Использование метода моделирования в начальной школе
методическая разработка по теме
Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний. В предложенной статье приведены примеры использования метода моделирования на уроках чтения, математики, природоведения при изучении различных тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_modelirovanie.docx | 465.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
Учителя начальных классов Курской школы-интерната I и II вида успешно применяют метод моделирования в своей педагогической деятельности.
Так, на уроках чтения для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), мы применяем метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.
При составлении модели обложки, жанры обозначаются фигурами:
Сказка
Стихотворение
Рассказ
Басня
Темы чтения замещаются цветом:
о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.
Например, составим модель обложки к рассказу Е.Чарушина «Волчишко». Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим коричневым кругом. Готовая модель обложки будет выглядеть так:
Фамилия автора
Тема и жанр (рассказ о животных)
Заголовок
Метод моделирования на уроках чтения мы используем при составлении схематического плана, в котором «заместителем» героев служит печатная буква, обведенная кружком. Например, заяц , медведь .
Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок» выглядит так:
Широко используются в начальных классах эскизно-модельные планы. Так выглядит план к сказке В. Сутеева «Яблоко»:
По представленному плану легко понять, какие события происходили в сказке и в какой последовательности.
Используя метод моделирования, мы составляем характеристику качеств героя произведения. Так выглядит характеристика мальчика из рассказа А. Пантелеева «Честное слово»:
Взаимоотношения персонажей произведения тоже можно представить в виде модели. Рассказ «Белолобый» А. Чехов.
Моделирование на уроках математики используется на самых ранних этапах обучения детей с недостатками слуха. Так, обучающимся подготовительного класса мы предлагаем следующие задания:
Мы активно используем метод моделирования как основной прием анализа задачи, который помогает обучающимся увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и самому найти правильное решение.
При решении текстовых задач действия должны пройти через 3 этапа:
1. Целенаправленно отрабатывается в операциях с объемным предметам или их заменителями;
2. Проговаривается, сначала громко, затем про себя;
3. Переход в умственные действия.
Какие же графические схемы мы используем?
Задача №1
Дети посадили у школы 6 лип и 4 березы. Сколько всего деревьев посадили дети у школы?
Задача№2
В нашем доме 9 этажей, Это на 4 этажа больше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме?
Задания на выбор модели данной задаче (или наоборот) помогают ученику понять структуру задачи. Как правило, если обучающиеся справляются с данным заданием, то у них не возникает проблем в решении текстовых задач.
Например, мы предлагаем выбрать модель к задаче №3 «На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке?»
При решении уравнений модель дает возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данным и искомыми величинами, помогает обобщить теоретические знания о компонентах арифметических действий.
х + =
х - =
- х =
Особенность моделирования на уроках ознакомления с окружающим миром и природоведения состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы, чертят схемы всевозможных связей. Основное назначение модели на уроке в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта. В зависимости от степени материальности, модели делятся на предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные (схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов). Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Выделим четыре этапа моделирования:
- Вычленение существенных признаков объекта
- Построение модели.
- Исследование модели.
- Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект
В первом классе при изучении окружающего мира в работе с обучающимися мы используем модели светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках обущающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие богатство и разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях. В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.
В качестве примера предлагаем следующие задания:
Задание 1.
Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода — В (воздух — ВЗ, почва — П, свет — С): дождь, солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.)
Задание 2.
Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.
Задание 3.
Мой адрес
На основе проделанной работы мы пришли к выводу, что использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний.
Литература:
- Бескоровайная Л. С. Перекатьева О. В. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. (Серия «Учение с увлечением»)
- Микулина Г. Г. Учим понимать математику. – М.: «Интор», 2005.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2000 задач и примеров по математике. – М.: «Астрель», 2005.
- Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой// Дошкольное воспитание. - 2001.-№4.
- Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности школьника // Вопросы психологии,2002 г
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. – М.: ГНОМ и Д,2001.
- Панько Е., Коломинский Я. И др. Учебная деятельность, формирование предпосылок. \\ Пралеска, 2006, №6
- Ладутько Л.К., С.В.Шкляр. Ребенок познает мир природы. \\ Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 228с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 2001, С. 204, 261–263.
- Формирование экологической культуры школьников/авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....
«Использования метода проектов в начальной школе»
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...
«Использование метода проектов в начальной школе»
статья «Использование метода проектов в начальной школе»...
Использование метода проектов в начальной школе
Материалы методического объединения...
Использование метода проектов в начальной школе
В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Использование метода моделирования в начальной школе.
Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие...