Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса. Необходимость изучения «зародышей прошлого» русского народа является основой пути к познанию современной России и путём развития подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели, обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, чтобы сознательно и уверенно формировать в детях гордость за свою страну. Только так мы сможем двигаться вперёд!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел»
Занятие №1
«Как возникла письменность»
Актуальность:
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса. Необходимость изучения «зародышей прошлого» русского народа является основой пути к познанию современной России и путём развития подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели, обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, чтобы сознательно и уверенно формировать в детях гордость за свою страну. Только так мы сможем двигаться вперёд!
Цель:
Привить у учащихся, в том числе с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать древнюю Русь, как государство, в котором существовала своя письменность, а грамотность была присуща большинству славян, включая женщин и детей.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у учащегося, как представителя своего народа.
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Ход Занятия:
Педагог: Кто может сказать, когда люди научились разговаривать?
Ответы детей.
Педагог: Ученые выдвинули предположение, что люди научились разговаривать около 20 миллионов лет назад.
Язык свойственен каждому человеческому сообществу.
Слайд 2
На первых порах люди общались при помощи жестов. Они могли указывать пальцем на предметы или изображать какие-либо действия, издавая при этом разные звуки. Давайте попробуем с помощью жестов рассказать, как мы умеем помогать маме, пальчиковая игра «Я маме помогаю», (приложение 1).
Слайд 3
Со временем определенные голосовые сигналы начали прочно быть связаны с тем, о чем хочет сообщить человек. Давайте попробуем звуками изобразить объекты и предметы, которые будут встречаться в нашем рассказе. Игра со звуками: «На лесной полянке», (приложение 2).
Скорее всего, именно так и были придуманы первые слова, которые впоследствии стали сложнее по структуре и нести больше смысловой нагрузки.
Слайд 4
С момента появления речи, люди со временем накопили много преданий, сказок, мифов, верований, обрядов, песен, люди стали задумываться над тем, что им нужно как - то передавать информацию. Возникла и начала развиваться письменность.
Для чего нужна письменность? Ответы детей. |
Педагог: Правильно, существование письменных источников, по которым мы узнаём историю, наши обычаи, песни и сказки нашего народа было бы невозможно, если бы люди не придумали письменность. |
Письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Слайд 5 Древние люди еще в каменном веке пытались передавать сообщения с помощью наборов предметов, рисунков, но это вызывало затруднения. Как расшифровать послание? Каждый расшифровывал послание по- своему. Давайте попробуем передать сообщение друг другу, с помощью картинок. Игра «Прочитай по картинкам», (приложение 3). Можно ли назвать предметное и рисуночное письмо письменностью в современном понимании? Ответы детей. В чем состоят недостатки такого письма? Ответы детей. |
Слайд 6
Людям нужно было другое письмо – легкое простое и удобное Неудобство предметного и рисуночного письма, привело в итоге к созданию алфавита, в котором каждый знак – буква – обозначал лишь один определенный звук речи. Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавит.
С появлением алфавита у людей появилась возможность в создании постоянных записей информации, выраженной средствами языка.
Предварительный просмотр:
Приложение к внеурочному занятию для учащихся с ОВЗ,
«Как возникла письменность»
Занятие №1 из цикла
«Славянская письменность правда и ложь»
Приложение 1
«Я маме помогаю»
(пальчиковая игра)
Пальчики могут не только играть, (волнистые движения пальчиками обеих рук)
Они могут маме во всём помогать, (пальчики в кулачок, большой палец поднять к верху, движения выполняем двумя руками)
Могут посуду помыть, постирать, (круговые движения ладонью правой руки на ладони левой руки, затем руки в кулак и потереть кулачки друг об друга)
Гвозди забить и в квартире убрать. (Правую ладонь в кулак, стучим об левую ладонь, левая ладонь открыта, затем разводим руки в стороны, ладони параллельно полу)
Всё сделают быстро они и умело, (пальчики в кулачок, большой палец поднять к верху, движения выполняем двумя руками)
Смело возьмутся за трудное дело! (хлопаем в ладоши)
Грязные тарелки – (пальчики в кулачок, большой палец опустить вниз, движения выполняем двумя руками)
Глубокие и мелкие. (ладони соединить и сделать глубокую «чашечку», затем неглубокую «чашечку»)
Чтобы они не плакали,(грозим указательным пальцем)
Вымоем их в раковине. (Круговые движения ладонью правой руки на ладони левой руки.)
Кран с водичкой мы открыли, (правую руку согнуть в локте, поднять вверх, пальцы согнуты – «кран», затем двумя руками круговыми движениями пальцев «открываем кран»)
Всю посуду перемыли. (Круговые движения ладонью правой руки на ладони левой руки.)
Все тарелки чистые, (вытянуть руки вперёд, ладони рук открыты, согнуты в запястьях, в таком положении повернуться направо, затем налево)
Чистые, лучистые, (волнообразные движение пальцами рук)
Улыбаются, смеются, (улыбнуться, затем вытянуть правую руку, с указательным жестом, вперёд, а левую руку положить на живот, произнести – ха, ха, ха!)
А уронишь – разобьются. (Развести руки в стороны, затем ладонями рук дотронуться до щёк и покачать головой, сделать огорчённое лицо)
Будем крепко их держать, (Сжать ладони рук в кулаки.)
Полотенцем протирать. (Перед грудью соединить ладони рук, делаем круговые движения ладонями.)
Приложение 2
«На лесной полянке»
(игра со звуками)
Ребята, я расскажу вам небольшой рассказ, а вы поможете мне его озвучить.
В одном лесу на большой, красивой полянке жили насекомые. Утром, когда вставало солнце, насекомые просыпались, полянка оживала. Вот проснулась пчела и, перелетая от цветка у цветку, запела свою песенку:
- Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Комар, услышав жужжание пчелы, звонко зазвенел:
-З-з-з-з-з-з.
Расправляя свои крылья, застрекотала стрекоза:
-Ц-ц-ц-ц-ц-ц.
Пение насекомых разбудило змею, и она сердито зашипела:
-Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Ёж под деревом не испугался, но свернулся в клубок и зафырчал:
-Ф-ф—ф-ф-ф.
Подул лёгкий ветерок и зашелестел ветками деревьев:
-В-в-в-в-в-в.
Далеко за лесом, по железной дороге разгонялся поезд:
-Ч-ч-ч-ч-ч-ч.
А над лесом пролетел вертолёт. Его мотор рычал:
-Р-р-р-р-р-р.
Наступил день. Стало жарко. Животные спрятались в норы. Только стрекозы и пчёлы продолжали жужжать:
Ц-ж-ц-ж-ц-ж-ц-ж.
(При работе с учащимися с ОВЗ необходимо использовать предметные картинки)
Приложение 3
Игра «Прочитай по картинкам»
Дети разделены на четыре команды, каждая команда получает конверт, в котором лежат картинки, задание, чистый лист бумаги и клей карандаш. Команды подходят к рабочим столам, читают задания и рассматривают картинки. Выбирают нужные картинки, затем их наклеивают на лист бумаги. Задание выполнено. Меняются листами с другой командой и разгадывают их послание. (В конвертах лежат картинки, с изображением времён года и задание: «Покажи, что такое лето», «Покажи, что такое зима» и т.д. ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первым языком в мире был язык жестов
Голосовые сигналы постепенно начали использовать для сообщений (о чём хочет сообщить человек)
Появились предания, сказки, мифы, верования , обряды песни К ак передать информацию будущим поколениям?
Передача сообщений с помощью наборов предметов и рисунков Как расшифровать послание?
Знаки которые можно видеть и которые служат средством общения между людьми на расстоянии
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"
Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"
В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...
Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».
Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....
Внеклассное занятие для 4 класса из цикла "Занимательная лингвистика" по теме: "Фразеологические обороты"(конспект с презентацией).
Занятие проходит в форме викторины, состоящейиз 6-7 конкурсов. Класс делится на 2 команды. Жюри подводит итоги, победители награждаются фразеологическими словарями....
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры"....
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»
Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...