ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Декоративная роспись»
рабочая программа (2 класс)

Программа «Декоративная роспись» направлена на приобщение учащихся к народному, декоративно-прикладному искусству и получение ими опыта применения художественных знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности и повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativnaya_rospis_boyko_o.v._vord.docx133.3 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  образования города Курска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов № 52»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 13

от «30» мая 2023 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 52»

________________Е.В. Нуянзина

Приказ №       154   

от «30 »мая 2023 г.

М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Декоративная роспись»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Бойко Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования

г.Курск, 2023 г.

Оглавление

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ….………...….

1.1.Пояснительная записка        ……………………………………………………….

1.2.Цель программы…………………………………………………………...............

1.3. Задачи программы................................................................................................

1.4.Содержание программы……………………………………………………….….

1.5.Планируемые результаты……………………………………………………..…..

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ………

2.1. Календарный учебный график………………………………..……….…….…

2.2. Оценочные материалы…………………………………………………………

2.3. Формы аттестации…………………………………………..…………………

2.4.  Методические материалы………………………………………………………

2.5.  Условия реализации программы………………………………………………

3.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ..……………………………………

4.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………

4.1. Список литературы, рекомендованной педагогам……………..………..……

4.2. Список литературы, рекомендованной обучающимся……….………...……

4.3. Список литературы, рекомендованной родителям….…..……….……………

5.ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................................


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка

Нормативно-правовая база программы «Декоративная роспись»:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023 г.);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»;

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);  

Закон Курской области от 09.12.2013 г. №121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;

Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.03.2023 г. №1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52», утвержденный приказом комитета образования города Курска от 24 декабря 2015 г. № 1316;

Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52»,  утвержденное протоколом педагогического совета МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52»(утвержденный приказом от 25 мая 2021г. № 13).

  Направленность программы: художественая.

 

   Актуальность программы «Декоративная роспись» направлена на приобщение учащихся к народному, декоративно-прикладному искусству и получение ими опыта применения художественных знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности и повседневной жизни. Освоение программы обеспечивает повышение уровня эрудиции и компетентности учащихся в области художественного декоративно-прикладного творчества. Учебный материал программы включает в себя изучение и освоение основ известных традиционных народных промыслов Хохломы, Городеца, Гжели, Полхов-Майдана, Северной Двины и нетрадиционных видов росписи по стеклу и керамике, техники «декупаж». Учащиеся осваивают способы работы с инструментами, разными видами материалов, красок, учатся оформлению и обработке изделий, Изучаемые темы сопровождаются расширенным комплексом практических заданий и тематических бесед. Учебный материал излагается последовательно, по принципу «от простого к сложному». Освоение программы расширяет представления учащихся о разнообразии и художественных возможностях декоративно-прикладной деятельности, формирует художественный вкус и эстетические представления, приобщает к историческим аспектам народного творчества, воспитывает уважение к народным традициям, что является основой становления патриотизма и гражданской самоидентификации.

 

   Отличительной особенностью программы является то, что программный материал представлен разделами, в которых предлагается знакомство с основными центрами народных промыслов и нетрадиционными техниками рисования. В учебно-тематическом планировании программы непредусмотрено разделение разделов на темы в связи с особенностями учебного материала.

Программа «Декоративная роспись» является самостоятельным целостным курсом.

Программа имеет стартовый уровень обучения.

В процессе обучения на каждом занятии используются динамические упражнения для глаз, обеспечивающие защиту и отдых органов зрения учащихся.

  Уровень программы – стартовый.

  Адресат программы: дети 7-8 лет, младший школьный возраст.

  Признаком возраста 7-8 лет является начало школьной жизни, появление социального статуса школьника. Социальная ситуация развития характеризуется переходом от свободного существования к обязательной, общественно-значимой и общественно- оцениваемой деятельности. Ведущей становится учебная деятельность. Кризисным моментом возраста является мотивационный кризис, связанный с отсутствием содержательных мотивов учения. Появляется произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия, чувство компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция школьника. Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и произвольным вниманием. Самооценка адекватная, появляется обобщение переживаний и осознание чувств.

  Объём и срок освоения программы: 36 часов, 1 год обучения.

Программа «Декоративная роспись» рассчитана на 1 год обучения. Количество     часов – 36.

  Объем всего курса обучения: 36×1=36 часов.

   Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 40 минут.

  Форма обучения: очная.

  Язык обучения: русский.  

  Форма организации образовательного процесса: групповая.  

  Особенности организации образовательного процесса: на обучение по программе могут быть приняты все желающие независимо от уровня подготовки, физических данных.  

Количество обучающихся в группе – от 20 до30 человек.

Занятия по программе могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.  

Набор осуществляется через регистрацию заявки в АИС «Навигатор дополнительного образования детей Курской области» https://р46.навигатор.дети.

Особенности организации образовательного процесса: традиционная – реализуется в рамках учреждения.

1.2. Цель программы

Цель программы: формирование устойчивого интереса учащихся к народному и декоративно-прикладному творчеству.

1.3. Задачи программы

Образовательные:

-знакомить с техникой безопасности;

-знакомить с гигиеной рабочего места, посадкой за столом;

-знакомить с особенностями различных инструментов и материалов;

-знакомить с культурой, традициями и творчеством народов России;

-учить выполнять элементы гжельской, хохломской, городецкой, полхов-майданской, пермогорской росписей;

-учить первичным практическими умениями и навыками художественной деятельности;

-учить простейшим приёмам кистевой росписи;

-учить выполнять роспись традиционных матрешек;

-учить нетрадиционным техникам росписи по стеклу и керамике;

-учить основам построения декоративной композиции;

-учить способам подготовки деревянных изделий под роспись.

-учить выполнять основные технологические этапы работы.

Развивающие:

-развивать ассоциативно-образное мышление;

-развивать зрительную память;

-развивать внимание и наблюдательность;

-развивать любознательность;

-развивать мелкую и крупную моторику;

-способствовать развитию у обучающихся навыков применения полученных    знаний в последующей образовательной, научной и практической деятельности;

-способствовать развитию навыка работы в команде;

-развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;

-развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися.

Воспитательные:

-воспитывать организованность и аккуратность;

-воспитывать самостоятельность, ответственность и дисциплинированность;

-воспитывать дружелюбие, эмоциональную отзывчивость.

-воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость, упорство;  

-воспитывать ответственность за результаты учебного труда, учить понимать его значимость.

1.4. Планируемые результаты

В ходе освоения данной программы обучающиеся будут:

-знать:

-правила организации рабочего места;

-название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

-основные термины и понятия, предусмотренные программой;

-особенности работы гуашевыми и акриловыми красителями;

-основные законы декоративной композиции;

-историю возникновения, простейшие элементы и технологию выполнения гжельской, полхов-майданской, городецкой, хохломской, пермогорской видов- росписи;

-основные виды традиционных матрешек;

-основныетехникиросписи по керамике.

уметь:

-правильно и рационально организовать рабочее место;

-пользоваться палитрой, красками;

-работать с наглядным материалом;

-выполнять основные техники росписи  по керамике;

-выполнять основные элементы городецкой росписи;

-изображать цветочки полхов-майданской росписи, составлять гирлянду из элементов росписи;

-выполнять «травный орнамент» в хохломской росписи;

-выполнять основные элементы пермогорской росписи;

-работать в команде;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

-владеть:

-владеть способами подготовки деревянных изделий под роспись.

-терминологией в области художественных дисциплин;

-умениями обобщать и систематизировать полученные знания в уточнении формулировок основных терминов;

-навыками оценки результата деятельности и замысла, выбора способа действий в рамках предложенных условий и требований, в соответствии с изменяющейся ситуацией.

1.5. Содержание программы

1.5.1 Учебный план

Таблица 1

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Сказочная Гжель

4

1

3

Обсуждение/Входной

2.

Цветочные узоры Полхов-Майдана

5

2

3

Обсуждение/Входной

Практическое задание/Текущий

3.

Традиционная матрешка

4

1

3

Обсуждение/Входной

Практическое задание/Текущий

4

Роспись по керамике и стеклу

5

2

3

Обсуждение/Входной

Практическое задание/Текущий

5

Городецкая роспись

5

1

4

Обсуждение/Входной

Практическое задание/Текущий

6

Хохломская роспись

5

2

3

Практическое задание/Текущий

Промежуточная аттестация

7

Узоры Северной Двины

5

2

3

Обсуждение/Входной

Практическое задание/Текущий

8

Повторение

3

1

2

Практическая работа/Текущий

Итого

36

12

24

1.5.2. Содержание учебного плана

1 Раздел. Сказочная гжель

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Краткое содержание программы первого года обучения. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика». Особенности изображения традиционных гжельских орнаментов. Знакомство с элементами гжельской росписи «бордюры», «капелька». Особенности мазковой техники. Знакомство с техникой папье-маше.

Практическая работа

Выполнение простейших элементов. Упражнения на выполнение кистевых приёмов. Выполнение элементов «бордюры», «капелька».

Выполнение орнамента на изображении блюда.

Выполнение орнамента в круге.

Выполнение традиционного гжельского цветка на изображении чашки.

Выполнение тарелочки в технике папье-маше.

Составление композиции из изученных элементов. Выполнение росписи на тарелочке.

Беседа «История возникновения и исторические особенности гжельского промысла».

Динамические упражнения для глаз.

2 Раздел. Цветочные узоры Полхов-Майдана

Теория. Знакомство с Полхов-Майданским промыслом. Особенности палитры. Основные элементы «ягоды и бутоны», «цветочки», «майданская роза». Знакомство с приёмами построения цветочного узора из элементов росписи.

Практическая работа

Выполнение простейших элементов. Выполнение упражнений. Составление и выполнение композиции на изображении бочонка. Поэтапное выполнение «майданской розы».

Последовательное выполнение цветочной гирлянды.

Составление и выполнение композиции на изображении лошадки.

Беседа «История возникновения Полхов-Майданского промысла».

Динамические упражнения для глаз.

3 Раздел. Традиционная матрешка

Теория. Знакомство с традиционной майданской матрешкой. Особенности цветовой палитры. Знакомство с Сергиево-Посадской и семёновской матрёшками. Отличительные особенности каждого вида. Основные элементыросписи характерные для каждого вида матрешек.

          Практическая работа

      Выполнение        элементов        росписи        характерных        для        каждого        вида   матрешек.

     Поэтапное выполнение Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской и семёновской   матрешек.

      Выполнение росписи матрёшки по своему эскизу. Творческая работа.

            Динамические упражнения для глаз.

4 Раздел. Роспись по керамике и стеклу

Теория. Материалы для росписи по стеклу и керамике. Технологические особенности. Понятия «абстрактная» и «тематическая» композиции. Особенности работы по трафарету. Свободная роспись.

Практическая работа

Составление        и        выполнение        простых        композиций        из        геометрических фигур.

Выполнение простых композиций из линий различной толщины, спиралек, змеек.

Выполнение росписи с использованием трафарета. Выполнение приемов свободной росписи.

Выполнение        росписи        на        стеклянном        стакане        с        использованием

изученных приёмов.

Динамические упражнения для глаз.

5Раздел. Городецкая роспись

Теория. Простейшие элементы городецкой росписи (дуги, капельки, спирали). Традиционные элементы (розан, ромашка, купавка, листики, кустики). Этапы выполнения городецкой розы и грозди винограда. Композиционное размещение узора на различных формах. Особенности изображения городецких птиц (фазан, павлин, петух).

Практическая работа

Выполнение простейших элементов (дуги, капельки, спирали).

Освоение традиционных городецких орнаментов (украешка и рамка). Выполнение городецких элементов (розан, ромашка, купавка, листики, кустики).

Поэтапное выполнение городецких птиц (фазан, павлин, петух). Составление и выполнение композиции из элементов росписи. Выполнение эскиза для росписи деревянной основы.

Выполнение росписи на деревянном изделии.

Беседа. Исторические сведения о городецком промысле.

Динамические упражнения для глаз.

6 Раздел. Хохломская роспись

Теория. Простейшие элементы хохломской росписи. Травный орнамент. Традиционные элементы хохломской росписи (листья, ягодки). Композиционные схемы с листьями и ягодками. Орнамент с ромашкой и маком. Композиционные схемы.

Практическая работа

Выполнение простейших элементов росписи (осочка, травинка, завиток, капелька).

Выполнение травного орнамента на изображении чашки и блюдца.

Выполнение листочков различной формы.

Выполнение традиционного элемента (ягодки).

Выполнение орнамента с ягодками и листочками. Выполнение росписи на плоском шаблоне вазы с использованием изученных элементов.

Поэтапное выполнение ромашки и мака. Выполнение эскиза для росписи разделочной доски. Выполнение росписи в материале.

Беседа «Исторические сведения о хохломском промысле».

Динамические упражнения для глаз.

7 Раздел. Узоры Северной Двины

Теория. Простейшие элементы пермогорской росписи. Особенности палитры. Геометрический узор в полосе. Узор в круге. Формы и особенности заливки трёхлистного цветка. Закрепление темы. Композиционные схемы из элементов росписи. Виды пермогорских тюльпанов. Особенности составления цветочной        гирлянды из элементов росписи. Виды пермогорских птиц. Особенности составления композиций с птицами.

Практическая работа

Выполнение простейшего пермогорского орнамента. Выполнение геометрического узора в полосе.

Выполнение геометрического и растительного узора в круге. Выполнение листьев, ягод и цветов.

Последовательное выполнение трёхлистного цветка. Выполнение элементов росписи на изображении туеса.

Последовательное выполнение малого и большого пермогорского тюльпана.

Выполнение цветочных гирлянд. Последовательное выполнение пермогорских птиц.

Выполнение эскиза для росписи деревянной основы. Выполнение росписи на деревянном изделии.

Беседа «Исторические сведения о пермогорском промысле».

Динамические упражнения для глаз.

8 Раздел. Повторение

Повторение и закрепление теории и практики программного материала.

Промежуточные аттестации первого и второго полугодия. Выполнение творческой работы по выбору учащихся. Коллективное обсуждение результатов обучения.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

2.1.1. Календарный учебный график

Таблица 2

№ п/п

Год обучения, уровень, номер группы

Дата начала

занятий

Дата окончания занятий

Кол-воучебных

недель

Кол-воучебных

дней

Кол-воучебных

часов

Режим

занятий

Нерабочие праздничные дни

Срок

промежуточной аттестации

1

1 год обучения, стартовый уровень, группа № 1

01.09.2023

31.05.2024

36

36

36

По 1 часу в неделю

4 ноября

1-9 января

23 февраля

8 марта

1,9 мая

Декабрь

Май

2.2. Оценочные материалы

В ходе реализации программы проводятся:

  • тестирование (входнойконтроль);
  • практическое задание/практическая работа (текущий контроль); - защита проекта (промежуточная аттестация).

Примеры оценочных материалов представлены в Приложениях:

  • примерный перечень вопросов для обсуждения (входной контроль) – Приложение 2;
  • критерии оценивания выполнения практической работы и практических заданий – Приложение 3;
  • задания к выставке проектов и критерии оценивания проектных работ – Приложение 5.

2.3. Формы аттестации  

Программа предусматривает:

‒ входной контроль: на первом занятии проводится тестирование, позволяет выявить уровень подготовки обучающихся;

‒ текущий контроль: регулярно осуществляется в виде наблюдений, бесед, опросов, анализа выполнения обучающимися практических заданий/работ по пройденным темам/разделам;

‒ промежуточная аттестация: для определения уровня освоения программы проводится конференция с защитой проектов обучающихся.

Оценка уровней освоения программы проводится по критериям, представленным в Таблице 3.

Уровни освоения программы и критерии оценивания

Таблица 3

Уровни

Показатели

Высокий

Учащиеся полностью представляют:

  • правила        организации рабочего места;
  • название и назначение инструментов        и приспособлений ручного труда;
  • основные термины и понятия, предусмотренные программой;
  • особенности работы гуашевыми и акриловыми красителями;
  • основные законы декоративной композиции;
  • историю возникновения и технологию выполнения гжельской, полхов-

майданской, городецкой, хохломской, пермогорской росписей;

  • простейшие элементы гжельской, полхов- майданской, городецкой, хохломской, пермогорской    росписей;
  • основные виды традиционных матрешек;
  • основные техники росписи по керамике.
  • Учащиеся могут свободно:

-правильно и рационально организовать рабочее место;

  • пользоваться палитрой, красками;
  • работать с наглядным материалом;
  • выполнять основные техники росписи по керамике;
  • выполнять основные элементы городецкой росписи;
  • изображать цветочки полхов-майданской росписи, составлять гирлянду из элементов росписи;
  • выполнять «травный ор намент» в хохломской росписи;
  • выполнять основные элементы пермогорской росписи;
  • владеть способами подготовки деревянных изделий под роспись.

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал и способен уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагать; умеет обосновывать и аргументировать выдвигаемые им идеи, делать выводы и обобщения; владеет понятиями.

Практические навыки: обучающийся способен применять в ходе практической деятельности полученные знания, умения и навыки. Работу выполняет самостоятельно с соблюдением правил техники безопасности, доводит ее до конца. Самостоятельно выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их. Может оценить результаты своей работы и дать оценку работы одногруппника.

Средний

Учащиеся        достаточно знают:

  • правила        организации рабочего места;
  • название и назначение инструментов        и приспособлений ручного труда;
  • основные термины и понятия, предусмотренные программой;
  • особенности работы гуашевыми и акриловыми красителями;
  • основные законы декоративной композиции;

-историю возникновения и технологию выполнения гжельской, полхов-

майданской, городецкой, хохломской, пермогорской росписей;

  • простейшие элементы гжельской, полхов- майданской, городецкой, хохломской, пермогорской росписей;
  • основные виды традици- онных матрешек;
  • основные техники росписи по керамике.
  • Учащиеся могут уверенно:

-правильно и рационально организовать рабочее место;

  • пользоваться палитрой, красками;
  • работать с наглядным материалом;
  • выполнять основные техники росписи по керамике;
  • выполнять основные эле менты городецкой росписи;
  • изображать цветочки полхов-майданской роспи-си, составлять гирлянду из элементов росписи;
  • выполнять «травный ор намент» в хохломской росписи;
  • выполнять основные элементы пермогорской росписи;
  • владеть способами подготовки деревянных изделий под роспись.

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал, но вызывает трудности логичное, последовательное и грамотное его изложение, допускает несущественные ошибки и неточности; слабо аргументирует научные положения; затрудняется в формулировании выводов и обобщений; частично владеет системой понятий.

Практические навыки: обучающийся владеет базовыми знаниями, умениями и навыками, но не всегда может выполнить самостоятельное задание без помощи педагога. В работе допускает небрежность, делает ошибки, но может устранить их после наводящих вопросов или самостоятельно. Выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их с помощью педагога. Оценить результаты своей деятельности может с подсказкой педагога, оценивание результатов работы одногруппника вызывает трудности.

Низкий

Учащиеся        в        основном  усвоили:

  • правила        организации рабочего места;
  • название и назначение инструментов        и приспособлений ручного труда;
  • основные термины и понятия, предусмотренные программой;
  • особенности работы гуашевыми и акриловыми красителями;
  • основные законы декоративной композиции;

-историю возникновения и технологию выполнения гжельской, полхов-

майданской, городецкой, хохломской, пермогорской росписей;

  • простейшие элементы гжельской, полхов- майданской, городецкой, хохломской, пермогорской росписей;
  • основные виды традиционных матрешек;
  • основные техники росписи по керамике.
  • Учащиеся неуверенно или с помощью педагога могут:

-правильно и рационально организовать рабочее место;

  • пользоваться палитрой, красками;
  • работать с наглядным материалом;
  • выполнять основные техники росписи по керамике;
  • выполнять основные элементы городецкой росписи
  • изображать цветочки полхов-майданской росписи, составлять гирлянду из элементов росписи;
  • выполнять «травный ор-намент» в хохломской росписи;
  • выполнять основные элементы пермогорской рос-писи;
  • владеть способами подготовки деревянных изделий под роспись.

Теоретические знания: обучающийся не усвоил значительную часть материала, допускает существенные ошибки и неточности при его изложении; не может аргументировать научные положения; не формулирует выводов и обобщений; не владеет понятийным аппаратом.

Практические навыки: обучающийся владеет минимальными начальными знаниями, умениями и навыками; способен выполнять каждую операцию только с подсказкой педагога или одногруппников. В работе допускает грубые ошибки, не может их найти даже после указания педагога. Проведение опытов с выбранным оборудованием, их описание вызывает трудности даже с помощью педагога. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы и работы одногруппника.

Результаты фиксируются в диагностической карте, представленной в Приложение 4.

2.4. Методические материалы

Современные педагогические технологии:

  • личностно-ориентированноеобучение;  
  • развивающееобучение;
  • проблемноеобучение;
  • информационно-коммуникационныетехнологии;
  • здоровьесберегающиетехнологии;
  • технологии исследовательской деятельности;- групповые технологии;  
  • педагогикасотрудничества.

Методы обучения:

  • наглядно-образный метод (использование наглядных пособий, обучающих и сюжетных иллюстраций, видеоматериалов и т.д.);
  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
  • практический метод (выполнение упражнений и практических заданий);
  • интерактивные методы (взаимодействие обучающихся между собой); - проектный метод (подготовка итогового проекта); - метод контроля, самоконтроля и другие.

На занятиях могут использоваться элементы и различные комбинации методов обучения по выбору педагога.

Принципы организацииучебной деятельности:

  • в основе обучения лежит системный, деятельностный и личностноориентированный подходы;
  • наглядность и доступностьобучения;
  • учет возрастных особенностей детей при подаче учебного материала и другие.

Алгоритм учебного занятия:  

  1. этап – организационный. Задача: подготовить обучающихся к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания.  
  2. этап – подготовительный. Задачи: настроить обучающихся на восприятие нового материала, мотивировать на учебно-познавательную деятельность. Содержаниеэтапа: постановкатемы, целиучебногозанятия.
  3. этап – основной, направлен на актуализацию имеющихся и усвоение новых знаний и способов действий. Задача: восприятие и осмысление обучающимися нового материала. Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания. Использование практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующего материала, а также заданий для самостоятельной работы. Происходит закрепление знаний и умений, их обобщение и систематизация.  
  4. этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Содержание: используются разнообразные виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности, практические задания и т.д.
  5. этап – рефлексия. Задача: оценивается психологический климат на занятии, обучающиеся соотносят цели и задачи, которые были поставлены, и результаты своей деятельности.

Особенности и формы организации образовательного процесса: групповая.

Тип учебного занятия по дидактической цели: вводное занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированное занятие и другие;

Формы учебного занятия по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, проектная деятельность, защита проектов, эксперимент и другие.

Методические материалы: наглядные пособия, раздаточный материал, мультимедийные презентации, видео-, фотоматериалы и т.д.

Таблица4

Дидактические и методические материалы

п/п

Наименование раздела, темы

Дидактические и методическиематериалы

1.

Раздел 1.

Сказочная Гжель

Перечень вопросов для обсуждения и критерии оценивания; инструкционная карта к практической работе и критерии оценивания выполнения.

2.

Раздел 2.

Цветочные узоры Полхов-Майдана

Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ.

3.

Раздел 3.

Традиционная матрешка

Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ.

4.

Раздел 4.

Роспись по керамике и стеклу

Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ.

5.

Раздел 5.

Городецкая роспись

Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ.

6.

Раздел 6.

Хохломская роспись

Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ.

7.

Раздел 7.

Узоры Северной Двины

Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ.

8.

Раздел 8.

Повторение

Мультимедийные презентации, инструкционные карты к практическим работам, методические рекомендации по проведению практических работ.

2.5. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Кабинет:для проведения занятий используют просторное сухое светлое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением;  

Оборудование и материалы:

-Оборудование кабинета: столы и стулья, ноутбук, интерактивная панель, проектор, доска магнитно-маркерная;  

  • «Простейшие элементы гжельской росписи»;
  • «Последовательное выполнение гжельской птицы»;
  • «Полхов-Майданские узоры»;
  • «Основные элементы городецкой росписи»;
  • «Последовательное выполнение городецкого коня»;
  • «Простейшие элементы хохломской росписи;
  • «Травный орнамент хохломской росписи»;
  • «Простейшие элементы мезенской росписи»;
  • «Простейшие элементы петриковской росписи»;
  • «Традиционная матрешка»,
  • «Пермогорские узоры»,
  • «Геометрические узоры пермогорской росписи»;
  • «Основы композиции».

Информационное обеспечение:

  1. Единый национальный портал дополнительного образования

детей: [Электронный ресурс]. URL: http://dop.edu.ru;

  1. Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр естественнонаучной направленности: [Электронный ресурс]. URL:  https://eco.fedcdo.ru/?PAGEN_1=2;
  2. Канал по естественнонаучной направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр естественнонаучной направленности: [Электронный ресурс].         URL:  https://www.youtube.com/channel/UC6q3gjYnQyaJQBTwICWuYSw.

Кадровое обеспечение программы. Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н.

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Цель – создание условий для усвоения детьми основных норм и правил поведения в обществе.

Задачи:

  • вовлечь обучающихся в разнообразные мероприятия, направленные на расширение общекультурных компетенций;
  • включить обучающихся в общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;
  • расширить представление о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина, формирующейся на основе общих национальных нравственных ценностей: семья, природа, труд и творчество, социальная солидарность и других.

Формы и содержание деятельности: проводятся тематическиебеседы, конкурсы, викторины, организуются просмотры видеороликов и т.д.

Планируемые результаты: В результате освоения программы у обучающихся:

  • будут расширены общекультурные компетенции;
  • будет налажено общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;
  • будут расширены представления о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина.

Работа с родителями/законными представителями. В рамках реализации программы организуется индивидуальная и коллективная работы с родителями (тематические беседы, консультации, родительские собрания, досуговые мероприятия).

Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

Таблица 5

п/п

Наименование

мероприятий

Форма

проведения

Сроки        и местопроведения

Ответственные

1

Российские дни леса

- 15-17 сентября

Посадка деревьев и кустарников на территории образовательной организации

Сентябрь

Педагог дополнительного

образования

2

День пожилого человека – 1 октября

Участие в социальнойакции

Октябрь

Педагог дополнительного

образования

3

День народного

единства – 4 ноября

День Матери – последнее воскресенье ноября

Воспитательнаябеседа, викторина

Конкурсрисунков

Ноябрь

Педагог дополнительного

образования

4

«Новый год

приходит к нам»

Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах во время каникул и праздников, конкурсная программа с привлечением родителей

Декабрь

Педагог дополнительного

образования

5.

Всероссийский день заповедников и национальных парков – 11 января

Беседа «Заповедники и национальные парки России», викторина  

Январь

Педагог  дополнительного

образования

6

День защитника Отечества – 23 февраля

Беседа,  конкурснаяпрограмма

Февраль

Педагог дополнительногообразования

7

Международный

женский день – 8 марта

Международный

день лесов – 21 марта

Беседа,  

конкурсная программа

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Царство лесных растений»

Март

Педагог дополнительногообразования

8

День космонавтики

12 апреля

День подснежника – 19 апреля

Беседа, просмотр тематического видеоролика «Курский край и космос»

Беседа, конкурс рисунков на тему «Первые цветы весны»

Апрель

Педагог дополнительного

образования

9

День экологического

образования – 12 мая

Праздник, посвященный окончанию учебного года

Викторина «Зеленое царство»

Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах во время летних каникул, конкурсная программа с привлечением родителей

Май

Педагог дополнительного образования

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4.1. Список литературы, рекомендованной для педагога

1.Моргун Д. В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах / Д.В. Моргун, Л.М. Орлова, М.: ЭкоПресс, 2016. – 140 c.

 2.Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.

3.Дорожин Ю. «Цветочные узоры Полхов-Майдана», Искусство-детям, Москва, 2003 г.

4.Дорожин Ю. «Городецкая роспись», Искусство-детям, Москва, 2003 г.

5.ДорожинЮ.        «Узоры        Северной        Двины»,        Искусство-детям,        Москва, 2004 г.

6.Емельянова        Т.И.        «Золотая        хохлома»,        Шедевры        народного        искусства

России, Москва, 2001 г.

7.Емельянова        Т.И.        «Хохломский        художник», Шедевры народного искусства России, Москва, 2001 г.

8.Орлова Л.В. «Хохломская роспись», Искусство-детям, Москва, 2003 г.

9.Орлова Л.В. «Первыеуроки        дизайна», Искусство-детям, Москва, 2003 г.

10.Соловьева Л.Н. «Русский сувенир «Матрешка», Москва, 1997 г.

4.2. Список литературы, рекомендованной для обучающихся

1.Вохринцева С. «Учимся рисовать, городецкая роспись», «Учимся рисовать, пермогорскаяроспись», «Учимся рисовать, хохломская роспись». 2000г.

2.Иванова С. А., Пономарева Гжель, Москва, 2007г.

3.Клиентов А.Е. Народные промыслы, Белый город, 2002г.

4.3. Список литературы, рекомендованной для родителей

  1. http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-izvestniye-narodniye- promisli-v-rossii.html (народные промыслы России)
  2. https://www.youtube.com/watch?v=s4iHms66pWc (выполнение        цветка        в петриковской росписи)
  3. http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962 (исторические сведения, основные элементы мезенской росписи)
  4. http://www.liveinternet.ru/users/lotos-n/post233097989 (исторические сведения, основные элементы городецкой росписи)
  5. http://ethnoboho.ru/etno/iskusstvo-gzheli-istoriya-osobennosti-i-sovremennyj- vzglyad.html (Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире).
  6. http://www.liveinternet.ru/users/4620141/rubric/2847273/ (роспись по стеклу)
  7. http://fb.ru/article/138795/vidyi-rospisi-hudojestvennaya-rospis- hudojestvennaya-rospis-po-derevu (художественная роспись)
  8. http://sdelala-sama.ru/1215-petrikovskaya-rospis-dlya-nachinayuschih- risunki.html (петриковская роспись основные элементы).
  9. http://ezhevika.org/hobbi/rospis-gjel-kartinki-kak-risovat-poetapno-a279 (простейшие элементы гжельской росписи)

    10.http://www.liveinternet.ru/users/2620817/post384897793/ (пермогорскаяроспись)

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

на 2023-2024 учебный год

Таблица 6

п/п

Дата (план)

Дата (факт)

Тема занятия

Кол-во часов

Формазанятия, типзанятия

Место

проведения

Виды

контроля

1.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с традиционным        русским художественным промыслом

«Гжельская керамика»

1

Беседа / получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, обсуждение

2.

Выполнение простейших элементов.

1

Беседа / получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

3.

Выполнение элементов «бордюры», «капелька».

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Школьный двор

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

4.

Составление композиций из изученных элементов.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

5.

Знакомство        с        Полхов-Майданским        промыслом. Особенности палитры.

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

6.

Основные элементы «ягоды и бутоны», «цветочки»,

«майданская роза». Знакомство с приёмами построения цветочного узора из элементов росписи.

1

Беседа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

7.

Выполнение        простейших элементов.        Выполнение упражнений.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

8.

Составление и выполнение композиции на изображении бочонка.

1

Беседа / получениеновых

знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

9.

Поэтапное выполнение «майданской розы»

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

,Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

10.

Знакомство с традиционной майданской матрёшкой, с Сергиево-Посадской и семёновской матрёшкой.

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

11.

Выполнение        элементов росписи характерных        для каждого вида матрёшек.

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

12.

Поэтапное выполнение Полхов-Майданской, Сергиево- Посадской и семёновской матрешек.

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

13.

Выполнение        росписи матрёшки         по        своему        эскизу. Творческая работа.

1

Беседа/ получение новых

знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

14.

Материалы        для        росписи        по        стеклу        и        керамике. Технологические особенности.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

практическое задание

15.

Понятия «абстрактная» и «тематическая» композиции. Особенности работы по трафарету. Свободная роспись.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

практическое задание

16.

Составление и выполнение простых композиций из геометрических фигур.

Выполнение простых композиций из линий различной толщины, спиралек, змеек.

1

Беседа / получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

17.

Выполнение        росписи с использованием трафарета. Выполнение приемов свободной росписи.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

18.

Выполнение        росписи        на стеклянном        стакане        с использованием изученных приёмов.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

19.

Традиционные элементы (розан, ромашка, купавка, листики, кустики).

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

20.

Выполнение простейших элементов (дуги, капельки, спирали).

1

Беседа / получениеновыхзнаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

21.

Освоение        традиционных городецких        орнаментов

(украешка и рамка). Выполнение городецких элементов (розан, ромашка, купавка, листики, кустики).

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

22.

Поэтапное выполнение городецких птиц (фазан, павлин, петух). Составление и выполнение композиции из элементов росписи. Выполнение эскиза для росписи

деревянной основы.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

23.

Выполнение росписи на деревянном изделии.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос, практическое задание

24.

Простейшие элементы хохломской росписи. Травный

орнамент. Традиционные элементы хохломской росписи (листья, ягодки).

1

Беседа / получениеновыхзнаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

25.

Композиционные        схемы листьями и ягодками. Орнамент с ромашкой и маком. Композиционные схемы.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

26.

Выполнение простейших элементов росписи (осочка, травинка, завиток, капелька).

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос, практическое задание

27.

Выполнение травного орнамента на изображении чашки и блюдца. Выполнение листочков различной формы.

1

Беседа / получениеновыхзнаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

28.

Выполнение        орнамента        с  ягодками        и листочками.

Выполнение        росписи        на плоском        шаблоне        вазы        с использованием изученных элементов.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

29.

Простейшие элементы пермогорской росписи. Особенности палитры. Геометрический узор в полосе.

1

Практическая работа/

получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

30.

Узор в круге. Формы и особенности заливки трёхлистного цветка.

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

31.

Выполнение простейших элементов росписи (осочка, травинка, завиток, капелька).

1

Беседа / получениеновыхзнаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос

32.

Выполнение травного орнамента на изображении чашки и блюдца. Выполнение листочков различной формы.

Выполнение традиционного элемента (ягодки).

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

33.

Выполнение орнамента с ягодками и листочками. Выполнение росписи на плоском шаблоне вазы с использованием изученных элементов.

1

Практическая работа/ получение новых знаний

Кабинет

Наблюдение, беседа, опрос,

практическое задание

34.

Выполнение творческой работы по выбору учащихся.

1

Выставка проектов

Кабинет

Наблюдение, выставкапроектов, обсуждение

35.

Повторение        и        закрепление        теории        и        практики программного материала

1

Конференция/защита проектов

Кабинет

Наблюдение, защитапроектов, обсуждение

36.

Коллективное обсуждение результатов обучения.

1

Конференция/защита

проектов

Кабинет

Наблюдение, защитапроектов, обсуждение

Приложение 2

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

по программе «Декоративная роспись»

Стартовый уровень

Группа          

п/п

Результаты

Учащиеся

Теория

Практика

УУД

Личностные

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

  1. – Входная диагностика
  2. – Промежуточная диагностика

              (I полугодие)

  1. – Промежуточная диагностика

 (II полугодие)

Низкий уровень

Недостаточно проявлены

Средний уровень

Достаточно проявлены

Высокий уровень

Уверенно проявлены

Критерии оценивания

Таблица 7

Уровень

Критерии оценки поведения

Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

Реакция на новизну

Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории

Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Устойчивый        учебно-

Познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Обобщенный        учебно-

Познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентир на общие способы решения системы задач.

Уровни:

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней, указанный в таблице.

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – высокий

        


Приложение 3

Критерии оценивания выполнения практической работы и практических заданий

Таблица 8

Уровеньвыполнения

Показатели

Высокий

правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Базовый

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Минимальный

не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию педагога.

Пример практического задания

На учебных занятиях используются различные формы организации учебного процесса. При этом оптимальным является применение нескольких форм на одном занятии по выбору педагога. В зависимости от темы можно использовать следующие формы организации занятия – как в совокупности, так и в отдельности: наблюдение, беседа, мини-лекция, практическое занятие, соединение теории и практики, открытое занятие.

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся. При необходимости подготовка рабочих мест к занятию. Повторение правил техники безопасности.

  1. Основной этап

Теоретическая часть. Закрепление изученного материала, повторение.

Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.

Практическая часть. Выполнение творческих заданий. Практическая работа. Выполнение проектов. Экскурсии.

  1. Заключительный этап

Мини-выставки, просмотры с анализом и обсуждением работ, проектов.

Саморефлексия учащихся. Подведение итогов занятия.


Приложение 4

Сводная таблица результатов освоения программы

Таблица 9

№п/п

ФИО обучающегося

Теоретические знания

Практические навыки

Итог

Уровни освоения программы (в %):  

Низкий__________________

Средний______________________________

Высокий_________________


Приложение 5

Задание к выставке проектов

Необходимо представить проектные работы и результаты исследования для выставки согласно требованиям.

Критерии оценивания проектных работ

−новаторство и оригинальность;

−качество изготовления, соблюдение технологии; −сложность выполнения;

−качество представленных работ.

Краткий план проведения конференции

Тема проведения: «Удивительный мир русской матрёшки».

План проведения:

1.Организационный этап;

2.Представление и зачитывание докладов участников;

3.Обсуждение результатов;

4.Подведение итогов конференции.

Динамические упражнения для глаз

Моргание. Быстро сжимайте и разжимайте веки, не напрягая их. Моргайте 30-60 секунд. Закройте глаза и расслабьте их. Отдохните с минуту таким образом. Подобный отдых следует устраивать глазам при малейшем появлении усталости, перемежая им долгий ряд упражнений. Это упражнение дает глазам хороший отдых, усиливает в них кровообращение.

«Бабочка». В течение одной – полутора минут как можно быстрее моргать. Можно попросить ребенка представить, что это трепещутся крылья бабочки. На самых первых занятиях в глазах может появиться дискомфорт (жжение или несильная боль). Это упражнение для глаз полезно, так как во время быстрого движения век слезная жидкость распределяется намного равномернее по поверхности глаза.

«Фокус». Поставьте перед глазами ребенка большие пальцы обеих рук, вытяните их вверх, затем начинайте разводить пальцы в разные стороны. Попросите ребенка следить за обоими пальцами. Пусть скажет вам, где он перестал видеть пальцы. Тогда начинайте вести их снова навстречу друг к другу. Повторите упражнение 2 – 3 раза. Через занятие можно начинать усложнять упражнения: раздвигать пальцы вверх и вниз, по диагонали, в абсолютно разные (не противоположные) стороны; вращать кистями по часовой стрелке и против нее, в разные стороны.

«Зоркие глазки». Это упражнение тоже будет легче выполнять с родителями или с педагогом. Ребенку нужно посмотреть на партнера, запомнить как можно больше деталей: мимику, прическу, одежду, цвет глаз и другие мелочи. После этого попросите ребенка отвернуться и мысленно нарисовать человека, которого только что увидел. Повторите несколько раз. Это упражнение тренирует и глазные мышцы, и сетчатку.

«Перепрыгивания». Расположите на расстоянии 20 см от глаз два предмета. Один должен быть прямо перед глазами, второй – на расстоянии 5 м. Ребенок должен с максимально большой скоростью переключать взгляд с одного объекта на другой.

«Перемещение фокуса». Ребёнок должен взять в правую руку маленький предмет – брелок или ручку. Медленно выпрямляя руку, ребенок продолжает следить глазами за вещью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»

Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования де...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у Самоделкина"

Данная программа может быть использована на занятиях внеурочной деятельности...

Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности «Весёлые краски»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая ...