Программа по дефектологии 2 класс для детей с УО
рабочая программа (2 класс)
Программа по дефектологии составлена на основе адаптированной программы и учебным планом МКОУ школы-интерната. Рабочая программа рассчитана на обучение детей с УО: на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с УО.
Цель данного курса: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи курса:
— обогащение чувственного познавательного опыта;
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uo_2_kl.docx | 76.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Программа по дефектологии
для детей с УО
2 «А» класс
Составила: Ратиева Виктория Владимировна,
Педагог-психолог
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа по дефектологии составлена на основе адаптированной программы и учебным планом МКОУ школы-интерната. Рабочая программа рассчитана на обучение детей с УО: на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с УО.
Цель данного курса: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи курса:
— обогащение чувственного познавательного опыта;
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Обучающийся долен уметь
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), -пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, -вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- выполнять простые инструкции;
- выполнять действия рука-в-руке;
- различать различные по размеру и форме предметы;
- копировать с помощью палочек простые изображения;
- застёгивать и расстёгивать пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
- находить одинаковые по звуку предметы (с помощью);
- собирать и разбирать пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
- строить из кубиков башню
- фиксировать взгляд на объекте;
- воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;
- скатывать из бумаги шарики;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывать (достает) карандаши в (из) коробки;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами.
Календарно-тематическое планирование уроков
(3 часа в неделю, 95 ч в год)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 триместр | ||||
1 | Первичная диагностика | 1 | 01.09 | |
2 | Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе» | 1 | 05.09 | |
3 | Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке. | 1 | 07.09 | |
4 | Выполнение подражательных действий со сменой движений. | 1 | 08.09 | |
5 | Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое). | 1 | 12.09 | |
6 | Узнавание предметов на ощупь. | 1 | 14.09 | |
7 | Узнавание предмета по словесной инструкции учителя. | 1 | 15.09 | |
8 | Собирание листов в стопку. | 1 | 19.09 | |
9 | Собирание и сортировка монет. | 1 | 21.09 | |
10 | Собирание вкладных цилиндров. | 1 | 22.09 | |
11 | Собирание матрешки. | 1 | 26.09 | |
12 | Нанизывание колец пирамиды с учетом размера. | 1 | 28.09 | |
13 | Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком. | 1 | 29.09 | |
14 | Заполнение мелкими предметами сосудов с узким горлышком. | 2 | 03.10 05.10 | |
15 | Набирание ложкой крупы | 2 | 06.10 17.10 | |
16 | Переливание воды из одного сосуда в другой | 2 | 18.10 19.10 | |
17 | Нанизывание крупных бус одного цвета | 2 | 24.10 26.10 | |
18 | Нанизывание мелких бус одного цвета | 2 | 27.10 31.10 | |
19 | Нанизывание бус чередуя по размеру (большая, маленькая). | 2 | 02.11 03.11 | |
20 | Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото». | 2 | 07.11 09.11 | |
21 | Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам. | 2 | 10.11 14.11 | |
22 | Дидактическая игра «Геометрическое лото». | 2 | 15.11 16.11 | |
23 | Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки. | 2 | 28.11 30.11 | |
24 | Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма). | 2 | 01.12 05.12 | |
25 | Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд. | 2 | 07.12 08.12 | |
26 | Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд | 2 | 19.12 21.12 | |
27 | Чередование предметов через один элемент по размеру. Выкладывание их в ряд. | 2 | 22.12 26.12 | |
28 | Узнавание и различение предметов по длине | 2 | 28.12 29.12 | |
29 | Узнавание и различение предметов по толщине. | 2 | 09.01 11.01 | |
30 | Узнавание и различение предметов по весу | 2 | 12.01 16.01 | |
31 | Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета). | 2 | 18.01 19.01 | |
32 | Работа со строительным конструктором. Постройка кресла (кубики одинаковой формы и цвета). | 2 | 23.01 25.01 | |
33 | Работа со строительным конструктором. Постройка кровати (кубики разной формы, одинакового цвета). | 2 | 26.01 30.01 | |
34 | Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам | 2 | 01.02 02.02 | |
35 | Складывание из счетных палочек букв алфавита (а, у, о, м, с, х, ш). | 2 | 06.02 08.02 | |
36 | Складывание из счетных палочек дерево | 2 | 09.02 13.02 | |
37 | Складывание из счетных палочек кормушка | 2 | 15.02 16.02 | |
38 | Складывание из счетных палочек машина | 2 | 27.02 29.02 | |
39 | Складывание из счетных палочек двухэтажный дом. | 2 | 01.03 05.03 | |
40 | Накладывание счетных палочек на изображение колодца | 2 | 07.03 08.03 | |
41 | Накладывание счетных палочек на изображение качелей | 1 | 12.03 | |
42 | Накладывание счетных палочек на изображение письменного стола с ящиком | 1 | 14.03 | |
43 | Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм | 1 | 15.03 | |
2 триместр | ||||
44 | Складывание крупных пазлов по картинке | 1 | 19.03 | |
45 | Складывание картинки из кубиков с картинками | 1 | 21.03 | |
46 | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента | 1 | 22.03 | |
47 | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов | 1 | 26.03 | |
48 | Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник). | 1 | 28.03 | |
49 | Работа с мозаикой. Животные | 1 | 29.03 | |
50 | Работа с мозаикой. Транспорт | 1 | 02.04 | |
51 | Работа с мозаикой. Дом с крышей и трубой | 1 | 04.04 | |
52 | Работа с мозаикой. Цветок на стебле. | 1 | 05.04 | |
53 | Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик». | 1 | 16.04 | |
54 | Сортировка ниток по цвету. | 1 | 18.04 | |
55 | Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. | 1 | 19.04 | |
56 | Наматывание ниток на катушку. | 1 | 23.04 | |
57 | Наматывание ниток на клубок. | 1 | 25.04 | |
58 | Наматывание ниток на картон. | 1 | 26.04 | |
59 | Плетение косичек из толстых шнуров. | 1 | 30.04 | |
60 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Картинное цветное лото». | 1 | 02.05 | |
61 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Почтовый ящик». | 1 | 03.05 | |
3 триместр | ||||
62 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Поиск в окружающем». | 1 | 07.05 | |
63 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Светофор». | 1 | 14.05 | |
64 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра Чудесный мешочек». | 1 | 16.05 | |
65 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что лишнее». | 1 | 17.05 | |
66 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Строим дом». | 1 | 21.05 | |
67 | Арттерапия. Массаж БАТ. Сказкотерапия | 1 | 23.05 | |
68 | Итоговое занятие | 1 | 24.05 | |
ИТОГО: | 95 ч |
Используемая литература
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.
4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы обучения глубоко умственно-отсталых детей НИИ ДЕФЕКТОЛОГИИ.
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ . В ПОМОЩЬ ДЕФЕКТОЛОГУ....
Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...
адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.
Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....
Рабочая программа "Человек" 1 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...
Неопределённая форма глагола. 4 класс. Программа «Перспектива». (в классе имеются дети с ОВЗ ( нарушения функций опорно-двигательного аппарата).
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Неопределённая форма глагола". Программа «Перспектива». (в классе имеются дети с ОВЗ ( нарушения...
Программа по дефектологии для детей с ЗПР 3 класс
Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...
Программа по дефектологии 4 класс для детей с УО
Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...