«Весна, весна на улице…» (старшая группа)2024
консультация
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Весна, весна на улице…» (старшая группа)
Краткая аннотация: методическая разработка входит в цикл занятий по познавательному развитию старших дошкольников, раскрывает вопросы гуманного отношения к природе родного края. Может быть полезно педагогам ДОУ.
Цель:
Сформировать знания детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
* обобщить знания детей об изменениях в природе в весенний период;
*закрепить знания о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, среде обитания;
*развивать и активизировать речь, память, слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
*воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе родного края.
Словарная работа: Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая, пернатые.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов о природе, загадывание загадок, подвижные игры, разучивание песни дидактические игры "Когда это бывает?", "Четвёртый лишний", "Скажи одним словом", "Закончи предложение" и другие.
Взаимодополнение: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- творческое развитие.
Культурные практики: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Методы и приёмы: игровой, беседа, вопросы, художественное слово, рассматривание, прослушивание, объяснение, указания, поощрение.
Материал и оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, запись голоса птиц, мяч, коллаж природы на ватмане, ножницы. клей, салфетки, кисточки. клеёнки.
Ход занятия.
1. Вводная часть (организационный момент).
Дети стоят полукругом.
Воспитатель читает отрывок стихотворения:
Как это приятно -
Проснуться и встать.
И синее небо
В окно увидать.
И снова узнать,
Что повсюду - весна,
Что утро и солнце,
Прекраснее сна! (И. Мазнин)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнышку и друг другу.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, вы рады весне?
- Как мы можем определить, что наступила весна?
- Правильно, по приметам.
Проводится дидактическая игра "Приметы весны" (с мячом).
Воспитатель: - Сейчас мы будем передавать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад.
- Солнце светит ярко и пригревает.
- Ночи стали короче, а дни длиннее.
- На солнце снег тает и превращается в воду.
- Появляются проталины.
- Бегут весёлые ручейки.
- Появляются первые весенние цветы - подснежники.
- С юга возвращаются перелётные птицы.
- Набухают почки на деревьях и кустарнике.
- Просыпаются насекомые.
- Тёплый ветер дует с юга.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, весна у нас уже в городе наступила. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)
Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о весне.
1. К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны. (И. Токмакова)
2. Наконец пришла весна.
Ель, берёза и сосна,
Сбросив белые пижамы,
Пробудились ото сна. (И. Шандра)
3 По весне бухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна -
Сколько носиков зелённых (Т. Дмитриев)
4. Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна. (Е. Карганова)
5. Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют. (Г. Ладонщиков)
6. Чудо-чудо-чудеса -
У лесной проталинки
Раскрываются глаза
У цветочков маленьких.
Есть у них и имя нежное -
Называются - "Подснежники".(В. Алфёров)
7. Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна (В. Данько)
Воспитатель: -Молодцы, ребята, а сейчас поиграем.
Речедвигательная игра "На лужайке по утру"
На лужайке поутру (дети встают в круг, берутся за руки)
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты - вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, (делают 4 шага назад)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки. (бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим, (раздвигают круг)
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять - (смыкают круг)
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи, - (тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи. - (прыгают на носочках)
Воспитатель: - Ребята, весна - полна чудес, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
-Скажите, дети, а какие птицы первыми прилетают с юга?
- Правильно, грачи.
Воспитатель: - Какие ёще птицы прилетают в марте?
Воспитатель: - Правильно, скворцы, жаворонки, чижи и зяблики.
Дети: - Затем прилетают журавли, трясогузки, дрозды, ласточки, стрижи, соловьи.
Воспитатель: - Ребята, а когда к нам возвращаются утки и гуси?
Воспитатель: - Правильно, как только сходит лёд на реках и озёрах прилетают утки, гуси.
Воспитатель: - Как мы называем этих птиц?
Воспитатель: - Правильно, водоплавающие.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
- Посмотрите, как много перелётных птиц вернулось в наш край. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Давайте сравним. (дети рассказывают о птицах)
Воспитатель: - Правильно, они большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Воспитатель: - Что общего у всех птиц?
Воспитатель: - Правильно, у всех птиц есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, лапы, перья.
Воспитатель: -Что происходит нового в жизни птиц весной?
Воспитатель: -Правильно, птицы заняты важным делом. они вьют гнездо.
Воспитатель: -А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями, в камышах на пруду, под крышами домов, в скворечнике и т. д.).
Воспитатель: -Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т. д.)
-Какую пользу приносят птицы выкармливая своих птенцов?
-Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)
Воспитатель:- Ребята, сейчас, я предлагаю вам угадать птиц по их голосам.
Дидактическая игра "Угадай птицу по голосу" (работа с интерактивной доской).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас я приготовила для вас новое задание. Каждый из вас возьмёт любую понравившуюся птичку, вырежет её и разместит там, где она строит себе гнездо. но прежде чем приступить к работе проведём пальчиковую гимнастику: "Птицы"
Тили-тели, тили-тели, (Скрестить большие пальцы,
С юга птицы прилетели. Помахать ладошками)
Прилетал к нам скворушка
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей, (Загибать поочередно пальцы на руках)
Торопились кто быстрей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись прилетели, (Сложить указательный и большой
Песни громкие запели. Палец «открывать-закрывать клюв)
Воспитатель- А сейчас приступаем к работе.
Дети выбирают себе птичку, вырезают её по контуру. Наносят клёй и размещают птичку там, где она строит своё гнездо. Ребёнок может кратко рассказать, почему он именно здесь поселил птичку. По окончанию самостоятельной деятельности, дети исполняют хороводную песню "Веснянка" сл. и муз.
Заключение.
Воспитатель: -Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Что вам понравилось на нашем занятии? Что вам запомнилось?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Все ребята сегодня получают призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весна, весна на улице, весенние деньки! Весенних именинников поздравляем мы!
Как сплотить, сдружить первоклассников и их родителей? Традиционным стало праздновать дни р...
Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».
Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...
Весна! Весна на улице!
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А. Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на...
Весна по улице шагает"
Внеклассное мероприятие к 8 марта...
Консультация для родителей: "Чем занять ребёнка весной на улице"
Весна приносит много радости, тепла и солнца. Дети радуются солнцу, каждой травинке. Чем же их занять, когда ещё не так тепло, как хотелось бы, но уже так радостно от первых лучиков солнца?...
Методическая разработка, конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы...
Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...
Технологическая карта урока по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: познакомить учащих...