Программа по дефектологии 2 класс для детей с УО
рабочая программа (2 класс)

Ратиева Виктория Владимировна

Программа по дефектологии составлена на основе адаптированной программы и учебным планом МКОУ школы-интерната. Рабочая программа рассчитана на обучение детей с УО: на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с УО.

Цель данного курса: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

          Задачи курса:

—  обогащение чувственного познавательного опыта;

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo_2_kl.docx76.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

                                                    

 Программа по дефектологии

для детей с УО

2 «А» класс

Составила: Ратиева Виктория Владимировна,

Педагог-психолог

                                                2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Программа по дефектологии составлена на основе адаптированной программы и учебным планом МКОУ школы-интерната. Рабочая программа рассчитана на обучение детей с УО: на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с УО.

Цель данного курса: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

        Задачи курса:

—  обогащение чувственного познавательного опыта;

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Обучающийся долен уметь

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), -пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, -вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);

- следовать предложенному плану;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- выполнять простые инструкции;

- выполнять действия рука-в-руке;

- различать различные по размеру и форме предметы;

- копировать с помощью палочек простые изображения;

- застёгивать и расстёгивать пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);

- находить одинаковые по звуку предметы (с помощью);

- собирать и разбирать пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);

- строить из кубиков башню

- фиксировать взгляд на объекте;

- воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;

- скатывать из бумаги шарики;

- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывать (достает) карандаши в (из) коробки;

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами.

Календарно-тематическое планирование уроков

(3 часа в неделю, 95 ч в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по

факту

1 триместр

1

Первичная диагностика

1

01.09

2

Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе»

1

05.09

3

Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке.

1

07.09

4

Выполнение подражательных действий со сменой движений.

1

08.09

5

Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое).

1

12.09

6

Узнавание предметов на ощупь.

1

14.09

7

Узнавание предмета по словесной инструкции учителя.

1

15.09

8

Собирание листов в стопку.

1

19.09

9

Собирание и сортировка монет.

1

21.09

10

Собирание вкладных цилиндров.

1

22.09

11

Собирание матрешки.

1

26.09

12

Нанизывание колец пирамиды с учетом размера.

1

28.09

13

Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком.

1

29.09

14

Заполнение мелкими предметами сосудов с узким горлышком.

2

03.10

05.10

15

Набирание ложкой крупы

2

06.10

17.10

16

Переливание воды из одного сосуда в другой

2

18.10

19.10

17

Нанизывание крупных бус одного цвета

2

24.10

26.10

18

Нанизывание мелких бус одного цвета

2

27.10

31.10

19

Нанизывание бус чередуя по размеру (большая, маленькая).

2

02.11

03.11

20

Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото».

2

07.11

09.11

21

Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам.

2

10.11

14.11

22

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

2

15.11

16.11

23

Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки.

2

28.11

30.11

24

Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма).

2

01.12

05.12

25

Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд.

2

07.12

08.12

26

Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд

2

19.12

21.12

27

Чередование предметов через один элемент по размеру. Выкладывание их в ряд.

2

22.12

26.12

28

Узнавание и различение предметов по длине

2

28.12

29.12

29

Узнавание и различение предметов по толщине.

2

09.01

11.01

30

Узнавание и различение предметов по весу

2

12.01

16.01

31

Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета).

2

18.01

19.01

32

Работа со строительным конструктором. Постройка кресла (кубики одинаковой формы и цвета).

2

23.01

25.01

33

Работа со строительным конструктором. Постройка кровати (кубики разной формы, одинакового цвета).

2

26.01

30.01

34

Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам

2

01.02

02.02

35

Складывание из счетных палочек букв алфавита (а, у, о, м, с, х, ш).

2

06.02

08.02

36

Складывание из счетных палочек дерево

2

09.02

13.02

37

Складывание из счетных палочек кормушка

2

15.02

16.02

38

Складывание из счетных палочек машина

2

27.02

29.02

39

Складывание из счетных палочек двухэтажный дом.

2

01.03

05.03

40

Накладывание счетных палочек на изображение колодца

2

07.03

08.03

41

Накладывание счетных палочек на изображение качелей

1

12.03

42

Накладывание счетных палочек на изображение письменного стола с ящиком

1

14.03

43

Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм

1

15.03

2 триместр

44

Складывание крупных пазлов по картинке

1

19.03

45

Складывание картинки из кубиков с картинками

1

21.03

46

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента

1

22.03

47

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов

1

26.03

48

Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник).

1

28.03

49

Работа с мозаикой. Животные

1

29.03

50

Работа с мозаикой. Транспорт

1

02.04

51

Работа с мозаикой. Дом с крышей и трубой

1

04.04

52

Работа с мозаикой. Цветок на стебле.

1

05.04

53

Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик».

1

16.04

54

Сортировка ниток по цвету.

1

18.04

55

Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.

1

19.04

56

Наматывание ниток на катушку.

1

23.04

57

Наматывание ниток на клубок.

1

25.04

58

Наматывание ниток на картон.

1

26.04

59

Плетение косичек из толстых шнуров.

1

30.04

60

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Картинное цветное лото».

1

02.05

61

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Почтовый ящик».

1

03.05

3 триместр

62

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Поиск в окружающем».

1

07.05

63

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Светофор».

1

14.05

64

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра Чудесный мешочек».

1

16.05

65

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что лишнее».

1

17.05

66

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Строим дом».

1

21.05

67

Арттерапия. Массаж БАТ. Сказкотерапия

1

23.05

68

Итоговое занятие

1

24.05

ИТОГО:

95 ч

Используемая литература

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.

Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....

Рабочая программа "Человек" 1 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...

Неопределённая форма глагола. 4 класс. Программа «Перспектива». (в классе имеются дети с ОВЗ ( нарушения функций опорно-двигательного аппарата).

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Неопределённая форма глагола".   Программа «Перспектива». (в классе  имеются дети с ОВЗ ( нарушения...

Программа по дефектологии для детей с ЗПР 3 класс

Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...

Программа по дефектологии 4 класс для детей с УО

Программа по дефектологии составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Уроки психологии в начальной школе» (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис...