Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkiy_yazyk_4_klass_sklonenie_imn_sushchestvitelnyh.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №46»
Урок русского языка в 4 классе
Степанова Людмила Сергеевна
Тема урока: «Три склонения имен существительных»
Цель урока:
- Формировать общее представление о типах склонения имен существительных в единственном числе
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия о типах склонения имен существительных
- Формировать понятие о трех типах склонения имен существительных
- Содействовать умению определять склонение имен существительных
- Способствовать развитию устной и письменной речи
Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса русского языка отводится 102 часа, 3 ч в неделю.
На данную тему - 2 ч.
Тип урока – ОНЗ
Методическая разработка составлена на тему «Три склонения имен существительных» в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учащиеся умеют определять части речи, знают постоянные и непостоянные признаки имен существительных, умеют определять падеж, разбирать слова по составу. Данная тема требует, чтобы учащиеся владели умением определять число, род и падеж имен существительных, выделять окончания.
На уроке учащиеся составят алгоритм определения склонения имен существительных (памятку).
Планируемые результаты:
Личностные:
- - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
- - осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат
Предметные результаты:
- - научиться различать имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения на основе их рода и окончания
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
- - обобщать, делать выводы
Регулятивные универсальные учебные действия:
- - принимать и сохранять учебную задачу
- - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
- - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми
Межпредметные связи:
- Литературное чтение
Условные обозначения универсальных учебных действий:
Метапредметные результаты:
- Личностные – ЛУУД
- Познавательные – ПУУД
- Регулятивные – РУУД
- Коммуникативные - КУУД
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
Рамзаева. Т. Г. Русский язык: учебник для 4 класса, ч.1 /Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2012. - 158 с.
Ситникова, Т.Н., Поурочные разработки по русскому языку.: методическое пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2014. - 496 с.
Печатные пособия:
Таблица - опора «Три склонения имен существительных»
Информационно-коммуникационные средства
Тихомирова, Е.М., Проверочные работы по русскому языку. : печатная тетрадь, ч. 1 /Е.М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2014. -112 с.
Презентация к уроку, аудиозапись;
ТСО:
Компьютер, интерактивная доска
Учебно-практическое оборудование:
Экран, раздаточные материалы, памятка, индивидуальные карточки для ответов (лист А-4)
Технологическая карта | ||||||
№ | Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность учащихся | Форма организации УД | Содержание учебной деятельности | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | «Кричалка для поднятия духа» | Проверяют свою готовность к уроку. Вслед за учителем произносят конец фразы. | И К | - Глаза смотрят и видят. - Уши слушают и слышат. - Сначала думаю, а потом говорю. - Помню, что в классе я не один. - Умею слушать мнения других. Вывод: Психологический настрой учащихся | ЛУУД КУУД |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | Презентация слайд 2 Запись на доске | Обсуждение Анализ Выполняют задание. Наблюдают, ставят проблемный вопрос и цель. | П П И Ф | ЗАДАНИЕ 1. Объясните, как понимаете пословицу? «Знание — столь драгоценная вещь, что его незазорно добывать из любого источника». - Из каких источников можно добывать знания? Вывод: - Знания можно добывать из разных источников. ЗАДАНИЕ 2. Практическая работа (списывание предложения с доски) Автобус едет по улице Космонавтов и по площади Свободы. - В каком падеже стоят существительные по улице и по площади? - Определите род и выделите окончание у этих существительных. - Какой появился вопрос? - Можем ли мы на него ответить? Достаточно ли имеющихся у нас знаний? - Какую цель поставим на сегодняшний урок? Вывод: - Узнать, почему у существительных одного и того же рода в одном падеже разные окончания? | ПУУД РУУД ЛУУД КУУД ЛУУД ПУУД РУУД |
3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. | Слайд 3 (план) | Составляют план сообщения и представляют сообщения одноклассникам. | Г | ЗАДАНИЕ 3. Составление сообщения об имени существительном по плану (устно) - С чего начнем? ( С повторения того, что пригодится в открытии нового) Вывод: Знаний недостаточно. | РУУД ПУУД КУУД |
4 | Открытие нового знания | Карточки, тетрадь, доска | Ведут обсуждение, объединяют слова, делают вывод. Три ученика у доски изменяют имена существительные (степь, стол, окно) по падежам, остальные работают в тетради, делают вывод. | Г Ф | ЗАДАНИЕ 4. Объединить слова в 3 группы 1) На карточках даны слова: конь, вода, степь, Юра, земля, окно, дочь, море, дядя, стол. - Что общего между этими словами? - По какому признаку можно объединить эти существительные в группы? - Выделите окончание. - Что интересного заметили? - Давайте эти существительные запишем в тетрадь в первый столбик, выделим окончание. - Какие слова у нас остались? - Их пока объединять не будем, а выполним следующее задание. 2) Нужно изменить слова степь, стол и окно по падежам и выделить окончание. - Какой вывод мы можем сделать? - Во второй столбик запишем сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р., выделим окончание. -Какие существительные у нас остались? - Эти слова мы запишем в третий столбик и выделим окончание. - Пронумеруем столбики. - Подведем итог. Какие существительные мы записали в первый столбик? Во второй и третий столбики? - Получается, что в группы мы объединили не по родам, а по какому признаку? - Что мы сделали, чтобы доказать, что сущ.м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср. р. с окончанием -о и -е относятся к одной группе? - Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам? - Значит, и наши группы будут называться склонение. Первое склонение, второе, третье. Вывод: К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже. К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. | КУУД ПУУД ЛУУД |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Учебник | Читают правило в учебнике, составляют памятку, «цепочкой» комментируют и записывают в тетрадь | И П | ЗАДАНИЕ 5. Чтение правила в учебнике, составление памятки. Выполнение упр. 166 стр. 88- «цепочкой» - Давайте прочитаем, что по этому вопросу пишут авторы учебника. С. 88, правило. - С. 88, упр. 166. Прочитайте задание. - Составим памятку, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного? Вывод: Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
| КУУД РУУД ПУУД |
6 | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Слайд 4 | Читают, проговаривают, вспоминают правописание словарных слов, записывают в 3 столбика по склонениям. Взаимопроверка | И | Задание 6. Самостоятельно записать словарные слова в три столбика по склонениям. Взаимопроверка. Слова записаны на слайде: лес_н_ца, бере_, м_тро, яг_да, ч_твер_, агроном, к_л ндарь, б_реза, тетрад... - Найдите «лишнее слово». Вывод: - Лишнее слово – это метро, т.к. оно относится к несклоняемым именам существительным. | ЛУУД ПУУД КУУД РУУД |
7 | Физминутка | Музыкальная запись | Выполняют упражнения | К | ЛУУД КУУД | |
8 | Включение в систему знаний и повторения | Печатная тетрадь | Читают, составляют план выполнения упражнения, выполняют | И | Задание 7. Прочитайте задание. Устно составьте план. Выполните самостоятельно. (Печатная тетрадь, с.71 упр.10) Вывод: К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже. | ПУУД РУУД ПУУД
|
9 | Рефлексия | Слайд 5 | Обсуждают, соотносят цель и результат, оценивают свою деятельность | Ф | - Вернемся к вопросу, который я задала в начале урока. Почему у существительных по улице и по площади разное окончание? - Какую цель ставили? Вывод: Улица-существительное 1-го скл, а площадь – 3-го склонения. - Я узнал … - Новые знания мне пригодятся … Вывод: чтобы правильно написать окончания при изменении по падежам | РУУД КУУД ЛУУД ПУУД |
10 | Домашнее задание | Учебник | Рассматривают, знакомятся с заданием | И | Упр. 170 | ПУУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Признаки склонения имен существительных". Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе. ОС "Школа России"
Урок-обобщение проводился по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. "Русский язык. 4 класс. 1 часть" на основе ИКТ: демонстрация слайдовой презентации...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Род и число имен существительных» на семинаре «Здоровьесберегающая профессионально – педагогическая деятельность школьного учителя»
По мнению медиков, причины 75% болезней человека возникают в школьные годы. Поэтому данный урок построен так, чтобы обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья, формировать необходимые знания,...
Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"
Данный интегрированный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения детей определять склонение у существительных в начал...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
Конспект урока для 2 класса. "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".
Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...
открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.
открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....