Использование метода проектов в начальной школе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов в начальной школе
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность .
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:
а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению .
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
• монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;
• межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;
• надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования .
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
7.Использование исследовательских методов :
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).
Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта :
- Работа над темой (овладение лексическими единицами, аудированием, чтением текстов по теме, активизация материала в различных упражнениях коммуникативного характера).
- Обсуждение темы будущего проекта.
- Распределение задания между членами группы.
- Сбор информации, ее анализ и обработка.
- Оформление проекта.
- Презентация проекта.
- Подведение итогов. Рефлексия (как оцениваете проект, чему научились, какие трудности, где можете это применить в практической деятельности как ученик начальных классов)
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.
1 этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2 этап
учитель УЧЕНИК
3 этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
При организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:
- «Коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успехов.
- Возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.
Проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую – в течении определенного отрезка времени. Основное отличие метода проектов от просто групповой работы или работы над темой заключается в организации обязательной презентации результатов. Метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Сущность его можно обозначить словами Клодин Орио: «Все способны».
В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но проводить постоянный мониторинг необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется, но не в виде готового решения, а в виде совета.
Нужно отметить, что сегодня общество предъявляет к учителю новые требования и в связи с тем, что современные дети коренным образом отличаются от своих сверстников прошлых лет, так как они живут в новом информационном пространстве. Даже нынешний первоклассник – это не чистый лист, на который наносятся определенные программой знания. Любой школьник получает сегодня информацию через многие источники: радио, телевидение, периодическую печать, Интернет, и это нельзя не учитывать. На современном этапе развития нашего общества учитель не является единственным источником информации, всезнающим оракулом. Именно реализация проектной деятельности в процессе изучения литературного чтения имеет ряд достоинств: расширяет кругозор школьников, развивает умение работать в коллективе, творческие способности и навыки самостоятельной работы обучающихся, повышает значимость языка как средства общения, интегрирует все четыре вида речевой деятельности.
Также данная технология оказывает положительное влияние на развитие личностных качеств: способность к самоорганизации, ответственность, самоконтроль, самоанализ, стремление к самообразованию, желание добиться дальнейших успехов.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология, и русский язык.
Надо отметить, что современные образовательные программы по литературному чтению для младших школьников подразумевает использование метода проектов для развития речевой деятельности ребенка в учебном процессе.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа учителя начальных классов по литературному чтению должна быть направлена на формирование навыков монологической речи младших школьников на основе организации проектной деятельности. Главное найти и использовать такие компетенции, которые наиболее предпочтительны в современных условиях. Достичь их формирования при традиционных подходах к построению процесса образования, когда доминирующей деятельностью учащихся является восприятие и репродукция большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из этого противоречия возникает проблема поиска средств и методов формирования у учащихся необходимых компетенций. Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках чтения необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках литературного чтения позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода учащийся из объекта обучения превращается в субъект учебной деятельности. Учитель в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Подготовку и защиту проекта проводится на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.
Вопросы обучения монологическому высказыванию являются предметом многих исследований в области методики. Важное значение в организации обучения монологическому высказыванию имеет проблема управления процессом порождения учащимися связного монологического высказывания. Монологическое высказывание является действием, которое осуществляется субъектом речевой деятельности – учащимся, выражающим свое личностное отношение к окружающей действительности.
При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Основная проблема – организация деятельности учащихся. Проекты создают дополнительную работу для учителя, они требуют дополнительных действий. Следующей проблемой является мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но с другой стороны, проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно чтобы не было слишком строгого контроля. Существуют некоторые личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но так же работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты. Иногда возникают трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом. Успех группы, рассчитанный на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3-4. Насколько это возможно, позволяйте самим ученикам разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя.
По всему вышесказанному можно сделать вывод, что метод проектов является эффективным средством обучения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения монологической речи. Ведь именно во время выполнения проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
- Метод проектов является положительным средством формирования монологической речи на уроках . Не бойтесь использовать метод проектов!
- Тщательно продумывайте оценку деятельности за работу (группой, по жетонам, карточки с ролями)
- Не ограничивайте детей в самостоятельности: в плане содержания и в плане оформления!
- Постоянно стимулируйте и поощряйте детей!
- Формируйте группы по разному: по желанию, по интересам, по жетонам.
- Привлекайте учащихся к самооценке своей деятельности!
Метод проектов в процессе обучения литературному чтению используется с целью привития интереса к изучаемому предмету, повышения мотивации его изучения, развития умения самостоятельно добывать информацию, развития коммуникативной компетенции на чтении, а так же убеждает учащихся в практической значимости владения русским языком.
В настоящее время в школе востребован учитель как личность культурная, духовная, нравственная, гуманная, социально-активная, с чувством личной ответственности, способная к работе с детьми с позиций диалога, новых знаний , толерантности, сотрудничества с коллегами, детьми и родителями, личность готовая к совместному исследованию и творчеству, способная к рефлексии. Развитие учителем речевой деятельности учащихся посредством использования проектно-исследовательского метода является показателем творческого подхода педагога к своей работе с учётом требований новых образовательных стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....
«Использования метода проектов в начальной школе»
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...
«Использование метода проектов в начальной школе»
статья «Использование метода проектов в начальной школе»...
Использование метода проектов в начальной школе
В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....
Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе
Статья с презентацией "Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе"...
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Использование метода проектов в начальной школе.
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...