Организация работы по наставничеству, модель "ученик-ученик"
материал
В работе представлен опыт по организации наставничества в начальной школе по модели "ученик-ученик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы Зубаревой Анны Вячеславовны, учителя начальных классов по модели наставничества «Ученик–ученик» в начальной школе
(из опыта работы)
Как будет видно из представленного ниже описания системы работы, до 31 мая 2024 года я работала учителем начальных классов в Иркутской области, в Казачинско-Ленском районе, в поселке Магистральный, в средней общеобразовательной школе № 22. С июня 2024 года я, с семьей, переехала на постоянное место жительства в Республику Коми и устроилась работать по специальности в МОУ СОШ 3 им. В.И. Лыткина города Сыктывкара, где я продолжаю активную работу по внедрению модели наставничества «ученик-ученик».
Тема наставничества в образовании является одной из актуальных. Она отражена в национальном проекте «Образование».
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
В целевой модели наставничества выделяют несколько форм. Я бы хотела остановиться на одной из них - «Ученик – ученик».
Сущность данной формы предполагает взаимодействие учащихся, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишённое, тем не менее, строгой субординации. Т.е. ребёнок, у которого какой-либо навык получается лучше, помогает справится с трудностями другому ученику под руководством педагога
Они могут помогать друг другу и вместе решать следующие задачи:
Образовательные.
Наставник помогает преодолеть проблемы с учебой или, наоборот, одаренному ребенку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде.
Социальные.
Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребенка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.
Индивидуальные.
Наставник помогает решить жизненные проблемы ребенка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами.
Кроме ученика-наставника и ученика-наставляемого, здесь присутствует третий человек – куратор. Куратор формирует ученические пары и организует мероприятия для обучения наставников. Задача куратора – дать наставнику инструмент для работы с наставником.
В начальной школе модель «ученик- ученик» имеет свои особенности и сложности внедрения в практику, т.к. у обучающегося начальных классов не достаточно сформирована самоорганизация, познавательная самостоятельность, обучающиеся в полной мере не владеют эффективной самостоятельностью: без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя не могут самостоятельно работать на уроке, дома, не сформировано умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом.
Процесс отбора наставников и наставляемых ведется по следующим вариантам:
Формы взаимодействия | Цель |
«Успевающий — неуспевающий» | Достижение лучших образовательных результатов. |
«Лидер — пассивный» | Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, организационных творческих, лидерских навыков. |
«Равный— равному» | Обмен навыками для достижения целей. |
«Адаптированный -неадаптированный» | Адаптация к новым условиям образования. |
Показатели и критерии оценки результативности внедрения модели
наставничества «ученик-ученик»
Показатель | На дату начала работы по модели | На дату подведения итогов реализации внедрения модели (промежуточных, итоговых) |
1. Наличие мотивированных запросов от представителей образовательной организации на работу | ||
1.1 Количество обучающихся, подавших «запрос на помощь наставника» | ||
2. Результативность взаимодействия наставнических пар | ||
по модели «Ученик-ученик» | ||
2.1 Количество обучающихся, у которых повысился уровень образовательных результатов в ходе взаимодействия в наставляемой па ре | ||
2.2 Количество обучающихся, подготовленных к участию в конкурсах в наставляемой паре | ||
2.3 Количество обучающихся, сменивших статус с наставляемого на наставника |
Далее хочу познакомить вас с некоторыми особенностями организации, внедрения модели наставничества «ученик- ученик» в начальной школе.
Учебная деятельность.
Литературное чтение
В начале каждого урока мы проводим пятиминутку чтения. Ученики читают в паре «Сильный-слабый».
Наставник читает 3 предложения, наставляемый – следит (задействована внутренняя речь), затем читает одно предложение. Таким образом читают в течение 5 минут.
Хоровое чтение «Буксир». При этом наставник внезапно останавливается и просит показать в тексте прочитанное последнее слово.
Наставник заранее в незнакомом тексте подчеркивает сложные слова, Наставляемый читает каждое слово сначала по слогам, затем целыми словами.
Наставник предлагает небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь.
В пятницу наставник замеряет количество слов, прочитанных за 1 мин.
По итогам проверки техники чтения в конце учебного года, можно видеть хороший прирост. Если в 1 полугодии в норму не укладывалось 5 чел, то во 2 полугодии – 3 человека, при этом у этих учеников увеличилась техника чтения на 10-15 слов.
Математика
Приём “ Математическое лото”, работа в парах при изучении таблицы умножения. Дети вдвоём закрывают карточку с примерами на умножение карточкой с ответом, когда все ответы перевернут другой стороной, то получится картинка (зайчик или белка).
Наставник помогает выучить сложные случаи табличного умножения с помощью приема «Ассоциации». Например, 7x8=56 (56-регион Оренбургской области)
Заучивание табличных случаев в виде скороговорки: 8x8=64 (8864- числа расположены в порядке убывания на 2)
На уроках идёт сотрудничество между учащимися, никто не чувствует себя ущербным, не стесняется своих ошибок. Формируется главный мотив – познавательный
Окружающий мир
Ученику трудно было заучить название месяцев, тогда наставник применил прием «Буквенный код» – образование смысловых фраз из начальных букв или использование аббревиатур. Например, осенние месяцы – это СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь), месяцы, в которых 30 дней - САНИ (сентябрь, апрель, ноябрь, июнь)
-Я расскажу, а ты послушай (Наставник рассказывает повторно по частям , наставляемый слушает )
-Я расскажу, а ты попробуй (Наставник рассказывает повторно по частям , наставляемый подбирает картинку или ключевое слово к части рассказа, выкладывает на парту)
-Сделаем вместе (Совместный рассказ по картинному или словесному плану)
Русский язык
Использование карточек – проверялочек: каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя». Сначала вопрос читает наставляемый и внимательно слушает, как отвечает наставник. Потом они меняются ролями.
Интересно проходит работа по разгадыванию кроссвордов, состоящих из словарных слов. Один ученик (Наставник) отгадывает, а другой проверяет написание этих слов по орфографическому словарю (Наставляемый), затем они меняются ролями.
Наставники используют приём ассоциаций при изучении словарных Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.
Игра «В слове спряталось другое слово». Например, горизонт – гори, зонт, облако – на облаке лак, пловец – пловец плывет в плове.
Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь, обсуждение разных вариантов решений; ученики заинтересованы в правильном выполнении заданий.
Вывод: Деятельность каждого участника модели наставничества «ученик - ученик» имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает, каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей. В такой форме организации учебной деятельности наблюдается полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам
В моих классах были несколько учеников, у которых наблюдались проблемы социального взаимодействия. Ребята - наставники постепенно и ненавязчиво стали помогать детям приготовиться к уроку, оказывали помощь в записи домашнего задания. Постепенно они сами научились это выполнять, наставники стали контролировать правильность записи, подготовку всего необходимого к урокам. Ученики сами могут подойти к наставникам и попросить помощи, если они что–то не успели записать, выполнить. В начале 2-й четверти я уже смогла только контролировать этот процесс без непосредственного участия в нем.
Внеурочная деятельность.
Ученики начальной школы с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – без оценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам.
В нашей школе работало большое количество кружков. Ученики моего класса в активно посещали «Квиллинг» в рамках внеурочной деятельности. В данном случае хорошо работает схема наставничества «ученик-ученик» с детьми, которые не посещают кружки. Например, Ксения имела хорошие изобразительные данные, но не посещала кружок Ребята уговорили ее начать заниматься с ними. Ксюша очень переживала, т.к. были пробелы в знаниях. Тогда ребята – наставники взяли над ней шефство. На каждой перемене они обучали Ксюшу приемам и методам квиллинга, подтянули ее до нужного уровня. В апреле 2023-2024 учебного года Ксения приняла участие в районном фестивале декоративно-прикладного творчества «Цветочный карнавал», посвященный Году Семьи и заняла там почетное 3-е место (приложение 1).
Кроме того, мои ученики активно посещали кружок «Юный художник» так же в рамках внеурочной деятельности. В данном случае так же хорошо работает схема наставничества «ученик-ученик» с детьми, которые не посещают кружки. Например, несколько детей так же имели хорошие изобразительные данные, но не посещали кружок Ребята - наставники уговорили их начать заниматься с ними. В результате Ксюша, Дима, Карина, Настя, Ульяна, София и Маша приняли участие в районном конкурсе рисунков «Мой питомец – моя ответственность» и были награждены дипломами (приложение 2-8).
Исследовательская и творческая деятельность.
Формирование творческой деятельности проходит на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
В 2022-2023 учебном году ученик моего класса принимал участие в школьной научно-практической конференции «Мы познаем мир», где занял первое место и был направлен для участия в районной научно-практической конференции, на которой так же занял почетное 2-е место (приложение 9 и 10). Мои ученики являлись постоянными участниками региональной олимпиады «Олимпик», муниципальной предметной олимпиады школьников, где так же занимали призовые места (приложение 11-12).
В конференции и олимпиаде, в основном, участвуют ученики постоянного состава, которые и являются наставниками.
Выступая в роли наставника, школьники проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее и эмпатичнее. Дети, получающие поддержку от сверстников или школьников немного старше себя, чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем. Ученики начали активнее участвовать в творческой проектной деятельности.
Группа продлённого дня.
Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся являлась работа групп продленного дня. Одним из ведущих видов познавательной деятельности, форм учебной деятельности учащихся в условиях работы группы продлённого дня является самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.
Была группа детей, которая не требовала никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимали поставленные перед ними задачи, видели пути их решения, располагали возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делали без помощи воспитателя.
Но были категории школьников, которые действовали под руководством и контролем воспитателя, они стремились воспользоваться помощью сильных учеников,
Начиная постепенно, с 1 класса мы начинаем внедрение модели наставничества «ученик-ученик» и в группе продлённого дня.
На самоподготовке активно используется взаимопомощь детей: когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим, и дети становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым ценным человеком. Так закладываются основы эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе, поддерживается интерес к учебной деятельности.
Можно отметить, что дети, которые посещают группу продленного дня, имеют более развитые навыки общения в коллективе, чаще склонны оказывать помощь товарищу, легче и быстрее выполняют командные задания.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу. Дети научились контактировать, самоорганизовываться.
Так же я приняла участие в работе секции «Преодоление неуспешности обучающихся» Августовской конференции 2023 года, где выступила с докладом «Опыт наставничества «ученик-ученик»: эффективные практики» (приложение 13).
В связи с этим предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, некоторые методические рекомендации при организации модели наставничества «Ученик-ученик».
1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
4. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
5. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
6. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
Проанализировав эффективность формы наставничества «Ученик-ученик», я сделала выводы о том, что:
- уменьшаются дисциплинарные трудности;
- обучающиеся получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
- растет самокритичность;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
- возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- возрастает сплоченность класса;
- дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- при умелой организации данной модели, у учителя появляется резерв свободного времени, что является большим плюсом при сегодняшней загруженности педагогов;
- учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Внедрение модели наставничества «Ученик-ученик» в учебно- воспитательный процесс способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.
Так же, ниже, представляю план работы по модели наставничества «ученик-ученик» и индивидуальный план работы по организации наставничества по форме «ученик-ученик» на 2024-2025 учебный год.
План работы по модели наставничества «Ученик-ученик»
(корректируется ежегодно)
№ | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 | Анализ потребностей в развитии на ставников(разработка анкеты, анкетирование, обработка результатов/устный опрос и др.) | До октября текущего года | Куратор |
2 | Организация и проведение вводного совещания с наставниками | По мере необходимости | Куратор |
3 | Встречи с наставниками, обучение | По мере набора наставников | Куратор |
4 | Формирование наставнических пар/групп | По мере поступления запросов | Куратор |
5 | Анкетирование, анализ полученных анкет | В течение реализации модели | Куратор |
6 | Организация и проведение встреч:
планом;
| В процессе реализации модели | Куратор |
7 | Реализация индивидуальных планов наставников и наставляемых | В течение года | Наставники |
8 | Подготовка наставляемых к запланированным мероприятиям | В течение года | Наставники |
9 | Встречи по интересам с лидером-наставником | В течение года | Куратор, наставники |
10 | Привлечение наставляемых к волонтерской и социально значимой деятельности | В течениего да | Наставники |
11 | Привлечение наставников и наставляемых к участию в Районных конкурсах | В течение года | Наставники |
12 | Проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение | В течение года | Наставники |
13 | Участие в школьных, городских, республиканских конкурсах, акциях. | В течение года | Наставники |
14 | Помощь в обучении, социализации, адаптации | В течение года | Наставники |
15 | Участие в социально-значимых проектах | В течение года | Наставники |
16 | Подведение итога работы пар/групп за учебный год | В течение года | Наставники |
Индивидуальный план работы по организации наставничества
по форме «ученик-ученик» на 2024-2025 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | Участие в самоуправлении класса | сентябрь-май |
2 | Участие в общешкольных мероприятиях | Сентябрь-май |
3 | Участие в подготовке школы к Новому году | декабрь |
4 | Посещение с классом кинотеатра, музеев, внешкольных мероприятий | сентябрь-май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по наставничеству
План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...
Организация разных форм наставничества
В статье говорится об организации в образовательном учреждении работы с молодыми специалистами. О разных формах и методах наставничества....
Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.
Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Именно в этот момент начинающему учите...
План работы по наставничеству
План работы по наставничеству поможет наставнику составить рабочий план с молодым специалистом, Создать систему помощи молодому специалисту...
План работы по Наставничеству (2022-2023уч.г.)
Наставничество в системе образования – разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой ...
Методическая работа по наставничеству с молодыми специалистами
Педагогическое наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со спец...
Диагностики к работе по наставничеству
диагностики 1 класс ОВЗ...