Конспект урока
план-конспект занятия (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Рисуем бабочку. 1класс
Задачи урока: развивать у детей образное восприятие объектов действительности; продолжать формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе, к земле, на которой родились и живём через произведения искусства и собственный чувственный мир, развивать у детей образную память эмоционально- эстетическую отзывчивость; осуществлять метапредметные связи изобразительного искусства, музыки, окружающего мира и др.
Формируемые личностные универсальные учебные действия:
- навыки организации рабочего места;
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение делать обобщения, сравнения;
- умение анализировать представленные работы и давать им характеристику;
- понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Метапредметные: — используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения и содержания других учебных предметов (музыка, окружающий мир и др); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др) художественно-эстетическим содержанием.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: урок с элементами путешествия.
Вид занятия: рисование по наблюдению и фантазии.
Методы и формы обучения: применение ИКТ (презентация), объяснительно – иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная форма работы.
Основные понятия и термины: бабочки ( Махаон, Подалирий, Аполлон, Мнемозина, Поликсена, Пестроглазка Галатея, Адмирал, Голубянка Мелеагр, Прозерпина, Медведица сельская, симметрия, ось симметрии (серединная линия), узор, цветовой круг.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, лист бумаги, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, грамзаписи «Мотылёк», музыка С.Майкапар, комплект открыток «Бабочки», красная книга, применение ЦОР - цифровые образовательные ресурсы презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Задача: организовать условия для благоприятного протекания урока, отслеживать соответствия санитарно- гигиенических условий обучения требованиям Сан Пинов.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача: организовать и направить деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, применяя психолого- педагогическую коррекцию актуального состояния учащихся.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Молодцы!
Здравствуйте садитесь девочки!
Здравствуйте садитесь мальчики!
Я очень рада встрече с вами.
Ребята давайте отгадаем ребус и узнаем тему урока?
1. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)
2.Может он в орех залезть,
А потом его заесть:
Всё, что вкусно, выедает
И обратно выползает ( червяк)
3.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо (оса)
4. Летит, пищит.
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.(комар)
5. Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (муравьи)
6.Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт. (муха)
7.Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)
- Правильно ребята, сегодня мы будем с вами рисовать бабочку.
3. Задача: просмотреть презентацию.
- Как называют эту группу животных? (Насекомые)
- По какому признаку можно отличить насекомых от других животных?
- Вывод: У насекомых 6 ног, крылья, туловище и есть чувствительные усики.
- Ребята, а все знаете о насекомых? А хотите узнать?
4.Усвоение новых знаний.
- Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются "насекомые", от слова "насечка", "насекать".
Живут эти животные везде:
на воде и под водой;
на земле и под землей;
в густой траве;
и в старом пне.
- По способу питания делятся на две группы. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют "растительноядными".
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)- одно из самых красивых насекомых на Земле.
- А вы знаете, как бабочки появляются на свет?
- А почему бабочек называют волшебниками? (потому что они проходят полный цикл превращения).
Они откладывают яйца, из яиц появляются гусеницы, они превращаются в куколок, обматывая себя собственной паутиной. В таком виде они зимуют. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: это медленно, как из пеленок, появляется бабочка. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если еѐ взять в руки, то на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть.
- Как вы думаете, зачем в природе бабочки?
Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.
- Давайте рассмотрим тело бабочки и выделим его части.
- Из каких частей состоит бабочка? (крылья, туловище, головка, усики).
-Какой формы крылья? (округлой).
- Одинаковые ли крылья по размеру вверху и внизу? (вверху – крылья побольше, а внизу – поменьше).
- Давайте прикроем левую часть бабочки, а теперь -правую.
-Что вы заметили? (если бабочку разделить пополам, то видно, что еѐ левая и правая
стороны одинаковы, их называют симметричными).
- Каких бабочек вы знаете?
Бабочки бывают разные по окраске и по размерам. Длина тела бабочки бывает 3 мм, а бывает и 30 см. Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками. Часто они различно раскрашены, на них складываются сложные, причудливые рисунки. У одних бабочек эти рисунки служат как бы маской. Рисунок у таких бабочек похож на кору деревьев, на растения. Сядет такая бабочка на дерево и не найдешь ее. А некоторые бабочки наоборот, раскрашены очень пестро. С наступлением темноты в ночное время жизнь насекомых не прекращается. Появляются ночные бабочки. Они по-особому окрашены, в более темные цвета. Удивительно тоже, что рисунок на крылья бабочек расположен симметрично, повторяется на одном и на другом крыле. Бабочки питаются нектаром - цветочным соком. Рот бабочки - длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка. Всего в мире насчитывается более 140 тыс. видов бабочек, многие из которых занесены в красную книгу.
5. Задача: показ слайдов ( красная книга РТ).
Махаон, Подалирий, Апполон, Мнемозина, Поликсена, Пестроглазка Галатея, Адмирал, Голубянка Мелеагр, Прозерпина, Медведица Сельская, Ленточница Голубая и много других.
Махаон - размеры 56-85 мм, обитает в горных степях и долинах, открытых прогреваемых местах лесостепи и лесной зоны. Встречается часто вдоль железных дорог, залетает на городские клумбы. Её основной окрас крылышек – желтый. На них черные узоры, около тела бабочки и на краях крыльев. Узоры в виде полосок и пятнышек. На задних крылышках махаона есть хвостики, длиной до 10 мм. На них же имеются синие округлые пятна вдоль верха крыла, и ярко красный глазок на внешнем краю крыла.
Подалирий - размеры 68-75 мм, обитает в зарослях кустарников, низкорослых лесах с дикой яблоней, на опушках лиственных лесов. Основной цветовой фон крыльев светло-жёлтый, передняя пара с чёрным рисунком из 7 вертикальных клиновидных полос, задняя с чёрно-голубым окаймлением. Задние крылья с хвостиками длиной до 15 мм, у их основания — по глазчатому пятну.
Аполлон - размер 70-90 мм, обитает на каменистые склонах в горах. Крылья белого цвета, иногда кремового, у вершины прозрачные. По внешнему краю крыльев проходит серая широкая полоса с белыми пятнами, сливающимися в узкую полосу. На верхних крыльях — 5 чёрных пятен, а на нижних — 5 красных с чёрным контуром. Характерное расположение чёрных и красных пятен очень сильно варьирует. Нижние крылья закруглены. У бабочек, только что вышедших из куколки, крылья сначала желтоватые. Тело значительно опушено. Усики с чёрной булавой. Глаза гладкие, крупные, снабженные маленькими бугорками, на которых сидят короткие щетинки.
Мнемозина - размер 52-60 мм, обитает на опушках и полянах в смешанных и лиственных лесах, в горных лугах, долинах ручьёв и мелких рек. Грудь и брюшко черные, покрыты густыми белесоватыми волосками. У самки брюшко сверху голое, блестящее, иногда с желтыми пятнами. Крылья округлые, без выступов и вырезов по краям, покрыты редкими чешуйками. Краевая область переднего крыла полупрозрачная, стекловидная. Жилки темные, резко контрастируют с фоном по всей длине.
Поликсена- размер 45-56 мм, обитает на опушки широколиственных лесов, в долинах рек и ручьев, склоны холмов с присутствием лечебной травы кирказона. Основной тон крыльев жёлтый с черными полосами и красными пятнами, размер и наличие которых может варьировать.
Пестроглазка Галатея - размер 40-45 мм, обитает на лужайках, лесных дорогах, опушки хвойных лесов и склоны холмов. Длина передних крыльев составляет от 2,6 до 2,8 см, на верхней стороне имеется черно-белый рисунок, схожий с шахматной доской.
Адмирал - размер 55-60 мм, обитает на опушки лесов, просеки, луга с чертополохом, городские клумбы с осенними цветами. Общий фон крыльев темно-коричневый или чёрный. Отличительная особенность адмирала- ярко-красная полоса на тёмном фоне и белые пятна в вершинных углах передних крыльев. На переднем крыле 9 белых пятен, 3 из которых сливаются в полоску, идущую от переднего края. Через переднее крыло от переднего края до заднего проходит красно-оранжевая, чуть изогнутая, полоса. По внешнему краю заднего крыла проходит узкая красноватая полоска со светлыми краевыми лунками и рядом черных точек на ней. У заднего угла 2 маленьких синих пятна. У самок на красной полосе передних крыльев находится белая точка.
Голубянка Мелеагр - размер 30-36 мм, обитает на сухих прогреваемых склонах и берегов рек, на лесных опушках, каменистых склонах холмов до высоты 1500м над уровнем моря. Длина переднего крыла 16-18 мм. Крылья самца сверху светло-голубые с темным краем, задние несколько зазубрены. Самки или голубые, или коричневые с более темной широкой полосой по краю крыльев и рядом светлых, центрированных темных глазков вдоль заднего края заднего крыла; края задних крыльев сильно зазубрены.
Прозерпина - размер 36-38 мм, встречается на прогретых солнцем склонах, берегах рек, лесосеках и пойменных лесах.
Медведица Сельская - размер 50-60 мм, обитает на опушках, в зарослях кустарников, разнотравные склоны. Фон передних крыльев черный с кремовыми или белыми пятнами. Рисунок изменчив, пятна могут сливаться. Бабочку отличают черная грудь с белыми боками и светлое пятно в основании переднего крыла.
6. Физкульт – минутка.
Мы красивые бабочки ( подняли дети руки вверх).
Дунул ветер ( дети опускают медленно руки вниз)
Полетели , полетели
И на землю сели (садятся на корточки)
Ветер снова набежал (встают на носочки, тянутся за руками)
Полетели, полетели
Повертел их покружил (кружатся вокруг себя)
И на землю опустил (садятся на корточки)
Тихо сели МОЛОДЦЫ!
7. Практическая работа
- Как называется небольшая деревянная дощечка, на которой художник смешивает краски, во время работы? (палитра).
- Что такое цветовой круг?
- Какие основные цвета вы знаете? (красный, желтый, синий).
- Цвета каких оттенков принадлежат к теплой цветной гамме? (красного, желтого, оранжевого).
- Цвета каких оттенков принадлежат к холодной цветной гамме? (синего, голубого, зеленого, фиолетового).
- Ребята мы сегодня на уроке нарисуем Бабочку- крапивницу.
Самыми заметными и большими частями у бабочки являются треугольной формы
крылья, два передних и два задних. Их поверхность покрыта мельчайшими разноцвет-
ными чешуйками, образующими очаровательные узоры. Крылья прикрепляются к грудке,
имеющей овальную форму. Ее поверхность вся покрыта мелкими волосками. Снизу к
грудке прикрепляются шесть слабых ножек. Спереди грудка соединяется с головой, а
сзади — с брюшком. Голова имеет округлую форму. На ней расположены два сложных
глаза, тоненькие усики и длинный хоботок, скрученный спиралью. Брюшко круглое,
часто конической формы. Возьмем карандаш 2Н, или любой другой твердый, который у Вас
есть. Настоящие художники не пользуются линейкой, но если Вы только учитесь, прямые
направляющие линии помогут Вам сориентироваться.
Нарисуем крапивницу. Отметим основные размеры. Для изображения формы грудки
всю длину разделим пополам и проведем среднюю вертикальную линию. Середину
грудки фиксирует нижний горизонтальный контур передних крыльев. Наметив его
прямой линией, проведем овал грудки. Нарисуем головку и брюшко. Схематически
покажем крылья бабочки. Ориентируясь на опорные части контура, проводим прямую
горизонтальную линию, соединяющую верхние углы передних крыльев; боковые
наклонные линии, соединяющие крайние зубцы переднего и заднего крыльев; прямую
горизонтальную, соединяющую нижние вершины задних крыльев. Таким образом вся
бабочка вписывается в трапециевидную фигуру.
Форма крыльев бабочки-крапивницы характеризуется цельнокрайними плечиками
передних крыльев с двумя изломами (у головы и у вершины углов), зубчатыми
боковыми контурами (с тремя большими выемками и зубцами по краям) и слегка
изогнутыми нижними краями крыльев. Контуры задних крыльев сверху пере
крываются передними крыльями, боковые части — зубчатые (с тремя выемками; и
внутренние цельные края, слегка изогнутые одним вырезом. Эти особенности формы
отмечаем прямыми линиями, параллельными карандашу-вектору, соединяющему
конечные точки каждого элемента контура. Здесь необходима большая точность в
определении направлений и размеров каждого элемента. В прямолинейных элементах
контура покажем характер живой линии контура с ее изгибами в ту или иную сторону,
выемками и зубцами. Нарисуем усики, уточним форму головы, грудки и брюшка,
нанесем узоры на крылья. Сравним с натурой.
-Учитель рисует на формате А-2 у доски красками вместе с детьми.
Звучит музыка. «Мотылёк» С.Майкапар.
8. Задача: перед началом выполнения работы учащимся надо помочь разложить все художественные принадлежности на столе. Обратить внимание на вопросы по технике безопасности:
- за столом ведем себя аккуратно, не балуемся;
- не размахиваем кистью, работа с палитрой.
Для работы нам понадобится: кисти, различной толщины, краски. Работа акварелью ведется
последовательно, не забывайте, что окраска крыльев – симметрична. Нужно аккуратно наносить
цвета, сначала светлые, и постепенно переходя к темным тонам. Работая строго в зеркальном
отражении (симметрично). Передадим ее окраску цветной акварелью. Изобразим сначала
жёлтые пятна крыльев, затем красновато- оранжевые части и голубые пятнышки по краям
крыльев, зеленовато- серые нижние края задних крыльев и черные пятна. Головку, грудку
и брюшко. Покажем мягкость границ черного пятна, расположенного в середине, вокруг
тела бабочки. Сравним изображённую бабочку с моделью, проверим цветовой тон,
насыщенность и светлоту окраски.
9. Подведение итогов.
Задача: проверить качество усвоения пройденного материала. Обеспечить психологическую поддержку учащимся класса.
- Дети на каком этапе урока наиболее интересно было работать?
- Какие выразительные возможности теплых и холодных цветов во время выполнения работы вы
использовали? (теплые - веселые, игривые; холодные - грустные).
- Что бы вы сделали иначе? (Дети рассказывают исполнилось ли их ожидание, что по их мнению
удалось, а что - нет, начиная словами "Сегодня на уроке я.").
- Выставка рисунков учащихся.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Приятно было любоваться красивыми узорами бабочек?
- Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?
- Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить, поблагодарить их создателей?
10. Домашнее задание.
Найти загадки о насекомых. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....