Технологическая карта мастер-класса "Синквейн"
методическая разработка (2 класс)

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_master-klassa.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса. Синквейн.

Тема мастер-класса: 

«Синквейн как форма свободного творчества учащихся на уроках в начальной школе»

Тип мастер-класса: комбинированное занятие.

Цель повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

- Познакомить коллег с понятием "синквейн”.

- Дать представление о классификации синквейнов.

- Показать конкретные варианты составления синквейнов на уроках.

- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса

         Планируемый результат

Участники научатся:

• Составлять различные виды заданий на формирование коммуникативных УУД

• Использовать полученные знания на практике

Участники получат возможность научиться:

• Самостоятельно по предложенному алгоритму составлять задания на формирование коммуникативных УУД

Формы работы – фронтальная и групповая.

Необходимое техническое оснащение: интерактивная доска, проектор, презентации Power Point, видеоролик, карточки с картинками, бумага, карандаши.

 Ход мастер-класса

Этапы мастер класса

Деятельность учителя

Деятельность участников

Осуществляемые действия

коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

1.     Актуализация знаний и постановка цели и задачи мастер-класса

1.     - Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
- Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

- А теперь давайте возьмемся за руки и я пущу вам импульс положительных эмоций, рабочей атмосферы и творческой деятельности, надеюсь, вы поделитесь этим импульсом и со мной (импульс возвращается). Спасибо, мы теперь одна команда. Начинаем работу...

1.     Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем

Личностные: формирование учебного мотива.

Регулятивные: саморегуляция- как способность к мобилизации сил.

2.       Предлагаю посмотреть одну поучительную притчу.

ВИДЕО «Все в твоих руках» 

В наших руках ребенок, и наша задача как учителя, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное, успешным.

В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит изречение Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в виде авторского педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

Одним из эффективных методов творческого развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем

Понимать и воспринимать на слух объяснение учителей

2. Практическая часть

1. Формулирование темы

В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.

С помощью учителя формулируют тему занятия

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

2. Технология написания  дидактического синквейна

           Синквейн пишется по определенным правилам.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, предложение, крылатое выражение или цитата, выражающее свое отношение к теме
  • Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:

- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

- отрабатываются знания о частях речи,

- знания о предложении,

- умение соблюдать интонацию,

- расставлять знаки препинания,

- значительно активизируется словарный запас ребёнка,

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

- активизируется и развивается мыслительная деятельность,

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Во фронтальном режиме слушают теоретический материал по теме

Уметь в коммуникации воспринимать на слух ответы участников

3.    Примеры синквейнов, написанные учащимися 4 класса

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Предлагаю вашему вниманию синквейны,  написанные учениками.

В группах по 4 человека обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи

Приходить к общему решению в совместной деятельности, понимать на слух ответы участников

4. Работа в группах

А сейчас мы с вами будем учиться составлять синквейны. Будем работать группами. Каждой  группе я предлагаю составить синквейн на определённую тему,  которая записана на карточке. УЧЕНИК - , ТВОРЧЕСТВО - ( выполняется задание и затем прочитывают)

А теперь составьте  синквейн на свою тему. (выполняется задание и затем прочитывают)

Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

 

В группах чсотавляю синквейны

Группы обмениваются листами с ответами для контроля.

Выделить лидера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. В том числе в ситуации столкновения интересов; в коммуникации строить понятные для партнера высказывания; понимать на слух ответы участников, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи

5.     На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:


1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

Фронтально выполняют задание, отвечают сами и слушают ответы участников.

Уметь слушать других участников, строить монологическое высказывание, отвечая на вопрос

3. Подведение итогов

Итак, синквейн:


-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому пересказу;
-учит формировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя творцом;
-получается у всех.

Составьте синквейн к слову СЕМИНАР

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
А теперь предлагаю нарядить нашу елочку. У вас три игрушки: зелёная, жёлтая и красная. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – повесьте на елку зеленую игрушку, если информация вам не нова и вы применяете этот метод в своей работе -  повесьте на елку желтую игрушку, ну а если это всё вас совсем не тронуло – украсьте елку красной игрушкой.

Всем большое спасибо!
 

Участники строят монологическое высказывание по теме, слушают других участников

Осознанно строят речевые высказывания, понятные для участников; рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...