Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и народов нашей великой страны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел»
Занятие № 2
«Значение письменности»
Актуальность:
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и языкознания позволяют по-новому подойти к постановке вопроса о древности русского этноса. Необходимость изучения «зародышей прошлого» русского народа является основой пути к познанию современной России и путём развития подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели, обязаны всемерно воспользоваться опытами седого прошлого, чтобы сознательно и уверенно формировать в детях гордость за свою страну. Только так мы сможем двигаться вперёд!
Цель:
Привить у учащихся, в том числе с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать древнюю Русь, как государство, в котором существовала своя письменность, а грамотность была присуща большинству славян, включая женщин и детей.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у учащегося, как представителя своего народа.
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Ход Занятия:
Учитель: Письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Древние люди еще в каменном веке пытались передавать сообщения с помощью наборов предметов, рисунков, но это вызывало затруднения. Людям нужно было другое письмо – легкое простое и удобное. |
Слайд 2
Неудобство предметного и рисуночного письма, привело в итоге к созданию алфавита, в котором каждый знак – буква – обозначал лишь один определенный звук речи. Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавит.
С появлением алфавита у людей появилась возможность в создании постоянных записей информации, выраженной средствами языка.
- Что такое письмо?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, письмо это знаки, которые можно видеть и которые служат средством общения между людьми даже, если люди находятся далеко друг от друга.
Слайд 3
Письменность - один из древнейших способов передачи информации, на различных носителях, будь то пергамент, бумага и даже камень.
Дидактическое упражнение «Напиши любимую букву»
Учитель: перед вами лежат бумага, камень и кора дерева. С помощью ручки, карандаша и краски. Напишите на них свою любимую букву
Письмо позволяет закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Говоря в более широком смысле, письменность является одной из форм существования человеческого языка. При отсутствии письменных источников невозможно получить полное представление о произошедших событиях.
Слайд 4
Для возникновения и существования письменности требуются:
- один язык, распространённый в сообществе;
- определённые базовые символы;
- набор правил определяющих порядок следования символов
- физические средства для написания символов на каком-либо носителе.
Слайд 5
В чём значение письменности, как она помогла развитию человечества? Письменность, демонстрирует общий уровень развития культуры. Письменность может возникнуть лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации в форме, неподвластной искажениям – в отличие от устной речи. Письменность хранит исторические корни любого народа.
Слайд 6
Письменность обладает еще одной, не менее важной функцией - образовательной. При помощи разнообразных письменных носителей человечество может передавать свои знания от человека к человеку, от поколения к поколению. Также при помощи письменности возможно сохранение различных данных на многие годы.
Мы с вами доказали, что значение письменности очень велико, оно может сохранить в памяти славу, величие, могущество любого народа, а может отнять все добрые воспоминания о народе и даже его имя.
Слайд 7
Письменность очень сильно связана с языком конкретного народа и устной речью на этом языке. Единство системы письма позволяет очертить границы государства. Посмотрите, какая огромная территория земного шара разговаривает, думает и пишет на русском языке. Это наша страна Россия!
Слайд 8
Россия — многонациональное государство. Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое. Знания о родной истории, бережное отношение к прошлому является залогом успешного развития нашей страны в будущем.
Слайд 9
Безопасность России может быть обеспечена только в условиях дружеских, добрососедских отношений с двумя братскими славянскими народами — украинцами и белорусами, большая часть населения которых тоже разговаривают и пишут на русском языке.
Слайд 10
Немалые усилия, недоброжелателей России, направлены на то, чтобы углубить искусственный разрыв между нашими народами. Разработано много схем, призванных доказать, что «Украина — не Россия» или что у Белоруссии гораздо больше общего с Литвой, чем с Россией. Другими словами, налицо попытка разбить общую историческую колыбель русского, украинского и белорусского народов. Отстоять единую историю — это значит остаться родственными народами, сохранить общий цивилизационный и духовный код. Очень актуальной является проблема происхождения письменности на Руси, которая доказывает единые корни наших братских народов.
Рефлексия (дети сидят за общим рабочим столом, перед каждым ребёнком лежит весёлый смайлик и грустный): наше занятие подошло к концу, мы многое узнали, и многое успели сделать. Узнали, как появилась у людей речь, как появилась письменность, и какое значение она имеет. Попробовали общаться с помощью жестов и звуков и научились передавать сообщения с помощью картинок и узелковой письменности, у нас с вами появился свой волшебный алфавит. Перед вами лежит весёлый смайлик и грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного. Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаки которые можно видеть и которые служат средством общения между людьми на расстоянии
Письменность - одна из форм существования человеческого языка, о дин из древнейших способов передачи информации Различные носители информации: пергамент бумага, камень, береста
Для возникновения и существования письменности требуются: Один язык, распространённый в сообществе Определённые базовые символы Набор правил определяющих порядок следования символов Носитель для написания символов
Значение письменности
Образовательная функция письменности
Русский язык в мире
Россия – многонациональное государство
Безопасность России зависит от дружеских, отношений с двумя братскими славянскими народами — украинцами и белорусами
Недоброжелатели России углубляют искусственный разрыв между нашими народами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие для 4 класса из цикла "Занимательная лингвистика" по теме: "Фразеологические обороты"(конспект с презентацией).
Занятие проходит в форме викторины, состоящейиз 6-7 конкурсов. Класс делится на 2 команды. Жюри подводит итоги, победители награждаются фразеологическими словарями....
Конспект внеклассного мероприятия «День славянской письменности»
Разработка внеклассного меропрития для 4 класса на тему День славянской письменности...
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры"....
Конспект внеклассного занятия на тему : « Значение огня в нашей жизни»
Конспект внеклассного занятия для коррекционной школы (2 класс)на тему : « Значение огня в нашей жизни»Цель: формировать знание детей о значении огня, пожарной безопасности.Задачи: за...
Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока по литературному чтению " В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда и вымысел в сказке В.Бианки". ...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...
Конспект тематического занятия для учащихся с ОВЗ «Славянская письменность правда и вымысел» Занятие 4 «Формы написания у славян»
Значение письменности очень велико, оно может сохранить в памяти славу, величие, могущество любого народа, а может отнять все добрые воспоминания о народе и даже его имя.Занятие рассказывает уча...