конспект классного часа на тему "День славянской письменности"
классный час (4 класс)

хепіаааааaaaa

Классный час на тему "День славянской письменности" предназначен для детей 4-го класса, его целью является создание условий для формирования у младших школьников знаний о дне славянской письменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект классного часа

ФИО студента: Токмакова Ксения Александровна

Тема: «День славянской письменности»

Класс: 4

Цель: создание условий для формирования у младших школьников знаний о дне славянской письменности.

Задачи:

Дидактические: познакомить с праздниками, которые отмечают в нашей стране;

подробно остановиться на празднике «День славянской письменности» (рассказать историю возникновения праздника, его значение);

воспитать чувство интереса к истории, чувство интереса к культуре.

Развивающие: развивать психические процессы ребенка (внимание, мышление, память); развивать устную речь и умение работать в парах и группах, развивать творческий потенциал через практическую деятельность

Воспитательные: воспитывать чувства уважения друг к другу; улучшить взаимоотношений в классе, воспитание любви к Отчизне.

Форма проведения классного часа: беседа с элементами игры.

Участники (в т.ч. приглашенные): ученики 4 класса, учитель.

Ресурсы: ноутбук, колонки, проектор, интерактивная доска, планшеты (очно); презентация, доска общего доступа Jamboard, ленинг апс

Источники информации: интернет-ресурсы, словарь Ожегова.

Цифровой контент: джемборд; ленинг

Ход классного часа

Содержание классного часа

Методы и приёмы

Деятельность участников

I. Вступительная часть

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Александровна, и сегодняшний классный час проведу у вас я. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. СЛАЙД 1

-Ребята, давайте вспомним:

  • Какие времена года вы знаете?
  • Сколько месяцев в году?
  • Какие весенние месяцы вы знаете?
  • Какие майские праздники вы знаете?»

-Есть такие стихи:

Трудно прошлое представить
Без бумаг, чернил и книг,
Но теперь мы будем славить
Просветителей своих.

Книг святое назначенье
Нам Мефодий указал,
Брат его Кирилл к спасенью
Божье слово в помощь дал.

Радость: создан алфавит,
Письмена просты, понятны,
Весь народ благодарит
Братьев славных многократно!

Пусть же гимн звучит во имя
Просветителей славян,
Мы всегда гордимся ими,
Ввысь воздвигнув им курган.

Этот праздник очень значим,
И могуч родной язык,
Мы любовь к нему не спрячем
В этот очень важный миг.

Методы формирования сознания личности: беседа.

Метод стимулирования: поощрение.

Метод организации жизнедеятельности воспитанников: задание.

Приветствуют учителя.

Смотрят.

Рассказывают.

Предполагают.

Слушают

II. Основная часть

-Итак, ребята, знаете ли вы, какой праздник отмечают 24 мая?

-А как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?

-Верно, тема нашего классного часа «День славянской письменности». СЛАЙД 2

-Какую цель мы поставим перед собой?

-какие задачи?

-24 мая у славянских народов— отмечается особый праздник - «День славянской письменности». СЛАЙД 3

Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем, как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую речь; кто же создал русский алфавит?

Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.

Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка – греческий и болгарский. Слайд 4

Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.

Михаил– старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В 20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет он решил изменить свою жизнь.

Михаил оставил военную службу и отправился на Афон. Постригся в монахи и получил имя Мефодий.

Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим учеником и прозвали его Философом.

Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию.

Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли язычников.

Византийский император отправил братьев Соунских в царство Хазарское, а затем в славянскую страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет христианства, веру христианскую.

Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. Славяне не могли просвещать свой разум.

Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг!

По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию.

Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В
азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание –
состоящее из фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ.

АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: АЗ БУКИ ВЕДИя знаю буквы. СЛАЙД 7

После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец,
Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…».

Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали грамоте и основывали новые церкви. Слайд 8

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке,
создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

Сейчас мы с вами пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали ПЕРГАМЕНТ. Слайд 9

А что такое пергамент? (это тонкая очищенная от волос телячья или козья кожа).

Её натирали мелом, чтоб снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста.

На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на листьях дуба).

А на чём ещё писали наши предки? (на бересте) Слайд 10

Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Новгороде Великом нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.

Перед смертью Константин принял имя Кирилл. Константин прожил всего 42 года.
Православная Церковь почитает братьев Кирилла и Мефодия как равноапостольных святых и считает первыми славянскими учителями.

  • Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели
    постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для
    письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва
    увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский языкодним из самых трудных. Ещё бы : у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских — целых 33 буквы!

А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно — с 1918 года ,

В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось до #1042;несли новые буквы – Ё и Й.

В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33
буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках
умелых оно в состоянии совершать чудеса.

«Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный — речь…»
Случайно ли – в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на
призыв своего старшего современника:
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
НАВЕКИ!

-А сейчас давайте выполним несколько заданий по теме нашего классного часа

-Задание «Перевертыши»

-Я называю фразу, а вы называете их антонимы, например

- Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!)

- Кикимора под арбузом ( Принцесса на горошине).

- Пес в рукавицах (Кот в сапогах).

- Одетый нищий (Голый король).

- Крестьянка-обезьянка (Царевна-лягушка).

-Зеленый ботинок (Красная Шапочка).

-Серенький кустарник (Аленький цветочек)

-Усопший толстяк (Кощей Бессмертный).

-Ржавый замочек (Золотой ключик).

- С ленью достанешь птицу с дерева (Без труда не вынешь и рыбку из пруда).

- Отдых-ягненок, на поля побежал (Работа- не волк, в лес не убежит).

- Когда ближе к полю -меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров).

Задание «Отгадай загадки»

  1. На странице букваря 2)Черные, кривые,

Тридцать три богатыря. От рожденья все немые,

Мудрецов- богатырей А как только станут в ряд,

Знает каждый грамотей. Сразу вдруг заговорят.

(Алфавит) (Буквы)

3)Вот два столба наискосок, 4)Вы посмотрите: кто такой?

А между ними поясок.(А) Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу? (Б)

-А теперь перейдите на доску совместного пользования, и выполним задания там

-Задание « Ребусы из букв»

40А (сорока) 100Л (стол)

Задание «Буква потерялась»

Мы обычные слова.

Всех нас знает каждый.

А содержим не одну:

Трижды или дважды.

Что случилось? Ну и ну!

Сбежали все однажды!

Ты подумай, не спеши.

И слова нам подскажи.

1) СТКН БРБН ПЛК 2) НГРД ПРГРФ ТРВ

(стакан) (барабан) (палка) (награда) (параграф) (трава)

Задание « Старославянские родственники»

(Соедините слова в русском языке, близкие со старославянскими)

1) Ланиты (Щеки) 2) Очи (Глаза)

Уста (Губы) Выя (Шея)

Глава (Голова) Страж ( Сторож)

Град (Город) Брег (Берег)

-Ребята, наш классный час подходит к концу, поэтому давайте выполним последнее задание на платформе ленинг апс

;from=p3916637220#preview

Метод формирования сознания личности: рассказ, беседа.

Метод организации жизнедеятельности: упражнение, поручение.

Метод стимулирования: поощрение.

работа с презентацией, работа на платформе ленинг апс, джам борд

Слушают.

Выполняют задания

III. Заключительная часть

-Вот наш классный час и пододошёл к концу.

-Вспомните, какой была его тема? СЛАЙД 11

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Мы достигли ее?

-Отлично.

-Сейчас я предлагаю вам пройти по ссылке на доску общего доступа. И оценить свою работу на классном часе. Если вам понравилась ваша деятельность на классном часу, то перетащите мальчику новую и чистую книгу, если же вы недовольны соей деятельность перетащите старую и потрепанную книгу.

Метод формирования сознания личности: беседа.

Метод стимулирования: поощрение.

Метод самовоспитания: рефлексия.

-День славянской письменности.

-Да.

Зачитывают.

Прощаются с учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

24 мая Классный час 4 класс

Слайд 2

День славянской письменности и культуры

Слайд 3

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых братьев Кирилла и Мефодия .

Слайд 4

Когда – то наши предки – славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записать славянскую речь После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

Слайд 5

Мефодий

Слайд 6

Кирилл

Слайд 8

В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов, а в бытовой письменности использовали кириллицу . В кириллице 43 буквы, впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита.

Слайд 9

Пергамент

Слайд 10

Береста

Слайд 11

Алфавит при Петре I

Слайд 12

Задание «Отгадай загадки » На странице букваря 2)Черные, кривые, Тридцать три богатыря. От рожденья все немые, Мудрецов- богатырей А как только станут в ряд, Знает каждый грамотей. Сразу вдруг заговорят. 3)Вот два столба наискосок, 4)Вы посмотрите: кто такой? А между ними поясок . Загородив дорогу, Стоит с протянутой рукой, Согнув баранкой ногу?

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Классный час. Тема: « День славянской письменности и культуры.»

Цель: повышать уровень творческих способностей учащихся. Задачи:- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность...

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....