Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".
план-конспект урока (1 класс)
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника "Прощай, первый класс",
посвящённый Дню славянской письменности и культуры.
Цель: развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся.
Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:
Задачи для достижения цели:
создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;
воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;
создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;
вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины.
Ход выступления:
1Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
2.Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
3.1-й класс – это первый задорный звонок.
1-й класс – это первый серьезный урок.
1-й класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Знают девочки в классе и знают мальчишки:
1-й класс – это первая школьная книжка.
Ведущий:
Дорогие, ребята! Уважаемые гости и родители! Кажется, совсем недавно вы пришли в первый класс. Еще совсем недавно состоялся наш первый сбор, первое знакомство, и учительница рассказала вам, что предстоит выучить за этот год. И вот год закончился. Вы многому научились за это время, много узнали, подросли и стали старше на 1 год.
А вы помните, какие вы пришли в 1 класс маленькие, робкие, держась за руки своих мам и пап. Помните, как робко входили в класс и долго выбирали себе парту.
- Сегодня вы вместе с нами, дорогие родители, перелистаем страницы нашей школьной жизни.
Ученик: Мы, первоклассники, еще дома готовились к школе и сейчас мы об этом расскажем. (Сценка)
Автор:
Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Даша
Даша: Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!
Автор:
И тогда сказала Маша,
Та, что в синем сарафане.
Маша: Кто сказал, что Маша плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось шесть лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,
И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!
Автор:
А молчавшая Дарина
Вдруг подружкам говорит:
Дарина: Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!
Автор:
Три девицы первый раз
Собирались в первый класс.
Ведущий:
И сегодня вы прощаетесь со своей первой учебной книгой «Азбукой». Она научила нас читать, открыла нам много интересного.
Азбука (выходит). Здравствуйте, мамы, здравствуйте, гости! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, я, друзья, за вас!
А где же мои помощники-буквы?
Ведущий. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!
Азбука. Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду!
Ребята.
АБВГДЕЖ – прикатили на еже.
ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мы здесь, друзья!
Азбука.
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все вместе. Дело в том, что все мы вместе!
Азбука: А есть еще и другие буквы, которые были раньше. Вот они. (Дети рассматривают азбуку Кириллицы)
Азбука: Посмотрите на эти буквы. Они вам знакомы?
Дети: Немного не понятны.
Азбука: Это буква «Аз», на нее похожа наша русская буква «А». Это буква «Буки». На неё похожа наша буква «Б». Это «Веди». На неё похожа буква «В».
Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать, читать книги. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы, дети зажигают свечу). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.
1.По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2.Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
3.Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
4.Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Ученик.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит -
Все: Наш славянский алфавит!
Азбука:
Что держит в руках св. Кирилл?
Дети:
Азбуку.
Азбука:
Правильно, это старинная азбука. Они учили со всеми людьми эти буквы и благодаря им, люди научились писать и читать, узнали много нового.
Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности
Ведущий 1: 24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех славянских странах Кирилл и Мефодий. Именно они стали основоположниками славянской письменности.
Ведущий 2: И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое России. Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне.
Ведущий1: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. Славяне много трудились, но одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать, ни читать.
Ученик 1: Это было давно, в 19 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Её столица – город Солуни. В семье военного чиновника росли два сына – Константин и Михаил (после принятия монашеского пострига стали называться Кирилл и Мефодий). Население там было – наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, а отец – болгарином, и поэтому с детства у них – солунских братьев – было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Для Константина знания, книги стали смыслом всей жизни, он получил блестящее образование, быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей времени. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.
Ведущий 2: В то время, когда жили Кирилл и Мефодий, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность – свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами).
Ведущий 1: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
Ведущий 2: Давайте же и мы заглянем в глубины истории.
Выходят братья Кирилл и Мефодий
Кирилл
Скоро нам, Мефодий, - в Моравию,
Император наш повелел идти.
Надо нам славянам Писание
На язык славянский перевести.
Мефодий
Это дело, брат, очень сложное,
Сомневаюсь я, - нам по силам ли?
Кирилл
Я надеюсь на помощь Божию,
Посвятим Ему все труды свои!
Мефодий
Как же нам тогда, брат, переводить:
МИР и БЛАГОДАТЬ, ИСТИНА и СВЕТ,
АНГЕЛ и МОНАХ, ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ?
В языке славян слов-то этих нет!
Кирилл
Если можно их из славянских слов
Нам образовать, - так и сделаем!
Иль из греческих создадим основ,
Новый смысл славянам поведаем
Мефодий
Да, ты прав, мой брат! Просветить славян
Надо нам с тобой Словом Божиим.
Службы служатся на латинском там,
То чужой язык! Так поможем им! (Уходят)
Ведущий 1: Итак, Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,- сразу решили братья.
Ведущий 2: Потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.
Ведущий 1: Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было слово». Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием.
Ведущий 2: Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелегкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов.
Ведущий 1: Славянская письменность была создана в 9 веке, в 862 году. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла.
1.Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
2.Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Чтоб научить нас читать.
3.Да здравствует старославянский!
Живут и сейчас в языке
Святые слова, золотые,
Хоть каждое взвесь на руке.
4.Они веселы и суровы,
До наших времён донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.
5.Пройдут года, века, тысячелетия, но никогда потомки не забудут имён святых - Кирилла и Мефодия.
Так два солунских брата
На путь наставили страну.
Оставив мудрые советы,
Ушли в святую старину.
Подвижники за правую веру
Посеявшие правду, мир,
Апостолы народной славы,
Вы – звезд лучи в славянский мир!
6.О будьте вы благословенны
Вовек Мефодий и Кирилл,
Отцы славянского познанья,
Кто говор милый наш творил.
Пусть имена вольются ваши
Во всенародную любовь!
Речь вашу мощную пусть помнит
Славянство во века веков.
7.Святой Кирилл и брат Мефодий
Создали письменность славян.
Кириллицей зовут в народе,
Родной язык у многих стран.
8.И это – чудо! Посмотри-ка:
Всегда доступная для нас
Опорой в жизни стала Книга,
В беде поможет, не предаст.
9.Писали в старину руками,
И в Книге воплотив мечты,
Хранили за семью замками
Вдали от грешной суеты.
10.И наряжали, как невесту,
И украшали серебром.
Порой был мастер неизвестным,
Но помнили его добром.
6.Листая бережно страницы
Вдруг ощущаешь связь времен,
Яснее представляешь лица
Уже знакомых нам имён.
11.Сейчас печатная машина
Нам дарит миллионы книг.
Для всех знакомая картина,
К которой с детства ты привык.
12.Мы видим жизнь с телеэкрана.
Компьютер, радио нас ждут.
Но с Книгой расставаться рано,
Ведь рукопись – бесценный труд!
Ведущий 2: В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молчать и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Ведущий 1: Славянская азбука - память о славной истории, святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранить. Мы сегодня прикоснулись к истории дней минувших и напомнили вам о создателях Кириллицы, благодаря которой появился русский язык - прекрасный и могучий.
Наш язык—язык труда и света,
Веры и надёжности язык,
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык!
Ведущий 2: Давайте же бережно относиться к русскому языку. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавать великое русское слово.
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
1.Прошла пора побед и неудач.
Мы выросли, окрепли, повзрослели
Решили много непростых задач,
Умеем то, что раньше не умели.
2. Многим из нас трудно давались в 1 классе первые буквы, слова. Но теперь мы все научились выразительно читать и правильно писать.
3.Выводили мы кружочки,
Сколько палок! Целый лес!
Двоеточие и точки
Вызывали интерес.
4.Палки, стоя, выводили.
Даже лежа на боку,
Потому-то выходило
Не на нужную строку.
5. За время учебы мы познакомились и прочитали много интересных книг очень известных писателей.
6.Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем.
7.С детства знаем дядю степу.
Лучший доктор Айболит!
Мойдодыр на всю Европу
У детишек знаменит.
8. Весь год с нами мамы, папы, бабушки и дедушки. Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, эти стихи мы посвящаем вам.
9.Папа мой – мастеровой,
Папе не до скуки:
Все умеет папа мой –
Золотые руки!
Научился у отца я,
Все приемы знаю,
Даже в стенку до конца
Гвозди забиваю!
10.Мама сделана моя
Из тепла и ласки,
Часто засыпаю я
С маминою сказкой!
Коль обида жжет меня –
Не решил задачу,
На плече у мамы я
Хоть чуть-чуть поплачу.
11.С дедом я хожу на пруд,
Там у нас рыбалка,
Только рыба не клюет,
Что, конечно, жалко
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
“И на том спасибо!”
12.Знает бабушка моя
Множество сказаний,
Учит бабушка меня
Мастерству вязаний.
Мы готовим с ней обед –
Поджимают сроки –
Борщ, котлеты, винегрет,
А еще …уроки!
13. Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
14. Мы многому научились за это время, крепко подружились. Мы рады успешным окончанию первого класса и началу летних каникул! Ура!!!
15.Первый класс, первый класс,
Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой.
16.Полюбили мы друг друга.
За подруг стоим горой,
И со мной мои подруги
Переходят во второй.
17. А учительница что же?
Бросит нас с тобой?
18.Нет, учительница тоже
Переходит во второй.
19.Умею читать, умею считать я,
Умею на карте Москву показать я.
Мы с песней веселой
Простимся со школой,
Чтоб осенью в школу
Вернуться опять.
20.Мел, доска, картина, карта,
Вместе снами подрастут,
Чуть повыше станут парты,
Вместе с нами перейдут.
21.Вот и кончились уроки,
И бегут вперегонки
По дорожке, по дороге
Туфельки и башмаки.
Вот каникулы настали,
До свиданья, школа!
Мы теперь уже с тобой
Встретимся нескоро,
Но как радостно нам после
Лета золотого
К твоему порогу, школа,
Возвращаться снова.
22.В школе кончены уроки,
Перешли мы с старший класс,
Полежать на солнцепеке
Приглашает речка нас,
23.Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка,
Здравствуй, поле,
Здравствуй, солнечный денек!
24 мая в школе прошли мероприятия, приуроченные к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Цель празднования Дня славянской письменности и культуры – приобщение учащихся к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу. В ходе этого праздника учащиеся начальных классов познакомились с деятельностью болгарских просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника. Мы должны воспитывать бережное и уважительное отношение школьников к букве, алфавиту, слову.
Для учащихся 4 классов поучительным оказалось мероприятие «Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия».
Интересным и познавательным стало внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса. Конкурс знатоков русской словесности «Путешествие в мир русской азбуки «Аз, буки, веди…». Учащиеся смогли попробовать свои силы в пропагандисткой работе, увлекательно рассказали о просветителях, внесших огромный вклад в развитие русского языка.
Конкурс знатоков русской словесности «Слово вам, братья, славян просветители» проведен для учащихся 6 класса.
Интернет-экскурсия «Апостолом единоправные. Просветители славян — Святые Кирилл и Мефодий» проведена учащимися 10 класса для 7-8 классов. Ребята поделились своими исследования, рассказали о жизни и труде братьев.
Конкурс рисунков «В мире волшебной азбуки» завершил ряд мероприятий, посвященных Дню славянской письменности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"
Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры
Цель данного мероприятия: познакомить с Кириллом и Мефодием – составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, о культурном наследии русского народа, способствовать развити...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры
Цель данного мероприятия: познакомить с историей создания русской письменности; воспитание уважения к культуре русского народа....
«Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры»
День славянской письменности и культуры – это праздник просвещения родного языка, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры. Учителем начальных классов проведен классный ч...
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры «Мы – славяне»
24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящён учёным и просветителям -Кириллу и Мефодию, создавшим впервые в мире славянское письмо....
Конспект занятия : «День славянской письменности и культуры»
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям...
Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"
Цель: познакомить учащихся со славянской культурой в свете изучения русского языка;способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим велик...