русский язык конспект 4 класс словосочетания
материал
Предварительный просмотр:
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока по русскому языку,
проведённого в 4 «А» классе
обучающейся 21-корршк группы
Гвадзабия Павлины Борисовны
11.04.23 г.
Консультация методиста:__________
Консультация учителя:__________
План-конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа 21 века» 4 класс
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 11.04.2023
Время: 10:45-11:25
Место: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза С.И. Гусева»
Кабинет: 201
Класс: 4 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: словосочетания
Цель: организация деятельности обучающихся для первичного закрепления знаний об отличии словосочетаний от других сочетаний слов.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения отличать словосочетания от других сочетаний слов и фразеологизмов.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПин, гигиенические условия в кабинете; применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся; создавать положительный эмоциональный микроклимат.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; совершенствовать грамматический строй речи; развивать навыки общения, ведения диалога.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: уточнить знания о словосочетаниях, уметь применять полученные знания на практике.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Основные образовательные ресурсы урока: проектор, презентация, учебник.
Ход урока:
I. Организационный этап
1. Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Павлина Борисовна.
2. Проверка готовности к уроку:
У: Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, тетради и пеналы. Всё остальное убираем.
3. Мотивация к учебной деятельности:
У: Начинаем наш урок
Всё пойдёт сегодня впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
II. Актуализация знаний.
У: с помощью чего мы с вами общаемся?
О: с помощью речи.
У: какие виды речи вы знаете?
О: Речь бывает устной и письменной.
У: из чего состоит наша речь?
О: из предложений, а предложения из слов
У: Любые слова образуют предложение?
О: связанные по смыслу грамматическими признаками
У: Как называются слова, связанные по смыслу подчинительной связью?
О: Словосочетания
У: Как мы узнаём словосочетание?
О: от главного слова задаём вопрос к зависимому слову
III. Открытие темы урока. Целеполагание.
У: прочитайте записи со слайда – словосочетания; сочетания слов. Как вы думаете, эти термины обозначают одно и то же?
О: да
У: Как записаны?
О: сложное слово из 2ух корней, в 2 слова
У: Как вы думаете, все ли соединения слов являются словосочетаниями?
О: нет
У: Мнения разные, следовательно, ответить на этот вопрос мы пока не можем, что необходимо для этого?
О: получить новые знания
У: Попробуйте определить тему нашего урока
О: Словосочетание
У: Какие же задачи перед нами будут стоять? (слайд)
О: 1.Продолжить наблюдение за словосочетаниями
2.Узнать какие соединения слов не являются словосочетаниями
IV. Открытие новых знаний и умений.
У: Что написано на слайде, прочитайте
О: Ласковый и тёплый лучик солнца заглянул в класс. (слайд)
У: Спишите в тетрадь и сделайте морфологический разбор (дайте характеристику) этого предложения.
О: повест., невоскл., распр., с однор. чл.
У: посмотрите на слайд, там представлены соединения слов. Работаем в паре, обсуждаем и выписываем словосочетания. Докажите, что это словосочетания
О: есть главное слово, от которого задаём вопрос к зависимому слову.
У: Прочитайте те соединения слов, которые не выписали (проверка на слайде)
О: лучик заглянул – грамматическая основа
ласковый и тёплый – (слова отвечают на один и тот же вопрос, одно от другого не зависит) – однородные члены предложения
У: Можно ли назвать однородные члены предложения словосочетаниями?
О: нет
У: проверим по учебнику, откройте учебник на странице 109. Прочитайте первое задание
О: прочитайте предложения. Выпиши однородные члены предложения
У: выпишите однородные члены предложения.
О: рассказ и стихотворение
бросил, но не попал
смех и голоса
У: прочитайте правило
О: от одного однородного члена предложения к другому нельзя поставить вопрос. Слова в этих сочетаниях равноправны (нельзя выделить главное и зависимое), поэтому однородные члены предложения не являются словосочетаниями.
У: Вывод: однородные члены предложения - не являются словосочетаниями, они связаны сочинительной связью (слайд)
V. Закрепление полученных знаний.
У: открываем учебник на странице 110. Прочитайте упражнение 2.
О: запиши по группам: 1. Словосочетания; 2. Однородные члены предложения; 3. Грамматические основы предложений.
У: у вас на столах лежат карточки с таблицей, для выполнения этого упражнения. Подпишите фамилию в правом верхнем углу и заполните таблицу, на выполнение упражнения дается 7-8 минут. (слайд)
О: машина едет; младшая сестра; марки и открытки; играть в футбол; чайник кипит; едет и смотрит; деревянный стол; музыкант играет; груши, а не яблоки; звонко, радостно; цветы растут; громко петь; озеро в лесу
1. Словосочетания | 2. Однородные члены предложения | 3. Грамматические основы предложений |
младшая сестра | марки и открытки | машина едет |
играть в футбол | едет и смотрит | чайник кипит |
деревянный стол | груши, а не яблоки | музыкант играет |
громко петь | звонко, радостно | цветы растут |
озеро в лесу |
У: сверимся со слайдом. И оценим свои работы.
10 баллов - 0 ошибок
9 баллов - 1-2 ошибки
8 баллов -3-4 ошибки
7 баллов - 5-7 ошибок
6 баллов - 8-9 ошибок
5 баллов - 10 ошибок
4 балла - 11-12 ошибок
У: Прочитайте стихотворение (слайд)
Марк у доски повесил нос, Готов сквозь землю провалиться.
Краснеет до корней волос. О чём же думал он вчера,
Он в этот час, как говорится, Когда баклуши бил с утра?
Найдите фразеологизмы и объясните их значение. Проверим на слайде
О: Повесил нос – расстроился, огорчился, опечалился
Краснеет до корней волос - стыдится
Сквозь землю провалиться -спрятаться
Бил баклуши – бездельничал, ленился
У: Для чего фразеологизмы используют в речи?
О: речь яркая, образная, точная, знание фразеологизмов повышает культуру речи
У: Как вы думаете, являются ли фразеологизмы словосочетаниями? Обратимся за разъяснениями к учебнику на странице 111. Прочитайте выделенное предложение.
О: фразеологизмы словосочетаниями не являются
У: прочитайте задание 3.
О: прочитай. Выпиши только словосочетания
У: выполним упражнение 3 все вместе. Ломать голову это словосочетание?
О: нет, это фразеологизм. Значит стараться понять что-нибудь трудное; решать какой-нибудь трудный вопрос.
У: ломать игрушку это словосочетание?
О: да
У: чучело гороховое это словосочетание?
О: нет, это фразеологизм. Значит человек, глупо одетый
У: гороховый суп это словосочетание?
О: да
У: работать в саду это словосочетание?
О: да
У: работать спустя рукава это словосочетание?
О: нет, это фразеологизм. Значит плохо работать
У: спать без задних ног это словосочетание?
О: нет, это фразеологизм. Значит очень крепко, почти не двигаясь во сне от усталости
У: спать на диване это словосочетание?
О: да
У: запишите словосочетания, которые мы только что нашли
О: ломать игрушку, гороховый суп, работать в саду, спать на диване
У: откройте страницу 112 и сделайте упражнение 4 самостоятельно в тетрадях.
О: прочитай. Подумай, в какие группы можно объединить данные сочетания слов. Распредели их по группам и запиши.
Сильно дует; ветер дует; дует и свистит; в ус не дует; льет как из ведра; льет воду; льет, а не моросит; дождь льет; сел в галошу; сел и смотрит; сел за стол; ученик сел
словосочетания | основы предложений | однородные члены | фразеологизмы |
сильно дует | ветер дует | дует и свистит | в ус не дует (никакого беспокойства, не обращает внимания) |
льет воду | дождь льет | льет, а не моросит | как из ведра (очень сильный дождь) |
сел за стол | ученик сел | сел и смотрит | сел в галошу (потерпеть неудачу, оказаться в неловком, смешном положении) |
VI. Итог урока и рефлексия
У: что нового вы сегодня узнали на уроке?
О: Не все сочетания слов называют словосочетаниями.
У: Какие сочетания не являются словосочетаниями?
О: Однородные члены, грамматическая основа и фразеологизмы не являются словосочетанием.
У: Как вы считаете справились ли вы с работой на уроке? Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке. Поднимите руки, кто средне оценивает свою работу. С какими трудностями вы столкнулись?
Завершить урок хочу такими словами:
«Мы ошибок не боимся, вместе будем исправлять»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...
Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс
Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".
В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенных падежах"
К открытому уроку....
Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».
Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....
Тест по русскому языку 3 класс Словосочетание
Тестовая работа по теме "Словосочетание" по русскому языку 3 класс...
Конспект метапредметного урока по русскому языку 4 класс по теме "Словосочетание"
В конспекте урока показано, как на примере фразеологизмов в русском и английском языке можно отработать связь слов в словосочетании. Дети в исследовательской работе подбирают к английским фразеологизм...