конспект по русскому «3 склонение имен существительных» 4 класс
материал
Предварительный просмотр:
Организационно-деятельностный компонент:
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: «3 склонение имен существительных»
Цель: познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение"; развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах
Задачи урока:
Развивающие: способствовать развитию наглядно-образного мышления, произвольного внимания, произвольной памяти, речи, фонематического слуха, обогащению словарного запаса, развитию любознательности, расширению кругозора.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к чтению, желание хорошо читать, воспитывать культуру речи и общения.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые УУД:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование значимости предмета, позитивного отношения к предмету, развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, работоспособности, внимательности, честности, силы воли, уважения к другим; развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной деятельности , способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
формирование познавательных универсальных учебных действий: выделяют и формулируют познавательную цель и учебные задачи под руководством учителя, составляют целое из его частей, понимают знаки, символы, модели, используют знаково-символические средства; осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, построение логической цепочки рассуждений.
формирование регулятивных универсальных учебных действий: организуют учебную деятельности: выполняют учебные действия: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности, вносят необходимые коррективы, осуществляют пошаговый самоконтроль, самооценку по ходу выполнения заданий под руководством учителя, проявляют элементарную самостоятельность.
формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
слушают, слышат и понимают обращённую речь, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, следуют инструкциям, предложенному алгоритму, отвечают на вопросы, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, владеют диалогической и монологической формами речи; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и взрослыми, участвуют в различных формах работы в классе ( фронтальной), адекватно реагируют на замечания учителя и одноклассников.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
- Организация начала урока
- Приветствие
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, зовут меня Павлина Борисовна.
- Проверка готовности к уроку
Проверяем готовность к уроку: тетради, пеналы, дневники и учебники.
- Мотивация к учебной деятельности
У.: Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Для чего нам работать старательно и слушать внимательно?
О.:-Чтобы быть умными.
- Актуализация умений и знаний
У: Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
О: Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Беззаботный – нестарательный, беспечный, легкомысленный, не думающий о завтрашнем дне.
У: У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем. Я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобрести новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Запишем под диктовку словарные слова: Агроном, железо, беседа, аллея, библиотека, вокзал, кастрюля. Проверьте себя, сверяя с доской. Оцените свою работу на оценочных листах. Прочитайте слова. Что общего у данных слов?
О: Имена существительные, стоят в начальной форме
У: По какому признаку можно распределить слова на 2 группы? В тетрадях подпишите склонение вверху, над словами.
О: 1 и 2 склонения (на доске распределяют слова в 2 группы)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Отгадайте загадку:
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?
О: мышь
У: мышка хочется найти себе место. В какую группу мы отнесём данное слово?
О: нельзя отнести ни к одному склонению
У: почему
О: не относится к 1 или 2 склонению
У: куда запишем это слово?
О: в отдельную группу
У: Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
О: рысь
У: можем ли мы отнести слово рысь к 1 или 2 склонению? Докажите?
О: нельзя отнести ни к одному склонению, поэтому запишем в отдельную группу
У: Что общего у слов рысь и мышь?
О: они женского рода с нулевым окончанием
У: Как вы думаете, как назовем эту 3 группу?
О: 3 склонение
У: Какую цель поставим перед собой?
О: Узнать какие имена сущ. относятся к 3 склонению (Научиться определять 3 склонение имен существительных)
У: Определите тему сегодняшнего урока
О: 3 склонение имен существительных
V. Открытие новых умений, знаний
У: Кто уже может предположить, какие имена сущ. относятся к 3 склонению?
О: слова в женском роде с нулевым окончанием
У: Где мы можем проверить наше предположение?
О: В учебнике
У: откройте учебники на странице .97 и прочитайте правило. Верно ли оказалось наше предположение?
О: да, верно
У: Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
О: имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относится к 3-му склонению
У: Давайте составим алгоритм, по которому мы сможем определить имена существительные 3 склонения. 1 шаг. Поставить имя существительное в начальную форму.
2 шаг. Определить род, выделить окончание.
3 шаг. Слова ж.р. с нулевым окончанием.
VII. Закрепление открытых умений, знаний.
У: Включите ноутбуки и электронное приложение. Найдите упражнение 1 (верхний правый угол) 2 слова разбираем коллективно на доске. Дальше в парах, объясняя друг другу.
IV. Физминутка
Игра «Раз, два, три – склонение назови».
Называются имена существительные. Если существительное
1-ого склонения все хлопают,
2-ого – приседают,
3-его – спокойно стоят.
Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.
VII. Закрепление открытых умений, знаний. (продолжение)
У: Работа по учебнику. Стр.97 упр.172. Прочитайте задание. Что общего у данных имен существительных?
О: С окончанием
У: Как определить, какие из них относятся к 3 склонению?
О: Определить род.
У: Выпишите слова в 2 столбика. Проверьте свою работу и оцените.
У: У вас на партах лежат листочки. (упражнение 180 в учебнике) Прочитайте. Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Придумайте к тексту заголовок. Выпишите из этого текста предложения, в которых есть существительные 3 склонения. Подчеркните имена существительные 3 склонения. Прочитайте, какие предложения вы выписали. Какие слова подчеркнули?
VIII. Итог урока. Рефлексия
У: Назовите тему сегодняшнего урока.
- Какую цель мы поставили? Достигли поставленной цели?
Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
Оцените свою работу на уроке.
Продолжите фразы:
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я чувствовал..
- Сегодня я наблюдал….
Оцените всю работу сегодня на уроке. Закрасьте последний кружок на оценочных листах.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по русскому языку "Склонение имен существительных"
Конспект урока "Склонение имен существительных разработан по УМК "Школа России" для 4 класса, в соответствии с ФГОС...
конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....
Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс
урок русского языка в 3 классе программа Школа России...
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ...
Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...
Технологическая карта по русскому языку Склонение имен существительных мужского рода-3 класс
Склонение имен существительных мужского рода...