Конспект тематического занятия для учащихся с ОВЗ «Славянская письменность правда и вымысел» Занятие 4 «Формы написания у славян»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Значение письменности очень велико, оно может сохранить в памяти славу, величие, могущество любого народа, а может отнять все добрые воспоминания о народе и даже его имя.
Занятие рассказывает учащимся с ОВЗ, какими способами, наши предки, пытались сохранить в памяти веков славу, величие, могущество нашего народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия для учащихся
с ОВЗ
«Славянская письменность правда и вымысел»
Занятие 4
«Формы написания у славян»
воспитателя ГБОУ школы-интерната №3
Ткаченко Натальи Викторовны
Актуальность:
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса. Необходимость изучения «зародышей прошлого» русского народа является основой пути к познанию современной России и путём развития подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели, обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, чтобы сознательно и уверенно формировать в детях гордость за свою страну. Только так мы сможем двигаться вперёд!
Цель:
Привить у учащихся, в том числе с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать древнюю Русь, как государство, в котором существовала своя письменность, а грамотность была присуща большинству славян, включая женщин и детей.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у учащегося, как представителя своего народа.
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Ход Занятия:
Мы с вами доказали, что значение письменности очень велико, оно может сохранить в памяти славу, величие, могущество любого народа, а может отнять все добрые воспоминания о народе и даже его имя.
Сегодня мы поговорим, какими способами, наши предки, пытались сохранить в памяти веков славу, величие, могущество нашего народа.
Слайд 2
Древняя Русь была сильным и развитым государством, а славяне были обучены грамоте
Слайд 3
Форм написания у славян было несколько, в зависимости от того, что нужно было передать в письменном сообщении. Славянская письменность: буквица, глаголица, руны, черты и резы. Все эти формы письма сосуществовали вместе, в пределах единого временного отрезка.
Слайд 4
Буквица – была самым распространённым письмом среди наших Родов в древности. Прямая предшественница нашей нынешней азбуки, но в отличие от нее, каждый ее символ несет в себе Образ. В свое время она получила самое широкое распространение среди древних Славян. Ею пользовались при подписании межродовых и более крупных договоров, впоследствии буквицу, ввиду ее относительной простоты, использовали для записи знаний, которые нуждались в широком распространении.
Слайд 5
Глаголица считалась деловым, «торговым письмом». Различные реестры, соглашения, подсчеты – самая распространенная сфера ее использования. Этим письмом написано достаточно много книг, являющихся в настоящее время по существу памятниками древней истории и письменности. На пергаментных рукописях (кожа специальной выделки), дошедших до нас, мы можем видеть, что текст, нанесенный первоначально, был соскоблен, а другой наложен сверху. В те времена часто прибегали к такому приему, потому что обработка кожи была не легким занятием. Текст, который был соскоблен, написан глаголицей. Текст же, который нанесен сверху, являлся кириллицей. И до сегодняшнего дня не нашли ни одного пергамента, где глаголица была бы нанесена поверх кириллицы.
Слайд 6
Черты и резы – это народное письмо. Его использовали, чтобы передать какие-нибудь короткие сообщения (то, что мы сегодня называем запиской). Берестяные грамоты – характерный пример такого письма. Береста оказалась довольно долговечным материалом. Не так давно обнаруженные Новгородские берестяные грамоты хорошо сохранились и демонстрируют сегодня высокий уровень грамотности и самое ее широкое распространение среди новгородцев (переписку вели даже шестилетние дети).
Слайд 7
Руны относились к жреческим письменам. Древние Руны это не буквы и не иероглифы в нашем современном понимании, а своего рода тайные образы, передающие огромный объём Древних Знаний. Знаки обозначают и цифры, и буквы, и отдельные предметы или явления либо часто используемые, либо очень важные
Слайд 8
Если говорить об истоках нашей славянской письменности, то изначально письменность была объёмная - узелковая письменность. Знаки этой письменности не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях.
К основной нити повествования подвязывались узелки, составляющие слово-понятие (отсюда – “узелки на память”, “связывать мысли”, “связать слово со словом”, “говорить путанно”, “узел проблем”, “хитросплетение сюжета”, “завязка” и “развязка” – о начале и конце рассказа).
Слайд 9
Одно понятие от другого отделялось красной нитью (отсюда – “писать с красной строки”). Важная мысль также вязалась красной нитью (отсюда – “проходит красной нитью через всё повествование”). Нить сматывалась в клубок (отсюда – “спутались мысли”). Хранились эти клубки в особых берестяных коробах (отсюда – “наговорить с три короба”).
Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку нанизала”.
Слайд 10
А помните в сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от Бабы Яги? Это не простой клубок, а древний путеводитель. Разматывая его, он читал узелковые записи и узнавал, как добраться до нужного места.
Давайте попробуем узелковым письмом написать дни недели. Поиграем в игру «Волшебные узелки», (приложение 1).
Вот мы показали узелковым письмом дни недели, сейчас я сверну нить в клубочек и положу его в коробочку, как это делалось миллионы лет назад.
Слайд 11
Трудности установления истоков русской письменности связаны с незнанием родной истории, недостатком письменных первоисточников.
Всё это обусловлено не только беспощадным временем и природными катаклизмами, но и в большей степени повсеместным уничтожением письменных источников у славян. Лишая русский народ исторической памяти.
Слайд 12
Русский народ — коренной житель Европы. Он является прямым потомком охотников и рыболовов каменного века, которые в невероятно трудных условиях осваивали территории, освободившиеся от ледника. Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Девиз России, в котором определена вся сущность бытия нашего государства с первых дней существования до нашего времени, независимо от государственного и общественного строя.
Сила России в Единстве,
Вере, Надежде, Любви!
Цель России в спасении
Родины, Мира, Земли!
Таким образом, русский народ необходимо рассматривать как один из самых древнейших и имеющих изначально своё собственное имя и культуру.
Слайд 13
Теперь мы твердо знаем, что в Древней Руси была своя письменность! Какое письмо было самым распространённым на Руси?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, буквица – была самым распространённым письмом среди наших Родов в древности. Посмотрите, с какой любовью и как красиво наши предки выписывали каждую букву. Попробуем и мы также красиво украсить буквы нашего алфавита. Подойдите к общему рабочему столу, там лежат распечатанные буквы и цветные карандаши. Выберете себе букву и начинаем её делать такой же красивой и непохожей на другие буквы. Как все буквы будут разукрашены, мы организуем выставку наших работ и назовём её «Наш волшебный алфавит».
Рефлексия (дети сидят за общим рабочим столом, перед каждым ребёнком лежит весёлый смайлик и грустный): наше занятие подошло к концу, мы многое узнали, и многое успели сделать. Узнали, как появилась у людей речь, как появилась письменность, и какое значение она имеет. Попробовали общаться с помощью жестов и звуков и научились передавать сообщения с помощью картинок и узелковой письменности, у нас с вами появился свой волшебный алфавит. Перед вами лежит весёлый смайлик и грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного. Спасибо за работу!
Приложение 1
Игра «Волшебные узелки»
Оборудование: красивая коробочка с разноцветными тоненькими ленточками (синяя ленточка – 1 шт., красная ленточка – 2 шт., белая лента – по количеству детей).
Ход игры:
Для узелкового письма нам понадобятся волшебные разноцветные ленточки. С помощью их мы «напишем» дни недели. Для этого я возьму из короба (показывает украшенную коробку) синюю ленточку, а вы разберите белые и красные ленточки, которые лежат в коробке (подносит коробку к каждому ребёнку), кому какая достанется. Покажите, кому какая ленточка досталась. Мы знаем, что неделя состоит из пяти рабочих дней – мы их отметим белыми лентами и двух дней выходных – эти дни мы отметим красными лентами. Как называется первый день недели? (Понедельник.) Ко мне подойдёт (имя ребёнка) у него белая лента в руках, он завяжет один узелок на моей синей ленточке. Как называется второй день недели? (Вторник.) Ко мне подойдёт (имя ребёнка) у него белая лента в руках, он завяжет два узелка на моей синей ленте, один узел под другим – мы показали второй день недели. (Далее работа по схеме) Как называется шестой день недели? (суббота), это первый выходной день недели. Ко мне подойдёт (имя ребёнка) у него красная лента в руках, он завяжет шесть узелков на моей синей ленте, один узел под другим – мы показали шестой день недели. (Далее работа по схеме).
Если детей в классе больше семи, можно нанизать на ленту две недели, или дети, которым не досталось лент, помогают завязать узелки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дохристианской Руси была своя письменность
Буквица
Глаголица
Черты и резы
Руны
Объёмная узелковая письменность
«Что знала, то сказала, на нитку нанизала»
Клубок от бабы Яги
Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры"....
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры «Мы – славяне»
24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящён учёным и просветителям -Кириллу и Мефодию, создавшим впервые в мире славянское письмо....
Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока по литературному чтению " В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда и вымысел в сказке В.Бианки". ...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»
Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...
Конспект занятия : «День славянской письменности и культуры»
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям...
конспект классного часа на тему "День славянской письменности"
Классный час на тему "День славянской письменности" предназначен для детей 4-го класса, его целью является создание условий для формирования у младших школьников знаний о дне славянской...