Конспект занятия : «День славянской письменности и культуры»
план-конспект

Жгутова Ольга Николаевна

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.46 КБ
PDF icon kirill_i_mefodiy_1_chast.pdf2.07 МБ
PDF icon kirill_i_mefodiy_2_chast.pdf1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия : «День славянской письменности и культуры»
             

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.

• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.

• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Ведущий:

 

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

Как называется наша страна где мы с вами живем? (ответы детей)

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.

  • Кто такие предки? (ответы детей)

 Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

  • Почему славяне? На какое слово похоже? (ответы детей)

А это значит, что славяне – славный народ.

Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Давайте  перенесёмся в далёкие древние времена, на много тысяч лет назад, когда на земле не было ещё ни городов, ни старинных замков. Это было давным-давно! Древнейший человек напоминал обезьяну. Те люди ещё не умели разговаривать. Они общались друг с другом как животные, с помощью разнообразных звуков. Презентация…………

        Первобытные люди боялись хищных зверей, грозы, наводнений, лесных пожаров. Почему происходит всё это – они не знали, не могли объяснить.

Среди тех первобытных древних людей были искусные художники. Трудно в это поверить, но это так. Люди, не умевшие не только писать и разговаривать, но даже не могли вылепить простой горшок из глины, а владели мастерством художника!

Много было забот у древних людей. Но когда появлялось свободное время, они любили рисовать. Рисовали на стенах, потолке. Рисовали то, что они видели, то, что их окружало: жизнь и смерть, растения и животных. Они верили в то, что если  они нарисуют в глубине пещеры зверя, то живые хищники уйдут,  не причинив им вреда. А если нарисовать раненого зверя – это поможет им в охоте.

Многие древнейшие рисунки очень загадочные, даже странные и причудливые. В них много непонятного. (Иногда каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости от всей композиции). Изображения схематичные, упрощённые (стилизованы). Иногда лишь точки, полоски, неясные для нас изображения. Мы можем лишь только догадываться о том, что же хотел сказать своим рисунком первобытный художник

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Как зарождалась письменность.?

Фильм…….

Кирилл создал славянскую азбуку, получившую название кириллица. Кириллица явилась основой нашего русского алфавита.

Сначала у себя на родине, а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык книги, открывали училища для славян. Братья обучили местных священнослужителей совершать богослужение по славянски. На Руси стали строиться храмы. Кирилл освещал их. Братья переходили с одного места на другое, научая народ славянскому языку.

Посмотрите по внимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (44 буквы). 

Презентация …..

- Буква Аз. Назовите слова, которые начинаются с неё? (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

- А теперь Буки, вспомните, сколько вкусных слов начинаются с этой буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

- А теперь назовите их по порядку, что получилось? (Азбука.)

-Буква Глаголь, а что она обозначает? Как вы думаете, ребята? (Верно, глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать). В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

- Буква Добро. Доброта – лучшая черта характера человека. А что значит быть добрым?

Буква Люди.

Мудрая буква Мыслете и приготовила вам загадки.

1.Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд —

Сейчас заговорят. (Буквы)

3. Первая книжка для малышей.

Учит — мучит, а научит — радует. (Азбука)

4. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы? (Мы – славяне)

5.33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

.Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

6.Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

7. Первую книжку, где буквы ты изучаешь,Как ты ее называешь? (Букварь)

8 Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

9. Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

10. У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

Ну а теперь давайте поиграем

Игра  «Назови слово»……

Продолжение презентации

эти книги (Для чтения, и для ведения церковной службы).

Задание детям : «Творим, рисуем, радуемся.» 

создать свою буквицу, попробуем примерить на себя роль писцов.мы сейчас будем работать, как братья Кирилл и Мефодий.

Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки, можете использовать различными вариантами штриховки. Каждый из вас получит букву. Вы должны будете раскрасить свою букву и нарисовать картинку и назвать слово, которое начинается с этой буквы

Заключение.

- Что нового мы узнали сегодня.

- На каком языке говорили наши предки?

- Кто впервые придумал для них азбуку?

- Зачем славянам нужно было изобретать азбуку?

Просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки.

- Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

- Как называется первая азбука? (Кириллицей).

- А почему она так называется? (По имени Кирилла, одного из создателей).

- Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

- Почему славяне не могли ими пользоваться?

- Как называлась первая азбука? (Кириллица).

- Сколько было букв в этом алфавите? (43 буквы, каждая из которых имела свое сложное название).

- Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33буквы).

- В какой стране изобрели бумагу? (Китай).

- Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту).

- На чём ещё писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

- В чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия?

- Когда наша страна празднует День славянской письменности и культуры? (24 мая). В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

- Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия).

- Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку).

– Для чего использовались


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....

"День славянской письменности и культуры"

24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...

Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".

Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры"....

Внеучебное занятие "День славянской письменности и культуры"

Представлена методическая разработка внеучебного занятия "День славянской письменности и культуры" для учащихся 4 класса начальной школы....

Коррекционно – развивающее занятие «День славянской письменности и культуры»

Цель: формировать любовь к Родине, уважение к народным традициям.Задачи:- дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.- познакомить со старославянским алфавитом.- фор...