«Использование метода проектов в начальной школе»
статья по теме

Губарь Елена Константиновна

статья «Использование метода проектов в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_metoda_proektov.docx205.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей №378

Кировского района Санкт-Петербурга

Губарь Елена Константиновна

Статья «Использование метода проектов в начальной школе»

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, для развития творческого потенциала ребенка, формирования у него умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач как учебных, так и практических.

 Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основоположником педагогического метода проектов считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952).

Именно этот американский ученый предложил обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и цели.

Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Килпатрик посвятил этой теме свою книгу «Метод проектов».

В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

На рубеже 1910-20 гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.

Проект (от латинского projectus) буквально – брошенный вперед, замысел, план.)

Метод (от греческого methodos) – путь, исследование, теория, учение.

Главной целью работы над любым проектом является реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

При работе над проектом можно выделить следующие этапы.

Выбор темы – это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом, которой является компромисс – тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями учителя.

Тема  может быть связана с различными  учебными дисциплинами. Если детей увлекает работа над темой, то использование деталей изучаемой темы на уроках позволит повысить мотивацию обучения. Тема и учебные дисциплины тесно связаны - они обогащают друг друга. Тема проникает в уроки, повышая интерес, объединяя этапы уроков в единое целое на основе сюжета. А ученые дисциплины помогают полнее раскрывать тему. Выбрав тему, учитель составляет её матрицу.

Сбор сведений. Источники  информации                      

В качестве различных источников информации могут выступать:

  1. объекты (книги, фильмы, журналы),
  2. организации (музеи, библиотеки, предприятия),
  3. мероприятия (экскурсии, походы).
  4. люди (учитель, родители, специалисты в различных областях)

Вся информация по теме не только собирается, но и систематизируется как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе с детьми.

Выбор проектов                                                                  

Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создает для него ситуацию свободы выбора проекта.

В процессе выбора областей интересов внутри темы их совокупность удобно изобразить на схеме.

Условно её можно назвать

«паутинка темы».

В начале работы над темой эта схема упрощена и  скорее напоминает  «солнышко с лучами». Название «паутинка» схема начнет оправдывать позже, когда каждый аспект станет подразделяться на несколько других.

Составление «паутинки» позволяет объединить детей в группы по интересам.

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  1. актуальность и важность данной проблемы;
  2. анализ разнообразной информации;
  3. программа действий;
  4. разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

  1. представляют проект на конференции
  2. оформляют портфолио
  3. готовят стендовую защиту
  4. разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта

Проекты могут быть представлены в виде:  рисунка, книги, научного отчёта  о проведённом эксперименте, доклада-защиты, инсценировки, электронной презентации макета, газеты  коллекции, гербария, игры, сувенира, поделки, фотоальбома, экскурсии, праздника.

Обязательно должен быть соблюдён ритуал защиты проекта (презентация):

  1. время на одно выступление 7-10 минут,
  2. зрители имеют право задавать вопросы автору проекта,
  3. каждый проект должен быть отмечен и поощрён.

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Классификация проектов.

1. По доминирующей  деятельности учащихся.

1)        Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

2)        Исследовательский.

Он включает обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой и обсуждением полученных результатов.

3)Информационный.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её обогащения и представления для широкой аудитории

4)Творческий.

Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов. Это могут быть и театрализация и произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

5)Экскурсионный.

Перед детьми ставятся конкретные вопросы. Ответы, на которые они должны получить во время экскурсий. Итоги обсуждаются, дети пишут отзывы.

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте.

Любой проект – исследовательский, точно так же, как любой – творческий или информационный.  

Поэтому речь в этой классификации идет не о единственной, а о доминирующей деятельности участников проекта.

2. По продолжительности.

1)Мини-проект (один урок).

2)Краткосрочный (неделя, месяц).

3)Долгосрочный (четверть, полгода).

3. По организационной форме.

1)Индивидуальные (результат работы одного человека).

2)Групповые (работа в малых группах – выставки, сценки, макеты, игры).

3)Коллективные (концерт, праздник с общей подготовкой и репетицией).

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:                                                          

1)исследовательские,

2)социального – взаимодействия,

3)оценочные,

4)презентационные,

5)менеджерские,

6)рефлексивные.

Критерии успеха работы над проектом.

 1) Достигнут конечный результат.

 2) Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

 3) Результат проекта  может быть использован другими коллективами.

 4) Информация о проекте широко распространена.

 5) Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

 6) Получено удовольствие от своей деятельности.

 Особенности применения проектной деятельности к младшему школьному возрасту.

1)Характер проектной деятельности чаще коллективный.

2)Проекты в начальной школе чаще всего реализуют учебные цели.

3)Учитель является участником проекта.

4)В проекте идет смещение акцентов деятельности: на первый план, вместо выдвижения и подтверждения гипотезы, у младших школьников выходит самостоятельный поиск и презентация результатов этого поиска.

5)Совместная деятельность с родителям.

Урок в режиме проектного обучения. Этапы работы методом проектов:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». В практику работы учителя начальной школы, наряду с традиционной методикой, входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, технологические интеллект-карты, технология модульного обучения. С использованием компьютерных технологий для педагога открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьника к каждому из изучаемых предметов.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

 Использование проектной деятельности и информационных технологий способствует развитию у младшего школьника:

  1. логического, творческого, критического мышления;
  2. способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
  3. целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
  4. способностей к самопознанию и самопониманию;
  5. эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
  6. информационной компетентности.

Литература

1) «Как организовать проектную деятельность учащихся».

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Автор: Сергеев И.С., АРКТИ.

2) «Творческий проект или как провести самостоятельное  исследование». Автор: Савенков А.И.

3) «Учебные проекты младших школьников». Журнал «Начальная школа» 2005г. №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Использование метода проектов в начальной школе

Материалы методического объединения...

Использование метода проектов в начальной школе

В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....

Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе

Статья с презентацией "Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе"...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Использование метода проектов в начальной школе.

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...