Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
статья на тему
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metod_proekta_v_nachalnoy_shkole.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК «Школа России» в рамках реализации ФГОС второго поколения
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означало «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можно сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми сказку или праздник, даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект.
Сущность методов проекта
Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?
Требования к проектной деятельности
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, и представлена участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
- Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
Этапы работы над проектом
№ п/п | Наименование этапа работы под проектом |
1 | 2 |
1. | Поисковый |
- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации; - анализ имеющейся информации; - определение и анализ проблемы; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации | |
2. | Аналитический |
- Постановка цели проекта: - определение задач проекта; - определение способа разрешения проблемы; - анализ рисков; - составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; - анализ ресурсов; - планирование продукта; - анализ имеющейся информации; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации | |
3. | Практический |
- Выполнение плана работ; - текущий контроль | |
4. | Презентационный |
- Предварительная оценка продукта; - планирование презентации и подготовка презентационных материалов; - презентация продукта | |
5. | Контрольный |
- Анализ выполнения проекта; - оценка продукта; - оценка продвижения |
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
- По целям и задачам.
а) Практико-ориентированный проект.
Ц е л ь: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
- По предметно-содержательной области.
а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
- По характеру контактов между участниками.
а) Внутриклассные;
б) внутришкольные;
в) региональные;
г) межрегиональные;
д) международные.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
- По продолжительности.
а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.
б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
По мнению исследователей данного вопроса (например Н.Ю. Пахомовой), степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:
1-й этап: учитель – ученик;
2-4 этапы: учитель – ученик;
Последний этап: учитель – ученик.
Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
- мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
- наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
- не участвовать ни в одном из текущих проектов;
- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
В любой момент начать новый проект.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимодействия с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступить во взаимодействия со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиции социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;
- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:
- умение спрашивать (выяснить точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
Прежде всего имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го ар 4-ый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, web-сайте, газете, костюме, макете, сценарии, о рекламном проспекте, наборе открыток, планшете, сборнике и т.д.
Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
В и д ы п р е з е н т а ц и й п р о е к т о в:
- доклады;
- слайд-шоу;
- компьютерная презентация;
- игра;
- стендовая презентация;
- концерт;
- литературный альманах;
- видеофильм;
- реклама;
- заочная экскурсия;
- спектакль;
- театрализованное представление;
- демонстрация электронных пособий и т.д.
В качестве примера представляю первый творческий проект, который я выполнила с детьми в 1 классе – "Научились мы читать, Азбуке поставим "5"!". Дети совместно с родителями готовили презентацию буквы, которую выбрал ребенок самостоятельно. Работа была проведена огромная: поиск литературы, где есть материал о буквах; сочинение собственных стихов, загадок, иллюстрирование, поделки. Итогом работы стал праздник «Прощание с азбукой».
В 3 классе моно - проектом по русскому языку стал альбом «Тайна имени». Цель проекта: развитие интереса к тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальный, краткосрочный. Я начала с себя. Подробно рассказала о том, что означает мое имя, откуда оно произошло, показала оформление и дала домашнее задание: узнать и рассказать о своем имени. Для начала мы определили: откуда можно взять нужную информацию: библиотека, интернет, беседа с родителями. На следующий урок все свои оформленные работы дети поместили на доску, где каждый ребенок рассказывал о происхождении своего имени.
Интересно проходила работа над проектом «Красная книга, или Возьмем под защиту». Межпредметные связи: Технология, ИЗО, литературное чтение, русский язык. Продолжитель-ность проекта 1 месяц. Основополага-ющий вопрос. Как люди охраняют окружающую природу? Проблемные вопросы Почему Красная книга так названа?
Есть ли Красная книга у нашего региона?
Зачем люди создали Красные книги?
Какого цвета страницы Красной книги?
Что мы знаем об этом растении? Об этом животном?
Почему это растение (животное) попало в Красную книгу региона?
Как человек может сберечь это растение? Это животное?
Вопросы, направляющие проект | |
Основополага-ющий вопрос | Как люди охраняют окружающую природу? |
Проблемные вопросы | Зачем нужна Красная книга? Какие растения и животные нуждаются в охране? Что мы можем сделать для охраны растений и животных Земли прямо сейчас? |
Учебные вопросы | Почему Красная книга так названа? Есть ли Красная книга у нашего региона? Зачем люди создали Красные книги? Какого цвета страницы Красной книги? Что мы знаем об этом растении? Об этом животном? Почему это растение (животное) попало в Красную книгу региона? Как человек может сберечь это растение? Это животное? |
Этапы работы над проектом и деятельность участников | |
1 этап. Введение в проект. | Цель этапа - мотивировать детей на участие. Учитель проводит урок введения в проект, на котором дети обсуждают ответы на основополагающий вопрос проекта, пытаются сформулировать ответы на проблемные вопросы проекта; формулируют свои желания и ожидания от проекта. |
2 этап. Организация. | Цель этапа – формирование групп (ботаники, зоологи, экологи) участников. Определяется цель и задачи проекта, в краткой форме записывается план работы над проектом, определяются пути решения проблемы, планируют работу под руководством учителя. |
3 этап. Исследование. | Цель этапа – собрать и подготовить материал.Участники групп посещают библиотеки, работают с энциклопедиями, научными изданиями, набирают материал о выбранном растении и животном, делают записи об источниках. Задача учителя – консультирование детей по вопросам. |
4 этап. Продукт | Цель этапа – разработка и создание продукта проекта. Учащиеся вырабатывают идеи по разрешению проектной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями, затем выбирают лучшую идею и на её основе создают продукт проекта. |
5 этап. Защита проекта. | Цель этапа - анализ результатов и презентация (защита) проекта. Учитель проводит консультацию по подготовке к защите. На защите каждая группа не только представляет свою работу, но и выступает экспертом выступлений одноклассников, а также задает вопросы, заранее подготовленные или спонтанно возникающие по ходу. Задача учителя на защите – организовывать процесс чередования выступлений и вопросов проекта. |
Что мне дал метод проектов.
Метод проектов позволил мне:
- обучить детей находить некую значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания;
- подвести детей к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической творческой и познавательной деятельности;
- развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;
- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...
Представление опыта по теме «Использование метода проектов в начальной школе»
Использование метода проектов является одним из способов реализации требований ФГОС НОО и способствует формированию всех групп универсальных учебн...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только насто...
Значимость здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Что такое "здоровьесберегающие образовательные технологии"? Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педа...
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»
laquo;Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»...
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, ...