Использование методов ейдетики в начальной школе
материал (3, 4 класс)
В настоящее время в "Школе Эйдетики" насчитывается 27 методов и многочисленные упражнения к ним.
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей. Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?
Система эйдетики - память без границ.
"Эйдос" в переводе с греческого - "образ".
Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забыть ненужное, быстро изучать иностранные языки.
«Школа Эйдетики» предлагает новый подход к образовательным и воспитательным технологиям, который дает возможность каждому ученику легко и с удовольствием получать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I
"Чтобы быть хорошим учителем,
Нужно любить то, что ты делаешь,
И любить тех, для кого ты это делаешь"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЭЙДЕТИКИ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе должны обеспечивать специалисты начальной школы, которые знакомы с психолого-педагогическими и возрастными особенностями учащихся, владеют и используют в практической работе современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня перед многими учителями стоит вопрос: каким методам и приёмам обучения отдать предпочтение? Что нужно делать, чтобы каждому ученику было интересно получать знания? Сейчас предлагается много интересных методик и одна из них – « Школа Эйдетики» меня заинтересовала.
В настоящее время в "Школе Эйдетики" насчитывается 27 методов и многочисленные упражнения к ним.
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей. Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?
Система эйдетики - память без границ.
"Эйдос" в переводе с греческого - "образ".
Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забыть ненужное, быстро изучать иностранные языки.
«Школа Эйдетики» предлагает новый подход к образовательным и воспитательным технологиям, который дает возможность каждому ученику легко и с удовольствием получать знания.
Ведь главный принцип эйдетики: фантазия +
положительные эмоции = запоминание информации
Задания эйдетики:
- РАЗВИТИЕ ВСЕХ ВИДОВ ПАМЯТИ
- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
- РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
- ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ И ПРИЁМАМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
- АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ И ПРИЁМАМ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
- РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗИТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ
« Плохой памяти вообще не существует – есть только неумение пользоваться её возможностями» - утверждает Е. Антощук.
Тренинги эйдетики – это игры. Когда я впервые познакомилась с тренингом «Игра со словами», то попробовала провести её на уроке русского языка. Я прочла 12 слов и попросила детей их воспроизвести. Большинство детей запомнили 5-6 слов. Потом, следуя методике эйдетики, предложила прочитать слова, представить образ каждого слова и мысленно связать их друг с другом. Например:
Береза – высокая, на ветках висит
Завтрак – сладкий, падает с ветки в
Комната – большая, в углу растёт
Картофель - вкусный, который любит
Отец – который выращивает
Овощи – которые садит в
Песок – ним мама измазала
Платье – такого же цвета как
Помидор – который летит как
Ракета – и падает прямо на
Трамвай – в котором мы везём с рынка
Яблоко.
Результат меня поразил: ученики смогли назвать все слова.
Ряд слов можно усложнить и разнообразить: найти орфограммы, подобрать однокоренные слова, составить предложение с одним из слов и т.д.
На первых этапах я помогала детям, учила представлять, помогала фантазировать, а только потом нацеливала их на то, что представить нужно что-то весёлое, необычное, не нужно запоминать, нужно только представить слова и в мыслях связать их в цепочку необычных действий. Я столкнулась с тем, что у некоторых детей недостаточно развита фантазия.
И опять на помощь пришла «Школа Эйдетики», а именно метод парадоксальных превращений.
Например: урок русского языка, закрепление темы «Имя прилагательное».
Дети записывают в столбик 10 существительных. Затем, с помощью метода парадоксальных превращений, прошу подобрать к каждому существительному необычный, не свойственный ему признак – имя прилагательное.
Стол – бумажный,
Самолет – пушистый,
Солома – железная,
Слон – лёгкий,
Ручей – сладкий, и т.д.
Далее задания можно усложнить, используя упражнения на закрепление морфологических признаков: указать род, число, окончание имени прилагательного.
Часто учителя задумываются: как заставить ребенка пересказать текст, который трудно представить, как написать изложение близко к тексту или как быстро и легко запоминать стихотворения? Ответы на эти вопросы дает эйдетика.
Для этого младшим школьникам нужно использовать графическое изображение понятия. Я познакомила детей с пиктограммами, значками, в которую можно вставить любую информацию. Сначала я читала им слова и предложения, а дети ассоциировали их с определенным значком. Затем, смотря на пиктограммы, ученики слово в слово повторяли текст. Этим методом я пользуюсь для написания изложений. Они получаются более подробными и полными.
Благодаря умению составлять пиктограммы, ученики легко запоминают любые тексты на уроках чтения, природоведения. С помощью пиктограмм они легко запоминают стихотворения.
На уроках по развитию речи я использую мнемотаблицы, что позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Например, на уроках развития речи я использовала мнемотаблицы «Зима», «Весна».
Работа с мнемотаблицей состоит из следующих этапов:
- Рассматривание мнемотаблицы
2. Перекодирование информации.
- Воспроизведение таблицы по памяти.
В своей работе я также использую упражнения из опыта работы эйдетики, которые направлены на тренировку фотографической памяти. Например: дети бросают на стол несколько счетных палочек ( от 3 до 10 ). 2-3 секунды смотрят на них, накрывают листом бумаги. Потом представляют как они падали и воспроизводят их на рисунке. Такое упражнение можно делать несколько раз, постепенно увеличивая количество предметов.
Также можно использовать игры « Найди отличия», которые также развивают фотографическую память учащихся.
Считается, что запоминать цифры сложнее, чем любую другую информацию. Я попробовала в 1 классе по правилам эйдетики, играя с цифрами вместе с детьми, превратить каждую из них в образ, который она им напоминает. Изучение каждой цифры начиналось со слов: «Представьте себе!» Каждой цифре дети придумали свой образ.
После того, как мы «оживили» все цифры, не возникает проблем с запоминанием чисел разных разрядов. Главное представить свою сказку. Все действия должны необычными, яркими и веселыми.
Очень интересными для детей являются задания с цифрами, которые относятся к методу графических импровизаций.
На уроках математики я также использую метод графических диктантов. Он способствует развитию памяти и воображения у детей.
Когда я впервые применила игры по методике эйдетики, я сразу заметила, что детям интересно. На каждом новом уроке они ждали от меня новых упражнений и игр, которые начинались словами «Представьте себе!» Эти слова я старалась использовать на разных этапах урока. И не только на уроках. Во время воспитательных мероприятий я также использую игры и методы эйдетики. На «Математическом КВНе мы оживляли цифры, сочиняли математические стихи; на классных часах детям нравится игра «О словах без слов» - пантомима, «Сломанный телевизор». Работа с коллегами – это творческая группа по эйдетике. А также работа с родителями: беседы, рекомендации родителям по развитию воображения и памяти детей, проведение собрания «Путешествие в страну Эйдетики».
Когда видишь, как горят огоньки в глазах детей, хочется работать дальше, использовать новые методы и приёмы эйдетики, чтоб эти огоньки не погасли, а горели ещё ярче на каждом уроке. Я хочу, чтобы каждый ребёнок поверил в себя. Поэтому я и применяю игры и приёмы эйдетики, которые развивают детское воображение, фантазию и память, что обязательно отразится на учебном процессе.
По-моему, принцип « Школы Эйдетики» : «ХОЧУ! МОГУ! БУДУ!» относится как к детям, так и к учителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....
«Использования метода проектов в начальной школе»
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/21/picture-205944-1624300536.jpg)
Использование метода моделирования в начальной школе
Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-243185-1366049206.jpg)
«Использование метода проектов в начальной школе»
статья «Использование метода проектов в начальной школе»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379456-1389430827.jpg)
Использование метода проектов в начальной школе
В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/23/picture-471858-1408792540.jpg)
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....