деятельности проходит на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

В 2022-2023 учебном году ученик моего класса принимал участие в школьной научно-практической конференции «Мы познаем мир», где занял первое место и был направлен для участия в районной научно-практической конференции, на которой так же занял почетное 2-е место (приложение 9 и 10). Мои ученики являлись постоянными участниками региональной олимпиады «Олимпик», муниципальной предметной олимпиады школьников, где так же занимали призовые места (приложение 11-12).

В конференции и олимпиаде, в основном, участвуют ученики постоянного состава, которые и являются наставниками.

Выступая в роли наставника, школьники проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее и эмпатичнее. Дети, получающие поддержку от сверстников или школьников немного старше себя, чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем. Ученики начали активнее участвовать в творческой проектной деятельности.

Группа продлённого дня.

Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся являлась работа групп продленного дня. Одним из ведущих видов познавательной деятельности, форм учебной деятельности учащихся в условиях работы группы продлённого дня является самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

Была группа детей, которая не требовала никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимали поставленные перед ними задачи, видели пути их решения, располагали возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делали без помощи воспитателя.

Но были категории школьников, которые действовали под руководством и контролем воспитателя, они стремились воспользоваться помощью сильных учеников,

Начиная постепенно, с 1 класса мы начинаем внедрение модели наставничества «ученик-ученик» и в группе продлённого дня.

На самоподготовке активно используется взаимопомощь детей: когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим, и дети становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым ценным человеком. Так закладываются основы эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе, поддерживается интерес к учебной деятельности.

Можно отметить, что дети, которые посещают группу продленного дня, имеют более развитые навыки общения в коллективе, чаще склонны оказывать помощь товарищу, легче и быстрее выполняют командные задания.

Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу. Дети научились контактировать, самоорганизовываться.

Так же я приняла участие в работе секции «Преодоление неуспешности обучающихся» Августовской конференции 2023 года, где выступила с докладом «Опыт наставничества «ученик-ученик»: эффективные практики» (приложение 13).

В связи с этим предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, некоторые методические рекомендации при организации модели наставничества «Ученик-ученик».

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.

4. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).

5. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.

6. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Проанализировав эффективность формы наставничества «Ученик-ученик», я сделала выводы о том, что:

  • уменьшаются дисциплинарные трудности;
  • обучающиеся получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  • растет самокритичность;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
  • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • возрастает сплоченность класса;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • при умелой организации данной модели, у учителя появляется резерв свободного времени, что является большим плюсом при сегодняшней загруженности педагогов;
  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Внедрение модели наставничества «Ученик-ученик» в учебно- воспитательный процесс способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.

Так же, ниже, представляю план работы по модели наставничества «ученик-ученик»  и индивидуальный план работы по организации наставничества по форме «ученик-ученик» на 2024-2025 учебный год.

План работы по модели наставничества «Ученик-ученик»

(корректируется ежегодно)

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

1

Анализ потребностей в развитии на ставников(разработка анкеты,

анкетирование, обработка результатов/устный опрос и др.)

До октября текущего года

Куратор

2

Организация и проведение вводного совещания с наставниками

По мере

необходимости

Куратор

3

Встречи с наставниками, обучение

По мере набора

наставников

Куратор

4

Формирование наставнических пар/групп

По мере

поступления запросов

Куратор

5

Анкетирование, анализ полученных анкет

В течение реализации модели

Куратор

6

Организация и проведение встреч:

  • встреча-знакомство;
  • пробная встреча;
  • встреча - планирование;
  • совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным

планом;

  • итогова явстреча

В процессе реализации модели

Куратор

7

Реализация индивидуальных планов наставников и наставляемых

В течение года

Наставники

8

Подготовка наставляемых к запланированным мероприятиям

В течение года

Наставники

9

Встречи по интересам с лидером-наставником

В течение года

Куратор,

наставники

10

Привлечение наставляемых к волонтерской и социально значимой деятельности

В течениего да

Наставники

11

Привлечение наставников и наставляемых к участию в Районных конкурсах

В течение года

Наставники

12

Проведение мероприятий, направленных на профессиональное

самоопределение

В течение года

Наставники

13

Участие в школьных, городских, республиканских конкурсах, акциях.

В течение года

Наставники

14

Помощь в обучении, социализации, адаптации

В течение года

Наставники

15

Участие в социально-значимых проектах

В течение года

Наставники

16

Подведение итога работы пар/групп за учебный год

В течение года

Наставники

Индивидуальный план работы по организации наставничества

по форме «ученик-ученик» на 2024-2025 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Сроки

1

Участие в самоуправлении класса

сентябрь-май

2

Участие в общешкольных мероприятиях

Сентябрь-май

3

Участие в подготовке школы к Новому году

декабрь

4

Посещение с классом кинотеатра, музеев, внешкольных мероприятий

сентябрь-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Организация разных форм наставничества

В статье говорится об организации в образовательном учреждении работы с молодыми специалистами. О разных формах и методах наставничества....

Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.

Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  Именно  в этот момент начинающему учите...

План работы по наставничеству

План работы по наставничеству  поможет наставнику  составить рабочий план с молодым специалистом, Создать систему помощи молодому специалисту...

План работы по Наставничеству (2022-2023уч.г.)

Наставничество в системе образования – разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой ...

Методическая работа по наставничеству с молодыми специалистами

Педагогическое наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со спец...