Неопределённая форма глагола. 4 класс. Программа «Перспектива». (в классе имеются дети с ОВЗ ( нарушения функций опорно-двигательного аппарата).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Неопределённая форма глагола".   Программа «Перспектива». (в классе  имеются дети с ОВЗ ( нарушения функций опорно-двигательного аппарата).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: Неопределённая форма глагола.  4 класс. Программа «Перспектива». (в классе  имеются дети с ОВЗ ( нарушения функций опорно-двигательного аппарата).

1.ФИО Живорыкина Марина Васильевна

2.Место работы : Байловский филиал МБОУ Пичаевская СОШ Пичаевского района Тамбовской области

3. Должность: учитель начальных классов

4.Предмет: Русский язык

5.Класс: 4

6.Тема урока: Неопределённая форма глагола

7.Базовый учебник  : Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной.

8.Тип урока: Урок  ознакомления с новым материалом.

9. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

10.Цель урока:  ознакомление учащихся с глаголами неопределенной формы.

11.Задачи урока:

Образовательная:  дать представления об особенностях неопределённой формы глагола;

Развивающая: развитие умения различать неопределённую форму глагола, ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка

Оздоровительная:корректировать  отклонения физического развития, способствовать сохранению навыка правильной осанки, оптимизировать  функциональные системы организма;

12.Планируемые результаты:

Личностные

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование  мотивации к обучению и познанию
- формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии 
- формирование уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД

 –-учить принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные УУД

-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;

- учить использовать знаково-символические средства,  схемы;

Коммуникативные УУД  

- использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное

Предметные результаты

-содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;

-упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;

-способствовать совершенствованию умения выполнять морфемный и фонетический разборы слов;

-содействовать развитию письменной связной речи учащихся;

-продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;

-воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

13.Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной, тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1 мин

Личностные УУД

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1Прошла перемена, услышан звонок,

Пора поскорее начать нам урок!

Пожалуйста улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать.

Дети проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний и умений. 3 мин.

Познавательные УУД.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

-умение слушать и понимать речь других

Активизация мыслительных операций и  познавательных процессов(внимание, память).

 

Запишите в тетради число и классная работа.

Для орфографической разминки я задумала слово  - узнайте его

 Жёлтый- прилагательное, 2 слога, 6 букв, 6 звуков

- Составьте предложение с этим словом.

Ученики задают вопросы о составе слогов, звуков. букв , запрашивают информацию с какой буквы начинается и обобщают.

Затем находят это слово  в словаре и записывают в тетрадь.

3.Выявление места и причины затруднения.5мин.

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме).

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД

Познавательные УУД:

-общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

 

Выявление учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Подберите к слову жёлтый родственные слова ( работа в парах)

Желтизна, желтеть, желтоватый, жёлтенький ( На какие группы мы можем разделить родственные слова)

  Назовите грамматические характеристики слов

 Желтеет, желтел, пожелтеет

( работа в группах)

А можно ли  отнести глагол Желтеть к одной из этих групп?

Учащиеся  рассуждают, анализируют, делают вывод

Желтеет – глагол, наст. времени. ед. ч. . 3л.

Желтел- глагол прош. вр., ед. ч., м. р.

Пожелтеет – глагол будущего времени, ед.ч.. 3л.

Фиксируют индивидуальное затруднение

4.Постановка учебной проблемы. 3мин.

Регулятивные УУД

- планирование своей деятельности

- прогнозирование поиска информации

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение  цели

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Так какая будет сегодня тема урока.( неопределённая форма глагола)

Какую поставим цель?

Что нас  может заинтересовать ?

(можно ли определить время , число, лицо у глагола неопределённой формы)

Выделяют тему  и цель урока.

Предполагают , что  будет изучаться на данном уроке.

4.Открытие нового знания. 5 мин.

 Коммуникативные

УУД:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

-прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Предметные результаты

-  систематизация знаний учащихся о неопределенной форме глагола;

 

 Решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Где можно найти интересующую нас информацию?

Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя перегибать переплет. Нельзя вырывать из книги страницы, писать в ней.

Найдите глаголы.

Составим алгоритм определения глагола неопределённой формы:

1. На какой вопрос отвечает?

2. Какой суффикс?

Что можете сказать

 Сделаем вывод.

Как мы будем  находить глаголы неопределённой формы

Учащиеся предлагают найти информацию в учебнике, сети интернет  в книге

  Из предложенного текста находят глаголы.  Составляют алгоритм. Анализируют . делают вывод

У глаголов в неопределённой форме  нельзя определить  время, число и лицо

6.Физкультминутка.

2 мин.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения мышц.

«На прогулке»Солнце, солнце высоко. (тянутся кверху)

Нам от солнышка тепло. (легкие поглаживания по лицу)

Тает снег от лучей. (приседают)

Звонко побежал ручей. (бегут по кругу)

Вы за ручейком бегите.

Лужи все перешагните. ( ходьба)

Вот веселый воробей в лужице купается. (руки за спиной)

Чистит свои перышки (легкие поглаживания рук)

И отряхивается. (потряхивание кистями)

А теперь все  полетели

И на место тихо сели.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8 мин.

Коммуникативные

УУД:

-сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации 

Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи

Предметные  УУД умение применять знания на практике

Усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Поработаем по учебнику: упражнение  №  136 с. 84-85

Прочитайте задание. Как вы его понимаете ?

Давайте  разделимся на группы и выполним следующие задания:

 1   группа(1 уровень) – замените словосочетание глаголом неопределённой формы

 Разговаривать громко- кричать

дать ответ  -                                    

покрыть краской -                                              

лить слёзы -                                  

сделать подарок -                        

сделать проверку -                      

 

 2 группа(2 уровень) –Замените фразеологизм глаголом неопределённой формы

Держать язык за зубами -

Зарубить на носу -

Повесить нос -

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал

обманывали, кричали, наказал

 3 группа(3 уровень)

-попробует образовать глаголы неопределенной формы от других   частей речи

От имени существительного:

 бритва - брить

   коса -……..

   пила -……..

   свет -…….

   чтение -……

    смех -…….

Учащиеся работают в группах. Обсуждают.  Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке.

7.Применение новых знаний.

5 мин.

РегулятивныеУУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные  УУД:

общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

 Проверим работу наших групп.

Игра «Узнай меня».

Помогите найти глаголы неопределённой формы.

Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься 

       

1 ученик от группы рассказывает  по своей карточке .

Другие  учащиеся могут дополнять , оценивают ответ.

Находят отличия неопределённой формы глагола от других частей речи

8.Физкультминутка. 2мин.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

Развитие подвижности плечевого пояса и позвоночника,  статической выносливости мышц шеи и спины.

Выполнение общеразвивающих упражнений, связанных текстовкой.

Выполняют физические упражнения для мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырёх направлениях), ног (приседания, прыжки).

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём

И бегаем кругом!

9.Включение нового знания в систему знаний

и повторение. 5 мин.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавтельные УУД

-моделирование

- анализ  и синтез

 Выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Поработаем в тетради.

- зачем нам так важно изучить глаголы  неопределённой формы?

 Проведём исследование

  Поставьте глагол учить во все возможные временные формы  наст. вр- учит прош. вр - учил

 буд. вр будут учить

 А теперь попробуем поставить глагол научить  почему не получается  форма настоящего времени

Организация самостоятельной работы детей.

Работа в тетрадях (работа в парах).

Анализируют, сравнивают
заполняют модель, делают вывод

вид

Нас. в

Прош. в

Буд. в

Несов. в

+

+

2 слова

Сов. В.

-

+

+

10.Рефлексия учебной деятельности. 5 мин.

 Личностные УУД :  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные  УУД :     умение сравнивать, делать выводы;

 Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Работа по карточкам:

- прочитайте, найдите глаголы, образуйте их неопределённую форму.

 (Работа с текстом).

Ответы детей.

Дети оценивают свои достижения.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

11.Итог урока. 1 мин.

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

 Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей, сумели выделить главное.

Ответы детей.

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Подбор методов психологической диагностики и коррекции при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях образовательного учреждения.

Подбор методов психологической диагностики и коррекции при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях образовательного учреждения....

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...

Технологическая карта урока русский язык "Неопределённая форма глагола" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Цель урока: создать условия для знакомства с особенностями глаголов неопределенной формы.Дидактические:уметь распознавать глаголы в тексте;уметь правильно находить и ставить вопросы к глаголам неопред...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола»Планируемые результаты: Предметные:1. Знать признаки глаголов в неопределённой форме.2. Уметь распознава...