Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.
методическая разработка (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_resheniy.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 г. Йошкар-Олы»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании научно - методического совета школы Протокол от 31 августа 2022г.№1 зам директора по УВР ______________ О.Б.Конечникова | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________ Л.Г.Ралко Приказ от 31 августа 2022г № |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Дерево решений»
(финансовая грамотность)
для учащихся 1а класса
Составитель:
учитель начальных классов
Лаптева А.А.
Йошкар-Ола, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности…3
- Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности……5
- Тематическое планирование………………………………………………6
- Учебно – методическое обеспечение…………………..............................7
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Дерево решений» (финансовая грамотность) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Положением о внеурочной деятельности МОУ СОШ №20.
Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год.
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Преемственность и межпредметное взаимодействие: Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Описание места курса в учебном плане.
Занятия в данном курсе проводятся один раз в неделю. 34 часа в год.
Результаты изучения курса
1.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
1.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
1.3. Предметные результаты:
Должны обеспечить:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
7) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
8)умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Ценностные ориентиры содержания предмета:
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами финансово - экономической деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Программа реализует:
- идею метапредметных связей при обучении курса, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
- системно - деятельностный подход в обучении основ финансовой грамотности, что предполагает синтез процесса совершенствования финансово - экономической деятельности у учащихся
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
Содержание курса
Инструктаж по технике безопасности.
1.Введение в экономику (1 час):
- Введение в экономику;
- Знакомство с понятием «экономика»;
- Для чего нужна экономика.
2. Потребности (9 часов):
- Потребности;
- Что такое «потребность»;
- Какие бывают потребности;
- Домашнее хозяйство;
- Распределение ролей в семье;
- Домашние обязанности в семье;
- Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (12 часов):
-Что такое «товар»;
- Какие бывают товары;
-Где можно приобрести товары и услуги;
- Зачем нужна реклама;
- Роль рекламы.
4.Деньги (11 часов):
-Зачем нужны деньги;
- Как появились деньги;
- Деньги и страны;
- Где и как хранятся деньги;
- Что такое источник дохода;
-Что такое «маркетинг»;
- Обмен;
- Рынок;
- Торговля;
- Взаимоотношения продавца и покупателя;
-Конкуренция.
Формы и методы работы.
Изучение курса «Дерево решений» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
1. Школьный экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента;
3. Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
5. Экскурсионная деятельность:
- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-
экспозиционный фонд Банка России;
- предприятия и объекты инфраструктуры города;
Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 9 | 5 | 4 |
3 | Товары и услуги | 12 | 6 | 6 |
4 | Деньги | 11 | 5 | 6 |
Итого: | 33 | 17 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
Инструктаж по технике безопасности. Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика. | |||
Потребности. | |||
Потребности. | |||
Что такое «потребность». | |||
Какие бывают потребности. | |||
Домашнее хозяйство. | |||
Домашние обязанности в семье. | |||
Домашние обязанности в семье. | |||
Что такое бюджет семьи. | |||
Что такое бюджет семьи. | |||
Что такое «товар». | |||
Что такое «товар». | |||
Какие бывают товары. | |||
Какие бывают товары. | |||
Где можно приобрести товары и услуги. | |||
Где можно приобрести товары и услуги. | |||
Где можно приобрести товары и услуги. | |||
Зачем нужна реклама. | |||
Зачем нужна реклама. | |||
Роль рекламы. | |||
Роль рекламы. | |||
Роль рекламы. | |||
Зачем нужны деньги. | |||
Как появились деньги. | |||
Деньги и страны. | |||
Где и как хранятся деньги. | |||
Что такое источник дохода. | |||
Что такое «маркетинг». | |||
Обмен. | |||
Рынок. | |||
Торговля. | |||
Взаимоотношения продавца и покупателя. | |||
Конкуренция. |
Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы».
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.– М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я исследователь» 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование курса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс
Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 2-4 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО....