Памятка "Работа над проектом"
проект (4 класс)
Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка "Работа над проектом" | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогой друг!
Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.
Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.
Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков:
проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
- Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
- Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
- Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
- Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
- Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова:
введение, основная часть, заключение.
Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.
Основная часть – описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы – клише:
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Проект может быть индивидуальным и групповым.
Этапы работы над проектом
1. Выбор темы.
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».
- Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
- Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
- Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
- Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Образец
Тема проекта: «Мир слов».
Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.
Задачи:
- Изучить строение словаря.
- Определить, когда и где можно использовать словарь.
- Придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
6. Работа с информацией.
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.
1) Сбор информации.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)
К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
2) Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Методы исследования:
- Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
- Изучение источника исследования.
- Опрос.
- Интервью.
- Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
- Анализ информации.
- Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
- Мозговой штурм.
- Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
- Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
- Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
- Сравнение.
- Обобщение.
- Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.
Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
- Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
- Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
- Анкетирование.
- Тестирование.
3) Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.
Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.
Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.
В этом стихотворении пять строк.
- Запишите тему стихотворения одним словом.
- Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
- Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
- Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
- Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.
Образец синквейна.
Язык.
Могучий, безграничный.
Объясняет, поёт, торжествует.
Маяк безбрежного моря жизни.
Дар!
Учитель.
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых двух!
Мастер.
4) Вывод.
Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.
7. Защита проекта.
Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
План защиты проекта
- Тема проекта.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Гипотезы.
- Методы и средства исследования.
- Актуальность проекта.
- Этапы работы.
- Полученные результаты.
- Выводы.
Текст выступления
Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.
Введение
Тема моего / нашего проекта …
Цель моей / нашей работы …
Задачи моего / нашего исследования: …
Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Моя / Наша работа актуальна, потому что …
Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
- выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
- сбор информации ( _ недели).
Практический этап:
- эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
- изготовление продукта ( _ недели).
Обобщающий этап:
- подготовка выступления (1 неделя);
- подготовка к презентации проекта (1 неделя);
- защита проекта (1 неделя).
Основная часть
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…
Презентация творческого продукта
8. Самоанализ выступления.
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.
Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.
- Довольны ли вы своим выступлением?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?
- Что вам не понравилось?
- Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
- Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....