Модель "Наставничество "ученик - ученик"
материал

Материал о модели наставничества "ученик -ученик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx190.72 КБ

Предварительный просмотр:

Модель наставничества «Ученик – ученик»

Здравствуйте, коллеги! Перед тем, как начать своё выступление, я предлагаю ответить на шуточный вопрос – что такое  «ИБД»? Свои ответы  вы можете писать в чат. В качестве подсказки :

- феномен, который обозначает эта аббревиатура, можно встретить во многих государственных и коммерческих структурах. Случается, что вирус ИБД заражает и школу. Со стороны, кажется, что жизнь кипит, а результата нет;

- Смысл этого феномена ярко передает эта картинка;

Картина художника Алексея Зубарева "Из пустого в порожнее"

- если скучающий на уроке ученик при приближении учителя начинает усердно что-то писать в тетрадь – это одно из классических проявлений ИБД.

ИБД – имитация бурной деятельности.

Заглянем в тетрадь скучающего ученика и посмотрим, что он написал, чтобы показать учителю, что он работает на уроке: ума, чтобы, самому, научиться, требуется, чем, чтобы, научить, другого, больше. Слова есть – а смысла в них нет. Попробуйте из этих слов составить высказывание Монтеня.

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому.

Из этого высказывания следует, что быть наставником не так-то просто, особенно ученикам.

Попробуем разобраться, при каких условиях  форма наставничества «ученик-ученик» может быть эффективной, а не просто имитацией деятельности? Давайте определимся, как вы понимаете само понятие «наставничество». Выберите из трех утверждений верное и напишите его номер в чат.

  1. Наставник обязательно имеет педагогическое образование.
  2. Наставник обязательно проходит специальную подготовку.
  3. Наставник обязательно старше наставляемого.

Верный вариант – 2. При реализации модели наставничества формы «Ученик – ученик» детей-наставников нужно учить быть наставниками, развивать их наставнические навыки. Чтобы наставничество было эффективным, общение наставника и наставляемого должно быть целеполагающим, рефлексивным и творческим.  Мы развиваем творческие способности, умение ставить цель и анализировать полученный результат на уроках и во внеурочной деятельности с начальной школы. Важную роль в реализации наставничества формы «ученик – ученик» имеют организация самоуправление, использование технологии сотрудничества и развитие коммуникативных навыков. В нашей школе применяются три формы наставнического взаимодействия учеников: проект, мастер-класс и отчетный концерт. Каждая из этих форм имеет одинаковые компоненты: образование пар или групп, где определяется ответственный (наставник), постановка и принятие цели (подготовить проект, мастер-класс, номер для отчетного концерта), совместная творческая работа для реализации данной цели, предоставление результата и рефлексия (что получилось, какие были трудности).

Графически форму взаимодействия «Ученик-ученик» можно представить так.

Рассмотрев данный кластер, можно увидеть, что кроме ученика-наставника и ученика-наставляемого, здесь присутствует третий человек – куратор. Куратор формирует ученические пары и организует семинары, мастер-классы, тренинги и другие мероприятия для обучения наставников. Задача куратора – дать наставнику инструмент для работы с наставником.

В нашей школе мы пользуемся такими разработками: приложение newmentor, серия рабочих тетрадей программы наставничества «Плюс один»национального ресурсного центра «Ментори», Дэвид Клаттербак «Классный коучинг и наставничество для детей: руководство для учителей. Практическое пособие для развития коучей и наставников школьного возраста».

Я хочу предложить вам несколько упражнений  из представленных инструментов, которые позволяют развивать навыки наставничества. Это упражнения 7+, то есть могут выполнять ученики.

  1. Вам нужно вспомнить человека, которым вы восхищаетесь. Напишите три качества этого человека. Можно в своей записной книжке, можно в чате. Как вы думаете, какова цель данного упражнения? Психологи говорят, что качества, которыми вы вохищаетесь, есть в вас самих. Может быть, они не так проявляются, как вам этого хотелось, но работа по развитию этих качеств принесет положительные плоды. Нужно поставить себе такую цель, где от вас потребуются эти качества и у вас обязательно все получится.
  2. Переходим к следующему упражнению. Дана фигура. Нужно её дорисовать. Цель этого упражнения – определение уровня воображения. На слайде можно увидеть расшифровку результатов. Воображение можно и нужно развивать. Я предлагаю следующее упражнение. Мне нужно пять любых существительных. Теперь давайте спроектируем школу, чтобы она включала качества всех этих существительных. Ответы пишем в чате, либо голосом.
  3. Следующее упражнение – рефлексивное. Закончите фразу «Сегодня я…подлокотник, потому что на меня можно положиться». Прошу свои ответы написать в чат. Пока вы будете писать, я подведу итог своего выступления и почитаем ваши варианты.

Анализируя опыт наставничества формы «ученик – ученик»  (как в нашей школе, так и других коллег), мы считаем важными следующие моменты: 1. Ребенок-наставник – это не исполняющий обязанности педагога, а лидер в учебе и труде.

  1. Модель «гуру-ученик» исключается из взаимодействия наставника- ученика и наставляемого, поскольку один ребенок не может быть «гуру» для другого, так как сам ещё учится. Но он может быть личным примером.
  2. Отношения наставника и наставляемого строятся по модели «творческий тандем» и «демократическое сотрудничество». Следует следить, чтобы роль наставников не уходила в дедовщину.
  3. В реализации детского наставничества используется технология педагогики сотрудничества.
  4. Наставник и наставляемый меняются ролями.

Коллеги, спасибо за ответы. Вы все уникальны, неповторимы и креативны. Творческих успехов вам. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление хобби ученика на конкурс "Ученик года"

Представление хобби ученика на конкурс "ученик года". Поварское искусство...

Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей.(Достижения моих учеников)

Не так давно вошёл в наши дома Интернет.Но теперь и мы  получили возможность продемонстрировать наши достижения.надеемся,со временем их станет больше....

Внеклассное мероприятие для первоклассников. Выступают ученики третьих классов. Название : «Посвящение в ученики»

Цели и задачи:Умение общаться.Развивать кругозор.Способствовать сплочению коллектива.Объединение и шефство между третьеклассниками и первоклассниками....

Для Вас, ученики: советы ученикам от великих деятелей нашей страны

Василий Александрович Сухомлинскийпедагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР...

Праздник посвящения в ученики для первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!»

Целью проведения праздника является формирование социальной роли ученика. Проводится в первой четверти первого года обучения....

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧЕНИК В КОНЦЕ ПЕРВОГО КЛАССА. Памятка для учеников и их родителей.

Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.Обучающиеся должны уметь: вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность...