Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
методическая разработка
Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".
Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпросвещения России» является – «Учитель. Школьная команда». Несомненно, для поддержки молодых специалистов в образовательной организации, в профессиональном становлении личности играет особую роль не только школьная команда, но и учитель - наставник.
Поэтому, проблема наставничества молодых педагогов современной школы приобретает особую актуальность в условиях обновления содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lazareva_i.yu_._poltavskiy_mr.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетного общеобразовательного учреждения
Полтавского муниципального района Омской области
«Соловьевская средняя школа»
Методическая разработка
Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик по форме «учитель - учитель»
Тема разработки: «Роль наставника в становлении молодого педагога»
Адресат: учителям наставникам/учителям начальных классов
Автор: Лазарева И.Ю., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Бюджетного общеобразовательного учреждения
Полтавского муниципального района
Омской области «Соловьевская СШ»
с.Соловьевка
2023
Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпросвещения России» является – «Учитель. Школьная команда». Несомненно, для поддержки молодых специалистов в образовательной организации, в профессиональном становлении личности играет особую роль не только школьная команда, но и учитель - наставник.
Поэтому, проблема наставничества молодых педагогов современной школы приобретает особую актуальность в условиях обновления содержания образования.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач: знакомство с коллективом, с классом, а также вступление в новую должность – учителя.
Если не поддержать молодого педагога, не помочь вовремя, у него могут возникнуть сомнения в собственной самостоятельности как в профессиональной, так и личностной. Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя.
С 2020 года на территории Полтавского муниципального района поэтапно внедряется целевая модель наставничества. С каждым годом увеличивается охват педагогов по форме наставничества «учитель-учитель», где в роли наставляемых выступают не только молодые педагоги, но и педагоги, испытывающие трудности в обучении.
В моей практике наставничества были и студенты, проходившие педагогическую практику в школе, и учителя, испытывающие затруднения в преподавании предметов, и молодые педагоги. Поделюсь опытом работы в качестве наставника с молодым педагогом.
Основной моей задачей, как наставника, является сопровождение молодого педагога в период адаптации, знакомство со спецификой работы педагогического коллектива, преподавания конкретной дисциплины, введение в процесс профессионального становления.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя нами была разработана карта индивидуального сопровождения в рамках наставничества «Учитель-учитель». Карта была заполнена в начале и в конце учебного года. Показатели представлены в таблице (Приложение 1).
Карта индивидуального методического сопровождения молодого специалиста показала, какие аспекты педагогической деятельности имеют положительные результаты, а над улучшением которых необходимо продолжить работу.
При работе с молодым специалистом использовала следующие формы и методы:
- консультирование (индивидуальное);
- активные методы: семинары, практические занятия, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставника, совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий, разработка планов-конспектов уроков по теме, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия, изучение методической литературы по предмету, взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ, участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях, ЕМД.
Основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Поэтому урокам уделяли наибольшее внимание. Совместно с молодым учителем анализировали проведенные им уроки, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели, поставленной на уроке: как правильно начать урок, разумно распределить время по этапам, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке. Совмещалось проектирование уроков с обязательным посещением и подготовкой анализа с рекомендациями и предложениями.
В процессе работы молодому педагогу мною были предложены схемы, опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок.
Совместно с молодым учителем анализировали проведенные им уроки.
Для определения эффективности урока мы использовали критерии, рекомендованные Комитетом образования «Рамка эффективного урока». Используя данный инструментарий, можно было проследить динамику результативности.
Осуществлялся мониторинг деятельности молодого специалиста:
- «Микроисследование по выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию молодого специалиста». Результат представлен в таблице (Приложение 2).
Результаты данного микроисследования показывают, что для молодого специалиста все факторы являются стимулирующими. Препятствующими факторами иногда являются разочарование из-за неудач, семейные и жизненные обстоятельства, а постоянным – недостаток времени.
- «Микроисследование по степени владения молодыми специалистами навыками самостоятельной работы».
Результат микроисследования показывает, что молодой специалист владеет навыками самостоятельной работы (Приложение 3).
- «Микроисследование по выявлению уровня удовлетворенности молодого специалиста работы в БОУ «Соловьевская СШ»».
Результаты микроисследования по выявлению уровня удовлетворенности молодого специалиста работой в школе показывают, что высокий уровень удовлетворения наблюдается по следующим показателям: выбранная профессия; свое положение в школьном коллективе; перспектива карьерного роста; качество оказываемых методических услуг; рост профессионального становления. Показателями с меньшим уровнем удовлетворенности молодого специалиста работы в школе являются: заработная плата; признание результатов труда коллегами и администрацией школы (Приложение 4).
Совместно с наставляемым принимали участие в семинарах, заседаниях единого методического дня, где охотно представляли свои наработки, обобщили опыт по теме формирующего и критериального оценивания.
Мое сотрудничество с молодым педагогом на протяжении всего периода наставничества имело личностно-ориентированный характер, в приоритете всегда была самостоятельная работа молодого учителя, его личная инициатива. А в основу был положен принцип индивидуализации.
Постепенно у наставляемого сложилась своя система работы, появились собственные разработки такие как: карточки критериального оценивания, листы продвижения для детей «группы риска», она стала внедрять технологии разноуровнего и проблемного обучения.
Являясь участником муниципальной Лаборатории молодых педагогов, в рамках муниципального проекта «Учитель будущего – будущий учитель», молодой педагог принял участие в разработке и реализации подпроекта «Школьные навыки», с наставляемой - ученицей 5 класса, которая стала призером муниципального этапа.
Для себя я открыла ряд преимуществ наставника: стимул к самосовершенствованию: представила материалы по обобщению опыта наставничества в журнале №2 «Образование Омской области».
А также, мои наработки опубликованы в электронном сборнике учебных ситуаций, направленных на формирование УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Сборник представлен на сайте БОУ ДПО «ИРООО» в разделе «Консорциум+(«В помощь учителю начальных классов»)»: https://disk.yandex.ru/d/NlObT4TjYaPD1A. Приняла участие в телекоммуникационном проекте международного методического центра «Академия методического мастерства: навыки 21 века».
Эффективность практики наставничества заключается в том, что учитель-наставляемый получает необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации. А сам наставник - повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; рост числа собственных профессиональных работ: статей, эксперт методических практик молодого специалиста.
Цель работы наставнической пары - развивать профессиональные умения и навыки молодого специалиста.
Результатом нашего взаимодействия, меня, как наставника, и молодого
педагога, как наставляемого, стало участие наставляемого в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Учитель года», вошла в пятерку лучших педагогов района. В результате плодотворного взаимодействия педагог аттестован на 1 квалификационную категорию.
Считаю, что наставничество – это эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от этого двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые учителя и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника.
Приложение 1
Карта индивидуального методического сопровождения
молодого специалиста
- успешно решаю - решаю - затрудняюсь решать
№ п/п | Вид педагогической деятельности | Формы работы по устранению затруднений | - Начало года - Конец года |
| |||
1. | Умение проводить самоанализ урока | Практикум «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока». | |
2. | Анализ урока другого учителя | Изучение схемы анализа урока. Обучение комплексному анализу урока. | |
3. | Анализ собственного опыта работы | Беседа наставника и членов МО учителей начальных классов | |
II. Планирование | |||
4. | Тематическое планирование | Собеседование по методике проведения современного урока. Помощь учителя-наставника | |
5. | Поурочное планирование | Практикум «Триединая цель урока и его конечный результат». Практическое занятие «Составление технологической карты урока». | |
6. | Планирование самообразования и педагогического мастерства | Рекомендации по выбору темы самообразования. Консультативная помощь учителя-наставника. | |
7. | Составление рабочей программы по предметам | Рекомендация по составлению рабочих программ | |
8. | Планирование воспитательной работы | Индивидуальная консультация | |
III. Организация | |||
9. | Умение работать с одарёнными детьми и «неуспевающими» | Участие в олимпиадах, конкур-сах, участие в работе НОУ «Поиск» | |
10. | Организация разноуровневой работы и индивидуальной работы с учащимися | Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися». Посещение урока наставника. | |
11. | Организация внеклассной работы по предмету | Участие в работе МО учителей начальных классов. | |
IV. Контроль и коррекция | |||
12. | Учёт и оценка учебных достижений учащихся | Практическое занятие «Ведение школьной документации (классный журнал, ученические тетради, выставление оценок в дневники)». | |
13. | Проведение текущего и итогового контроля | Консультация по изучению материалов ФГОС ОО и нормативно-правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, план работы школы на 2020-2021 уч. год, документы строгой отчетности). Инструктаж по составлению отчётности по окончании четверти. | |
14. | Диагностический инструментарий и методы диагностики | Практическое занятие: «Способы контроля достижений учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». | |
V. Владение технологией современного урока | |||
15. | Дифференцированный подход к обучению | Практическое занятие «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». | |
16. | Отбор методов и форм организации познавательной деятельности учащихся | Практическое занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся». | |
17. | Использование современных образовательных технологий на уроках | Консультирование по теме «Современные педагогические технологии. Использование инновационных технологий в учебном процессе». | |
VI. Индивидуальные затруднения | |||
18. | Организация хорошей дисциплины на уроке | Рекомендации учителя-наставника. Посещение уроков. | |
19. | Умение использовать различные формы работы с родителями | Рекомендации учителей стажистов. | |
Приложение 2
Микроисследование по выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию молодых специалистов
№ п/п | Показатели | Постоянно | Иногда | Никогда |
Препятствующие факторы | ||||
1. | Собственная инерция. | + | ||
2. | Разочарование из-за неудач. | + | ||
3. | Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. | + | ||
4. | Враждебность окружающих (зависть, злорадство и т.д.) | + | ||
5. | Состояние здоровья. | + | ||
6. | Недостаток времени. | + | ||
7. | Семейные и жизненные обстоятельства. | + | ||
Стимулирующие факторы | ||||
8. | Участие в работе МО учителей начальных классов и МО классных руководителей | + | ||
9. | Пример и влияние коллег. | + | ||
10. | Возможность получения признания в коллективе. | + | ||
11. | Новизна деятельности, условия работы и возможность эксперементировать. | + | ||
12. | Интерес к работе. | + | ||
13 | Возрастающая ответственность. | + |
Приложение 3
Микроисследование по степени владения молодыми специалистами навыками самостоятельной работы
№ п/п | Показатели | Очень хорошо | Хорошо | Недостаточно хорошо |
1. | Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. | + | ||
2. | Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. | + | ||
3. | Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти. | + | ||
4. | Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. | + | ||
5. | Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. | + | ||
6. | Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц. | + | ||
7. | Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий. | + | ||
8. | Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. | + |
Приложение 4
Микроисследование по выявлению уровня удовлетворенности молодого специалиста работы в БОУ «Соловьевская СШ»
█ - высокий уровень удовлетворения █ - средний уровень удовлетворенности █ - низкий уровень удовлетворенности
№ п/п | Показатели | Высокий | Средний | Низкий |
1. | Выбранной профессией | |||
2. | Своим положением в школьном коллективе | |||
3. | Условиями труда | |||
4. | Заработной платой | |||
5. | Перспективой карьерного роста | |||
6. | Качеством оказываемых методических услуг | |||
7. | Ростом профессионального становления | |||
8. | Признанием результатов труда коллегами | |||
9. | Признанием результатов труда администрацией школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...
Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Реализация внеурочной деятельности через такие формы работы, как экскурсия, выставка, работа с социумом и т.д....
Образовательное событие – форма организации совместной деятельности педагога, учащихся и родителей
Образовательные события класса...
Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода
Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода...
Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации ученика, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к ко...
Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...