Рабочая программа по внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29
декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 3 от 22.05.2019 №8);
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
УМК «Введение в финансовую грамотность» способствует формированию разумного финансового поведения учащихся начальных классов. Авторский коллектив: Ольга Николаевна Исупова, Анна Александровна Козлова, Евгения Сергеевна Королькова, Мария Александровна Лангер, Анастасия Владимировна Половникова, Елена Лазаревна Рутковская, Галина Владимировна Рыченкова, Наталья Валерьевна Штильман.
Предлагаемый учебно-методический комплекс (УМК), в состав которого входят учебное пособие, практикум и комплект рабочих тетрадей, ориентирован на изучение вопросов финансовой грамотности в рамках основной образовательной программы начальной школы по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология».
Учебные материалы УМК по финансовой грамотности существенно отличаются от предметных УМК, которые используются в начальной школе Они строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром финансов Ситуации ориентируют учащихся на осмысление предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргументов. Некоторые из ситуаций не имеют однозначного решения и побуждают выстраивать варианты возможных и целесообразных способов действия
Методические рекомендации для учителей состоят из 3 частей:
- Общие вопросы организации работы с УМК «Введение в финансовую грамотность»;
- Методические комментарии к проведению занятий по включённым в УМК темам;
- Комплекс мотивирующих и познавательных заданий для учащихся.
Модули УМК по финансовой грамотности
Содержание модуля (аспекты финансовой грамотности)
1. Зачем нужны деньги и как они появились.
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах.
2. Доходы и расходы семьи.
Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Заработная плата родителей.
- Учимся копить и тратить.
Личные денежные средства. Товары и покупки. Финансовые цели и планы.
- Осторожно! Финансово опасно!
Опасности финансового рынка (финансовый обман). Защита от мошенничества
- Своё дело. Основы предпринимательства в игровой форме.
Содержание.
Комплекс мотивирующих и познавательных заданий для учащихся
В данном разделе представлены задания, которые рекомендуется использовать, приступая к изучению определённого вопроса (темы) в целях мотивации учащихся, либо создания возможности активизации познавательной активности школьников.
Комплекс мотивирующих заданий рассчитан на учащихся начальной школы. Он состоит из пяти тематических модулей:
«Зачем нужны деньги и как они появились»,
«Доходы и расходы семьи»,
«Учимся копить и тратить»,
«Осторожно! Финансово опасно!» и «Своё дело».
В трёх первых модулях представлено по три задания, в четвёртом - четыре и в пятом - два задания Имеющиеся в модуле задания различаются по объектам проверки, т. е. тем знаниям и умениям, которыми учащиеся должны воспользоваться для ответа на поставленные вопросы
Содержание заданий связано, в частности, с такими вопросами как - семейный бюджет и основные принципы его составления;
б) обязательные и желательные расходы;
в) признаки денежных банкнот, их отличия от фальшивых; г) основы грамотного поведения покупателя;
д) мошенничество и основные способы защиты от него;
е) предпринимательство как деятельность, направленная на получение прибыли
Предложенные задания направлены на выявление имеющегося у младших школьников знания и понимания вариантов грамотного обращения с финансами для экономического благополучия семьи, а именно:
а) причин необходимости планирования бюджетных расходов, целесообразности экономии, рационального отношения к тратам;
б) различий между обязательными и желательными расходами;
в) правил совершения покупок в магазине и необходимости их соблюдения; г) необходимости наличия в бюджете «подушки безопасности»;
д) значения страхования имущества для экономической безопасности семьи;
е) специфики финансового риска и разумного поведения, помогающего его избежать; ж) отличия предпринимательской деятельности от других видов деятельности.
Помимо знаний, при выполнении заданий школьники должны проявить ряд общеучебных и первичных финансовых умений В их числе, например, умения:
а) анализировать информацию в финансовом контексте;
б) формулировать (выражать) собственное мнение и обосновывать его
К примеру, выполняя задания, следует отличать обязательные расходы от желательных; рассчитывать предстоящие расходы; анализировать финансовое поведение, отличая правильное от неправильного и др Возможность выявления наличия знаний, понимания и умений, связанных с грамотным финансовым поведением, обеспечивается заданиями, которые требуют наряду с выбором ответа (или нескольких ответов) из предложенных собственной аргументации сделанного выбора
Характер заданий позволяет использовать их на разных этапах урочной деятельности: а) в начале урока как мотивирующие задания;
б) в середине урока для отработки получаемого знания, для конкретизации объясняемого материала с помощью обращения к личному опыту младших школьников;
в) в конце урока для проверки понимания полученного знания
Содержание заданий даёт возможность применить их как для индивидуальной деятельности, так и для групповой работы учащихся Место и форма работы с тем или иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня подготовленности учащихся, их личного учебного опыта, а также целей и задач урока. Так, например, учитывая возрастные особенности детей 1 и 2 классов и связанные с ними учебные и интеллектуальные умения, первоклассникам и второклассникам, в отличие от более старших учащихся начальной школы, целесообразно предложить обосновывать то или иное выбранное ими решение не в письменной, а в устной форме и, желательно, после обсуждения в группе При отборе заданий для учащихся определённого возраста и уровня подготовки нужно исходить из учёта их сложности Так, например, вряд ли имеет смысл предлагать первоклассникам и второклассникам задания со сложными расчётами Им можно предложить, например, задания: «Плащ и велосипед», «Старый холодильник»,
«Если нет страховки». А для учащихся 3 и 4 классов целесообразно использовать, к примеру, задания «Как защититься от незапланированных покупок», «Если нет страховки», «Не пострадать от мошенников», «Участие в ярмарке». При использовании предлагаемых заданий следует учитывать и возможность помощи школьникам при затруднении с их выполнением наводящими вопросами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
для 1 класса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Что нужно семье | 6 ч | |
1 | Доходы семьи | 1 |
2 | Источники получения доходов | 1 |
3 | Покупки для семьи | 1 |
4 | «Хочу или нужно» | 1 |
5 | Что нам необходимо в жизни | 1 |
6 | Подсчитаем расходы | 1 |
Как распоряжаться карманными деньгами | 8 ч | |
7 | Желанная покупка | 1 |
8 | Составляем список покупок | 1 |
9 | Если тратить неразумно | 1 |
10 | Дорого или дешево | 1 |
11 | Копилка | 1 |
12 | Подсчитаем собственные накопления | 1 |
13 | Откладывать или тратить деньги | 1 |
14 | Деньги на игрушку. | 1 |
Сколько стоит автомобиль | 5 ч | |
15 | Какой транспорт удобнее | 1 |
16 | Папа купил автомобиль | 1 |
17 | Траты после покупки | 1 |
18 | Сколько стоит обслуживание автомобиля | 1 |
19 | Кто пользуется автомобилем | 1 |
Что такое «свое дело» | 14 ч | |
20 | Пекарь и его пекарня | 1 |
21 | Продавец и покупатель | 1 |
22 | Как привлечь покупателей | 1 |
23 | Реклама товара | 1 |
24 | Мишка открывает свое дело | 1 |
25 | Поможем Мишке | 1 |
26 | Монеты за клюкву | 1 |
27 | Производим товар | 1 |
28 | Пустая полка в магазине | 1 |
29 | Какие товары можешь производить для одноклассников | 1 |
30 | Какие товары можешь производить для домашних питомцев | 1 |
31 | Конкуренция | 1 |
32 | Обмен и торговля | 1 |
33 | Подводим итоги первого экономического года | 1 |
Итого: | 33 ч |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
для 2 класса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Как разумно делать покупки | 7 ч | |
1 | Новые покупки Маруси | 1 |
2 | Акции и распродажи | 1 |
3 | Советы покупателям | 1 |
4 | Разумные действия | 1 |
5 | Как потратить последний лепесток | 1 |
6 | Выгодно ли предложение? | 1 |
7 | Список покупок | 1 |
Кто такие мошенники | 6 ч | |
8 | Что случилось с Петей? | 1 |
9 | Маленький мошенник | 1 |
10 | Кто такие мошенники? | 1 |
11 | Уловки мошенников | 1 |
12 | Лотереи и розыгрыши | 1 |
13 | Советы одноклассникам | 1 |
Откуда в семью приходят деньги | 4 ч | |
14 | Доходы семьи | 1 |
15 | Как получить дополнительный доход | 1 |
16 | Как я могу помочь семье | 1 |
17 | Полезное увлечение | 1 |
Жизненная математика | 7 ч | |
18 | Идем в магазин | 1 |
19 | Считаем деньги за товары, проверяем сдачу | 1 |
20 | Сказка о медведе, который не любил считать | 1 |
21 | Подарок на день рождения | 1 |
22 | Полезный плакат | 1 |
23 | Покупки | 1 |
24 | Поиграем в магазин | 1 |
Сколько стоит «свое дело» | 5 ч |
25 | Вторая пекарня | 1 |
26 | Сколько надо заплатить | 1 |
27 | Что нужно для успеха | 1 |
28 | Планирование «своего дела» и расчеты | 1 |
29 | Мишка - бизнесмен | 1 |
Зачем планировать расходы семьи | 5 ч | |
30 | Планируем отпуск | 1 |
31 | Лакомство для Мишки | 1 |
32 | Куда делись все деньги? | 1 |
33 | Расходы семьи | 1 |
34 | Подводим итоги второго экономического года | 1 |
Итого: | 34 ч |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
для 3 класса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Деньги настоящие и ненастоящие | 3 ч | |
1 | Как определить настоящие купюры | 1 |
2 | Рассказ купюры. Признаки настоящих купюр. | 1 |
3 | Сувенирные деньги. | 1 |
Что могут деньги | 5 ч | |
4 | Как Медведь распоряжался деньгами | 1 |
5 | Рубли и копейки | 1 |
6 | Равноценный обмен | 1 |
7 | Продаем пирожки | 1 |
8 | Поиграем в дизайнера | 1 |
Легко ли вести «свое дело» | 6 ч | |
9 | Рассказ пекаря | 1 |
10 | Подсчитаем убытки | 1 |
11 | Поможем пекарю | 1 |
12 | Рекламный плакат | 1 |
13 | Выгодно ли пекарю производить мороженое | 1 |
14 | Почему разорился Пончик | 1 |
Когда рискуешь деньгами | 6 ч | |
15 | Рискованные действия | 1 |
16 | Риски при открытии «своего дела» | 1 |
17 | Трудное решение | 1 |
18 | Рискованное предприятие | 1 |
19 | Волк ищет работу | 1 |
20 | Плакат – предупреждение | 1 |
Если нужно взвешивать | 5 ч | |
21 | На рынке | 1 |
22 | Подсчитаем сдачу | 1 |
23 | Сравним цены | 1 |
24 | Покупки на рынке | 1 |
25 | Памятка покупателю на рынке | 1 |
Зачем семье сбережения | 5 ч | |
26 | Планируем семейный бюджет | 1 |
27 | Доходы и расходы семьи | 1 |
28 | Чтобы построить дом | 1 |
29 | Собираем на желанную покупку | 1 |
30 | Составляем свой бюджет | 1 |
Деньги в разных странах | 4 ч | |
31 | Пункт обмена валюты | 1 |
32 | Хватит ли денег | 1 |
33 | Путешествие монетки | 1 |
34 | Меняем рубли на евро | 1 |
Итого: | 34 ч |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
для 4 класса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Зачем семье вести бюджет | 5 ч | |
1 | Сравним бюджеты разных семей | 1 |
2 | Доходы и расходы | 1 |
3 | Бюджет на каждый месяц | 1 |
4 | «Финансовая подушка безопасности» | 1 |
5 | Семь конвертов | 1 |
Что такое страхование | 5 ч | |
6 | Страховые случаи | 1 |
7 | Страховой полис | 1 |
8 | Что можно застраховать | 1 |
9 | Необычные страховки | 1 |
10 | Такие разные водители | 1 |
Личные деньги | 5 ч | |
11 | Марусины накопления | 1 |
12 | Подсчитаем «карманные деньги» | 1 |
13 | Сколько стоит куртка? | 1 |
14 | Траты личные и семейные | 1 |
15 | Как планировать траты | 1 |
Когда берешь в долг | 5 ч | |
16 | Покупка в кредит | 1 |
17 | Волк в магазине мотоциклов | 1 |
18 | Где взять кредит? | 1 |
19 | Что нужно помнить о кредите? | 1 |
20 | Сочиняем сказку | 1 |
Где можно делать покупки | 5 ч | |
21 | Преимущества разных видов покупок | 1 |
22 | Где купить книгу? | 1 |
23 | Какой магазин выбрать? | 1 |
24 | Ремонт берлоги | 1 |
25 | Правила покупок в интернете | 1 |
Как пользоваться банковской картой | 5 ч | |
26 | Случай с Марусей | 1 |
27 | Кто рискует потерять деньги? | 1 |
28 | Как выглядит пластиковая карта? | 1 |
29 | Сможет ли мама заплатить? | 1 |
30 | Советы по безопасному использованию карт. | 1 |
Привлекательное дело | 4 ч | |
31 | Готовимся к ярмарке | 1 |
32 | Рассчитаем цену блокнота | 1 |
33 | Делаем блокнот | 1 |
34 | Рассчитаем, что выгодно брать «на прокат» | 1 |
Итого: | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык 3 класс)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки» Духовно – нравственное направлние для 2 - 4 класса
Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Та...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс
Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...
Рабочая программа по ВД "По ступенькам финансовой грамотности" во 2 классе
РП ВД на 2023-2024 учебный год...